АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, город Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов Дело № А- 57-22072/2011
Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 05 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной И.Ю., рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда материалы дела по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к ИП Кузьминой Людмиле Евгеньевне, Саратовская область, г. Балаково, ул. Гагарина, д.73, кв.34, ОГРН 304643936300180,
о привлечении ИП Кузьминой Людмилы Евгеньевны к административной ответственности по ст. 14.1 ч.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности на срок девяноста суток.
при участии:
от заявителя – Вердиханов Р.К, доверенность № 04-23/3563 от 20.12.2010 года, сроком до 31.12.2011года; Чурилов С.П. доверенность №04-23/3562 от 20.12.2010 года, сроком до 31.12.2011года; Самохвалов А.А. доверенность №04-23/3974 от 30.11.2011года, сроком по 31.12.2011года.
от лица привлекаемого к ответственности – Кузьмина Людмила Евгеньевна, Гичкевич И.О. удостоверение №1866, ордер №214 от 30.11.2011г.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к ИП Кузьминой Людмиле Евгеньевне, Саратовская область, г. Балаково, ул. Гагарина, д.73, кв.34, ОГРН 304643936300180 о привлечении ИП Кузьминой Людмилы Евгеньевны к административной ответственности по ст. 14.1 ч.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности на срок девяноста суток.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объёме.
Кузьмина Людмила Евгеньевна заявленные требования не признала, возражала по основаниям, изложенным в возражениях на заявление о привлечении к административной ответственности.
Дело рассмотрено по правилам главы 25 АПК РФ по существу заявленных требований.
Как видно из материалов дела, Кузьмина Людмила Евгеньевна является индивидуальным предпринимателем (свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г. серии 64 № 001831696, подтверждающее внесение записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей) (л.д.13) и имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом за № АСС-64-505285 от 01.06.2006 г., выданную УГАДН по Саратовской области (л.д.12).
Как установлено судом, 29 октября 2011 г. в 11 часов 20 минут в г.Саратове на Усть-Курдюмском тракте, поворот на ЖСК «Строитель» водитель Ремезенко Н.К. 1962 г.р. управляя а/м ВАЗ-21099 н/з В53ЩО/64 допустил наезд на стоящий впереди на этой же полосе (для разрешенного поворота на лево) а/м ВАЗ 2105 н/з К480РТ/64 под управлением Кошелева В.А. 1973 г.р. В результате столкновения, а/м ВАЗ 2105 н/з К480РТ/64 выехал на полосу встречного движения, где произошло столкновение с движущемся во встречном направлении а/м КАМАЗ-54115 N (грузовой тягач седельный) н/з М412НВ/64 (перевозящий дизельное топливо 19 т.) под управлением Косован А.А. 1968 г.р., который после столкновения выехал на полосу встречного движения и опрокинулся, при этом произошло боковое столкновение буксируемой а/м КАМАЗ автоцистерны с движущемся во встречном направлении автобусом HYUNDAIHD (County) (SWB) н/з АТ349/64 под управлением Кузьмина В.Ф. 1963 г.р. (осуществлявшего перевозку учащихся МОУ «СОШ № 28» г. Балаково, 16 учащихся и 2 сопровождающих).
В результате ДТП получили смертельные травмы пассажиры автобуса Шашкова B.C. 1999 г.р. и.Сиротина А.В. 1999 г.р.
Госпитализированы в 3-ю ГКБ г.Саратова пассажиры автобуса:Заколпина Е. 1999 г.р. с д/з «ЗЧТ, СГМ, гематома височной области»;Серединский Н. 1999 г.р. с д/з «ушиб левого бедра»;Ножка С. 1999 г.р. с д/з «ЗЧМТ, СГМ, ушиб тела»;Крылов В. 1999 г.р. с д/з «ЗЧМТ, СГМ, ссадина голени»;Гайдайчук С. 2003 г.р. с д/з «тупая травма живота, ушиб грудной клетки»;Гайдайчук Е. 1999 г.р. с д/з «ЗЧМТ, ОГМ, перелом костей носа»;Терентьева А. 1999 г.р. с д/з «ЗЧМТ, СГМ перелом левого бедра»;Бикбаева А. 1999 г.р. с д/з «ЗЧМТ, СГМ, множественные переломы костей таза, ушиб грудной клетки»; Тихонова Т. 1999 г.р. с д/з «ЗЧМТ, СГМ, ушиб лба, закрытый перелом левого бедра»; Луконина А. 1999 г.р. с д/з «ЗЧМТ, СГМ»;. Пилипенко Ю. 1999 г.р. с д/з «ОЧМТ, тупая травма головы»; Баженова О. 2000 г.р. с д/з «ЗЧМТ, СГМ»; Веселова А. 1999 г.р. с д/з «ЗЧМТ, СГМ». Водитель а/м КАМАЗ Косован А.А. с д/з «ЗЧМТ, СГМ» госпитализирован в ОГКБг.Саратова.
