ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 58-4796/08 от 10.02.2009 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е
  г. Якутск Дело №58-4796\2008

17.02.2009года

Резолютивная часть решения оглашена 10.02.2009года, решение изготовлено в полном объеме 17.02.2009года.

Арбитражный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б., рассмотрев в судебном заседании по делу по заявлению Закрытого акционерного общества Акционерной компании «АЛРОСА» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения, с участием представителей от АК – ФИО1 по доверенности от 01.2009года №, от МРИ – ФИО2. по доверенности от 6.06.2008года №03\4128, ФИО3 по доверенности от 29.09.2008года №03\7862,

установил:

Закрытое акционерное общество Акционерная компания «АЛРОСА», далее Общество, обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия), налоговая инспекция, о признании недействительным решения №192 от 16.04.2008года об отказе в привлечении к ответственности в совершении налогового правонарушения.

Заявлением от 29.09.2008года Общество уточнило заявление и просит признать недействительным решение №207 от 21.05.2008года об отказе в привлечении к ответственности.

Налоговая инспекция с заявлением не согласна по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены обстоятельства дела. Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка Общества уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007года, представленной 28.12.2007 г. и уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной 17.01.2008г., по результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 09 апреля 2008 г. № 07-90/36. Проверкой установлено неправомерное предъявление к налоговому вычету налога на добавленную стоимость в размере 3 044 469 руб. в нарушение п.1 статьи 172, п.3,8 статьи 169, п.4 статьи 170, пп.4 п.5 статьи 169 НК РФ.

Обществом заявлены возражения от 29.04.2008года, о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки Общество извещено письмом от 14.04.2008года №07\2196, полученным 14.04.2008года. Согласно протоколу №36 от 12.05.2008года рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки без участия представителей налогоплательщика.

21.05.2008года по результатам рассмотрения акта проверки, возражений к акту проверки, исполняющим обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) вынесено решение №207 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Общество, не согласившись с решением, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Из материалов дела следует.

1.Нюрбинский ГОК АК «АЛРОСА» (ЗАО) предъявлен налоговый вычет в сумме 3 008 600 руб. не на основании счетов-фактур, выставленных продавцом при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а на основании счета № 6250016775 от 30.11.2007 г., выставленного структурным подразделением АК (АЛРОСА» (ЗАО) Накынское ОУМТС на отклонение в стоимости ТМЦ, ГСМ в части ранее невозмещенной разницы по НДС, зарегистрированного в книге покупок АК «АЛРОСА» (ЗАО) Нюрбинский ГОК за ноябрь 2007 г.; проверкой выявлено, что отклонение в стоимости ТМЦ, ГСМ определено расчетным путем; расчет за ноябрь 2007 г. представлен в виде таблицы «Расчет распределения отклонений в стоимости материалов и топлива в части невозмещенной разницы по НДС на товарооборот в учетных ценах и отклонений по .проценту прошлого месяца без акциза за ноябрь 2007 г.».; сумма отклонений в стоимости ТМЦ и ГСМ выводится расчетным путем из суммы «Товарооборот», суммы отклонений в стоимости ТМЦ и ГСМ в сумме 3008 600 руб. рассчитаны следующим образом: по ТМЦ 17 246 598,09 *   18% *   25,07% - 776 270 руб., по ГСМ 49 424 495,11 руб. * 18% * 25,07% = 22 230 330 руб., где 25,07% - процент суммы выручки от продажи товаров, необлагаемых НДС, к сумме сводной выручки, который используется к распределению налога в ноябре 2007 г.; на основании этих расчетов АК «АЛРОСА» (ЗАО) Накынское ОУМТС предъявлен Нюрбинскому ГОКу счет; структурным подразделением Нюрбинский ГОК в книге покупок за ноябрь 2007 г. в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (.возмещению), зарегистрирован счет, выписанный АК «АЛРОСА» (ЗАО) Накынское ОУМТС в адрес АК «АЛРОСА» (ЗАО) Нюрбинский ГОК № 6250016775 от 30.11.2007 г. на сумму налога 3 008 600 руб. как отклонение в стоимости ТМЦ, ГСМ, оборудования.

Общество в обоснование вычета указало следующее.

