ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 4113/06 от 29.01.2007 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

                                                                  Резолютивная часть решения объявлена «29» января  2007г.

 Полный текст решения изготовлен  «30»января 2007г.

г. Нальчик                                                                                                           Дело А20-№4113/2006

«30» января  2007г.

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе:  судьи   Р.И.Байзулаева                         

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Б. Шиковой,                          

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  закрытого акционерного общества Проектно-конструкторско-технологический институт «Каббалкпроект», г.Нальчик о признании недействительным решения ИФНС РФ по г.Нальчику от 10.11.06. №12/107 о привлечении к ответственности в виде взыскания 78725 руб. штрафа, доначисления 448946 руб. налогов и 59099 руб. пени,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Айбазов Ф.Г. руководитель       

от заинтересованного лица – Гергова А.Э. сп. дов.№04-20 от 09.01.07., Гугуева О.С. сп. дов.№04-20 от 09.01.07.

УСТАНОВИЛ :

Закрытое акционерное общество Проектно-конструкторско-технологический институт «Каббалкпроект», г.Нальчик (далее- ЗАО ПКТИ «Каббалкпроект») обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением о признании недействительным решения ИФНС РФ по г.Нальчику от 10.11.06. №12/107 о привлечении к ответственности в виде взыскания 78725 руб. штрафа с доначислением 448946 руб. налогов и 59099 руб. пеней.

Заявление обосновано тем, что доначисление единого налога по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) на объем работ выполненный  субподрядной организацией свидетельствует о двойном налогообложении, что подтверждается и письмом Управления ФНС РФ по КБР от 02.07.02., а ставка земельного налога исчислена в десятки раз больше, тогда когда она составляет  только 48 коп. за квадратный метр.

ИФНС РФ по г.Нальчику заявление отклонено как неосновательное.

Как видно из материалов дела,  ИФНС РФ по г.Нальчику произведена выездная налоговая проверка ЗАО ПКТИ «Каббалкпроект» за период деятельности с 01.01.03. по 31.03.06. и 17.10.06. составлен акт №12/276 из которого следует, что налогоплательщиком не исчислен и  не уплачен единый налог по УСН в сумме 393623 руб.  за 2004-2005 годы, 10112 руб. за 1 кв. 2006г.и земельный налог в размере 45211 руб.

 На основании материалов проверки руководителем ИФНС РФ по г.Нальчику 10.11.06. принято решение №12/107 о привлечении ЗАО ПКТИ «Каббалкпроект» к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде взыскания 78725 руб. штрафа с доначислением 403735 руб. единого налога по УСН, 45211 руб. земельного налога и начисления 59099 руб. пеней.

Суд считает решение налогового органа законным, а доводы налогоплательщика несостоятельными ввиду следующего.

ЗАО ПКТИ «Каббалкпроект» в соответствии с положениями ст.ст. 346.12, 346.13 НК РФ с 01.01.03. является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН и в силу ст.346.14 НК РФ оно с момента перехода на эту систему налогообложения выбрало в качестве объекта налогообложения  доходы, о чем свидетельствуют заявление о переходе на УСН от 20.11.03. №117 и уведомление ИФНС РФ по г.Нальчику от 11.12.02. №11708 о возможности применения этой системы.

Как следует из содержания ст.ст.346.11, 346.13 и 346.14 НК РФ, выбор объекта налогообложения принадлежит налогоплательщику и ЗАО ПКТИ «Каббалкпроект» заявив о своем выборе объектом налогообложения доходы, не изменяло эту систему налогообложения в оспариваемый период, а поэтому обязано следовать этому принципу исчисления и уплаты налогов.

Согласно ст.ст. 346.18, 346.20, 346.21 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации, налоговая ставка устанавливается в размере 6%, налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и авансовые платежи (по кварталам) уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.12.01. №889 «О федеральной целевой программе «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)»  предусмотрено финансирование за счет средств федерального бюджета строительных работ по восстановлению объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и спорта, транспорта и дорожного хозяйства, связи, телерадиовещания и печати.

