ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 4ОТ28 от 15.01.2003 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                  Дело № А40-22523/2019-147-267

22 мая   2019 г.

Резолютивная часть решения оглашена 15.05.2019 г.

Полный текст решения изготовлен 22.05.2019 г.

Председательствующего судьи: Дейна Н.В. 

протокол вел секретарь судебного заседания Демина Е.А.

Рассматривает в судебном заседании дело по заявлению Департамента инвестиций и промышленности Ярославской области (адрес 150014, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 62)

к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, Дата регистрации 15.01.2003, адрес 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр.1) Федеральному казначейству (адрес 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 7), Управлению Федерального казначейства по Ярославской области (адрес 150044, г. Ярославль, ул. Полушкина Роща, д. 16, стр. 7)

о признании недействительным приказа от 29.10.2018 г. № 3083 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».

с участием

от заявителя – Никитнев А.О. (паспорт, доверенность № 4 от 28.01.2019 г.)

от ответчика – Минфин – Ткаченко Н.Г. (удостоверение, доверенность от 25.07.2016 г.), Федеральное казначейство – Биджиев А.Б. (удостоверение, доверенность от 13.12.2018 г.), Управление Федерального казначейства по Ярославской области – неявка (уведомлен) суд

УСТАНОВИЛ:

Департамент инвестиций и промышленности Ярославской области обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием  к  Министерству финансов Российской Федерации,  Федеральному казначейству, Управлению Федерального казначейства по Ярославской области об оспаривании приказа  от 29.10.18 № 3083.

Управление Федерального казначейства по Ярославской области в судебное заседание не явилось, извещено судом надлежащим образом.

Заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчики против удовлетворения заявленных требований возражали, по основаниям изложенным в письменных пояснениях.

Выслушав объяснения представителей, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Приказ № 3083 был подготовлен в соответствии со статьями 306.3 и 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказами Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 № 74н «Об утверждении Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации» (далее - приказ № 74н) и от 23.07.2015 № 224 «Об организации работы в Министерстве финансов Российской Федерации по формированию решений о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации» на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федерального казначейства от 24.09.2018 № 07-04-04/09-20319 (далее - Уведомление).

Уведомление составлено Федеральным казначейством по результатам плановой выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018) годы» за период с 01.01.2016 по 31.12.2017, проведенной Управлением Федерального казначейства по Ярославской области с 12.07.2018 по 27.07.2018 в Департаменте и направлено в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии со статьями 269.2, 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 68, 71 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092.

По результатам плановой выездной проверки Управлением Федерального казначейства по Ярославской области установлено следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014№ 1407) (далее - Программа), Правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», утвержденными постановлением

Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 (приложение № 6 к Программе) (далее - Правила № 644), на основании Соглашения о предоставлении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджету Ярославской области на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» от 27.05.2016 № 116-16-05-27-01 (в редакции дополнительных соглашений от 12.07.2016 № 1, от 15.07.2016 № 2) (далее - Соглашение) в 2016 году Федеральным агентством по туризму из федерального бюджета бюджету Ярославской области на софинансирование строительства (реконструкциии) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости предоставлена субсидия в размере 194 897 820 рублей 00 копеек по КБК 174 0412 1160051100 500 (код цели - 607-12419) в том числе:

- на объект «Трасса хозяйственно-бытовой канализации (напорной и безнапорной) с размещением КНС по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, Погорельский сельский округ» (далее - Объект) в размере 78 383 861 рубль 31 копейка, из которых средства федерального бюджета в размере 6 990 830 рублей 99 копеек использованы с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидия из федерального бюджета).

В ходе проверки выявлено следующее бюджетное нарушение.

Для реализации мероприятий Программы на территории Ярославской области было заключено Соглашение о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ярославской области.

На основании Соглашения в 2016 году из федерального бюджета бюджету Ярославской области на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий государственной программы в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных со строительством (реконструкцией) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости предоставлена субсидия в размере 194 897 820 рублей 00 копеек, в том числе по объекту строительства «Трасса хозяйственно-бытовой канализации (напорной и безнапорной) с размещением КНС по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, Погорельский сельский округ» в сумме 78 383 860 рублей 00 копеек.

Привлечение средств из федерального бюджета осуществлялось на основании федеральных нормативных правовых актов, соблюдения условий софинансирования за счет средств бюджета Ярославской области и привлечения частных инвестиций для реализации проектов.

