ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А01-1109/15 от 01.12.2015 АС Республики Адыгея

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Майкоп Дело №А01-1109/2015 01 декабря 2015 года.

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 01 декабря 2015 года.

Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи С.И.Хутыз, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Е.Зайченко, рассмотрев материалы дела №А01-1109/2015 по заявлению жилищного кооператива №4 (ИНН 0105022570, ОГРН 1020100701730, Республика Адыгея, г. Майкоп, Пролетарская, 338) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Адыгея (ИНН 0105035988, ОГРН 1040100552711, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Привокзальная, 331) о возврате излишне уплаченного налога и штрафа в сумме 21 762 рубля 03 копейки,

при участии в судебном заседании от:

жилищного кооператива №4 – Лозовой Е.А. (доверенность от 12.10.2015 № 2),

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Адыгея - Кадакоева А.Н. (доверенность от 06.04.2015 № 2),

установил:

жилищный кооператив №4 (далее – заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Адыгея (далее - налоговая инспекция) возвратить излишне уплаченную сумму единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере сумме 21 712 рублей и штрафа в размере 50 рублей 03 копейки, а всего 21 762 рубля 03 копейки (уточненные требования от 27.08.2015). По мнению заявителя, у налогового органа отсутствовали основания для принятия решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога.

Налоговая инспекция в представленном суду отзыве указывает, что заявителем пропущен трехлетний срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога. В связи с чем просит в удовлетворении заявления отказать.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.08.2015 года рассмотрение дела назначено к судебному разбирательству на 15.10.2015 года, затем отложено до 29.10.2015 года, 19.11.2015 года, 01.12.2015 года.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала свои уточненные требования.

Представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела и выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает необходимым удовлетворить заявление кооператива по следующим основаниям.

Жилищный кооператив №4 зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Адыгея за ОГРН 1020100701730.

В 2012 году кооператив применял упрощенную систему налогообложения (доходы).

Жилищный кооператив №4 в 2012 году перечислил в бюджет платежными поручениями от 03.04.2012 № 20 (15 465 рублей) и № 21 (400 рублей пени), от 19.04.2012 № 31 (9240 рублей) и №34 (5847 рублей), от 25.04.2012 № 36 (15 865 рублей) единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и пени в сумме 46 817 рублей.

По итогам 2012 года кооперативом была подана в инспекцию налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, составила - 0 рублей.

Поскольку кооператив в 2012 году вел только уставную деятельность, он обратился 15.11.2013 года в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога и пени в сумме 46 817 рублей (46 417 рублей - налог и 400 рублей –пени).

27 марта 2015 года кооператив обратился в налоговую инспекцию с просьбой переплату по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и пени в сумме 275 рублей 18 копеек зачесть в счет пени и налога на доходы физических лиц.

30.03.2015 составлен совместный акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, из содержания которого следует, что кооператив имеет переплату по УСН (доходы) в размере 21 712 рублей, пени по УСН (доходы) 275 рублей 18 копеек, и штраф в размере 50 рублей 03 копеек

29.04.2015 кооператив направил в инспекцию (вх. 30.04.2015 года) заявление о возврате излишне уплаченного налога в сумме 4 168 рублей по КБК 18210101012021000110, 21 712 рублей по КБК 182105010111011000110, 275 рублей 18 копеек по КБК 182105010110121000110, 50 рублей 03 копейки по КБК 18211603010016000140.

05.05.2015 инспекцией было принято решение № 23441 о возврате пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (доходы), в размере 275 рублей 18 копеек и решение № 23439 рублей о возврате 4 168 рублей налога на прибыль организаций.

Кроме того, 05.05.2015 года было вынесено решение № 101 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты налога, предусмотренного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

06.05.2015 года налоговой инспекцией было принято решение № 102 об отказе в предоставлении зачета (возврата) в связи с истечением установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетнего срока.

Считая указанные действия незаконными, кооператив обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Рассматривая данное заявление, суд исходит из того, что в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21, пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

Пунктами 7, 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Бремя доказывания наличия переплаты по налогам и соблюдения срока возложено на кооператив.

Суд учитывает разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, данные в определении от 21.06.2001 № 173-О, в соответствии с которыми статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено Кодексом (пункт 9).

Указанная норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным.

