Арбитражный суд Республики Адыгея
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Майкоп
Дело №А01-1284/ 2009
14 апреля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 08.04.2010 года.
Полный текст решения изготовлен 14.04.2010 года.
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Афашагова М.А., при ведении протокола предварительного судебного заседания помощником судьи Татаринцевым А.А., рассмотрев материалы дела № А01-1284/2009 по исковому заявлению прокурора Республики Адыгея к Управлению лесами Республики Адыгея, ООО «ЭкоИнвест», третьи лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Адыгея, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея о признании недействительным приказа и аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, при участии в заседании:
от Прокурора Республики Адыгея – Корчевникова Д.А. (дов. в деле);
от Управления лесами Республики Адыгея – ФИО1 (доверенность в деле),
от ООО «ЭкоИнвест» - ФИО2 (доверенность в деле),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Адыгея – не явился, уведомлен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея – ФИО3 (дов. в деле),
от Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея – ФИО4 (дов. в деле),
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Республики Адыгея обратился Прокурор Республики Адыгея с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнвест» (далее – ООО «ЭкоИнвест», общество), Управлению лесами Республики Адыгея, третьи лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Адыгея, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, в котором просит суд признать недействительным приказ Управления лесами Республики Адыгея № 327 от 20.12.2008г. «О подготовке к проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности», признать недействительным аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления рекреационной деятельности, расположенного в Муниципальном образовании «Майкопский район», Майкопское лесничество, Цицинское участковое лесничество в квартале 48 выдел 51, площадью 4,6 га, кадастровый номер 01:04:5901005:15.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.07.2009 указанное исковое заявление принято к производству, рассмотрение дела в предварительном судебном заседании арбитражного суда первой инстанции назначено на 20 августа 2009 года.
В предварительном судебном заседании от Управления лесами Республики Адыгея поступило ходатайство о признании УФСНП по РА ненадлежащим лицом в деле № А01-1284/2009. Заявитель ходатайства полагал, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Адыгея не обладает процессуальной правоспособностью в рамках дела № А01-1284/2009, а следовательно не может являться лицом, участвующим в деле, иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности, которыми наделяются лица, участвующие в деле.
Определением от 20.08.2009 в удовлетворении указанного выше ходатайства отказано.
В продолжение предварительного судебного заседания от Управления лесами Республики Адыгея поступило ходатайство о привлечении к участию в деле № А01-1284/2009 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея.
Определением от 20.08.2009 к участию в деле № А01-1284/2009 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.08.2009 рассмотрение дела в предварительном судебном заседании назначено на 17 сентября 2009 года.
Определением от 28.09.2009 рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции назначено на 5 ноября 2009 года.
В судебном заседании суд выяснил мнение лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, о возможности и необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея.
Представители лиц, участвующих в деле, полагали, что в привлечении к участию в деле Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея нет необходимости, поскольку Управление лесами Республики Адыгея обладает всеми правами и полномочиями по организации и проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.
Представители лиц, участвующих в деле, также полагали, что принятый по настоящему делу судебный акт никоим образом не затрагивает и не может затронуть законные права и обязанности Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея.
Определением от 05.11.2009 рассмотрение дела в судебном заседании отложено до 19 ноября 2009 года.
Определением от 23.03.2010 рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции отложено до 8 апреля 2010 года.
В судебное заседание не явился представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Адыгея, надлежащим образом извещенный о месте и времени его проведения.
Суд выяснил мнение лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, о возможности рассмотрения заявления по существу в отсутствие лица, не явившегося в судебное заседание.
Представители сторон, присутствующие в судебном заседании, сочли возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Адыгея, надлежащим образом извещенного о месте и времени его проведения.
Суд, с учетом мнения лиц, явившихся в судебное заседание, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), определил о рассмотрении искового заявления по существу в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Адыгея, надлежащим образом извещенного о времени и месте его проведения.