Подразделение Компании УМТС, занимающееся закупкой и материальным снабжением), при оприходовании приобретенных товаров производит распределение предъявленного НДС пропорционально доле облагаемых и необлагаемых операций в общей выручке Компании, как это предусмотрено пунктом 4 статьи 170 НК РФ;

- распределение производится в связи с тем, что приобретаемые ТМЦ предназначаются для обеспечения деятельности основных производственных подразделений Компании - ГОКов и прочих структурных единиц, занятых в добыче и реализации алмазов;

- реализация алмазов может являться как облагаемой операций (например, при поставке на экспорт), так и необлагаемой (например, при отгрузке обрабатывающим предприятиям, в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 149 НК РФ, поэтому приобретаемые для ГОКов ресурсы предназначены для использования в облагаемой и необлагаемой деятельности;

при этом на момент оприходования ТМЦ в УМТС вопрос о направлении их использования не может быть определен окончательно, в связи с чем, размер вычета по ним не может считаться окончательно определенным; в случае передачи приобретенных материалов в подразделение, занимающееся исключительно облагаемой НДС деятельностью, каковым является Нюрбинский ГОК, у Компании возникает право на вычет НДС по таким материалам в полном объеме, поскольку указанные материалы целиком используются в облагаемой налогом, деятельности;

- для того чтобы обеспечить возможность исполнения установленного законодательством права на вычет, в случае если ресурсы будут использованы в облагаемой деятельности, УМТС не возмещенную сумму налога учитывает на счете 16 «отклонение в стоимости материальных ценностей; таким образом, отклонение стоимости материальных ценностей – это отложенный НДС, предъявленный поставщиком и не принятый к вычету УМТС в связи с отсутствием, оснований для вычета на дату их оприходования;

- согласно учетной политики при получении ТМЦ и ГСМ Нюрбинским ГОКом от Накынского отделения УМТС, оприходование данных ТМЦ и ГСМ, в том числе суммы отклонений в их стоимости и суммы НДС, подлежащих включению в их стоимость, производится на основании авизо;

- основанием для вычета налога по Нюрбинскому ГОКу явилось авизо от 30.11.2007г. №4167 и счет от 30.11.2007г. №6250016775, выписанный Накынским отделением УМТС, при этом вавизо не отражены ссылки на соответствующие счета-фактуры, полученные от поставщиков товаров (работ, услуг); авизо и счет не могут являться основанием для предъявления налога на добавленную стоимость к вычету;

- Общество предъявило вычет НДС не на основании счета, а на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками и хранящихся в УМТС.

Как следует из материалов дела Общество в подтверждении своих доводов с сопроводительным письмом от 3 марта 2008 г. № 02-31-Б24/256 представило копии счетов-фактур, зарегистрированных в книгах покупок УМТС по товарам, принятым к вычету Нюрбинским ГОКом в ноябре 2007г. на 119 листах за периоды 200З-2007г.г.

Налоговым органом в ходе камеральной проверки изучены представленные копии счетов-фактур и установлено: данные счета-фактуры не отражены в книге покупок Нюрбинского ГОК за ноябрь 2007г.; в счетах-фактурах отсутствует сопоставимость по наименованию, количеству, сумме переданных ТМЦ и ГСМ, по которым допредъявлена сумма НДС к вычету в ноябре 2007 г. по счету от 30.11.2007 г. № 6250016775 в сумме 3 008 600руб., выписанному Накынским отделением УМТС Нюрбинскому ГОК, и отклонены доводы АК «АЛРОСА» (ЗАО) о том, что суммы отклонений в стоимости ТМЦ, ГСМ по Нюрбинскому ГОКу в размере 3 008 600 руб. действительно составлены из сумм представленных счетов-фактур.

Суд, изучив доводы сторон, материалы дела, суд установил.