Пунктом 3.1.8. Соглашения определена обязанность по соблюдению графиков выполнения мероприятий программы. Пункт 4.3 Соглашения предусматривает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Соглашению ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Приложению № 6 к заключенному Соглашению, сведения которого предоставляются в Ростуризм по установленной форме, сторонами определен также срок строительства финансируемых объектов.

Срок   строительства   объекта   «Трасса   хозяйственно-бытовой   канализации (напорной и безнапорной) с размещением КНС по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, Погорельский сельский округ» предусмотрен Приложением № 3 к Соглашению (в ред. от 15.07.2016) — 26 месяцев с учетом внесений изменений е проектную документацию (повторная экспертиза) и установлен «сентябрь 2017».

Постановлением Правительства Ярославской области от 25.03.2016 №317-п утверждена областная целевая программа «Развитие туризма и отдыха в Ярославской области на 2016-2020 годы)» (далее - ОЦП). В качестве исполнителей в паспорте ОЦП определен, в том числе Департамент, с определением ответственного должностного лица в лице директора ДИИП Пенягиной Г. А.

Согласно Приложению №2 к ОЦП «Мероприятия по созданию комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Ярославское взморье» Рыбинского муниципального района» определены подлежащие выполнению мероприятия, в т.ч. «Трасса хозяйственно-бытовой канализации (напорной и безнапорной) с размещением КНС по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, Погорельский сельский округ», результатом выполнения которого в 2017 году является ввод объекта в эксплуатацию.

Завершение мероприятий Программы по строительству рассматриваемого объекта в соответствии с ОЦП "Развитие туризма и отдыха в Ярославской области" на 2016 -2020 годы и Соглашением установлен с учетом ввода его в эксплуатацию в 2017 году.

Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансового дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01.01.2017 (ф. 0503127). Отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным внебюджетным фондом на 01.01.2017 (ф. 0503324), Сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности на 01.01.2017 (ф. 0503169), платежным поручениям по объекту строительства «Трасса хозяйственно-бытовой канализации (напорной и безнапорной) с размещением КНС по адресу: Ярославская область. Рыбинский район, Погорельский сельский округ» фактические (кассовые) расходы средств составили в общей сумме 123 315 345 рублей 88 копеек, в том числе: по объекту строительства «Трасса хозяйственно-бытовой канализации (напорной и безнапорной) с размещением КНС по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, Погорельский сельский округ» 69 908 310 рублей 00 копеек - за счет средств субсидии, предоставленной и; федерального бюджета.

Во исполнение мероприятий Программы по объекту «Трасса хозяйственно-бытовой канализации (напорной и безнапорной) с размещением КНС по адресу Ярославская область, Рыбинский район, Погорельский сельский округ. Департамент Приказом от 12.01.2016 № 1.1-ОД определил заказчиком - застройщиком объект* ГБУ ЯО «Центр развития малого и среднего предпринимательства (бизнес инкубатор)», которым 23.11.2016 заключен контракт №Ф.2016.342511 с ООС «Яргазстрой» на выполнение работ по организации строительства указанного объекта (далее - Контракт). Согласно пункту 3.1. Контракта срок окончания выполнения работ установлен 30.10.2017. Пунктом 2.1.28 Контракта установлена обязанность Заказчика совместно с Подрядчиком по получению разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта. Согласно пункту 7.7 Контракта окончательная оплата работ по контракту осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В дальнейшем произошло переименование ГБУ ЯО «Центр развития малого и среднего предпринимательства» на - ГБУ ЯО «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор)».

Согласно Акта №2 приемки законченного строительством объекта (Форма №КС-11), подписанного заказчиком - ГБУ ЯО «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор) и подрядчиком - ООО «Яргазстрой» 30.10.2017 строительно-монтажные работы по объекту были выполнены. Вместе с тем разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Трасса хозяйственно-бытовой канализации (напорной и безнапорной) с размещением КНС по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, Погорельский сельский округ» по состоянию на 01.10.2017 не получено.

Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Проверкой установлено, что разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Трасса хозяйственно-бытовой канализации (напорной и безнапорной) с размещением КНС по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, Погорельский сельский округ» по состоянию на 01.06.2018 не получено.