Применяя положения статей 21, 78 Налогового кодекса Российской Федерации , суд исходит из того, что срок давности обращения в инспекцию и суд с требованием о возврате переплаты спорных сумм налогов кооперативом не пропущен.

Суд установил, что кооператив неоднократно 15.11.2013 б/н (принято налоговой инспекцией 15.11.2013 года), 27.03.2015 б/н (принято налоговой инспекцией 27 марта 2015 года), 29.04.2015 года (принято налоговой инспекцией 30.04.2015 года) обращался к налоговому органу и сообщал об образовавшейся с апреля 2012 года переплате по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (доходы) и необходимости возврата обществу в соответствии со статьей 79 Кодекса излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафов.

Согласно представленной выписке из лицевого счета налогоплательщика по состоянию расчетов на 13.03.2015 года (от 17.03.2015 года № 341887) числится переплата по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (доходы) на конец отчетного периода - 01.01.2013 года.

Кроме того, заявителем представлены сведения о состоянии расчетов кооператива на 30.03.2015 года (от 02.04.2015 № 218352) и на 27.04.2015 года (от 29.04.2015 № 220019) из которых следует, что у налогоплательщика имеется переплата по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (доходы), в размере 21 712 рублей и по денежным взысканиям за нарушение законодательства о налогах и сборах (штраф) в сумме 50 рублей 03 копейки.

Согласно данным налогового обязательства от 25.08.2015 года переплата по данному налогу возникла на 01.01.2013 года.

При этом инспекция не представила в материалы дела решение о зачете и доказательства направления такого решения в адрес кооператива по заявленной сумме, как и уведомления о наличии переплаты в размере по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (доходы) в размере 21 712 рублей, что свидетельствует о нарушении инспекцией обязанности по извещению о каждом случае проведенного зачета, предусмотренной пунктом 9 статьи 78 Кодекса, а также наличии переплат по налогу.

Налоговым периодом по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в силу статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год, в течение этого периода налогоплательщик определяет суммы налога к уплате, исходя из фактически полученной прибыли, в связи, с чем наличие переплаты может быть установлено только после представления итоговой декларации по налогу за год, в которой будет указана сумма налога, подлежащая уплате и сумма фактически уплаченных за весь период авансовых платежей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

Согласно статье 346.21 Кодекса налогоплательщик самостоятельно определяет суммы налога по итогам налогового периода. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

По итогам 2012 года кооперативом была подана в инспекцию налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, составила - 0 рублей. Указанная декларация была направлена налогоплательщиком в электронном виде и получена инспекцией 26.03.2013 года.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что по срокам платежа за 2012 год переплата спорной суммы единого налога фактически возникла 26.03.2013 года и с этой даты следует исчислять срок на ее возврат.

За защитой нарушенных прав кооператив обратился в суд 24.06.2015 года, а в налоговый орган 30.04.2015 года и ранее 15.11.2013 года, следовательно, не пропущен установленный законодательством трехлетний срок возврата излишне уплаченной суммы налога.

Наличие у кооператива 21 712 рублей переплаты по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (доходы), подтверждается представленными в материалы дела документами и не отрицается инспекцией. Инспекция не представила доказательства отсутствия излишнего перечисления спорных сумм, наличия у кооператива задолженности, препятствующей возврату или зачету суммы переплаты в счет предстоящих платежей, а также принятия решения о зачете/возврате спорной суммы в самостоятельном порядке.

При указанных обстоятельствах, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что действия инспекции по отказу в возврате кооперативу 21 712 рублей переплаты, образовавшейся ввиду излишнего перечисления налога за счет средств кооператива, не соответствуют закону и нарушают права кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части заявленных кооперативом требований о возврате 50 рублей штрафа следует отказать, поскольку не представлены ни при обращении в суд, ни в ходе рассмотрения дела документы, подтверждающие основания и фактическую уплату штрафа. Из имеющихся в материалах дела невозможно определить возникновение указанной переплаты.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В связи с изложенным, заявление кооператива обоснованно и подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 110,167-170, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

заявление Жилищного кооператива №4 (ИНН 0105022570, ОГРН 1020100701730, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Пролетарская, 338) удовлетворить частично.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Адыгея (ИНН 0105035988, ОГРН 1040100552711, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Привокзальная, 331) возвратить Жилищному кооперативу №4 (ИНН 0105022570, ОГРН 1020100701730, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Пролетарская, 338) излишне уплаченный единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 21 712 рублей.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья С.И.Хутыз