Согласно пункту 4.3.5 раздела 1 учетной политики Компании, утвержденного приказом от 28.12.2006г. №168 журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж ведутся каждым структурным подразделением в виде разделов единого журнала учета счетов-фактур, единой книги покупок и книга продаж АК «АЛРОСА» (ЗАО); за отчетный налоговый период копии данных разделов представляются обособленными подразделениями в Центральную бухгалтерию АК «АЛРОСА» (ЗАО) в электронном виде и на бумажном носителе для оформления единого журнала учета счетов-фактур, книга покупок, книги продаж и составления АК «АЛРОСА» (ЗАО) налоговой декларации;

учетная политика (п.4.3.4) предусматривает отнесение всех подразделений Компании к трем категориям: I - подразделения, осуществляющие только облагаемые операции, II - подразделения, осуществляющие как облагаемые, так и необлагаемые операции, III - подразделения, осуществляющие только необлагаемые операции; соответственно, по ТМЦ, используемым в подразделениях I категории предъявленный НДС должен браться к вычету полностью, по подразделениям II категории - частично, согласно пропорции, по подразделениям III категории - полностью включаться в стоимость ТМЦ. УМТС, в соответствии с учетной политикой, является подразделением II категории;

каждое подразделение II категории (в т.ч. УМТС), которое осуществляет закупку у поставщиков и подрядчиков  ТМЦ в каждом отчетном периоде должно располагать информацией о размере пропорции для принятия налога к вычету; при этом сама пропорция должна быть единой по всему юридическому лицу, и рассчитываться она должна на основании данных по всей Компании; подразделения I и III категорий при закупке ТМЦ в пропорции не нуждаются, поскольку приобретаемые ими материалы используются только в облагаемых или только в необлагаемых операциях;

в соответствии с пунктом 4.3.4.2. учетной политики на 2007г. расчет пропорции, в соответствии с которой «входящий» НДС по приобретенным ресурсам либо учитывается в их стоимости, либо принимается к вычету, в соответствии с п.4 ст. 170 НК РФ осуществляется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению НДС (освобождены от налогообложения НДС), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период, то есть, для расчета пропорции необходимо собрать данные о величинах облагаемой и необлагаемой отгрузки по всему юридическому лицу;

расчет единой пропорции, используемой всеми структурными подразделениями Компании, осуществляется Центральной бухгалтерией, находящейся в г. Мирном, для расчета используются данные, полученные от всех структурных подразделений: сумма выручки, облагаемая НДС по ставке 0%; сумма выручки, облагаемая НДС по ставке 18%; сумма выручки, не подлежащая налогообложению (освобожденная от налогообложения),; Центральная бухгалтерия Компании не позднее 18 числа каждого месяца передает установленную единую пропорцию всем структурным подразделениям для распределения ими «входящего» НДС по приобретенным у третьих лиц ресурсам;

на основании результатов распределения «входящего» НДС по установленной единой пропорции в структурных подразделениях IIкатегории: часть «входящего» НДС, соответствующая доле выручки, облагаемой НДС (по ставкам 0% и 18%), предъявляется к вычету из бюджета (т.е. осуществляется соответствующая запись в книге покупок структурного подразделения); часть «входящего» НДС, соответствующая доле реализации, необлагаемой НДС (освобожденной от НДС), включается в стоимость ресурсов в порядке, установленном для каждого вида ресурсов, а в УМТС учитывается на субсчете «НДС, подлежащий включению в стоимость материально-производственных запасов» счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»; этот налог не принимается к вычету и не включается в стоимость ресурсов вплоть до момента фактического отпуска в производство; на счет 16 ежемесячно приходуются суммы налога, не подлежащие возмещению, рассчитанные исходя из удельного веса необлагаемых налогом операций в общем объеме отгрузки, действующей на дату оприходования ТМЦ; при передаче материалов, хранящихся на складе УМТС, в структурное подразделение, УМТС определяет сумму налога исходя из удельного веса необлагаемых налогом операций в общем объеме отгрузки, действующей на дату передачи ТМЦ;

при передаче приобретенных материалов в другое структурное подразделение, УМТС передает сумму товарно-материальных ценностей (товарооборот) (Дт 79 Кт 10) и сумму не возмещенного налога на добавленную стоимость (Дт 79 Кт 16); передаваемая сумма налога на добавленную стоимость, определяется исходя из стоимости товаров, отгруженных в адрес структурного подразделения (товарооборот), ставки налога на добавленную стоимость I8 % и удельного веса необлагаемых налогом операций в общем объеме отгрузки, действующей на дату передачи ТМЦ;

при получении ТМЦ от УМТС (Дт 10 Кт 79), структурное подразделение, осуществляющее как облагаемую, так и не облагаемую налогом деятельность, при списании материалов в производство (Дт 20, 23 ...Кт 10), в дебет тех же счетов учета затрат списывает соответствующую сумму НДС, подлежащая включению в стоимость материалов (Дт 20, 23 ...Кт 16);

в периоде оприходования ТМЦ (Дт 10 Кт 79), полученных от УМТС, структурным подразделением, осуществляющим исключительно облагаемой НДС деятельность, в том числе Нюрбинский ГОК, возникает право на вычет НДС по таким материалам в полном объеме, поскольку указанные материалы используются в облагаемой налогом деятельности; сумма НДС, полученная от УМТС (Дт 19 Кт 79), предъявляется к возмещению (Дт 68 Кт 19).