31.10.2011 г. должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области Соловьевым А.А. на основании приказа от 29.10.2011 г. № 2445 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ИП Кузьминой Людмилы Евгеньевны законодательства Российской Федерации в сфере соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения со стороны Кузьминой Людмилы Евгеньевны нормативных правовых актов Российской Федерации в области автомобильного транспорта по организации перевозки пассажиров, которые выразились в следующем:
1. ИП Кузьминой Людмилой Евгеньевной при организации перевозки детей 29.10.2011 г. по маршруту г.Балаково-г.Саратов-г.Балаково не уведомлены органы Государственной автомобильной инспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте.
2. Автобус HYUNDAIHD (County) (SWB) г.р.з. AT 349 64 RUS, используемый 29.10.2011 г. для перевозки пассажиров (детей) в междугородном сообщении по маршруту г.Балаково-г.Саратов-г.Балаково, не оборудован удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления места для сидения (фото №1, фото №2).(л.д. 15-16).
3.Автобус HYUNDAIHD (County) (SWB) г.р.з. AT
349 64 RUS, используемый 29.10.2011 г. для перевозки детей по маршруту г.Балаково-г.Саратов- г.Балаково, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, не оборудован "У0С (устройством ограничения скорости), отвечающим требованиям ГОСТ Р 41.89. (документов подтверждающих оборудование транспортного средства УОС на момент проверки не предоставлено), не оборудован опознавательными
знаками "Перевозка детей" (фото №3, №4,№5).(л.д. 17-19)
4. ИП Кузьминой Людмилой Евгеньевной не ведется учет дорожно-транспортных происшествий, журнал, учета ДТП отсутствует, сверка с органами ГИБДД не проводится.
5. ИП Кузьминой Людмилой Евгеньевной не организовано проведение инструктажей водителей, журнал регистрации на момент проведения проверки отсутствовал, инструкции, необходимые для проведения инструктажей водителей ИП Кузьмина Людмила Евгеньевна не имеет.
6. ИП Кузьминой Людмилой Евгеньевной не организована стажировка водителя автобусаHYUNDAIHD (County) (SWB) г.р.з. AT 349 64 RUS Кузьмина Виктора Федоровича по маршруту г.Балаково-г.Саратов-г.Балаково (стажировочный лист на момент проверки не предоставлен).
7. ИП Кузьминой Людмилой Евгеньевной не организовано проведение предрейсового технического осмотра автобуса. Так 29.10.2011 г. автобусом HYUNDAIHD (County) (SWB) г.р.з. AT 349 64 RUS, принадлежащим ИП Кузьминой Людмиле Евгеньевне, осуществлялась перевозка пассажиров (детей) по междугороднему маршруту г.Балаково-г.Саратов-г.Балаково,предрейсового технического осмотра при выезде на вышеуказанный маршрут не проводилось, данное транспортное средство прошло предрейсовый технический осмотр 29.10.2011 г. в 7 часов45 минут при выезде на городской маршрут № 21, что подтверждается объяснением директораOОO «Перевозчик» Демченко Дмитрия Владимировича от 31.10.2011 г. и записью о проведении предрейсового технического осмотра при выезде вышеуказанного автобуса на городской маршрут№ 21, в журнале выезда и заезда автотранспорта ООО «Перевозчик».
