ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 58-3782/08 от 26.11.2008 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е
  г. Якутск Дело №58-3782\2008

26.11.2008г.

Арбитражный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Сахаэнерго» к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным ненормативного акта при участии представителей от ОАО- ФИО1 по доверенности от 1.01.2008года №134, ФИО2 по доверенности от 22.02.2008года №183, от МРИ – ФИО3. по доверенности от 06.06.2008года № 03\4128, ФИО4 по доверенности от 21.04.2008года №03\10.

Протокол судебного заседания вел судья.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Резолютивная часть решения оглашена 19.11.2008г., решение изготовлено 26.11.2008года.

Суд установил.

Открытое акционерное общество «Сахаэнерго» (далее Общество) обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) (далее налоговый орган) о признании недействительным решения № от 17.03.2008года о привлечении к налоговой ответственности.

Общество уточнило требование и просит признать решение № 249 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) от 17.03.2008г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом изменений , внесенных решением УФНС по РС(Я) №19-20/30/05784.

Уточнение оснований требования в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принято.

В судебном заседании Общество поддержало требования, ссылаясь в части суммы налога 22 881 359 руб. в правовое основание на положения пп.2 пункта 5 статьи 171, пункта 4 статьи 172 НК РФ, в силу которых вычеты сумм налога производятся после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), в фактическое основание ссылается на проведение соответствующих корректировок в связи с возвратом кредиторской задолженности; в части суммы налога 327 492 руб. в правовое основание на положения пункта 8 статьи 171, пункта 6 статьи 172 НК РФ , в силу которых для применения налогового вычета предусмотрены условия: с фактически полученных налогоплательщиком сумм предварительной оплаты товаров должен быть исчислен и уплачен налог, вычет производится на основании иных, чем счета-фактуры, документах; товары , в оплату которых поступили соответствующие суммы предварительной оплаты, должны быть отгружены; указывает, что факт предварительной оплаты подтвержден платежными поручениями, факт исчисления и уплаты налога подтвержден декларациями, книгами продаж, платежными поручениями, отгрузка подтверждена счетами-фактурами, выписанными при отгрузке, книгами продаж; решением УФНС изменены основания отказа в применении вычетов по мотиву не расторжения договора при возврате авансовых платежей в нарушение пункта 8 статьи 100.1 НК РФ.

Налоговый орган с заявлением не согласен по основаниям: соглашение об изменении либо расторжении договора в письменной форме не оформлялись, не подписывались, в связи с чем оснований для предоставления вычета в соответствии с пунктом 5 статьи 171 НК РФ не имеется, в силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцам, на сумму 327492 руб. не представлены счета-фактуры, подтверждающие применение налогового вычета по суммам налога, исчисленным налогоплательщиком с сумм частичной оплаты, оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров не представлены.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решения и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Судом приняты, приобщены к материалам дела, оценены в совокупности с иными доказательствами представленные Обществом копии заверенных платежных поручений, договоров, акта сверки и других документов, по мнению заявителя, подтверждающих доводы по применению налоговых вычетов, по основаниям.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12 июля 2006 г. N 267-О предусмотрено, что часть 4 статьи 200 АПК Российской Федерации - в силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, - предполагает, что налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета, а суд обязан исследовать соответствующие документы.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений.

Судом установлены обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения дела.

22.10.2007года Обществом в налоговый орган представлена первичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2007г. (регистрационный №73978) с суммой налога, исчисленной к возмещению из бюджета 9 640 847 руб.

25.10.2007года Обществом в налоговый орган представлена первая уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2007г. (регистрационный №74537) с суммой налога, исчисленной к возмещению из бюджета 9 384 652 руб., т.е. ранее заявленная к возмещению сумма уменьшена на 256 195 руб.; уменьшение налога произошло за счет увеличения исчисленного НДС с налоговой базы на 258 720 руб. и увеличения налоговых вычетов на 2 525 руб.

20.12.2007года Обществом в налоговый орган представлена вторая уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2007г. (регистрационный №87678) с суммой налога, исчисленной к возмещению из бюджета

9   409 350 руб., т.е. ранее заявленная к возмещению сумма увеличена на 24 698 руб. увеличение произошло за счет уменьшения исчисленного НДС с налоговой базы на 29 814 руб. и уменьшения налоговых вычетов на 5 116 руб.

