ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 58-7403/10 от 27.01.2011 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Якутск Дело №58-7403/2010

03.02.2011г.

Резолютивная часть решения оглашена 27.  01.2011.

Решение в полном объеме изготовлено 03.02.2011.

Арбитражный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б., рассмотрев в судебном разбирательстве дело по заявлению Производственного кооператива взаимопомощи и поддержки традиционных отраслей и промыслов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) «Тылкаа» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения,

с участием представителей: от ПК «Тылкаа» - ФИО1 – председатель правления , от МРИ – ФИО2 по доверенности от 13.01.2011,

с объявлением перерыва в судебном заседании с 18.01.2011 до 21.01.2011 (11 чвас.30 мин.), с 21.02.2011 до 27.01.2011 (14 час.40 мин.),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания в заседаниях 18.01.2011, 21.01.2011, помощником судьи Стручковой Т.И. в заседании 27.01.2011,

установил:

Производственный кооператив взаимопомощи и поддержки традиционных отраслей и промыслов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) «Тылкаа», далее ПК «Тылкаа», обратился с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Саха (Якутия), далее налоговая инспекция, с учетом уточнения требования о признании недействительным решения от 3.08.2010 № 7 , пункты 1, 2, 3 в части налога на имущество, пени.

В судебном заседании представитель ПК «Тылкаа» поддержал требование, ссылаясь в том числе на следующее: ледник относится к объектам природопользования, не является объектом налогообложения по налогу на имущество, решения и результаты экспертиз не представлены ПК «Тылкаа», копия экспертизы Министерства охраны РС(Я) получена в министерстве.

Налоговая инспекция не согласна с заявлением по основаниям, изложенным в отзыве.

Судом установлены обстоятельства дела.

Налоговой инспекцией на основании решения № 7 от 30.11.2009 в отношении ПК «Тылкаа» проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 по 31.12.2008 года;

проверка проведена с 30.11.2009 по 29.01.2010, составлена справка о проведенной выездной налоговой проверке от 29.01.2010, справка вручена представителю ПК «Тылкаа» ФИО3, действующему на основании доверенности от 25.11.2009 № 2;

требование № 11 о представлении документов (информации) вручена представителю 30.11.2010;

по итогам налоговой проверки составлен акт проверки № 4 от 30.03.2010;

18.05.2010 ПК «Тылкаа» представлены в налоговую инспекцию возражения на акт проверки;

20.05.2010 председателю правления ПК «Тылкаа» вручено уведомление о рассмотрении материалов акта проверки;

21.05.2010 руководителем налоговой инспекции рассмотрены материалы выездной налоговой проверки в присутствии представителя ПК «Тылкаа» ФИО4(доверенность от 12.05.2010), составлен протокол рассмотрения материалов налоговой проверки № 32;

по итогам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией 21.05.2010 вынесены решение № 3 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 21.06.2010 года, решение № 3 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в целях выяснения возникших разногласий и необходимости дополнительных доказательств, истребовать у Мирнинского ГОКа документы, касающиеся строительства и передачи ПК «Тылкаа» ледника на 10 тонн, привлечения эксперта.

копии решений получены представителем ПК «Тылкаа» А.П.СБ.

9.06.2010 руководителем налоговой инспекции вынесены постановление № 1 о назначении экспертизы в области природопользования, проведение экспертизы поручено ФИО5 Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия);

постановление № 2 о назначении экспертизы в области природопользования, проведение экспертизы поручено ФИО6 Жиганская улусная инспекция охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия);

постановление № 3 о назначении строительно-технической экспертизы, проведение экспертизы поручено ФИО7 Управление Государственного строительного надзора Республики Саха (Якутия);

постановление № 4 о назначении строительно-технической экспертизы, проведение экспертизы поручено ФИО8 начальнику отдела строительства и архитектуры муниципального района «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия);

в распоряжение экспертов представлены материалы : копии технического паспорта на здание Жиганского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по РС(Я) от 27.06.2005, технического паспорта на объект нежилого строительства ледник на 100 тонн ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости Федерального БТИ» от 6.05.2010; копию возражений ПК «Тылкаа» на акт проверки, копия договора аренды земельного участка от 27.10.2007, копия акта приема-передачи лесного участка в аренду, копию свидетельства о государственной регистрации от 11.12.2007, копия протокола общего собрания пайщиков № 3 от 25.10.2004, копию акта о сдаче в эксплуатацию ледника от 25.02.2005;

10.06.2010 согласно протоколу № 1 об ознакомлении проверяемого лица с постановлениями о назначении экспертиз в области природопользования и строительно-технических экспертиз представитель ПК «Тылкаа» ознакомлен с указанными постановлениями, получены копии постановлений.