8. ИП Кузьминой Людмилой Евгеньевной не обеспечено проведение послерейсовых медосмотров водительского состава, так водитель автобуса HYUNDAIHD (County) (SWB) г.р.з. AT 349 64 RUS Митрофанов Иван Петрович 28.10.2011г., 27.10.2011г., 26.10.2011г., 25.10.2011г. послерейсовые медицинские осмотры не проходил, (в путевых листах от 28.10.2011г., 27.10.2011г., 26.10.2011г., 25.10.2011г. отметки о проведении послерейсового медосмотра родителя заверенные штампом и подписью медработника с указанием фамилии, имени и отчества отсутствуют), водитель автобуса HYUNDAIHD (County) (SWB) г.р.з. AT 349 64 RUSМиронов Алексей Михайлович 24.10.2011г., 23.10.2011г., 22.10.2011г. послерейсовые медицинские осмотры не проходил, (в путевых листах от 24.10.2011г., 23.10.2011г., 22.l0.2011г. отметки о проведении послерейсового медосмотра водителя заверенные штампом и подписью медработника с указанием фамилии, имени и отчества отсутствуют).
9. ИП Кузьминой Людмилой Евгеньевной путевая документация оформляется неправильно: сведения о владельце (имя и отчество); сведения о водителе (имя и отчество); сведения, о транспортном средстве (показания одометра при заезде транспортного средства в гараж, дата и время выезда транспортного средства с места постоянной стоянки, дата и время заезда транспортного средства на указанную стоянку) в путевых листах от 28.10.2011г., 27.10.2011г., 26.10.2011г., 25.10.2011г., 24.10.2011г., 23.10.2011г., 22.10.2011г., не указаны. (л.д. 27-33)
Невыполнение нормативно-правовых актов и законодательства в сфере транспорта со стороны ИП Кузьминой Людмилы Евгеньевны по мнению заявителя, привело к дорожно-транспортному происшествию, произошедшему 29.10.2011г. при осуществлении перевозки пассажиров (учащихся МОУ «COШ№28» г. Балаково) автобусом HYUNDAIHD (County) (SWB) г.р.з. AT 349 64 RUS под управлением Кузьминой В.Ф., что свидетельствуют об отсутствии контроля ИП Кузьминой Людмилы Евгеньевны и несоблюдении им лицензионных требований и условий.
По результатам проверки государственным инспектором Соловьевым А.А. составлен акт №254-бл от 31 октября 2011г. (л.д. 10-11) и протокол №72-бл от 31 октября 2011г. об административном правонарушении, в которых зафиксирован факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области направило в Арбитражный суд Саратовской области материалы проверки и обратилось с заявлением о привлечении ИП Кузьминой Л.Е. к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства и доводы, приведенные участниками процесса, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим правовым основаниям.
По правилам ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно пункту 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которая в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия - это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пп. 62 п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании, деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (не связанная с обеспечением собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
В силу пп. "б" п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если такая деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение о лицензировании), к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров относится, в частности, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Подпунктом "в" Положения о лицензировании к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование (подп. е).
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с пунктами 2.2, 3.3.2, 3.4.1, 3.4.3, 4.1 - 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 (далее - Положение об обеспечении безопасности дорожного движения), основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются: закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации; регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации; назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей; проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению; ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности; оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения (пункт 2.2). Режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха (пункт 3.3.2). Организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения: об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте; о состоянии погодных условий; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны транспортных средств; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей; об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов; об особенностях перевозки детей; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов); об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения. В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей (пункт 3.4.1). С целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация: осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию; организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации; оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации (пункт 3.4.3). Организации и водители - предприниматели обязаны: использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца (пункт 4.1); соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами (пункт 4.2); обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств (пункт 4.3).
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечение собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 (далее по тексту - Положение о лицензировании) к грубым нарушениям лицензиатом лицензионных требований и условий относятся:
а) нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;
б) использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
Исследовав материалы дела, заслушав сторон суд установил следующее:
ИП Кузьминой Людмилой Евгеньевной не организовано проведение предрейсового
технического осмотра автобуса. Так 29.10.2011 г. автобусом HYUNDAIHD (County) (SWB) г.р.з. AT 349 64 RUS, принадлежащим ИП Кузьминой Людмиле Евгеньевне, осуществлялась перевозка пассажиров (детей) по междугороднему маршруту г.Балаково-г.Саратов-г.Балаково.