Налоговым органом проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по НДС за сентябрь 2007года, по результатам проверки составлен акт проверки от 05.02.2008года №56.

Проверкой установлено: применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 23 208 851 руб. по суммам налога, исчисленным налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) неправомерно, в том числе 22 881 359 руб. в силу пункта 6 статьи 172 НК РФ, пункта 1 статьи 172 НК РФ, в сумме 327 492 руб. в силу пункта 1 статьи 172 НК РФ, в фактическое основание указано о непредставлении счетов-фактур , подтверждающих налоговые вычеты.

Общество представило возражения на акт проверки; уведомлением от 2008 года назначено рассмотрение материалов камеральной проверки на 4 марта 2008года.

4 марта 2008года, протокол №16, рассмотрены материалы камеральной проверки и возражение налогоплательщика на акт проверки при участии представителей Общества.

17 марта 2008года начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) вынесено решение №249 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Пунктом 1 решения Общество привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в виде штрафа 713 073 руб.; пунктом 3.1 решения предложено уплатить недоимку по НДС 13 799 501 руб., пунктом 2 начислены пени по сроку 04.04.2008года в сумме 508 655 руб.12 коп.

Общество в апелляционном порядке обжаловало решение налогового органа в УФНС по Республике Саха (Якутия).

Решением УФНС по Республике Саха (Якутия) от 21.05.2008года №19-20\31\05784 решение налогового органа №249 от 17.03.2008года

изменено в мотивировочной части решения в части оснований отказа в применения вычета 22 881 359 руб. и указано, об отсутствии оснований для представления налогового вычета в соответствии с пунктом 5 статьи 171 НК РФ по основанию, что обществом соглашение об изменении либо расторжении договора между Обществом и ОАО АК «Якутскэнерго» в письменном виде не оформлялись, не подписывались; в части вычетов 327 495,58 руб. указано в основание отказа о непредставлении налогоплательщиком в ходе камеральной проверки по требованию документов, подтверждающих обоснованность налоговых вычетов;

заменен текст с абзаца 8 страницы 7 по абзац 5 страницы 10 решения налогового органа;

утверждено решение №249 от 17.03.2008года с учетом изменений, внесенных решением УФНС.

Судом проверены обстоятельства дела по применению налогового вычета в сумме 22 881 355 руб.93 коп. и установлено.

30.12.2003года между Обществом и ОАО АК»Якутскэнерго» заключен генеральный договор купли-продажи №999\11\18 (л.д.34-35 том 1) , по которому Общество (продавец) продает ОАО АК «Якутскэнерго» (покупатель) электроэнергию; продавец обязан передать товар, представлять акт по установленной форме на фактически отпущенную электроэнергию 2 числа каждого месяца, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, выдать покупателю счет-фактуру за отчетный месяц на товар; покупатель обязан принять товар, оплатить, стороны обязуются до 15 числа месяца производить акты сверок на переданный и оплаченный товар; оплата производится ежемесячно до 30 числа следующего за расчетным за фактически отпущенный потребителям объем электроэнергии, подтвержденный актом, срок договора до 31.12.2006года;

согласно пунктам 6.1, 6.2 договор может быть изменен и дополнен сторонами в период его действия на основе их взаимного согласия, любые соглашения сторон по  изменению и дополнению условий договора имеют силу в том случае, если они оформлены в письменном виде, подписаны сторонами договора и скреплены печатями сторон;

Как следует из материалов дела, по платежными поручениям №595 от 21.12.2004г., №4442, №4450, №4451 от 29.12.2004г., №4455, №2054 от 30.12.2004г. (л.д. 81, 83-87 том 1) Обществом получено от ОАО АК «Якутскэнерго» 191 651 000,00  руб., при этом в основании платежа в платежных поручениях указано «финансирование... за приобретение госуд. имущества объектов энергетики..».

Общество ссылается на то, что назначение суммы 191 651 000 руб., перечисленных ОАО АК «Якутскэнерго» за приобретение объектов имущества, на основании письма 104/14 от 17.01.2005г. (л.д. 88 том 1), направленным в ЯФ АБ «Собинбанк», было изменено как «оплата за покупную э/энергию согласно договору 999/11-18 от 30.12.03г.» .

