ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 4-107 от 03.09.2009 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«10» сентября 2009 г.            Дело № А38-2172/2009                     г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 10  сентября 2009 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьиТолмачева А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фаракшиной К.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению  заместителя прокурора Республики Марий Эл  в интересах

ГУ РМЭ «Оршанское лесничество»

к ответчику Отделению по Оршанскому району УФК по РМЭ

о признании незаконными действий по приостановлению операций по расходованию денежных средств  с лицевого счета должника

с участием третьих лиц  МИФНС России № 5по РМЭ,

Министерство финансов РМЭ,

Министерство лесного хозяйства РМЭ,

с участием представителей:

от заявителя – Алтынбаева Ф.Р.,  старший помощник прокурора,

от ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» - Никулин Ю.Н., руководитель, Бурбан С.Б., Рыбаков С.В., представители по доверенности,

от ответчикаШвалев Г.С., представитель по доверенности,

от третьего лица (МИФНС России № 5 по РМЭ) – Иванов А.М., представитель по доверенности,

от третьего лица (Министерство финансов РМЭ) – Шайбекова С.А., представитель по доверенности,

от третьего лица (Министерство лесного хозяйства по РМЭ), не явился, извещен надлежащим образом

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Республики Марий Эл  обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением в интересах ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» (далее – Оршанское лесничество, Учреждение, Лесничество) с требованием о признании незаконным действий Отделения по Оршанскому району  Управления федерального казначейства по РМЭ, выразившихся в приостановлении осуществления операций  по расходованию  денежных средств на лицевом счете ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» № 03082А02471 в связи с неисполнением исполнительного листа Арбитражного суда Республики Марий Эл № 005287 от 22.01.2008 г. по делу № А38-4717/2007-17-376 (согласно заявлению об уточнении требования).

К участию в деле  в качестве третьих лиц  привлечены Министерство финансов Республики Марий Эл (далее Министерство финансов) и Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по РМЭ, Министерство лесного хозяйства РМЭ (л.д. 1-4).

            Обосновывая свои требования, заместитель прокурора ссылается на неправильное применение Отделением казначейства пункта 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ, поскольку у Оршанского лесничества не имелось возможности исполнить  исполнительный документ, в связи с отсутствием средств от предпринимательской деятельности и  средств бюджетного финансирования на соответствующие цели (л.д.10-14).

            В судебном заседании заместитель прокурора поддержал заявленные требования полностью.

Оршанское лесничество в судебном заседании полностью поддержало требование заместителя прокурора о признании незаконными действий Отделения казначейства.

            Ответчик, Отделение Федерального казначейства, в отзыве и судебном заседании пояснил, что  с 10 июля 2009 г. были возобновлены  операции  на лицевом счете Оршанского лесничества, в связи с чем, ответчик просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме (л.д. 96-97).

Третье лицо, Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по РМЭ, в отзыве  поддержал позицию  ответчика, просило отказать  в удовлетворении требований заместителя прокурора  (л.д. 101-103).

Министерство  финансов Республики Марий Эл в отзыве  пояснило, что спорная задолженность образовалась у Оршанского лесничества, в том числе, в связи  с осуществлением предпринимательской деятельности. В связи с отсутствием у Лесничества  средств от осуществления предпринимательской и  иной приносящей доход деятельности, им неоднократно направлялись запросы-требования в адрес  главного распорядителя  средств бюджета о необходимости выделения ему  дополнительных лимитов бюджетных обязательств  в целях исполнения   исполнительного документа. Однако главным распорядителем необходимые денежные средства выделены не были. Таким образом, по мнению Министерства, Оршанское лесничество предприняло все меры, предусмотренные законом для исполнения исполнительного листа. Согласно бюджетной росписи на 2009 г. ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» доведены бюджетные ассигнования в размере 2489315 руб. (л.д. 33). Перечисление Оршанским лесничеством указанных средств на исполнение  исполнительно листа арбитражного суда, в счет погашения задолженности, образовавшейся от осуществления предпринимательской деятельности  в соответствии со статьей 289 БК РФ может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств.

Исполнение спорного  исполнительного листа возможно за счет дополнительно выделенных средств бюджетного финансирования. В связи с изложенным, Министерство финансов считает возможным удовлетворить требования  заместителя прокурора (л.д. 109-113).

В судебном заседании арбитражного суда первой инстанции третьи лица полностью поддержали позиции, изложенные в отзывах (протокол судебного заседания от  03.09.2009).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Как следует  из материалов дела,  решением Арбитражного суда Республики Марий Эл  от 21 декабря 2007 г. по делу № А38-4717/2007-17-376 по заявлению МИФНС России № 5 по РМЭ   с ГУ РМЭ «Оршанский лесхоз»  взыскана задолженность по НДС, пеням и налоговым санкциям в общей сумме 73530,66 руб.  Названная сумма задолженности образовалась в связи с осуществлением  Лесничеством  предпринимательской деятельности.  Кроме того, по итогам рассмотрения дела арбитражным судом с Учреждения в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 500 руб. в уменьшенном размере (л.д. 16-17).