Как установлено судом, предрейсовый технический осмотр при выезде на вышеуказанный маршрут не проводился, данное транспортное средство прошло предрейсовый технический осмотр 29.10.2011 г. в 7 часов 45 минут при выезде на городской маршрут № 21, что подтверждается объяснением директора ООО «Перевозчик» Демченко Дмитрия Владимировича от 31.10.2011 г. и записью о проведении предрейсового технического осмотра при выезде вышеуказанного автобуса на городской маршрут №21, в журнале выезда и заезда автотранспорта ООО «Перевозчик», таким образом, в данном случае нарушены требования ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г. ст. 16, 18; Приказа Минтранса РФ №2 от 08.01.1997г. «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» раздел 3; Постановления Правительства РФ №637 от 30.10.2006г. «Об утверждении положения о лицензировании...» п.5б.
В силу статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно статье 19 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень таких неисправностей, при которых запрещается их эксплуатация, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 22.9. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации установлено, что перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств.
В Приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, установлен Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Пунктом 7.9. Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств установлено, отсутствие ремней безопасности и (или) подголовников сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Как установлено судом, Автобус HYUNDAIHD (Comity) (SWB) г.р.з. AT349 64 RUS, используемый 29.10.2011 г. для перевозки пассажиров (детей) в междугородном сообщении по маршруту г.Балаково-г.Саратов-г.Балаково, не оборудован удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления места для сидения.
Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр.
Таким образом, выпуск в рейс Автобуса HYUNDAIHD (Comity) (SWB) г.р.з. AT349 64 RUSне прошедшего предрейсовый технический осмотр при выезде на маршрут и имеющего нарушения при которых запрещается эксплуатация транспортных средств является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Кроме того судом установлено, что ИП Кузьминой Людмилой Евгеньевной при организации перевозки детей 29.10.2011 г. по маршруту г.Балаково-г.Саратов-г.Балаково не уведомлены органы Государственной автомобильной инспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте, что нарушает п.5.19. «Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №2.
Автобус HYUNDAIHD (Comity) (SWB) г.р.з. AT349 64 RUS, используемый 29.10.2011 г. для перевозки пассажиров (детей) в междугородном сообщении по маршруту г.Балаково-г.Саратов-г.Балаково, не оборудован удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления места для сидения (фото №1, фото №2), что нарушаеттребования п. 4.1 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N1090, п. 4.5.9. ГОСТ Р 51160-98. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела фотографиями (л.д. 15-16).
Суд критически относится к пояснениям представителя ИП Кузнецовой Л.Е., что отсутствие поясных ремней безопасности и устройств регулирования и крепления места для сидения спасло детям жизни. Действующие законодательство предусматривает обязанность по оборудованию автобусов, используемых для перевозки пассажиров (детей) в междугородном сообщении, ремнями безопасности и устройствами регулирования и крепления места для сидения. Несоблюдение данных норм является нарушением действующего законодательства.
Автобус HYUNDAIHD (County) (SWB) г.р.з. AT349 64 RUS, используемый 29.10.2011 г. для перевозки детей по маршруту г.Балаково-г.Саратов-гБалаково, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, не оборудованУОС (устройством ограничения скорости), отвечающим требованиям ГОСТ Р 41.89. (документовподтверждающих оборудование транспортного средства УОС на момент проверки непредоставлено), что нарушает п. 4.5.18. ГОСТ Р 51160-98; не оборудован опознавательнымизнаками "Перевозка детей" (фото №3, фото№5), что нарушает п. 4.5.19. ГОСТ Р 51160-98; несоответствует п.4.5.24. ГОСТ Р 51160-98, т.к. кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета,что подтверждается копией свидетельства о регистрации транспортного средства (цвет указанбежевый); не обеспечено нанесение на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди исзади по оси симметрии автобуса контрастных надписей "ДЕТИ" прямыми прописными буквамивысотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 ее высоты (фото № 3, фото №4, фото №5, фото№6), что нарушает п. 4.5.20. ГОСТ Р 51160-98. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела фотографиями (л.д. 17-20).