21.06.2010 составлена справка о результатах проведенных дополнительных мероприятий по выездной налоговой проверке ПК «Тылкаа»; копия справки получена представителем ПК «Тылкаа» ФИО4

21.06.2010 руководителем налоговой инспекции вынесено решение № 4 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки; копия решения получена представителем ПК «Тылкаа».

1.07.2010 руководителем налоговой инспекции вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в том числе о привлечении эксперта, направлении упоминаний в Мирнинский ГОК АК «АЛРОСА», в УФРС РС(Я).

1.07.2010 руководителем налоговой инспекции вынесено решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, которым назначена повторная экспертиза, проведение которой поручено «другому эксперту» ФИО9

Согласно уведомлению от 13.07.2010 №07-02\-4\387 назначено рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля по выездной налоговой проверке на 15.07.2010.

15.07.2010 составлена справка о результатах проведения дополнительных мероприятий по выездной налоговой проверке ПК «Тылкаа».

Решением от 15.07.2010 отложено рассмотрение материалов налоговой проверки на 3.08.2010 по причине отсутствия доказательства извещения ПК «Тылкаа» о рассмотрении материалов.

2.08.2010 представителю ПК «Тылкаа» ФИО4 вручено уведомление о рассмотрении дополнительных мероприятий налогового контроля по акту проверки.

3.08.2010 состоялось рассмотрение материалов выездной налоговой проверки, результатов дополнительных мероприятий руководителем налоговой инспекции при участии представителя ПК «Тылкаа» ФИО4 , составлен протокол № 52.

3.08.2010 руководителем налоговой инспекции вынесено решение № 7 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Пунктом 1 решения ПК «Тылкаа» привлечено к налоговой ответственности с применением статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на имущество в виде штрафа 15 руб., транспортного налога в виде штрафа 1 руб., за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа 2 руб., за непредставление деклараций по налогу на имущество за 2007, 2008 год в виде штрафа 69 руб., по транспортному налогу в виде штрафа 5 руб., на основании статьи 120 Кодекса в виде штрафа 8 руб.; пунктом 2 решения начислены пени по налогу на имущество 38102,18 руб., по НДФЛ 5638,35 руб., по транспортному налогу 1632,40 руб., пунктом 3 решения предложено уплатить транспортный налог 5200 руб., НДФЛ 14250 руб., налог на имущество за 2008 141 171 руб.

копия решения о привлечении к налоговой ответственности вручена ПК «Тылкаа».

ПК «Тылкаа» обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы Республики Саха (Якутия).

Решением Управления Федеральной налоговой службы Республики Саха (Якутия) от 21.10.2010 № 05-23/28/11343 решение Межрайонной Инспекции ФНС России № 6 по Республике Саха (Якутия) от 3.08.2010 № 7 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» изменено путем отмены налога на доходы физических лиц за 2006 год 6949 руб., налога на доходы физических лиц за 2007 год 1744 руб., налога на доходы физических лиц за 2008 год 5557 руб., в части привлечения к налоговой ответственности в соответствии со статьей 123 НК РФ в мотивировочной и резолютивной частях за неуплату налога на доходы физических лиц в размере 2 руб., в части начисления пени по налогу на доходы физических лиц в размере 5638, 35 руб.

ПК «Тылкаа», не согласившись с решением о привлечении к налоговой ответственности в части, обратился с заявлением в арбитражный суд.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух оснований - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики налога на имущество организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу на имущество организаций.

