АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ITMFHTM РОССИЙСКОЙ ФПГРЛТТИИ
| [LIF (I И Г
род Якутск Дело№А58-2328/2005
резолютивная часть оглашена 17 февраля 2006 года решение в полном объёме изготовлено 26 февраля 2006 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия):
составе: председательствующего Григорьева Э.Г.. судей Агальцевой Л.В.. Григорьевой В.Э., «осмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 А 1ексея Викторовича от 19.05.2005 г. без номера к Муниципальному образованию «Город Якутск» о ФИО1 распоряжения мэра за № 834-Р от 26.10.2004 г. недействующим, составив протокол
чдебного заседания в соответствии с ч.З ст. 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.
Представители:
[шнвителя: ИП ФИО2.
[^интересованного лица: не явились, извещены.
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО2 обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании Распоряжения Мэра г. Якутска № 834-Р от 26.10.2004 «О закрытии пассажирских автобусных маршрутов №№ 18, 31» в шсти закрытия маршрута № 18 недействующим.
Решением суда от 6 сентября 2005 года в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.12.2005 |>да № А58-2328/2005-Ф02-5741/05-С1 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6.09.2005 года решение отменено и дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
В судебном заседании от 10 февраля 2006 года объявлялся перерыв до 09 часов 30 минут 17 февраля 2006 года. После перерыва судебное заседание продолжено.
Заявитель представил отзыв на постановление Федерального Арбитражного суда Восточно-ибирского округа, в котором указал, что пассажиропоток на маршруте № 18 никто не определял, в йтериалах дела нет доказательств нарушения графика и интервала движения индивидуальными предпринимателями, работавшими на маршруте № 18. Кроме того, индивидуальный предприниматель ФИО2 как владелец автобуса, осуществляющий пассажирские сревозки, не был поставлен в известность о проведении комиссией проверки маршрута и о ринятом решении Мэрии муниципального образования «Город Якутск» о закрытии маршрута № 18.
Заинтересованное лицо с заявленным требованием не согласно. В отзыве заинтересованного ица утверждается, что муниципальное образование «Город Якутск» приняло решение о закрытии втобусного маршрута № 18 в соответствии с полномочиями, которые установлены федеральным и юстным законодательством, с соблюдением порядка принятия такого решения согласно Положения б обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ № 2 от 08.01.1997 г. и Постановления городского Собрания депутатов Якутска «Об утверждении положения о городских и пригородных пассажирских автобусных Перевозках юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными редпринимателями» ПГС № 4-9 от 25.03.2003 г. Кроме того, по мнению заинтересованного липа, спариваемое распоряжение не может нарушать права и законные интересы заявителя, так как у
ii-.ителя отсутствует договор перевозки пассажиров i деки регулярным viapujp¦лл .¦¦ он ; шествуют другие автобусные маршруты и другие заказчики. Изучив материалы дела, суд установил:
8 июля 2004 года Комиссия по безопасности дорожного движения Мэрии городя Яклискл
пняла решение закрыть частный автобус маршрут № 18 по основаниям, изложенным в ;н
гдования 26 октября 2004 гола Распоряжением Мэра города Якутска № 834 Р мари;."
-¦-.-! ва - _.-¦¦ j тв1 !же
Полномочия органов местного самоуправления в отношении транспортных пред. лнепортного обслуживания населения определены Федеральным законом «Об общих принципах танизации местного самоуправления в Российской Федерации:». Законом РФ «О местном шоуправлении в Российской Федерации». Согласно указанным нормативным правовым актам таны местного самоуправления наделены правом согласования маршрутов и графиков движения.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» 1>ганы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством оъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения ".опасности дорожного движения.
Приказом Министерства транспорта РФ от 8 января 1997 г. № 2 утверждено Положение об чеспеченни безопасности перевозок пассажиров автобусами, определяющее основные требования <> обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории России.
Согласно пункт\ 4.19 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров глобусами органы местного самоуправления наделены правом принятия решения о закрытии глобусного маршрута. Указанное решение принимается на основе представления комиссии по «следованию автобусных маршрутов.