Судом не принимаются возражения ИП Кузнецовой, что автобус HYUNDAIHD (County) (SWB) г.р.з. AT 349 64 RUS, используемый 29.10.2011 г. для перевозки детей по маршруту г.Балаково-г.Саратов-гБалаково, был оборудован опознавательнымизнаками "Перевозка детей". Ни в судебном заседании, ни в материалы дела доказательств опровергающих факт отсутствия опознавательныхзнаков "Перевозка детей"не представлено. Фотографии представленные ИП Кузьминой Людмилой Евгеньевной в судебном заседании 30.11.2011г. не могут быть приняты судом, так как на них отсутствует указание на дату когда были сделаны данные фотографии.
Учет дорожно-транспортных происшествий ИП Кузьминой Людмилой Евгеньевной неведется, журнал учета ДТП отсутствует, сверка с органами ГИБДД не проводится. Данный факт свидетельствует о нарушении требований п.п. 15-18 Правил учета ДТП, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 647 от 29.06.1995г. и Приказа Минтранса РФ №22 от 02.04.1996г. «Об утверждении формы учета ДТП»
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ИП Кузьминой Л.Е. А.Г. не организовано проведение инструктажей водителей, что свидетельствует о нарушении требований п.п. 4, 5 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09. У ИП Кузьминой Л.Е. на момент проведения проверки отсутствовал журнал регистрации, а так же инструкций, необходимые для проведения инструктажей водителей.
ИП Кузьминой Людмилой Евгеньевной не организована стажировка водителя автобуса HYUNDAIHD (County) (SWB) г.р.з. AT 349 64 RUS Кузьмина Виктора Федоровича по маршрутуг.Балаково-г.Саратов-г.Балаково (стажировочный лист на момент проверки не предоставлен), что нарушает требования Приказа Минтранса РФ №2 от 08.01.1997г. «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» п.2.2., Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей, утвержденного Минавтотрансом РСФСР от20.01.1986 г. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 п. 3.2., п.3.3.
ИП Кузьминой Людмилой Евгеньевной не обеспечено проведение послерейсовых медосмотров водительского состава, так водитель автобуса HYUNDAIHD (County) (SWB) г.р.з. AT 349 64 RUS Митрофанов Иван Петрович 28.10.2011г., 27.10.2011г., 26.10.2011г., 25.10.2011г. послерейсовые медицинские осмотры не проходил, (в путевых листах от 28.10.2011г., 27.10.2011г., 26.10.2011г., 25.10.2011г. отметки о проведении послерейсового медосмотра водителя заверенные штампом и подписью медработника с указанием фамилии, имени и отчества отсутствуют), водитель автобуса HYUNDAIHD (County) (SWB) г.р.з. AT 349 64 RUS Миронов Алексей Михайлович 24.10.2011г., 23.10.2011г., 22.10.2011г. послерейсовые медицинские осмотры не проходил, (в путевых листах от 24.10.2011г., 23.10.2011г., 22.10v.2011r. отметки о проведении послерейсового медосмотра водителя заверенные штампом и подписью медработника с указанием фамилии, имени и отчества отсутствуют), что нарушает Приказ Минтранса РФ №2 от 08.01.1997г. «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» п.2.2., Постановление Правительства РФ №637 от 30.10.2006г. «Об утверждении положения о лицензировании...» п.4б.