В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавлению признаются организации.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в том числе в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 КодексСогласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, далее НК РФ, налоговые вычеты, установленные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Исходя из совокупности указанных обстоятельств, норм закона, следует признать:

вычет НДС заявлен налогоплательщиком – АК «АЛРОСА» (ЗАО) на основании счетов-фактур , выставленных поставщиками АК «АЛРОСА» (ЗАО) и хранящихся в подразделении УМТС, а не основе авизо, выписанных Накымским ОУМТС Нюрбинскому ГОКу;

налогоплательщик (по подразделению УМТС) при соблюдении всех условий для вычета, установленных статьей 172 Кодекса (оприходование, наличие счета-фактуры, зарегистрированного в книге покупок, в установленных случаях - оплаты налога) принимает к вычету часть предъявленного НДС, соответствующую доле облагаемых операций, определенную в соответствии с единой пропорцией распределения, которая установлена в периоде оприходования товара;;

при отпуске товара из УМТС в структурное подразделение группы II, занимающееся только облагаемой деятельностью ( в Нюрбинский ГОК) УМТС исходя из стоимости переданного товара, определяет не возмещенную по ним сумму налога, учтенную на счете 16 и путем, составления авизо информирует структурное подразделение (Нюрбинский ГОК) о сумме вычета, подлежащей включению в данные сводной налоговой декларации по Компании; УМТС является подразделением, ответственным за правильный учет предъявленного НДС, в котором находятся все необходимые документы (счета-фактуры, инвойсы, ГТД и другие.

Довод налогового органа о том, что, что применение вычета по материальным ресурсам, переданным в Нюрбинский ГОК, означает «вторичное распределение уже распределенной суммы налога» и влечет «изменение структуры и нарушение единой пропорции распределения» суд не принимает по основанию.

Пунктом 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, ранее принятых к вычету, в зависимости от фактического использования товаров, в том числе, в случае использования товаров в операциях, не облагаемых налогом на добавленную стоимость. Таким образом по смыслу указанной нормы установлены возможность применения вычета НДС в зависимости от фактического использования приобретенных товаров, и обязанность налогоплательщика корректировать свои налоговые обязательства, в случае если фактическое использование отлично от первоначального намерения налогоплательщика.

Суд согласен с доводом Общества о том, что с учетом специфики производственной деятельности Компании в момент оприходования товаров производственного назначения, приобретаемых Компанией (в УМТС), невозможно определить, будут ли эти товары использоваться в облагаемых или необлагаемых операциях, поскольку основная производственная деятельность (добыча и реализация алмазов) связана с облагаемыми и необлагаемыми операциями, изначально предполагается, что налог по товарам,, приобретенным службами снабжения (УМТС) должен распределяться в порядке пункта 4 статьи 170 Кодекса; однако в дальнейшем в случае изменения фактического использования приобретенных товаров порядок учета НДС, предъявленного при их приобретении, корректируется: если товар будет направлен в структурную единицу, осуществляющую только необлагаемые операции, та сумма НДС, которая по ним была принята к вычету, подлежит восстановлению; если, напротив, ТМЦ будет направлен в структурное подразделение, занимающееся исключительно облагаемой деятельностью, то невозмещенная сумма налога подлежит вычету.

Таким образом, по товарам, приобретаемым в централизованном порядке Компанией ( через МТС), с учетом специфики производственной деятельности, структуры Общества, вычет может быть произведен в два: 1 этап - оценка использования материального ресурса (может ли он использоваться только для облагаемых, только для облагаемых операций, или для тех и других сразу); 2этап - определение использования материального ресурса (объективное решение вопроса о том, в каких операциях ТМЦ реально используется). При этом, принятие налога к вычету по товарам, переданным УМТС в Нюрбинский ГОК, полностью не влечет изменение доли облагаемых операций и их соотношение с необлагаемыми операциями, изменение пропорции.