Пункт 3.1.16 Соглашения, устанавливает обязанность субъекта Российской Федерации выполнять иные обязательства, установленные действующим законодательством Российской Федерации, Программой и Соглашением.

Согласно требованиям пункта 19 Постановления № 999, в случае, если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставлена субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением соответствии с подпунктом «в» пункта 10 настоящих Правил, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитальной строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федеральной бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии.

В этой связи, объем средств субсидии, предоставленной по Соглашению, подлежащий возврату в соответствии с пунктом 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2018 № 90) (далее - Правила № 999) составляет (69 908 309,93 х 10%) 6 990 830 рублей 99 копеек.

Нарушение отражено на страницах 18-19 акта выездной проверки Департамента инвестиций и промышленности Ярославской области от 27.07.2018.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 № 1070-р Ярославская область не освобождена от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 16 и 19 Правил № 999, срок устранения нарушений обязательств по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению объектов капитального строительства не продлевался. По состоянию на 01.06.2018 средства, подлежащие возврату из бюджета Ярославской области в федеральный бюджет в связи с нарушением графика строительства объектов капитального строительства при использовании средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная из федерального бюджета, субъектом Российской Федерации в доход федерального бюджета не возвращались.

Таким образом, в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 19 Правил № 999, пункта 10 Правил № 644 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 118), пункта 2 Приложения, пунктов 3.1.8 и 3.1.16 Соглашения, Департаментом не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечено соблюдение графика выполнения строительства объекта «Трасса хозяйственно-бытовой канализации (напорной и безнапорной) с размещением КНС по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, Погорельский сельский округ», не осуществлен возврат средств в размере сумме 6 990 830 рублей 99 копеек за нарушение обязательств по соблюдению графика выполнения мероприятий по строительству объекта капитального строительства. В этой связи средства федерального бюджета в сумме 6 990 830 рублей 99 копеек подлежат возврату в доход федерального бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства/из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В соответствии со статьями 306.3, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении Правительства Ярославской области (Департамента инвестиций и промышленности Ярославской области) 29.10.2018 Минфином России принят приказ № 3083 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета в сумме 6 990 830,99 рублей.

Платежным поручением от 29.11.2018 № 117675 приказ Минфина России от 29.10.2018 № 3083 исполнен.

В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.

В соответствии с пунктом 6 ст. 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министр финансов имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение:

- о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат;

-о приостановлении   предоставления   межбюджетных   трансфертов   (за исключением субвенций) из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии с пунктом 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.

В соответствии со статьями 306.2 и 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Пунктом 2 Приказа № 74н предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.

На основании изложенного, оспариваемый приказ издан в соответствии со статьями 166, 306.3, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подписан уполномоченным должностным лицом.

По мнению Департамента, ни Соглашением, ни дополнительными соглашения к указанному Соглашению не установлен график выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) (далее - График). Единственный документ, прилагающийся к Соглашению и содержащий сроки ввода Объекта в эксплуатацию, называется «Сведения о наличии проектно-сметной документации, документа об ее утверждении и заключения государственной экспертизы по объектам, финансируемым с участием средств федерального бюджета в 2016 году» и, по мнению Департамента, является документом информационного характера. Таким образом, нарушение сроков Графика отсутствует.

Вместе с тем, в соответствии с частью 6 статьи 130 БК РФ операции с межбюджетным трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субвенций межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральным законом федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительств Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 132 БК РФ правила, устанавливающий общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъект Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил № 644 установлено, что субсидии предоставляются на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований и входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в субъектах Российской Федерации туристско-рекреационных и автотуристских кластеров.

В целях реализации Правил № 644 положение и форму соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию Правил № 644 утверждает государственный заказчик координатор Программы (пункт 9 Правил № 644, в ред. от 27.05.2016).

Субсидии из федерального бюджета предоставляются на условиях: - наличия проекта, инициированного субъектом Российской Федерации и прошедшего конкурсный отбор; наличия соответствующей требованиям Правил № 644 долгосрочной региональной целевой программы, направленной на создание инвестиционных площадок и условий для привлечения в туристскую отрасль внебюджетных средств на основе государственно-частного партнерства, согласованной в установленном порядке с государственным заказчиком - координатором Программы; - заключения соглашения, являющегося обязательством субъекта Российской Федерации по финансированию строительства (реконструкции) объектов, а также по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональными (муниципальными) программами, иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, в соответствии с целевыми показателями результативности предоставления субсидий, утверждаемыми Правительство Российской Федерации; а также при наличии в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнена соответствующих расходных обязательств субъекта Российской Федерации п финансированию в соответствующем финансовом году мероприятий в размера; предусмотренных соглашением, но не менее 5 процентов необходимого размер бюджетных инвестиций (за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). То есть, в том числе местных бюджетов.