Госкомитетом РФ по строительству 05.09.02. ЗАО ПКТИ «Каббалкпроект» выдана лицензия ГС-3-61-01-21-0-0711030242-002699-1 со сроком действия до 05.09.07. на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений.

ЗАО ПКТИ «Каббалкпроект»  в г.Москве заключены государственные контракты с федеральным казенным предприятием «Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике» (далее - Заказчик) от 28.05.04. №№10/ПИ-01, 10/ПИ-05, 10/ПИ-08, 10/ПИ-09 и 05.05.05. №10/ПИ-02М о том, что первый обязуется разработать (завершить разработку) проектно-сметной документации на строительно-восстановительные работы.

Кроме того, заявитель в 2004-2006 годах оказывал услуги по изготовлению проектной документации различным хозяйствующим субъектам в КБР.

Во втором квартале 2004г. от Заказчика на счет ЗАО ПКТИ «Каббалкпроект» поступило по 1089370 руб., из которых 218000 руб. по  платежному поручению №136 от 07.06.04., 871370 руб. по платежному документу .№187 от 24.06.04.

В 3 квартале 2004г. как от Заказчика, так и от других организаций поступили денежные средства по платежным поручениям:

- №257 от 22.07.04. - 40000 руб.;

- №142 от 26.07.04. - 40000 руб.;

- №295 от 27.07.04. - 40000 руб.;

- №129 от 28.07.04. - 20000 руб.;

- №179 от 29.07.04. - 40000 руб.;

- №136 от 24.08.04. - 20000 руб.;

- №490 от 30.08.04. - 166200 руб.;

- №540 от 31.08.04. - 414060 руб.

Во втором квартале 2005г. на счет налогоплательщика по платежному поручению №219 от 12.05.05. от Заказчика поступило 300000 руб.

В 4 квартале 2005г. как от Заказчика (федерального бюджета), так и от других организаций на счет заявителя поступили денежные средства по платежным поручениям:

-№ 874 от 03.10.05. - 277963 руб.;

-№ 144 от 29.11.05. - 600000 руб.;

- №232 от 14.12.05. - 492000 руб.;

- №54 от 19.12.05. - 492000 руб.;

- №317 от 22.12.05. - 249845 руб.;

- №354 от 22.12.05. - 2240537 руб.;

- №3 от 29.12.05. - 213000 руб.;

В первом квартале  2006г.от различных организаций в г.Нальчике на счет заявителя поступили денежные средства по платежным поручениям №5 от 13.01.06. на 40000 руб., №11 от 08.02.06. - 383000 руб., №20 от 16.03.06. - 100000 руб.

ЗАО ПКТИ «Каббалкпроект» налоговая база определена за 2004г. в размере 398850 руб., в то время когда она составляет 2179110 руб.,  за 2005г. в размере 1461690 руб., когда она составляет 6241805 руб., за 1 квартал 2006г. в сумме 10172 руб., когда она составляет 178697 руб.

Поступление денежных средств в указанных размерах налогоплательщиком не оспаривается и эти операции отражены в его книге учета доходов и расходов.

Исходя из того, что налоговая ставка составляет 6% от суммы доходов, то суд считает, что налоговым органом правильно произведены доначисления по единому налогу по УСН за 2004г. в сумме 106816 руб., за 2005г. - 286807 руб. и за 1 квартал 2006г. - 10112 руб.

Поскольку расчетный период год, то за невнесение авансовых платежей за 2006г. с налогоплательщика не взыскана налоговая санкция по этому эпизоду.

За 2004-2005 годы недоимка по единому налогу по УСН составляет 393623 руб., а поэтому налогоплательщик на законных основаниях привлечен к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде взыскания 78725 руб. штрафа.

Так, в соответствии с п.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Если из условий договора не вытекает иное, подрядчик вправе привлечь к выполнению работ субподрядчика. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика в силу п.1 ст.706 ГК РФ.

Согласно общему правилу, установленному п.3 ст.706 ГК РФ, субподрядчик во взаимоотношения генподрядчика с заказчиком не вступает.