Кроме того, Общество ссылается на то, что на сумму 19 000 000 руб., возвращенную по платежному поручению № 2009 от 27.12.2004г. (л.д.37 том 2) с назначением платежа «возврат задатка для участия в аукционе по продаже объектов энергетики» , уменьшена сумма 191 651 000 руб.; на сумму 19 761 909,99 руб. проведен зачет встречных требований от 31.12.2004г. что подтверждается актом №133-СЭ от 31.12.2004г.(л.д.38 том 2);

остальная часть в сумме 152 889 090,01 руб. была отражена в бухгалтерском учете Общества как авансы полученные по генеральному договору №999/11-18 от 30.12.2003г. (т.1 стр.34-36), по кредиту счета 62.2 как кредиторская задолженность (л.д.39 том 2), что подтверждается актом сверки по договору 999/11-18 , на 01.01.2005г. где сальдо на 01.01.2005г. по кредиту Общества составляет 152 889 090,01 руб. (л.д.40 том 2).

Как следует из материалов дела, 26.12.2004года между Обществом (плательщик) и ОАО АК «Якутскэнерго» (кредитор) заключен договор №104\123 о погашении кредиторской задолженности, согласно пункту 1.1 договора плательщик обязуется погасить кредиторскую задолженность 152 889 090 руб.01 коп., возникающих в результате перечисления на расчетный плательщика авансовых платежей по договору №999\11-18 от 30.12.2003года; согласно пункту 1.2 договора возврат кредитору суммы указанной в пункте 1 договора плательщик осуществляет в течение одного года; согласно пункту 1.3 договора расчеты по возврату суммы кредиторской задолженности указанной в п.1.1 договора производятся за покупную электроэнергию, поставляемую плательщиком кредитору по договору №999\11\18 от 30.12.2003года.

30.12.2005года между указанными сторонами заключено дополнительное соглашение №1 к договору №104\123 о погашении кредиторской задолженности от 26.12.2004года, согласно пункту 2 которого, возврат кредитору суммы указанной в п.п 1.1 договора плательщик осуществляет до 25.12.2006года.

27.09.2007года между указанными сторонами заключено дополнительное соглашение №2 к договору №104\123 о погашении кредиторской задолженности , согласно пункту 1 которого, плательщик осуществляет до 30.09.2007года – 150 000 000 руб., до 31.10.2007года – 2 889 090 руб.01 коп.

Обществом с суммы 152 889 090 руб.01 коп. как суммы полученных авансов, начислен НДС по расчетной ставке 18/118, отражен в книге продаж, строка «авизо филиалов» «авансы полученные» «31.12.2004» сумма «203 642 524, 52 руб.», налог «31064 113, 91 руб.» (т.1 л.д.. 94-99), в декларации за декабрь 2004г. (т.1 л.д. 89-93), уплачен в бюджет по сроку в январе 2005г. на общую сумму 51 037 594 руб. по платежным поручениям № 96 от 19.01.05г., №№ 128, 129 от 21.01.05г., №№ 157, 158 от 25.01.05г., №№ 160 от 27.01.05г. (т.1 л.д. 100-105).

Из материалов дела следует: платежными поручениями №№2897-2901 Общество возвратил ОАО «Якутскэнерго» 150 000 000 руб. (л.д.53-57 том 1);

в бухгалтерском учете за сентябрь 2007 года налогоплательщиком проведены соответствующие корректировки в карточке счета 62.2 (л.д.122 том 1), в книге покупок (л.д.107-188 том 1), оборотно-сальдовой ведомости по счету 62.2 по ОАО «Якутскэнерго» за сентябрь 2007года в связи с возвратом 150 000 000 руб.;

остальная часть 2 889 090 руб.01 коп. перечислена Обществом по платежному поручению №3226 от 25.10.2007года;

за налоговый период сентябрь 2007года налогоплательщиком заявлен налоговый вычет в сумме 22 881 355 руб.93 коп.