25.03.2003 года городское Собрание депутатов г. Якутска вынесло постановление ПГС № 4-9 Об утверждении Положения о городских и пригородных пассажирских автобусных перевозках». огласно пункт)' 2.2 указанного Положения открытие и прекращение действия на действующих кродских маршрутах (закрытие) производится на основании распоряжения Мэра г. Якутска в «ответствии с заключением соответствующей комиссии, возглавляемой службой Мэрии г. Якутска, урирующей транспорт.
В соответствии с пунктом 4.17 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров втобусами, в случае выявления несоответствия автобусных маршрутов требованиям безопасности техническое состояние автодорог, улиц, по которым проходят автобусные маршруты, не довлетворяют требованиям безопасности движения. установленным Государственными гандартами РФ. строительными нормами и правилами, техническими правилами ремонта и одержания автодорог, другим нормативным документам) в акте обследования отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на лучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортных мероприятий, оправленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортных роисшествий на маршруте. Акт обследования автобусного маршрута № 18. 31 от 8 июля 2004 г. одержит предложения Комиссии, одними из которых являются:
- закрытие автобусного маршрута № 18;
- продление схемы маршрута № 5 до п. Малая Марха в целях обеспечения перевозок ассажиров.
Основанием для внесения мэру г. Якутска предложения о закрытии автобусного маршрута № 18 юслужили следующие обстоятельства:
1.самовольное изменение индивидуальными предпринимателями установленную оспоряжением мэра г. Якутска схему движения маршрута, самовольное определение конечной становки у рынка «Манньыаттаах»;
2. нарушение распоряжения мэра г. Якутска № 165 BMPот 24 апреля 2004 г.;
, 3. отказ индивидуальных предпринимателей № 18 участвовать в обследовании нссажиропотока:
4. отказ индивидуальных предпринимателей участия в конкурсе на предос .-. ¦. шспортных услуг по выполнению муниципального заказа по перевозкам пассажиров на городские ¦ 'бусных маршрутах:
5. маршрут № 18 дублирует маршруты № 5 и № б:
6. работа перевозчиков маршрута № 18 вызывает нарекания и жалобы горожан.
В соответствии с пунктом 4.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажироя
ВИ •- ДЙИС! - ЦИ'ТИ HOp1 >!vii< AVk\ MtH 1 ti S; I ¦. ЛОженИё :16
iвсовывается с дорожными, коммунальными организациями, главным архитектором города. кшами Государственной автомобильной инспекции и утверждается органами исполнительной мсти соответствующей территории. Обустройство автобусных остановок в городах осуществляется ¦шунальными организациями в соответствии с действующими нормативными документами.
Таким образом, несоответствие конечного пункта требованиям СНиП не может служить кованием для закрытия маршрута, так как соответствующие обязанности по регулированию мнировки и застройки территории города, муниципальному дорожному строительств). лгоустройству территории города Якутска Уставом муниципального образования отнесено к саметам веления муниципального образования «Город Якутск».
Доводы, изложенные в акте обследования маршрута № 18 от 8 июля 2004 г. об отсутствии щечной остановки не соответствует действительности, так как распоряжением мэра г. Якутска «Об менении схем движения по регулярным городским автобусным маршрутам № 1. 2. 6 .18. 15» от 16 кабря 2002 г. № 2365-р установлено, что конечная остановка маршрута № 18 с рынка Ианньыаттаах» перенесена на остановку «Областная больница». Распоряжением мэра г. Якутска 1)6 изменении схемы движения маршрута по городским автобусным маршрутам № 2. 7. 10. 15. 18. '». 5» от 24 апреля 2003 г. № 165 BMPустановлено, что движение маршрута № 18 направлено с -печной остановки "Областная больница».
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов игомобильным транспортом, утверждённого постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. к 402, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров втомобильным транспортом являются выполнение требований, установленных федеральными аконами и иными нормативными правовыми актами в области лицензируемого вида деятельности. 1унктом 5.8 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами установлен апрет на отклонение от заранее согласованных (утверждённых) маршрутов движения автобусов. роизводство остановок в местах, не предусмотренных графиком движения, превышение становленных скоростных режимов движения.