На основании  указанного решения  налоговому органу выдан исполнительный лист  № 005287 от 22 января 2008 г.

В связи с реорганизацией  ГУ РМЭ «Оршанский лесхоз»  определением арбитражного суда от 14.04.2008 г.  произведена замена должника в исполнительном производстве с ГУ РМЭ «Оршанский лесхоз» на ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» (л.д. 18).

Согласно  Уставу, основными функциями Оршанского лесничества являются  организация рационального, многоцелевого непрерывного и неистощительного использования лесов; организация воспроизводства лесов,  обеспечение соблюдения лесного законодательства,  осуществление полномочий по государственной лесной охране лесов. Названными полномочиями лесничества наделены в соответствии с положениями статьи 83 Лесного кодекса РФ (л.д. 34-48).

Лесничество имеет единственный лицевой счет № 03082А02471  в Отделении по Оршанскому району  Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл. По данному счету проводятся операции,  как с бюджетными средствами, так и со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

21 января 2009 г.  исполнительный лист № 005287 поступил в   Отделение по Оршанскому району Управления Федерального казначейства  по Республике Марий Эл.

Уведомлением от 26.01.2009 г. Отделение Федерального казначейства известило  должника о поступлении указанного исполнительного документа (л.д. 14).

28.02.2008 г., 25.06.2008 г., 13.01.2009 г., 04.05.2009 г. Оршанское лесничество в соответствии с пунктом 4 статьи 242.4  БК РФ направляло в адрес главного распорядителя бюджетных средств (Министерство лесного хозяйства РМЭ) запрос требование о выделении дополнительных объемов финансирования расходов (л.д. 28- 32).

Заявленные должником денежные средства выделены не были.

В связи с неисполнением  должником исполнительного листа № 005287  Отделение федерального казначейства, в соответствии с пунктом 7 статьи 242.4 БК РФ,   с 21.04.2009 г.  приостановило операции по расходованию денежных средств по лицевому счету Оршанского лесничества № 03082А02471, о чем в адрес должника направлено соответствующее уведомление (л.д. 15).

30.04.2009 года  ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» направило в Отделение Федерального казначейства  информацию  о том, что указанная  в исполнительном листе арбитражного суда задолженность образовалась в связи с осуществлением Лесничеством в 2002-2004 гг.  предпринимательской деятельности (л.д. 19-20).

04.05.2009 г. Лесничество обратилось  в Прокуратуру Оршанского района Республики Марий Эл  с заявлением  о признании незаконными действий Отделения казначейства о приостановлении операций по расходованию средств на лицевом счете (л.д. 21).

Руководствуясь  частью 1 статьи 52, статьей 198  АПК РФ, федеральным законом  от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации»  заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Оршанскому району УФК по Республике Марий Эл, выразившихся в приостановлении осуществления операций по расходованию денежных средств на лицевом счете ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» № 03082А02471 в связи с неисполнением  исполнительного листа Арбитражного суда Республики Марий Эл № 005287 от 22.01.2008 г. по делу № А38-4717/2007-17-376.

Законность и обоснованность оспариваемых действий Отделения Федерального казначейства  проверены арбитражным судом первой  инстанции в соответствии с положениями статей    197-201  АПК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона  от  02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пунктом 3 статьи 239, пунктом 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, производится в соответствии с бюджетным законодательством.

Согласно пункту 9 статьи 161 БК РФ бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В силу статей 242.4 БК РФ органы Федерального казначейства наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Согласно указанным нормам права исполнительный документ в данном случае направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно абзацу 3 пункта 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 242.4  БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации.

В свою очередь, согласно пункту 5 статьи 242.4  БК РФ  главный распорядитель  средств бюджета субъекта Российской Федерации  в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, учреждений субъекта  Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств  (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования  расходов в соответствии с запросом-требованием.

Во исполнение положений названной статьи   ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» 25.06.2008 г., 28.02.2008 г., 13.01.2009,  04.05.2009 г.  направляло  главному распорядителю  средств бюджета  Республики Марий Эл  (Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл) запросы-требования о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств для погашения задолженности налоговой задолженности (л.д. 28-31).

Арбитражным судом установлено, что средства дополнительного финансирования  заявителю выделены не были, данный факт лицами, участвующими в деле не оспаривается.

Согласно данным   лицевого счета  получателя бюджетных средств,   у Оршанского лесничества в период приостановления операций по лицевому счету средства  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности отсутствовали.

Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что должник, Оршанское лесничество, предпринял все, предусмотренные  бюджетным законодательством меры для исполнения  исполнительного листа № 005287.

По смыслу  положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 4 статьи 200 АПК РФ,  в предмет доказывания по делу об оспаривании действий государственных органов входит  проверка оспариваемых действий (бездействия) на предмет их  соответствия закону или иному нормативному правовому акту, наличия полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, обязанность доказывания соответствия совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Оценивая правомерность действия Отделения Федерального казначейства по приостановлению расходных операций по лицевому счету Оршанского лесничества  арбитражный суд исходил из следующего.