Суд, оценив представленные доказательства по делу в их совокупности и во взаимосвязи, приходит к выводу о том, что у вышестоящего налогового органа УФНС при изменении мотивировочной части решения налогового органа отсутствовали основания для вывода об отсутствии доказательств о письменном оформлении расторжения договора, поскольку налогоплательщиком представлены подписанные Обществом и ОАО АК «Якутскэнерго» договор №104\123 о погашении кредиторской задолженности, подписанные 30.12.2005года дополнительное соглашение №1 к договору №104\123, 27.09.2007года дополнительное соглашение №2 к договору №104\123; указанными договором и дополнительными соглашениями стороны, заключившие генеральный договор купли-продажи №999\11\18, согласились о возврате 152 889 090 руб.01коп., перечисленных, как установлено при изменении назначения платежа, в оплату за покупную электроэнергию;

факт уплаты 152 889 090 руб.01 коп., в составе 191 651 000 руб. с учетом изменения платежа материалами дела подтвержден, налоговым органом не опровергнут;

факт возврата 150 000 000 руб. Обществом на счет ОАО АК «Якутскэнерго», стороны по генеральному договору купли-продажи №999\11\18, подтвержден материалами дела, налоговым органом не отрицается;

факт отражения в учете Общества соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом 150 000 000 руб. подтверждается, налоговым органом не отрицается.

Довод налогового органа о том, что договор №104\123 о погашении кредиторской задолженности заключен после перечисления авансовых платежей, суд отклоняет, поскольку как установлено материалами дела, к указанному договору были заключены дополнительные соглашения после даты перечисления суммы 133 651 000 руб. (58 000 000 руб. перечислено 20.12.2004 года), между сторонами Обществом и ОАО АК «Якутскэнерго» установлены длительные хозяйственные правоотношения, ОАО АК «Якутскэнерго» не возразил против заключения договора №104\123 именно 26.12.2004года, дополнительных соглашений к нему, не возвратил Обществу сумму возвращенного Обществом аванса 150 000 000 руб.

Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

В соответствии с пунктом 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм авансовых и иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

Пунктом 4 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вычеты сумм налога, указанные в пункте 5 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

Таким образом, Обществом подтверждено соблюдение условий применения налогового вычета в сумме 22 881 355 руб.93 коп., у налогового органа отсутствовали основания для отказа в применении налогового вычета в спорной сумме, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) 17.03.2008года с учетом изменений, внесенных решением УФНС по Республике Саха (Якутия) от 21.05.2008года, в части отказа в применении налогового вычета 22 881 355 руб.93 коп. не соответствует закону, требование Общество обоснованно и подлежит удовлетворению в этой части.

Судом проверены обстоятельства дела по применению налогового вычета 327 495 руб.58 коп. и установлено.

Налоговым органом предъявлено Обществу требование о предоставлении документов (т1 л.д. 1,6,9,13), подтверждающих правомерность применения налогового вычета.

Обществом представлены: книга покупок по Обществу за сентябрь 2007г. (т. 1 л.д. 118), книга покупок по исполнительной дирекции за сентябрь 2007г. (приложение к письму СЭ-4880/1 от 19.11.2007г. (т. 2 л.д. 3-5), пояснения по порядку выставления счетов-фактур по агентскому договору, агентский договор № 20/05 от 07.02.2005г.( т.2 л.д. 51).

В акте камеральной проверки проверяющими отражено : « на сумму НДС 23 208 851 пуб. , предъявленному к вычету( в т.ч. на сумму 22 881 359 руб., а также на сумму 327 492 руб. ( = 23 208 851 руб. – 22 881 359 руб.) , не представлены счета-фактуры, подтверждающие применение налогового вычета по суммам налога, исчисленным налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

С возражениями к акту камеральной проверки Обществом предоставлены письмом (СЭ-810 от 29.02.2008г. (т.1 л.д. 19) карточка счета 62.2 по авансам погашенным по сбору дебиторской задолженности, письмом СЭ-840 от 04.03.2008г. (т.1 л.д..20), отчет по доходам за сентябрь 2007г. (т.1 л.д. 123), бухгалтерскую справку по начислению НДС с авансов, журнал проводок 68/76.АВ за сентябрь 2007г. (т.1 л.д. 125-126).

Общество утверждает, что представленные документы для рассмотрения правомерности вычета на сумму 327 495 налоговым органом не рассмотрены, а возражения не приняты; собрать и представить платежно-расчетные документы на полученные авансы за неопределенный период времени (несколько месяцев, лет по более чем 1659 потребителям, в том числе физическим лицам), находящиеся в 19 филиалах, расположенных в труднодоступных районах в рамках камеральной проверки невозможно; сводный счет-фактура за сентябрь 2007г. налоговым органом не была истребован.