Таким образом, нарушение установленного движения является нарушением лицензионных ребований, что влечет применение к виновным мер административной ответственности. Вместе с ем, самовольное изменение схемы движения по маршруту не свидетельствует о несоответствии втомобильных дорог, улиц по которым проходит маршрут требованиям безопасности дорожного вижения.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим ицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении деятельности, связанной с ксплуатацией транспортных средств установлены статьёй 20 Федерального закона «О безопасности юрожного движения». Разделом 5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров йтобусами установлены требования по организации перевозочного процесса, обеспечивающие езопасные условия перевозок. Ни одним из вышеуказанных нормативных правовых актов не становлена обязанность хозяйствующих субъектов осуществлять исследование пассажиропотока на етобусном маршруте.
Следовательно, довод представителя мэрии г. Якутска о том. что хозяйствующие субъекты тказались от участия в конкурсе на предоставление транспортных услуг по выполнению муниципального заказа по перевозкам пассажиров на городских автобусных маршрутах, что юслужило основанием для принятия решения о закрытии маршрута, не основан на законе.
Дублирование маршрутом № 18 маршрутов № : № 6 также не является осткшанч'. -.i : шятия решения о закрытии маршрута. Дублирование осуществляется на отдельные, \"-ь и, :г •сте с тем действующим законодательством не установлено запрета на дублирование \;арш;>\ ни: >ме того, закрытие маршрута по этому основанию свидетельствует о созлчппь . ,'фиминационных условий осуществления предпринимательской деятельности, что запп< тт.. том ! статьи 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической л.еч~ ¦ - ij. -¦¦¦-. -
Довод представителя мэрии г. Якутска о том, что раоота перевозчиков маршрута № |рекания и жалобы горожан также не может служить основанием для закрытия маршрута, гак к:и кие обстоятельства не свидетельствуют о нарушении пункта 4.1 Положения об обеспечении опасности перевозок пассажиров автобусами.
Информация о малом пассажиропотоке на маршруте № 18 представителем мэрии г. Якутски mчтверждена. Вместе с тем. одним из оснований для принятия решения о закрытии маршрут ияется малый пассажиропоток, что отражено в распоряжении мэра г. Якутска № 834-п ¦< . 10.2004 г.
Таким образом, решение о закрытии автобусного пассажирского маршрута явл; обоснованным и незаконным.
Пунктом 1 распоряжения мэра г. Якутска от 26.10.2004 г. № 834р «О закрытии автобус 1Ссажирского маршрута № 18. 31» нарушается право заявителя, предусмотренное статье институции Российской Федерации, на свободное использование своих способностей и имущ* 1я предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требов овителя.
При подаче заявления заявителем была уплачена государственная пошлина в сумме 100 ру о квитанции от б мая 2005 года. В соответствии с частью 5 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ плаченная государственная пошлина подлежит возвращению заявителю.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса оссийской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим пункт 1 распоряжения мэра г. Якутска от 26.10.2004 г. № 834р «О скрытии автобусного пассажирского маршрута № 18, 31» в части закрытия маршрута № 18, как ^соответствующий требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного амоуправления» от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ (в поел, редакции от 08.12.2003 г.). приказа Минтранса 'Ф от 8 января 1997 г. (в ред. от 18.07.2000 г.) «Об утверждении Положения об обеспечении «опасности перевозок пассажиров автобусами», постановления Городского собрания депутатов г. Якутска от 25.03.2003 ПГС №4-9 «Об утверждении Положения о городских и пригородных втобусных перевозках», ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Индивидуальному предпринимателю ФИО2 выдать справку на «зврат государственной пошлины в размере 100 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в месячный срок угем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий:
Судьи:
Э.1 . Григорьев
''/^с '<¦ Л.В. Агальцева
А
\П1 у В.Э.Григорьева
Ж