В судебном заседании проверены условия для применения вычетов по счетам-фактурам, указанным в «реестре входящих счетов-фактур по отгруженному в адрес Нюрбинского ГОКа за ноябрь 2007года» .

Из материалов дела следует: по счетам-фактурам согласно реестру заявлен вычет на 3 008 600 руб.

Налоговая инспекция, проверив счета-фактуры на предмет соответствия требованиям закона для применения вычета , указала следующее: по счетам-фактурам №581 –нов, №44, №236, №703914, №917, №1758№0000113, №08/04, №1.35415, №6112, №2882 ,№508290266, №/057676, №LNS058440, №6122, №спец (ав.584), №Т00000704, №Т0000848, №ФИТД5-507060215, №00000021, №542, №6241, №гтд 10216080/221205/01248 – нет документов на восстановление, по счетам-фактурам №1711, №643/00622, №967,№582, №АК1-002388. №653 - сумма по счету другая, №643/00622, №4291 – ввоз по ГТД нет факта оплаты , по счету №6322 – не указан год выставления счета, по счетам №102655, RU/07-075, № RU-07/75, № RU/07-066\2, № RU07-41, № RU/07-021, №RU/07-001, №1452 – остаток не возмещенного налога не соответствует сумме налога по авизо, по счетам №0000067, №00014050, №ФИТД5—6092400180, №0000179 – нет книги покупок, по счетам №481, №623 – нет окончания счета, №№076311 – нет счета, нет оприходования, по счетам 2002 года , 2003 года - документы уничтожены; №Б-03619 – нет оплаты, оплата по другому товару, нет документов по восстановлению; №00000021 – остатка на счете 16 нет, №0000061 – ранее заявлена сумма налога полностью.

Обществом представлены возражения по указанным доводам налогового органа, в том числе : - по пяти счетам-фактурам применен вычет в большем размере, чем сумма предъявленного НДС по данным счетам-фактурам, числящаяся в учете налогоплательщика в результате арифметической и технической ошибки с учетом масштаба производства налогоплательщика, разветвленной сети его структурных подразделений и документооборота; не представление книги покупок не является основанием для отказа в применении вычета, при условии соблюдения необходимых условий (счет-фактура, оприходование товара, оплата), книги покупок ведутся в Компании; к вычету по авизо предъявлена сумма по отсутствующим документам за 2002-2003 гг. в сумме 9190,28 руб. - документы были уничтожены за 2002 - 2003 гг. в связи с истечением срока хранения, не опровергает того факта, что ресурсы, приобретенные Компанией, были поставлены на учет и использованы в облагаемой НДС деятельности, а значит, условия для вычета соблюдены;

Обществом представлены в суд документы в форме справок главного бухгалтера Накынского отделения УМТС, Удачнинского отделения УМТС, Айхальского отделения УМТС, Ленского отделения УМТС с приложением распечаток из программы по бухгалтерскому учету, корреспонденции счета по восстановлению НДС, подтверждающие восстановление налога по счетам-фактурам (по реестру), по которым указано об отсутствии документов по восстановлению;

Обществом представлены и судом приняты доказательства оплаты по счетам-фактурам №643/00622, №4291 ; представлен счет-фактура №076311, представлены платежные документы по счетам № RU/07-066\2, 582;

в пояснении от 21.01.2009г. Общество согласно с тем, что в счетах-фактурах № 1711, 967, АК1-002388, Б53 указана другая сумма, чем по реестру, документы, подтверждающие вычет 922,38 руб. не представлены.

Суд, изучив указанные обстоятельства, в силу положений статей 169, 171-172 Кодекса приходит к следующему: налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты за ноябрь 2007 г. по счетам-фактурам, перечисленным в « реестре входящих счетов-фактур по отгруженному в адрес Нюрбинского ГОКа за ноябрь 2007года» с учетом представленных Обществом в суд документов, подтверждающих факт восстановления налога, оплаты и оприходования товара всего на 2 604 836,25 руб.;

не усматривает оснований для применения налоговых вычетов всего на 403 763,75 рублей, в том числе по счетам-фактурам №1711, №967, №582, №АК1-002388, №653 - , по счету №6322, по счетам №102655, RU/07-075, № RU-07/75, № RU/07-066\2, № RU07-41, № RU/07-021, №RU/07-001, №1452, №00000021, поскольку налогоплательщиком не представлены доказательства соблюдения условий для применения налоговых вычетов.