Следовательно, генподрядчику, применяющему УСН, выполняющему работы с привлечением субподрядчиков, в составе доходов от реализации при определении объекта налогообложения следует учесть всю сумму поступлений, связанных с расчетами за выполненные работы, выраженные в денежной и (или) натуральной формах, включая и сумму поступлений, связанных с расчетами за выполненные субподрядные работы.

В соответствии с п/п. 14 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.     

Согласно ст. 346.15 НК РФ организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав в соответствии со статьей 249 НК РФ.

В соответствии со ст. 249  НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.     

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики-получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Согласно статье 219 БК РФ бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

В соответствии со статьей 162 БК РФ получателем бюджетных средств может быть только бюджетная организация или другая организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

В силу  ст.69 БК РФ бюджетные средства могут быть предоставлены коммерческой организации в качестве оплаты за оказанные услуги, поставленные товары, выполненные работы.

В данном случае, денежные средства от Заказчика поступали  ЗАО ПКТИ «Каббалкпроект» на оплату услуг (работ) по гражданско-правовому договору, а не в силу бюджетных отношений, и не подпадают под перечень имущества, определенный частью 2 подпункта 11 п. 1 ст.251 НК РФ и относящийся к средствам целевого финансирования. Расходование указанных средств, связано с осуществлением деятельности налогоплательщика, направленной на получение дохода от предпринимательской деятельности.

Согласно ст.75 НК РФ за каждый день просрочки внесения налога начисляется пеня, исходя из учетной ставки рефинансирования Центробанка РФ равной одной трехсотой, действующей в это время.

В силу указанной нормы законодательства на ЗАО ПКТИ «Каббалкпроект» начислена пеня в сумме 59099 руб. за просрочку уплаты единого налога по УСН.

Ссылка налогоплательщика на письмо Управления ФНС РФ по КБР от 02.07.02. №12-26/1882, которым якобы поддержана его позиция о невключении в доход стоимости субподрядных работ, ошибочная. Наоборот, из смысла и содержания этого письма следует, что в доходы (в выручку) включается все суммы полученные генподрядчиком.

Кроме того, заявителем не учтено, что разъяснения даны в период действия Закона КБР от 13.07.96. №16-РЗ об УСН, который отменен с 01.01.03.

В соответствии со ст.8 Закона КБР «О плате за землю» №П6-ХП-3 от 14.05.92г. (в редакции закона КБР от 22.12.98г. №27-РЗ) земельный налог на городские земли устанавливается: на основе средних ставок в соответствии с приложением №2; средние ставки дифференцируются по местонахождению и зонам градостроительной ценности. При этом средняя ставка налога определена в размере 0.48 руб. за 1 кв. м. земли. Данная ставка земельного налога законодательством КБР не изменялась. Коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса г. Нальчика за 2002г. составил  «2.2», а за 2003-2005гг. соответственно  - «2.3», так как в соответствии с данными из органов статистики численность населения в г.Нальчике составила в 2002г. менее 250 тыс. человек, а в 2003г. численность населения превысила отметку 250 тыс. человек.

Согласно ст.1 Федерального закона от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" до 01.01.99 сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год с коэффициентом «1.0».

Статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в

1999году с коэффициентом "2".

Согласно ст. 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в

2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1.2".

          В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом «2».

Статьей 7 Закона № 110-ФЗ установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом «1.8».

Согласно ст. 7 Закона от 07.07.03 № 117-ФЗ действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом «1.1».

Статьей 4 Федерального закона от 29.11.04. №141 -ФЗ «О внесении изменений в часть II НК РФ и некоторые законодательные акты РФ» установлено, что действующие в 2004г. размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом  «1.1».

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.

Пункт 2 ст. 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 06.10.93 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю"
установлены средние ставки земельного налога. Указанные средние ставки
дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности
территории органами местного самоуправления городов. Налогоплательщики уплачивают
земельный налог по дифференцированным ставкам. 

В   законах   КБР   о   республиканском   бюджете\
 КБР  на   1997,   1999,  2000,  2002,  2003, 2004  и 2005 годы продублированы соответствующие нормы Федеральных законов.

Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата в  бюджет.  То  есть коэффициенты, установленные законами  о  федеральном бюджете, перемножаются.

Таким образом земельный налог подлежит исчислению по следующей схеме:

1)За 2003 год . Ставка земельного налога за 1 кв.м. - 0,48 руб. х коэффициент индексации - 1.0 (1998г.) х 2.0 (1999г.) х 1.2 (2000г.) х 1.0 (2001г.) х 2.0 (2002г.) х 1.8 (2003г.) х коэффициент за счет статуса города Нальчика - 2.3;

2)За 2004 год. Ставка земельного налога за 1 кв.м. 0,48 руб. х коэффициент индексации - 1.0 (1998г.) х 2.0 (1999г.) х 1.2 (2000г.) х 1.0 (2001г.) х 2.0 (2002г.) х 1.8 (2003г.) х 1.1 (2004г.) х коэффициент за счет статуса г.Нальчика - 2.3;

3)За 2005 год. Ставка земельного налога за 1 кв.м. 0,48 руб. х коэффициент индексации - 1.0 (1998г.) х 2.0 (1999г.) х 1.2 (2000г.) х 1.0 (2001г.) х 2.0 (2002г.) х 1.8 (2003г.) х 1.1 (2004г.) х 1.1 (2005г.) х коэффициент за счет статуса г.Нальчика - 2.3.

По этой формуле ставка земельного налога за 2003г. составляет 9 руб. 54 коп. за 1 кв.м., за 2004г. - 10 руб. 49 коп., за 2005г. - 11 руб. 54 коп., а соответственно ЗАО ПКТИ «Каббалкпроект» было обязано, исходя из размера земельного участка, исчислить налог за 2003 год в сумме 14310 руб., за 2004г. - 15735 руб., за 2005г. - 17310 руб.

Однако в нарушении названных норм законодательства налогоплательщиком за 2003-2005 годы налог был исчислен по 720 руб. за каждый год.

         Поэтому, налоговым органом правильно доначислен налог в сумме 45195 руб.

Следовательно, доводы  налогоплательщика о том, что ставка земельного налога за 1 кв.м. в г.Нальчике составляет только 48 копеек, построены на неполном прочтении законодательства.

Нальчикским городским советом местного самоуправления 28.10.05. принято решение о земельном налоге, которое вступило в законную силу с 01.01.06.

Согласно справки Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по КБР от 23.01.07. №120 площадь земельного участка ЗАО ПКТИ «Каббалкпроект» составляет 1540 кв.м., а кадастровая стоимость 167860 руб., исходя из 109 руб. за квадратный метр.

Следовательно, авансовый платеж за 1 квартал 2006г. составляет  629 руб., однако налогоплательщик ошибочно исчислил к уплате только 613 руб.

Поэтому налоговым органом обосновано доначислено 16 руб. и в ходе судебного разбирательства представитель заявителя согласился с этой суммой.

В связи с тем, что у налогоплательщика имелась переплата по земельному налогу в сумме 59831 руб. 32 коп., то он не привлечен к ответственности.

На день принятия оспариваемого решения у налогового органа отсутствовало заявление налогоплательщика о зачете земельного налога в соответствии с нормами ст.78 НК РФ.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа.

Принятые обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления решения суда в законную силу и подлежат отмене после его вступления в законную силу в соответствии с п.5 ст.96 АПК РФ.

Судебные расходы по делу в виде госпошлины следует отнести на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 96 п.5, 102, 110, 167-170, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Отказать закрытому акционерному обществу Проектно-конструкторско-технологический институт «Каббалкпроект», г.Нальчик в удовлетворении заявления  о признании недействительным решения ИФНС РФ по г.Нальчику от 10.11.06. №12/107 о привлечении к ответственности в виде взыскания 78725 руб. штрафа с доначислением 448946 руб. налогов и 59099 руб. пени ввиду его соответствия положениям НК РФ.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда КБР в месячный срок со дня его принятия.

Судья                                                                                    Р.И.Байзулаев