Судом установлено, что ИП Кузьминой Людмилой Евгеньевной путевая документация оформляется неправильно: сведения о владельце (имя и отчество); сведения о водителе (имя и отчество); сведения (о транспортном средстве (показания одометра при заезде транспортного средства в гараж, дата и время выезда транспортного средства с места постоянной стоянки, дата и время заезда транспортного средства на указанную стоянку) в путевых листах от 28.10.2011г., 27.10.2011г., 26.10.2011г., 25.10.2011г., 24.10.2011г., 23.10.2011г., 22.10.2011г., не указаны, что нарушает п.5, п.6, п.7 Приказа Минтранса РФ №152 от 18.09.2008г. «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что невыполнение нормативно-правовых актов и законодательства в сфере транспорта со стороны ИП Кузьминой Людмилы Евгеньевны привело к дорожно-транспортному происшествию, произошедшему 29.10.2011г. при осуществлении перевозки пассажиров (учащихся МОУ «COШ№28» г. Балаково) автобусом HYUNDAIHD (County) (SWB) г.р.з. AT 349 64 RUS под управлением Кузьмина В.Ф, что свидетельствуют о грубом нарушении ИП Кузьминой Людмилой Евгеньевной лицензионных требований и условий.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.06 N 637 (далее - Положение о лицензировании перевозок), грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек (подпункт "а"), а также использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра (подпункт "б").
С учётом изложенного судом установлено, что ИП Кузьмина Л.Е. осуществляла предпринимательскую деятельность по перевозоке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Вина предпринимателя в совершении административного правонарушения доказана материалами дела: актом проверки №254-бл от 31.10.2011г. (л.д. 10-11), протоколом об административном правонарушении №72-бл от 31.10.2011г. (л.д. 8-9), фотографиями с места ДТП(л.д.15- 20), журналом выезда автотранспорта (л.д. 21-23), объяснениями Денченко Д.В. (л.д.24), путевыми листами от 28.10.2011г., 27.10.2011г., 26.10.2011г., 25.10.2011г., 24.10.2011г., 23.10.2011г., 22.10.2011г. (л.д. 27-33).
Таким образом, по мнению суда, выявленные нарушения содержат состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования, предусмотренные статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении Управлением государственного автодорожного надзора по Саратовской области были соблюдены.
Таким образом, заявителем представлены доказательства совершения ИП Кузьминой Л.Е. правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Управлением государственного автодорожного надзора по Саратовской области в соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно составлен протокол об административном правонарушении.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самым правонарушителем, так и другим лицом.
Применение административного наказания в виде приостановления деятельности возможно при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ.
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижения цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как установлено судом, ИП Кузьмина Л.Е. ранее привлекалась к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (Решение Арбитражного суда Саратовской области №А-57-4099/2011 от 29.04.2011г.).
Данным решением суда установлены следующие нарушения лицензионных требований допущенные ИП Кузьминой Л.Е.:
- ИП Кузьмина Л.Е. - не имеет должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, что нарушает Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов утвержденного приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11 марта 1994 г. N 13/11.
- Учет дорожно-транспортных происшествий ИП Кузьминой Л.Е. не ведется, журнал учета (ТП отсутствует, сверка с органами ГИБДД не проводится. Указанные действия нарушают требования п.п. 15-18 Правил учета ДТП, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 647 от 29.06.1995 г. и Приказа Минтранса РФ № 22 от 02.04.1996 г. «Об утверждении форм учета ДТП»
- у ИП Кузьминой Л.Е. отсутствует план мероприятий по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, что свидетельствует о нарушении требований п. 2.1, п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ № 27 от 09.03.1995 года.
- Не организовано проведение инструктажей водителей, что свидетельствует о нарушении требований п. 3.4.1. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ № 27 от 9.03.1995 года и п.п 4, 5 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09. Журнал регистрации на момент проведения проверки отсутствовал. Инструкций, необходимых для проведения инструктажей водителей ИП Кузьмина Л.Е. не имеет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ИП Кузьминой Л.Е. неоднократно допускались нарушения лицензионных требований и условий.
На основании изложенного, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, учитывая то обстоятельство, что выявленное нарушение относится к грубым и потенциально опасным, влекущим непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, суд считает необходимым применить такую меру наказания, как приостановление деятельности на срок 90 суток
С учетом характера допущенного нарушения такое наказание является единственной мерой ответственности, позволяющей достигнуть установленной ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ цели.
Руководствуясь статьями 202 - 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь ИП Кузьмину Людмилу Евгеньевну к административной ответственности по ч. 4 ч. 14.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ИП Кузьминой Л.Е. на срок 90 суток.
Решение может быть обжаловано.
Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: г.Саратов улица Бабушкин взвоз, дом 1
Судья А.В. Калинина