Дело №А-73-10337/2011
г. Хабаровск
«24» ноября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 17.11.2011 г., изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось до 24.11.2011 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи А. В. Зверевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой М. Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточный инженерно-технический сервис»
о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Хабаровского края по делу об административном правонарушении от 15.08.2011г. № 85,
при участии:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 01.02.2011
от административного органа - ФИО2 по доверенности от 04.05.2011 г. № 9.3.28-7475; ФИО3 по доверенности от 27.10.2011 г. № 9.3.28-19744.
Сущность спора: Общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточный инженерно-технический сервис» (далее – Общество, заявитель, ООО «ДВ ИТС») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Хабаровского края (далее – административный орган) от 15.08.2011г. № 85 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности соответственно по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Общества, на требованиях, изложенных в заявлениях настаивал в полном объеме.
Представители административного органа в судебном заседании против заявленных требований возражали. Полагают, что событие правонарушения и вина Общества подтверждается материалами дела об административном правонарушении. Настаивает на законности и обоснованности Постановления по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.11.2011 г. по 17.11.2011 г.
Суд установил:
ООО «ДВ ИТС» является подрядчиком ООО «Управляющая компания «Дальневосточная сервисно-ремонтная компания» и на основании договора «На техническое обслуживания жилищного фонда и санитарное обслуживание придомовой территории» от 10.04.2009 г., обеспечивает содержание жилищного фонда, переданного согласно договора.
16 мая 2011 года в 08 часов 45 минут на контейнерной площадке по адресу: <...> Октября, 84 было обнаружено горение сваленных навалом в углу площадки коробочной тары и твёрдых бытовые отходов.
Незамедлительных мер для предотвращения возгорания отходов на площадке, ООО «ДВ ИТС», принято не было .
По установленному факту 15.07.2011 г. государственным инспектором Хабаровского края в области охраны окружающей среды ФИО3 в отсутствии представителей Общества, при надлежащем уведомлении, составлен в отношении ООО «ДВ ИТС» протокол № 85 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
15.08.2011 г. вышеуказанным должностным лицом по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отсутствии представителей Общества, при надлежащем уведомлении, вынесено постановление № 85, которым ООО «ДВ ИТС» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАп РФ в виде штрафа в размере 100.000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно статье 1 названного Закона обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно части 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"(далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления.
Как следует из материалов дела, должностным лицом - государственным инспектором Хабаровского края в области охраны окружающей среды ФИО3 В установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг: обеспечение содержания жилищного фонда, в том числе и ежедневная уборка, очистка от мусора (отходов) контейнерных площадок, ООО «ДВ ИТС» не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования законодательства При обращении с твёрдыми отходами потребления при сборе, складировании (временном накоплении) отходов с целью вывоза для захоронения и ином обращении с отходами: обслуживание мест временного накопления отходов - контейнерных площадок и их санитарное содержание. Санитарное содержание включает в себя ежедневную уборку, очистку от мусора контейнерных площадок, закреплённой территории.
К работам по санитарному содержанию жилищного фонда относится в том числе ежедневная уборка, очистка от мусора контейнерных площадок (п. 2.1.2, пп. 3 договора).
Для обеспечения вывоза и захоронения отходов с контейнерных площадок, ООО «ДВ ИТС» заключило договор с ООО «Зенит-Дальний Восток» (далее по тексту ООО «Зенит-ДВ») от 12.03.2010 г. № 1-10/гх. Согласно п. 3.2.4 данного договора, в обязанности ООО «ДВ ИТС» вменено не допускать возгорания твёрдых бытовых отходов (далее ТБО) и крупно-габаритного мусора в контейнерах и на контейнерных площадках.
Для контроля соблюдения договора, в обязанности ООО «ДВ ИТС» входит назначение ответственного лица для контроля ежедневного вывоза (объёма) отходов с контейнерных площадок (п. 2.1.29 договора между ООО «ДВ ИТС» и «ООО «ДВ СРК»). Также в обязанности ООО «ДВ ИТС» входит содержание контейнерных площадок (площадка должна быть чисто убрана и мусор собран в контейнеры).
