ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-32-12875/09 от 10.10.2011 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А-32-12875/2009 10 октября 2011 г. 52/305-2010-52/932

Резолютивная часть решения объявлена 14.09.2011 г.

Полный текст решения изготовлен 10.10.2011 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Кондратова К.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозовой И.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «РЖД» г. Москва, в лице отделения – структурное подразделение Северо-Кавказской железной дороги – филиал ОАО «РЖД», г. Краснодар,

к ОАО «Туапсинский морской торговый порт», г. Туапсе,

о взыскании 213 844,32 руб.,

при участии в заседании:

от истца: ФИО1, доверенность в деле,

от ответчика: ФИО2, доверенность в деле,

Требование заявлено о взыскании с ОАО «Туапсинский морской торговый порт», г. Туапсе, в пользу истца платы за пользование вагонами в сумме 213 844,32 руб.

Истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 14.09.2011 г. до 12-30 часов, после окончания которого судебное заседание продолжилось.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2010 г. по настоящему делу исковые требования оставлены без удовлетворения.

Постановлением ФАС СКО от 17.12.2010 г. решение суда от 18.06.2010 г. в части отказа во взыскании 57 025,15 руб. платы оставлено в силе, в остальной части судебный акт отменен, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Указанным постановлением суду предложено оценить в совокупности с другими доказательствами акты общей формы, подписанные обеими сторонами, письма порта от 13.08.2008 г. и 21.08.2008 г. и разрешить спор по существу, учитывая при этом, что по смыслу ст. 39 УЖТ РФ проведение локальной забастовки внутри самого предприятия (грузополучателя) не относится к числу обстоятельств, освобождающих его от платы за пользование вагонами.

На железнодорожной станции Коноково Северо-Кавказской железной дороги 16.08.2008 г. на основании приказа от 16.08.2008 г. № 110 16.08.2008 г. был задержан поезд № 2714 (акты общей формы № 2/309, 2/310, 2/311, 2/312, 2/313, 2/314, 2/315, 2/316,


2/317), следовавший с грузом каменный уголь в адрес ответчика на станцию Туапсе по причине нарушения грузополучателем, ОАО «Туапсинский морской торговый порт», г. Туапсе, технологических сроков оборота вагонов в связи с проведением забастовки докерами порта. Причиной невыполнения технологических сроков оборота вагонов ответчиком стало, по мнению истца, проведение забастовки работниками порта в период с 13 по 20 августа 2008 г. Задержка вагонов произошла на станции Коноково, в связи с чем истец произвел начисление платы за пользование вагонами ответчику, который отказался в добровольном порядке произвести оплату, что послужило основанием для обращения в суд.

Изучив представленные в материалы дела документальные доказательства, выслушав доводы представителей сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части взыскания платы за пользование вагонами в сумме 156 819,16 руб. по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В Постановлении ФАС СКО от 17.12.2010 г. указано на то обстоятельство, что на основании актов общей формы от 26.08.2008 г. № 2/309-2/311, 2/314 истец начислил ответчику плату за пользование вагонами в общей сумме 57 025,15 руб. В обоснование задержки груза сверх установленного времени в вагонах № 67338350, 67005363, 67000166, 64919764, 62589270, 62199484, 61093571, 97513903 истец составил досылочные дорожные ведомости № ЭТ 256244, 256447, 459180, 455415, что свидетельствует об отцепке указанных вагонов в пути следования от основной группы вагонов по причинам, не зависящим от грузополучателя.

При этом акты общей формы на отцепку вагонов истец не представил, соответствующие отметки в дорожной ведомости отсутствуют, в связи с чем в указанной части решение суда от 18.06.2010 г. об отказе во взыскании платы за пользование вагонами в сумме 57 025,15 руб. оставлено в силе.

В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как следует из содержания ст. 64 ФЗ от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу-уборку вагонов.

В соответствии со ст. 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их на железнодорожной станции назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, данные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, что послужило основанием для начисления и взыскания с грузополучателя платы за пользование вагонами.

Согласно п. 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС от 18.06.2003 г. № 26 за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным


причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.

Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. 45, предусмотрено условие о том, что для удостоверения факта задержки вагонов на станции назначения, на промежуточных станциях по любым основаниям составляются акты общей формы. В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте общей формы указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В материалы дела представлено письмо ответчика от 13.08.2008 г. № 06/10-591 о том, что с 08-00 часов 13.08.2008 г. порт приостановил работу в связи с проведением забастовки его работниками.

Кроме того, в материалах дела имеется письмо ответчика от 21.08.2008 г. № Д- 14/103, которым он обратился в адрес истца с просьбой снять конвенционные запрещения, введенные телеграфными указаниями истца от 13.08.2008 г. № 13011, от 14.08.2008 г. № 13060, от 20.08.2008 г. № 13362, а также сообщил истцу о том, что с 20-00 часов 20.08.2008 г. приступил к нормальной производственной деятельности и имеется возможность в полном объеме принять уголь из находящихся на станции Туапсе и промежуточных станциях вагонов, в связи с этим порт просил снять введенные ранее ограничения на отгрузку угля с 21.08.2008 г., для слябов – с 22.08.2008 г.

Проанализировав указанные письма ответчика, суд пришел к выводу о том, что снятие ограничений на отгрузку угля произошло лишь 21.08.2008 г.

Давая оценку указанным письмам, суд считает, что ни письмо с извещением о приостановке работы порта в связи с забастовкой докеров от 13.08.2008 г. № 06/10-591, ни письмо от 21.08.2008 г. № Д-14/103 о снятии ограничений в работе порта, не


освобождают ответчика от ответственности за простой вагонов с грузом и оплаты в

связи с этим за пользование вагонами. Аналогичная позиция содержится в судебных актах по делу № А32-23390/2008, поскольку проведение забастовки работниками порта не относится к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, данное событие не носит внешнего характера, а обусловлено внутренними причинами производственной деятельности предприятия.

Согласно акту общей формы ГУ 23 № 2/317 от 26.08.2008 г. истец начислил плату за пользование вагонами в сумме 7 128,14 руб.

В качестве доказательства ответственности порта за нахождение груза в пути следования сверх установленного времени на вагон № 64273089 истец предоставил дорожную ведомость № ЭТ 213773, в соответствии с которой срок доставки груза истекает 20.08.2008 г. В связи с тем, что ограничение на поставку угля снято только с 21.08.2008 г., следовательно, плата за пользование вагоном № 64273089 начислена правомерно, задержка вагона № 64273089 на станции Коноково привела к нарушению срока доставки груза по причине, зависящей от ответчика.

В соответствии с актами общей формы ГУ 23 № 2/312, 2/313, 2/315, 2/316 от 26.08.2008 г. истцом начислена плата за пользование вагонами в сумме 149 691,02 руб.

В качестве доказательства ответственности порта в материалы дела представлены дорожные ведомости № ЭТ 154847, 160759, 171104, 170552.

Как следует из актов общей формы и указанных дорожных ведомостей, вагоны с углем задержаны на станции Коноково 16.08.2008 г., сроки доставки по отдельным вагонам истекали 19.08.2008 г., в связи с чем истец, получив письмо ответчика от 13.08.2008 г. о приостановке работы порта по разгрузке поступающих поездов ввиду забастовки докеров, действуя разумно и осмотрительно, во избежание последствий накопления неразгруженных поездов на конечной станции назначения, правомерно задержал спорный состав на промежуточной станции.

Учитывая данное обстоятельство, суд пришел к выводу о том, что задержка вагонов произошла по вине ответчика, не обеспечившего нормальную, бесперебойную работу порта по приемке и разгрузке поступающих поездов, следовательно, плата за пользование вагонами в сумме 149 691,02 руб. начислена правомерно.

При указанных обстоятельствах требования истца о взыскании платы за пользование вагонами подлежит удовлетворению в общей сумме 156 819,16 руб.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины подлежат взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 64-66, 101, 102, 104, 110, 150, 167-171, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ОАО «Туапсинский морской торговый порт», г. Туапсе, в пользу ОАО «РЖД» г. Москва, в лице отделения – структурное подразделение Северо-Кавказской железной дороги – филиал ОАО «РЖД», г. Краснодар, плату за пользование вагонами в сумме 156 819,16 руб., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 3 704,57 руб.

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную и (или) кассационную инстанцию арбитражного суда в установленном законодательством порядке.

Судья

К.Н. Кондратов