Решением вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено: «документы, подтверждающие вычеты в размере 327 495 руб.58 коп. не представлены».

Суд, в силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовал представленные Обществом документы и установил.

Из материалов дела видно.

07.02.2005года между ОАО «Сахаэнерго» (Агент) и ОАО АК «Якутскэнерго» (Энергосбыт) заключен агентский договор №20\05. Согласно договору Общество от имени Энергосбыта заключает договоры энергоснабжения с потребителями электроэнергии на территории улусов в объемах согласно приложению №1 в соответствии с указаниями Энергосбыта, производить расчеты за потребленную энергию, распределять по потребителям электроэнергию, предоставлять Энергосбыту установленные отчеты; до 10 числа месяца стороны подписывают акты подтверждения объемов отпущенной агентом энергии потребителям АК «Якутскэнерго», обязанности по оформлению и подписанию актов возложено на Общество. Форма акта приложена к договору (приложение 3).

В пояснениях, полученным судом 24.10.2008г., от 12.11.2008года Общество указывает: согласно агентскому договору Общество осуществляет функции сбыта электрической энергии потребителям ОАО АК «Якутскэнерго» на территории улусов (районов), заключает договоры на энергоснабжение с потребителями электроэнергии, производит расчеты за потребленную электроэнергию; Общество на основании заключенных договоров на энергоснабжение осуществляет подачу электроэнергии 1659 потребителям АК «Якутскэнерго», что ежемесячно подтверждается актом об отпуске электроэнергии. Так, за сентябрь 2007года, актом выполненных работ подтверждается, что в сентябре 2007г. электроэнергия, отпущенная ОАО «Сахаэнерго» абонентам по агентскому договору № 20/5 от 07.02.05г. и принятая АК «Якутскэнерго» составила: 17 516 000 кВт*час, на сумму 32 062 736 руб. 86 коп., в т.ч. НДС 4 890 925,97.

Общество в пояснении указывает:

- поскольку у ОАО АК «Якутскэнерго» нет возможности сбора платы за электроэнергию у абонентов, находящихся в районах Крайнего Севера, право сбора передавалось Обществу по договорам уступки прав требования; договора уступки подписываются между сторонами ежемесячно после подписания акта об отпуске электроэнергии;

так, 30.09.2007года между Обществом и ОАО АК «Якутскэнерго» заключен договор уступки права требования №9-ЯЭСЭ, по которому ОАО АК «Якутскэнерго» уступает свои требования по обязательствам из договоров энергоснабжения, указанные в приложении к договору на основную сумму 32 062 736 руб. 86 коп. за период сентябрь 2007года, в том числе НДС 4 890 925 руб.;

согласно заключенному договору, на основании акта об отпуске электроэнергии Общество раз в месяц оплачивает всю сумму возникшей кредиторской задолженности за отпущенную электроэнергию ОАО АК «Якутскэнерго»; за сентябрь 2007г. часть суммы 32 062 736 руб. 86 коп была оплачена платежными поручениями № 2793 от 18.09.07г. (22 млн.руб.);

затем Общество взыскивает возникшую кредиторскую задолженность с абонентов ОАО АК «Якутскэнерго»; при этом, если абонент оплачивает сверх потребленной электроэнергии, что выходит за рамки агентского договора в соответствующем месяце, то данная сумма зачитывается как авансы полученные именно у Общества, являются средствами ОАО «Сахаэнерго»;

учет расчетов за электроэнергию с абонентами ведется Обществом в автоматизированном виде; обособленные подразделения и филиалы Общества на основании первичных документов ежемесячно по каждому абоненту ведут учет по расчетам и потребления э/энергии: остаток на начало месяца (переплата или задолженность), потребление электроэнергии за месяц, текущие платежи, остаток на конец месяца (задолженность либо переплата); составляют отчет по доходам в виде таблиц и направляют в Управление по энергосбытовой работе исполнительной дирекции Общества, где формируется сводный отчет;

Управлением по энергосбытовой работе в бухгалтерию Исполнительной дирекции предоставляется сводный отчет по доходам в разрезе филиалов, но без разбивки по контрагентам; на основании отчета в бухгалтерском учете отражаются авансы полученные, погашенные;

в связи с тем, что потребители электрической энергии не являются абонентами ОАО «Сахаэнерго» в конце месяца выписываются сводные счета-фактуры на авансы полученные (т. 1 л.д. 128-135) после расчетов с АК «Якутскэнерго» за фактически потребленную энергию за месяц, регистрируются в книге продаж и отражаются в декларации за отчетный период. Авансы погашенные регистрируются в книге покупок без указания счета-фактуры;

в сентябре 2007г. погашены ранее полученные авансы в сумме 2 146 915,37 руб., что подтверждается отчетом по сбору дебиторской задолженности в разрезе филиалов (т. 1 л.д. 123), отчеты по филиалам (подразделениям) (л.д.93 -154 том 2).