На основании п. 2.1.44 договора, ООО «ДВ ИТС» обязано соблюдать правила пожарной безопасности при обслуживании жилищного фонда.
Для оперативности технического обслуживания создана непрерывная диспетчерская служба, работающая с 09-00 часов до 18-00 часов.
16 мая 2011 года в 08 часов 45 минут указанным должностным лицом на контейнерной площадке по адресу: <...> Октября, 84 было обнаружено горение сваленных навалом в углу площадки коробочной тары и твёрдых бытовые отходов.
До прибытия спецмашины ООО «Зенит-ДВ» дыма и огня над коробками не наблюдалось. Во время отъезда машины с контейнерной площадки, над навалом коробок показалось открытое пламя с последующим полным сгоранием наваленных в углу площадки ТБО. Тление полусгоревших остатков продолжалось до вечера.
В 09 часов 10 минут о возгорании было сообщено служащему ООО «ДВ ИТС», находившемуся в помещении по ул. Школьная, 11. Служащая тут же связалась по телефону с ответственным лицом ООО «ДВ ИТС», находящимся в спецмашине, на что был получен ответ о том, что при приезде спецмашины на площадку, над ТБО уже был заметен дым.
Незамедлительных мер для предотвращения возгорания отходов на площадке, ответственным лицом ООО «ДВ ИТС», находящимся в машине, принято не было (необходимо было произвести разборку навала коробочной тары и отходов с целью выявления источника дыма, сообщить диспетчеру о признаках возгорания, вызвать рабочих для тушения), тем более что обслуживающий персонал находится по ул. Школьная, 11 на расстоянии 200 метров от данной контейнерной площадки.
При проведении административного расследования в ООО «Зенит-ДВ» рабочий и водитель спецмашины дали объяснение, что на момент приезда машины они видели дым над кучей ТБО в углу площадки, но в обязанности персонала ООО «Зенит-ДВ» не входит устранение возгорания отходов. Загрузив контейнеры, спецмашина уехала дальше.
Горение несортированных твёрдых коммунальных отходов из жилищ, относящихся, согласно Федерального классификационного каталога отходов, к 4 классу опасности, в углу площадки сопровождалось выбросами в атмосферный воздух дыма от горения, тления картонной тары, пластика, тряпья и иных отходов. Данная контейнерная площадка расположена между жилыми домами, общеобразовательным учреждением и дым от горения отходов нарушает право граждан на благоприятную среду обитания.
Между тем, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
Пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствие с частью 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (часть 3 статьи 27.8 КоАП РФ).
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов (часть 4 статьи 27.8 КоАП РФ).
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (часть 5 статьи 27.8 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 25.7. КоАП РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
Частью 2 данной статьи установлено, что присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 настоящего Кодекса. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
В силу части 3 данной статьи, об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.
В рассматриваемом случае протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов с участием понятых, в порядке статьи 27.8 КоАП РФ административным органом не составлялся. Не был составлен также соответствующий акт проверки, фотосъемка не проводилась.
Имеющиеся в материалах дела объяснения работников управляющей компании, а также ООО «Зенит-ДВ» получены вне рамок производства по делу об административном правонарушении, что не позволяет суду определить достоверность изложенных сведений. Объяснения указанных лиц адресованы работодателям, должностными лицами административного органа объяснения не отбирались. Указанное свидетельствует о недопустимости указанных доказательства, а также о их недостаточности для установления факта наличия в действиях лица события административного правонарушения.
Иных доказательств, по которым суд может достоверно установить, наличие события административного правонарушения, в материалах дела нет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о несоблюдении административным органом требований закона при получении доказательств и невозможности их использования в качестве доказательств вменяемого обществу правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, суд установил, что факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения материалами дела не подтвержден.
При таких обстоятельствах, постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточный инженерно-технический сервис» удовлетворить.
Постановление Министерства природных ресурсов Хабаровского края по делу об административном правонарушении от 15.08.2011г. № 85, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, признать незаконным и отменить полностью.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок с момента принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А. ФИО4