Согласно статье 282 БК РФ приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является мерой принуждения, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.

В соответствии с правилами статьи 281 БК РФ под нарушением бюджетного законодательства признается  неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов бюджетной системы РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Данное определение содержит два признака, характеризующих совершенное деяние (действия или бездействие) в качестве нарушения бюджетного законодательства РФ, - противоправность и наказуемость.

Как установлено арбитражным судом и не оспаривается сторонами и лицами, участвующими в деле, Отделение Федерального казначейства приостановило расходные  операции по лицевому счету Оршанского лесничества в связи с неисполнением последним в установленный срок исполнительного листа  Арбитражного суда РМЭ № 005287. Согласно данному исполнительному листу с должника подлежит взысканию задолженность, возникшая, в том числе, в связи с осуществлением им предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Исходя из толкования абзаца 5 пункта 3 статьи 242.4 БК РФ в его системной взаимосвязи с положениями  пункта 9 статьи 161 БК РФ  исполнение исполнительно документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником  предпринимательской и иной  приносящей доход деятельности  разрешается  исключительно за счет  средств, полученных от этих видов деятельности, в пределах их остатка, учтенных на лицевом счете.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, исходя из системного толкования норм бюджетного законодательства, мера воздействия в виде  приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника может быть применена, если должник имеет соответствующие лимиты бюджетных обязательств, либо средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но уклоняется от представления в УФК платежного поручения на перечисление средств, в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа.

Арбитражным судом установлено, что в течение приостановления операций по лицевому счету у Оршанского лесничества отсутствовали средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, соответствующие лимиты бюджетных обязательств для исполнения исполнительного листа 005291 не выделялись.

Отсутствие у должника средств необходимых для  погашения задолженности нарушением бюджетного законодательства не признается.

Следовательно,  в действиях Оршанского лесничества отсутствовали признаки нарушения бюджетного законодательства, предусмотренные статьей 281 БК РФ и являющиеся основанием  для применения к должнику мер принуждения в виде приостановления операций по счету.

Напротив  оспариваемое приостановление расходования денежных средств,  привело к невозможности использования по целевому назначению  бюджетных ассигнований выделенных Учреждению из федерального бюджета для  реализации полномочий, предусмотренных статьей 83 Лесного кодекса РФ, тем самым  оспариваемые действия  Отделения федерального казначейства нарушают права и законные интересы  Оршанского лесничества в сфере реализации государственных полномочий в сфере лесных отношений.

Поскольку совокупность названных обстоятельств не была учтена Отделением Федерального казначейства при  приостановлении  расходных операций по лицевому счету заявителя а также учитывая то, что Оршанское лесничество предприняло необходимые меры для получения из бюджета дополнительного бюджетного финансирования, арбитражный суд  признает действия Отделения  по Оршанскому району УФК по РМЭ по приостановлению операций по расходованию  средств на лицевом счете  № 03082А02471, незаконными как не соответствующие положениям статей 242.4 , 281, 282 Бюджетного кодекса РФ и нарушающими права и законные интересы лесничества.

Арбитражным судом отдельно дана оценка доводу ответчика о том, что оспариваемое действие не нарушает права и законные интересы  Лесничества в связи с возобновлением  операций по его лицевому счету в казначействе.

Действительно, арбитражным судом установлено, что 10 июля 2009 г.  Отделением по Оршанскому району УФК по Республике Марий Эл возобновлены операции по лицевому счету  Оршанского лесничества.

Между тем, данное обстоятельства не является основанием для отказа в удовлетворении требований заместителя прокурора по следующим основаниям.

При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 информационного письма от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

Как следует из материалов дела оспариваемое Лесничеством  приостановление Отделением казначейства операций по лицевому счету,  препятствовало освоению  выделенных Лесничеству субсидий на выполнение  полномочий в сфере  лесных отношений (посадку лесных культур, выполнение противопожарных мероприятий, контроль и пресечение самовольных порубов) тем самым противоправное действие  Отделение казначейства повлекло нарушение прав и законных интересов Лесничества в сфере лесных отношений.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении требований заместителя прокурора  РМЭ в интересах  ГУ РМЭ «Оршанское лесничество»  о признании незаконными оспариваемых действий  Отделения по Оршанскому  району  Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл.

Государственная пошлина по итогам рассмотрения дела  взысканию не подлежит, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ  заявитель и ответчик освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл в  интересах Государственного учреждения Республики Марий Эл «Оршанское лесничество».

Признать незаконными действия  Отделения по Оршанскому району  Управления  Федерального казначейства  по Республике Марий Эл, выразившееся в приостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевом счете Государственного  Учреждения РМЭ Оршанское лесничество № 03082А02471 в связи с неисполнением исполнительного листа Арбитражного суда Республики Марий Эл № 005287 от 22.01.2008 г. по делу № А38-4717/2007-17-376.  

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 Судья                                                                                               А.А. Толмачев