Помимо указанных условий Правилами № 644 также предусмотрено наличие заключенных с инвесторами на основе государственно-частного партнерств соглашений между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и потенциальными инвесторами об участии в реализации проектов в объемах необходимых для достижения установленных значений показателей результативности предоставления субсидий; наличие бюджетной заявки, поданной главном; распорядителю средств федерального бюджета, о размере субсидии на очередной финансовый год, необходимой для выполнения мероприятий субъектом Российской Федерации в рамках реализации Программы.

Пунктом 12 Правил № 644 (в редакции от 05.05.2016) установлено, что предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключаемого на срок до 1 года и содержащего: - значения показателей результативности  предоставления субсидии по годам реализации Программы;- последствие недостижения субъектом Российской Федерации установленных значений показателей результативности предоставления субсидии; - обязательство высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить копии документов об утверждении проектной документации и копии положительного заключения государственной экспертизы указанной проектной документации на все объекты, входящие в состав проекта и подлежащие финансированию в соответствующем финансовом году; - перечень объектов (укрупненных проектов), содержащий сведения о мощности, сроках строительства и сметной стоимости объектов.

При этом пунктом 15 Правил № 644 предусмотрено, что одним из критериев оценки эффективности использования субсидий является исполнение плана реализации проекта, определяемое путем сравнения фактических сроков реализации мероприятий с запланированными сроками, а также фактически полученных результатов с ожидаемыми результатами.

В соответствии с подпунктом 10 Правил № 644, в редакции от 11.06.2016 приняты изменения предусматривающие, что Соглашение, заключаемое соответствии с утвержденными Правилами, должно содержать, в том числе перечень объектов капитального строительства и обязательства субъект Российской Федерации по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению указанных объектов в пределах установленной стоимости строительств (реконструкции) (подпункт «в» пункта 10 Правил № 999).

Согласно пункту 11 Правил № 999, неотъемлемой частью соглашения о предоставлении субсидий на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства или приобретение объектов недвижимого имущества является прилагаемый перечень указанных объектов с указанием наименований, адресов (при наличии), мощности объектов, стоимости (предельной стоимости) указанных объектов с реквизитами положительного заключения об эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденного в порядке, предусмотренном Правилами проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения», а также график выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции).

Согласно пункту 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации и абзацу четвертому статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Следовательно, Правила № 644 должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими субсидии из федерального бюджета. Такие участники межбюджетных отношений в соответствии со статьей 6 БК РФ именуются получателями средств федерального бюджета.

Согласно абзацу двадцатому статьи 6 БК РФ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (абзац 21 статьи 6 БК РФ).

Кроме того, указанные обязательства одновременно являются публичными обязательствами Российской Федерации и субъекта РФ в силу абзаца 22 статьи 6 БК РФ, согласно которому под публичными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Такое соглашение является основанием для предоставления субсидий из федерального бюджета, при этом в нем конкретизируются условия предоставления субсидий, их размеры (в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации), положения об ответственности сторон за неисполнение условий соглашения (использование, расходование субсидий), правила предоставления субсидий, и меры, предусмотренные бюджетным законодательством за нарушение положений бюджетного законодательства.

Таким образом, исполнение сроков реализации мероприятий является одним из условий предоставления субсидии из федерального бюджета, установленных Правилами № 644.

Отсутствие в приложения к соглашению наименования «график выполнения мероприятий» не свидетельствует о недействительности заключенного соглашения и отсутствии принятых субъектом Российской Федерации обязательств.

Таким образом, указанный  приказ является  законным и обоснованным,  требования не подлежат удовлетворению в силу ст. 198 АПК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст. ст. 167, 170, 176, 198, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ТребованияДепартамента инвестиций  и промышленности Ярославской области к Минфину РФ об оспаривании приказа  от 29.10.18 № 3083 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

СУДЬЯ   Н.В. Дейна