Срок уплаты в бюджет налога на имущество организаций установлен пунктами 3 и 4 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике PC (Я) на 2004 год» от 10 июля 2003 года 48-З N 97-III "О (с изменениями и дополнениями):

налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу на имущество организаций по итогам отчетного периода не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

уплата налога на имущество организаций по итогам налогового периода производится не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Проверкой установлено: на праве собственности ПК «Тылкаа» принадлежит основное средство: ледник на 100 тонн, общей площадью 178 кв.м., стоимость ледника составляет 6 700 000.0 руб.;

согласно протоколу общего собрания пайщиков ПК «Тылкаа» № 3 от 29.12.08года стоимость ледника, оформленного на праве собственности 11.12.07 года в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) (свидетельство о государственной регистрации права 14-АА 432504). переведена на увеличение уставного капитала ПК «Тылкаа» с общей стоимостью ледника - 6 700 000.0 руб.;

здание ледника построено Мирнинским ГОКом , актом приема-передачи ледника от 25.10.2004г. Мирнинским ГОК, с одной стороны, глава Эвенкийского МО «Кыстатыам», ПК «Тылкаа», с другой стороны, согласно заявке администрации ЭМО «Кыстатыам», ледник объемом 100 тонн по адресу: Эвенкийское муниципальное образование «Кыстатыам», с.Кыстатыам. участок «Пристань» передает объект ПК «Тылкаа» на охрану, без права эксплуатации до 1 марта 2005 года; 25.02.2005г. главой ЭМО «Кыстатыам» утвержден акт о сдаче в эксплуатацию ледника на участке «Пристань» ПК «Тылкаа»;

технический паспорт на здание ледник оформлен 24.08.2005 для ПК «Тылкаа» Жиганским отделением филиала ФГУП «Ростехинвептаризация» по Республики Саха (Якутия);

свидетельство о государственной регистрации права 14-АА 432504 на объект права: «ледник на 100 тони, назначение нежилое, I-этажный, общая площадь 178кв.м., инв. ЛЬ 98 222:817 6001. лит П. адрес объекта: РС(Я) , Жиганский улус, Ленский наслег, с. Кыстатыам, участок «Пристань»выдано Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Саха(Якутия) - 11.12.2007т.

По результатам проверки объект недвижимого имущества ледник, используемый для заморозки продукции традиционных отраслей при помощи естественного холода природыпризнан объектом налогообложения налогом на имущество организаций;

здание ледника отнесено к седьмой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно) - «Здания (кроме жилых)деревянные, каркасные и щитовые, контейнерные, деревянометаллические, каркасно-обшивные и панельные, глинобитные, сырцовые, саманные и другие аналогичные»;

период начала расчета амортизации проверкой установлен как месяц, следующий после оформления свидетельства о государственной регистрации права собственности ПК «Тылкаа» - январь 2008 года;

с момента приема - передачи ледника (25.10.2004года) до оформления Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) - свидетельства о государственной регистрации права субъекту права ПК «Тылкаа» -11.12.2007г., ледник находился в эксплуатации 38 месяцев (с ноября 2004 года по декабрь 2007 года включительно);

по причине отсутствия учетной политики организации, отсутствия учета основных средств проверкой дальнейший срок полезною использования определен по минимальному количеству лет использования но седьмой труппе с учетом периода с даты постройки объекта до даты государственной регистрации собственности из расчета: 142 месяца= ((15 лет х 12 мес.) - 38 мес);

расчетная месячная норма амортизации по леднику составила : стоимость основного средства деленная на предполагаемое количество месяцев эксплуатации: 6700000руб. /142 месяца = 47183 руб. в месяц; сумма налога на имущество организаций по зданию ледника, подлежащая уплате в бюджет, за 2008 год составила - 141172руб.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы, то есть определенные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налога на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 1 части 4 статьи 347 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

Однако Налоговый кодекс РФ не содержит понятий "объекты природопользования", "природные ресурсы".

На основании статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Определение термина "природные ресурсы" и связанных с ним понятий дано в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ). Вопросы пользования природными ресурсами раскрываются также в Законе РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ природная среда (далее также - природа) есть совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

к компонентам природной среды отнесены земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Согласно пункту 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, в бухгалтерском учете земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) признаются объектами основных средств.

Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Судом установлено: на основании постановления № 103 от 15.09.2001 администрацией Жиганского улуса ПК «Тылкаа» отведен земельный участок площадью 0,12 га для строительства подвала на 100 тонн;

на основании распоряжения Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы РС(Я) от 12.10.2007 № 201-р ПК «Тылкаа» в связи с тем, что отведенный земельный участок относится к лесным участкам, заключен договор аренды земельного участка от 25.10.2007 № 31, по которому передан в аренду лесной участок площадью 0,2 га по адресу Жиганский район, Жиганский лесхоз, Жиганское лесничество, квартал № 178, выдел 3;