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также законности принятия оспариваемого решения и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган вправе отказать в возмещении налога на добавленную стоимость, если предъявленная к возмещению сумма не подтверждена надлежащими документами, содержащими достоверные сведения, сформировавшие вычеты хозяйственные операции нереальны либо совершены с контрагентами, не исполняющими налоговых обязанностей.

Следовательно, налоговые органы не освобождаются от обязанности по доказыванию как факта наличия недостоверных сведений в представленных налогоплательщиком первичных документах, так и недобросовестности налогоплательщика при осуществлении соответствующих хозяйственных операций.

Суд согласен с доводом Общества о том, что если налоговый орган полагал, что учетная политика, применяемая заявителем, приводит к искажению суммы налога, предъявляемой к вычету, к его «задваиванию», то этот вопрос подлежал исследованию во время проведения налоговой проверки, в рамках которой налоговый орган имел право требовать все документы, в том числе книги покупок, документы по оплате, оприходовании, восстановлении налога, необходимые для устранения сомнений.

Однако, как следует из материалов дела, налоговым органом обстоятельства по применению вычетов за ноябрь 2007года при проверке достаточно не установлены, по результатам рассмотрения возражений мероприятия дополнительного налогового контроля налоговым органом не назначены.

2. Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией отказано в применении вычета в силу пп.4 и 5 статьи 169 НК РФ по Мирнинскому авиапредприятию в размере 35 869 руб. по счетам-фактурам №А0001234 от 22.05.2005г., №А0001235 от 31.08.2007г., №А000453 от 20.02.2007г., в которых не указаны номера платежно-расчетных документов в случае получения авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров(выполнения работ, оказания услуг).

Общество не согласно с решением в этой части , ссылаясь на нормы пункта 6 статьи 172, п.1 статьи 169 НК РФ, указывает в дополнении к заявлению, что налоговым органом не учтено, что НДС в данном случае принимался в связи с возвратом авиабилетов, т. е. в связи с расторжением договора перевозки, на операцию по возврату Компанией формируется счет-фактура на аванс, в связи с этим суммы, принятые Заявителем к вычету, не являются авансом, и на них не распространяется правило об обязательности указания в счете-фактуре номера платежно-расчетного документа.

Обществом в подтверждение вычета представлены в суд бухгалтерская справка , авизо, сводные реестры перевозочных документов, контракт №29 от 5.03.2008года

Как установлено проверкой, спорные счета-фактуры выписаны Обществом (продавцом) в связи с тем, что фактически произведен возврат авиабилетов, приобретенных организациями по безналичному расчету; счета-фактуры зарегистрированы в книге продаж.

Как видно из оспариваемого решения налоговый орган считает, что при получении Мирнинским авиапредприятием оплаты в счет предстоящих авиаперевозок , в счетах-фактурах, выписанных и зарегистрированных в книге продаж должны быть указаны должны быть указаны номера платежно-расчетных документов.

Суд, изучив доводы сторон, материалы дела, приходит к выводу.

Исходя из анализа представленных в суд документов: пояснительной записки соглашения о зачете взаимных платежных обязательств от 6.05.2005г. между Обществом и ООО «Алмаз-Антарекс», счета №7709 от 31.07.2007г. , сводного реестра перевозочных документов к счету, счета №999 от 20.02.2007г., сводного реестра к счету №999 , суд считает, что фактически осуществлен организациями возврат авиабилетов (стороны данный факт не отрицают).

Согласно статье 105 Воздушного кодекса РФ договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной.

Следовательно, при возврате авиабилета организацией сторона заявляет о расторжении договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

В соответствии с пунктом 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм авансовых и иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

Пунктом 4 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вычеты сумм налога, указанные в пункте 5 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Следовательно, правомерность применения вычетов по налогу на добавленную стоимость и включения затрат в состав расходов по налогу на прибыль должен доказать налогоплательщик. При этом данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции и представляемых налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на осуществление налоговых вычетов и включению затрат в состав расходов по налогу на прибыль, а налоговый орган вправе отказать в возмещении налога на добавленную стоимость на сумму вычетов, уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на расходы, если они не подтверждены надлежащими документами, содержащими достоверные сведения, сформировавшие вычеты и расходы хозяйственные операции нереальны либо совершены с контрагентами, не исполняющими налоговых обязанностей.