на основании отчета по сбору дебиторской задолженности в бухгалтерском учете Общества отражены авансы полученные на сумму 939 972,88 руб., погашенные на сумму 2 146 915,37 руб. (журнал проводок 68.2/76 за сентябрь 2007г. (т.1. л.д. 125-126), выписан счет-фактура на авансы полученные на сумму 939 972,86 руб., в т.ч. НДС 143 385,69 руб. за сентябрь 2007г. (т.1 л.д..124), суммы НДС с авансов, в том числе 327 495,56 руб. (2 146 915,37 руб. х18\118) зарегистрированы в книге продаж и книге покупок (л.д. 117, 118 том 1).

Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.

На основании пунктов 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров, приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пункту 6 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, указанных в пункте 8 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, по смыслу указанных норм для применения данного вычета необходимы следующие условия: исчисление налога с поступившего в счет поставки товара, работ, услуг аванса и наступление даты отгрузки соответствующих товаров, работ, услуг.

Исходя из специфики сложившихся отношений между Обществом и ОАО АК «Якутскэнерго» по исполнению Обществом функций агента ОАО АК «Якутскэнерго» перед потребителями электроэнергии, оплате потребителями за полученную электроэнергию, и с учетом этой специфики порядка определения авансов с сумм дебиторской задолженности, составления сводных счетов-фактур на авансы полученные после расчетов с ОАО АК «Якутскэнерго» за фактически потребленную электроэнергию, регистрацию счетов-фактур в книге продаж, в налоговых декларациях за предыдущие периоды, подтверждения факта отгрузки электроэнергии за сентябрь 2007года на сумму авансов, суд находит выполненными условия для применения вычета в спорной сумме. При этом судом принято во внимание то обстоятельство, что налоговый орган в нарушение требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии представленных Обществом документов в подтверждение вычетов, не оценил эти документы, формально указав в основание отказа в применении вычетов не представление счетов-фактур.

Судом проверен порядок привлечения Общества к налоговой ответственности и установлено.

В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Согласно пунктам 1 - 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, арбитражный суд, порядок обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

По смыслу положений статьи 88 и пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а также заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Как следует из материалов дела, материалы камеральной налоговой проверки налоговым органом были рассмотрены 04.03.2008года при участии представителей ОАО «Сахаэнерго, что подтверждается протоколом №16. Однако какого-либо решения по результатам рассмотрения указанных материалов принято не было, оспариваемое решение о привлечении к налоговой ответственности налоговым органом вынесено только 17.03.2008 года.

Согласно пункту 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан в течении 10 дней принять решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае необходимости получения дополнительных доказательств, налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Между тем, как следует из протокола рассмотрения материалов налоговой проверки, 4.03.2008года ни одно из решений (о привлечении лица к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля) налоговым органом не было вынесено.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

В соответствии с пунктом 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.

Таким образом, при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных в пункте 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что в таком решении непременно должен быть обозначен его предмет, то есть суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 Кодекса.

Согласно части 1 статьи 71 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд, с учетом совокупности установленных обстоятельств, подтверждающих нарушение налоговым органом процедуры вынесения оспариваемого решения, считает, что решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности является незаконным и подлежит отмене.

Судебные расходы следует распределить в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации , суд

Р Е Ш И Л:

Принять уточнение заявления. Решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) от 17.03.2008года №249, с изменениями, внесенными решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 21.05.2008года №19-20\31-05784, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Сахаэнерго».

Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) (677000 Республика Саха (Якутия) <...>) в пользу Открытого акционерного общества «Сахаэнерго» судебные расходы по уплаченной государственной пошлине 2000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Разъяснить, решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия,

в Федеральный Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.

Судья Е.Б.Бадлуева