14.01.2004 директором Мирнинского ГОКа утвержден акт рабочей комиссии о фактической стоимости выполненных работ по строительству ледника в поселке Кыстатыам, согласно акту фактическая стоимость работ по строительству штольни (ледника) составила 6500000 руб.;

25.10.2004 по акту приема-передачи ледника Мирнинским ГОКом передан ПК «Тылкаа» построенный по заказу Эвенкийского МО «Кыстатыам» ледник объемом 100 тонн на охрану, без права эксплуатации до 1.03.2005; подготовка ледника к эксплуатации (проморозка, обливка водой) возлагается на ПК «Тылкаа»;

25.02.2005 главой Эвенкийского МО «Кыстатыам» утвержден акт о сдаче в эксплуатацию ледника на участке «Пристань» ПК «Тылкаа»; согласно акту сдан объект – ледник, адрес – участок «Пристань» с.Кыстатыам» Жиганский улус, фактическая стоимость объекта (сооружения) 6700000 руб.;

в 2005 Жиганским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по РС(Я) изготовлен технический паспорт на здание ледник на 100 тонн по адресу п.Кыстатыам, участок Пристань с инвентарным номером 98 222:817 6 001;

из технического паспорта 2005 года следует:

площадь объекта 2000 кв.м., застроенная 178 кв.м., незастроенная 1822, объект «ледник» состоит из ледника площадью 158,6 кв.м.(литера Г1), трех коридоров площадью соответственно (литера г1) 7,2, (литера г2) 6,8, (литера г3) 5,3 кв.м., общий объем 432 куб.м.,

согласно разделу VI «описание конструктивных элементов здания и определения износа» (Литера Г1) – фундаменты – планировка, земляные работы, стены и их наружная отделка – подпорки бревенчатые, кровля – швеллер, дощатая, полы – обмурованы льдом проемы – двери двойные железные, железная решетка, электроосвещение - автономное

согласно техническому описанию пристроек и других частей здания – коридоры (литера г1, литера г2, литера г3) фундамент – зем.работы, стены – подпорки, крыша – швеллер, полы – обмур.лед, проемы – жел.решетки, электроосвещение – автономное,

из письма ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РС(Я) от 13.05.2010 №451\10 следует, что в техническом паспорте с инвентарным номером 98 222:817 6 001 переоформлен титульный лист и внесены уточнения : вид объекта – объект нежилого строительства, вид объекта недвижимого имущества – сооружение, наименование объекта учета – ледник на 100 тонн;

в техническом паспорте и изменениями от 6.05.2010 раздел VI «описание конструктивных элементов здания и определение износа» не содержит каких-либо сведений, т.е. виде объекта на «сооружение» описание конструктивных элементов здания и определения износа не производится.

Порядок проведение экспертизы при осуществлении мероприятий налогового контроля урегулирован статьей 95 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 95 Кодекса в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта (пункт 3). Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы (пункты 4, 5).

Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, о чем составляется протокол (пункт 6).

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение (пункт 8).

Как следует из материалов дела, при выездной проверке должностным лицом налоговой инспекции вынесены 4 постановления о назначении экспертизы, в том числе в области природопользования и строительно-технических экспертиз; представитель ПК «Тылкаа» был ознакомлен с постановлениями о назначении экспертиз, отвод экспертам не был заявлен, дополнительные вопросы не представлены.

С учетом изложенного суд считает, что налоговая инспекция не нарушила требования статьи 95 Кодекса при назначении и проведении экспертиз от 9.06.2010.

Согласно пункту 10 статьи 95 Кодекса повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных настоящей статьей.

Должностным лицом налоговой инспекции постановлением №5 назначена повторная экспертиза.

Между тем, налоговой инспекцией были нарушены требования к проведению повторной экспертизы, а именно: проверяемое лицо не ознакомлено с вышеуказанным постановлением, ему не разъяснены его права, предусмотренные пункта 7 статьи 95 Кодекса.

В судебное разбирательство доказательства соблюдения налоговой инспекцией требования пункта 7 статьи 95 Кодекса не представлены.

В соответствии со статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

С учетом указанного судом не может быть принято в качестве доказательства по делу экспертное заключение от 3.07.2010 профессора ЯФ БГУ ЭиП ФИО9

При судебном разбирательстве представителем налоговой инспекции заявлено о том, что при проведении экспертизы Жиганской улусной инспекцией охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) была проведена видеосъемка и фотосъемка, представила суду 8 фотографий.