Однако, как установлено судом налогоплательщиком не представлены ни на камеральную проверку, ни в суд доказательства по соблюдению условий для применения вычета в порядке пункта 4 статьи 172 Кодекса.

По указанным выше основаниям суд не усматривает оснований для применения вычетов на основании пункта 6 статьи 172 Кодекса.

Суд также не усматривает оснований для отказа в применении налогового вычета по тому основанию, что налогоплательщиком не указаны в счетах-фактурах номера платежных документов.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из заявлений (л.д.3-15 том 1, л.д. том ) АК «АЛРОСА» (ЗАО) Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения №207 от 21.05.2008года об отказе в привлечении к ответственности.

Пунктом 1 решения отказано в привлечении АК «АЛРОСА» (ЗАО) отказано в привлечении к налоговой ответственности в связи с переплатой по сроку уплаты 20.12.2007года и отсутствий оснований для привлечения к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) налога по п.1 статьи 122 НК РФ.

Судом проверено соответствие пункта 1 решения закону и установлено: налоговой инспекцией по результатам камеральной проверки установлена завышение вычета в сумме 3 044 469 руб.00 коп., по состоянию на 20.12.2007года (срок уплаты) на дату вынесения оспариваемого решения по камеральной проверке у налогоплательщика в карточке РСБ по налогу на добавленную стоимость выявлена переплата налога , отсутствие оснований для привлечения к налоговой ответственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Кодекса налоговая ответственность может быть применена при условии неуплаты (неполной уплаты) налога.

Исходя из указанного, следует признать, что пункт 1 оспариваемого решения соответствует закону. Доказательства нарушения прав налогоплательщика отказом в привлечении Общества к налоговой ответственности заявителем не представлены.

При таких условиях суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявления АК «АЛРОСА» (ЗАО) в части признания недействительным пункта 1 решения №207 от 21.05.2008года.

Пунктом 2 решения указано о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета. Оспариваемым пунктом решения не конкретизировано, в какие именно документы бухгалтерского и налогового учета необходимо внести исправления, а также не указано содержание таких исправлений.

Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 3); выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Основные положения налогового учета установлены главой 25 Кодекса «Налог на прибыль организаций».

Из анализа положений статей 313, 314 главы Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодательством о налогах и сборах предусмотрено, что документы налогового учета (в том числе регистры налогового учета) предназначены и ведутся только в целях исчисления налога на прибыль организаций.

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса не предусматривает ведение налогового учета для целей исчисления налога на добавленную стоимость.

Согласно статье 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся, в том числе, в специальных книгах (журналах).

В соответствии с пунктами 1, 2 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года N 914, покупатели ведут журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур, в котором они хранятся, а продавцы ведут журнал учета выставленных покупателям счетов-фактур, в которых хранятся их вторые экземпляры. Покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов, а продавцы ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке.

Следовательно, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур являются регистрами бухгалтерского учета, и налогоплательщик обязан представлять их по требованию налоговой инспекции при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации.

Исходя из указанного, следует признать, что на Общество возложена обязанность по внесению исправлений в документы налогового учета, не установленной главой 21 Кодекса, по внесению изменений в бухгалтерскую отчетность в решении не конкретизированы ни перечень исправлений, ни перечень документов, в которые необходимо внести исправления. Неопределенность оспариваемого решения в этой части может привести к произволу должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиком. Учитывая данное обстоятельство, а также то, что в случае невыполнения неправомерно возложенной на Общество обязанности, оно впоследствии может быть привлечено к налоговой ответственности по статье 120 Кодекса, следует заявление Общества в этой части удовлетворить.

Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.27 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации , суд

Р Е Ш И Л:

Принять уточнение требования.

Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) от 21.05.2008года №207 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 2 решения), проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О бухгалтерском учете», признать недействительным.

В удовлетворении заявления в части отказа в привлечении АК АЛРОСА (ЗАО) к налоговой ответственности отказать.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО).

Возвратить Акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО) из федерального бюджета 2000 рублей (судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины 2000 рублей). Выдать справку.

Судья Е.Б.Бадлуева