Однако представленные фотографии в силу положений статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты в качестве доказательств по делу, поскольку в письме руководителя отдела ГЭК Жиганской ИОП, представленного в качестве заключения эксперта по постановлению №2 о назначении экспертизы, отсутствуют какие-либо сведения о проведении фотосъемки, видеосъемки.

Из экспертного заключения первого заместителя министра охраны природы РС (Я) от 23.06.2010 №10-09/10-1736, письма руководителя отдела ГЭК Жиганской инспекции охраны природы от 18.06.2010 №22-126, письма начальника отдела строительства и архитектуры администрации МР «Жиганский НЭР» от 18.06.2010 № 7-288, следует: объект «ледник на 100 тонн» находится на правом берегу реки Лена в 15 километрах ниже по течению от устья реки Кыстатыам, ледник расположен в толще берегового массива в горе высокой примерно 70-80 метров и представляет собой горизонтальное объемное углубление в толщу массива с изолированным входом в виде утепленных ворот и коридоров;

объект имеет на входе три тамбура, расположенных один за другим и изолированных друг от друга и от наружной атмосферы теплоизоляционными дощатыми перегородками с дверями, за третьим от основного входа тамбуром расположено основное помещение ледника, представляющее собой углубление в толщу берегового массива прямоугольного сечения , отходящими перпендикулярно влево от основного помещения; стены и своды помещений укреплены от обрушения с помощью стоек из металлических труб и бревен, балок и прогонов из металлического швеллера и перекрытия из дощатого настила под сводом; на земляном полу помещений объекта находится слой снега толщиной до 10 см., по стенам на 1 метр от пола в специально оборудованных дощатых рундуках находятся куски льда.

В судебном разбирательстве по ходатайству налоговой инспекции вызвана в качестве свидетеля ФИО7, которой было поручено проведение строительно-технической экспертизы (постановление № 3). Свидетель ФИО7 показала, что экспертиза была проведена по представленным документам, выезд на место не производился.

Суд, исходя из анализа технического паспорта с изменениями, экспертного заключения, писем, приходит к выводу о том, что спорный ледник представляет собой природное горизонтальное объемное углубление в толщу берегового массива (река Лена), в котором проведены работы по планировке, по обустройству подпорок стен, потолка швеллером, пристройке трех коридоров (тамбуров).

С учетом указанного суд полагает, что ледник может быть отнесен к природным объектам, который используется при осуществлении хозяйственной деятельности в качестве источников естественного холода для хранения, заморозки продукции традиционных видов деятельности, имеет потребительскую ценность.

Поскольку природный объект является разновидностью природных ресурсов, принадлежащий ПК «Тылкаа» ледник не может быть признан объектом налогообложения по налогу на имущество.

Что касается стоимости имущества 6700000 руб., отраженные в акте рабочей комиссии, Мирнинского ГОКа, в акте сдачи в эксплуатацию, в протоколе общего собрания ПК «Тылкаа», которыя послужили основанием для доначисления налога на имущество организаций, то в них могли быть включены работы по обустройству подпорок стен, укреплению потолка швеллером, пристройке трех коридоров (тамбуров).

Налоговой инспекцией не представлены в суд доказательства того, что указанными актами рабочей комиссии, Мирнинского ГОКа, сдачи в эксплуатацию, подтверждается именно строительство ледника, т.е. проведение работ по горизонтальному объемному углублению в толщу берегового массива (реки Лена).

Исходя из указанных обстоятельств суд находит оспариваемое решение в части доначисления налога на имущество, начисления пеней по налогу на имущество, применении санкции по налогу на имущество не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными ненормативного акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов или должностных лиц являются одновременно два условия: несоответствие указанных актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания судом оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части суд указывает на обязанность соответствующих органов или должностных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

При таких обстоятельствах, суд находит заявление ПК «Тылкаа» обоснованным, подлежащим удовлетворению, доводы налоговой инспекции считает неубедительными и отклоняет их.

Государственная пошлина.

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина является одним из составляющих судебных расходов.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации ,

Р Е Ш И Л:

Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 Республики Саха (Якутия) № 7 от 03.08.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части налога на имущество в сумме 141 171 руб., пени по налогу на имущество в сумме 38102 руб.18 коп., налоговых санкций по налогу на имущество 15 руб., проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным.

Взыскать с Межрайонной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Саха (Якутия) в федеральный бюджет государственную пошлину 2000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.

Судья Е.Б.Бадлуева