В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования. Просит суд признать недействительным пункта 3 приказа Управления лесами Республики Адыгея № 327 от 20.12.2008г. «О подготовке к проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности» в части продажи права на заключение договора аренды обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнвест», а также признать недействительным аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка в части продажи права на заключение с ООО «ЭкоИнвест» договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления рекреационной деятельности, расположенного в Муниципальном образовании «Майкопский район», Майкопское лесничество, Цицинское участковое лесничество в квартале 48 выдел 51, площадью 4,6 га, кадастровый номер 01:04:5901005:15.
Стороны не возражали против принятия судом заявленных уточнений.
Суд принимает заявленные уточнения исковых требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования с учетом их уточнения, просит суд их удовлетворить в полном объеме. В обоснование своих требований сослался на материалы заявления, а также указал, что ведение какой-либо хозяйственной деятельности на указанных землях недопустимо. Выделение земельного участка нарушает его целевое землепользование. При этом пояснил, что порядок проведения аукциона не нарушен, процессуальных нарушений при его проведении не допущено и не оспаривается.
Представитель Управления лесами Республики Адыгея возражает против удовлетворения заявленных прокурором требований. Просит суд отказать в их удовлетворении. В обоснование своей позиции сослался на представленный суду отзыв, а также пояснил, что аукцион проведен в соответствии с законодательством, о чем имеется соответствующий акт проверки Управления Федеральной антимонопольной службы России. Нарушений режима рекреационных земель не допускалось, доказательств фактов какого-либо нарушения суду представлено не было. Арендатор земель вправе использовать их в рекреационных целях. Считает возможным и необходимым использование указанных в заявлении земель в целях сохранения порядка и недопущения как загрязнения, так и иного негативного воздействия на окружающую среду. В дополнение указала, что принадлежность заинтересованным лицам временных построек, обнаруженных на оспариваемом лесном участке, заявителем не доказана.
Также полагает, что поскольку принадлежность данных построек заинтересованным лицам не доказана, то нельзя говорить о том, что заинтересованными лицами строятся или будут строиться какие-либо строения. Равно как нельзя говорить о нарушении природоохранного законодательства в результате загрязнения заинтересованными лицами окружающей природной среды посредством возведения неустановленными лицами временных построек. Между тем положения договора предусматривают осуществление всего спектра рекреационных мероприятий и обязанности сторон действовать строго в рамках закона.
Представитель УПРООС РА возражает против удовлетворения заявленных прокурором требований, в их удовлетворении просит суд отказать. В своем мнении поддерживает позицию Управления лесами Республики Адыгея, указав о том, что собственник и лицо, построившее временные строения в настоящее время не установлены, в связи чем преждевременного говорить о нарушениях природоохранного законодательства заинтересованными лицами.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в своем мнении полагался на усмотрение суда.
Представитель ООО «ЭкоИнвест» возражает против удовлетворения заявленных прокурором требований, в их удовлетворении просит суд отказать. В обоснование своей позиции пояснил, что им никакого строительства не ведется, никакие объекты временные или капитальные им не строятся. Факт нахождения на участке, передаваемом ему в аренду, временных построек не отрицается. Однако им никакая хозяйственная или иная деятельность не осуществляется. Доказательств того, что имеющиеся на охраняемых землях постройки, принадлежат обществу заявителем суду не представлено. Указанные постройки находились на лесном участке еще за долго до передачи его в аренду.
Суд, изучив материалы дела, представленные доказательства, выслушав мнение представителей сторон, считает требования заявления прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом Управления лесами Республики Адыгея от 20.12.2008г. № 327 «О подготовке к проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности» назначен аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления рекреационной деятельности, расположенного в муниципальном образовании «Майкопский район», Майкопское лесничество, Цицинское участковое лесничество, в квартале 48, выдел 51, площадью 4,6 га, с кадастровым номером 01:04:5901005:15.
Согласно пункту 3 приказа утверждены карточки аукционных единиц (предметов аукциона), прилагаемых к представлению о выставлении лесных участков на аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.
2 марта 2009 года проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, в границах Первомайского, Гузерипльского, Красногвардейского и Майкопского лесничеств.
5 марта 2009 года по результатам аукциона Управлением лесами Республики Адыгея с одним из победителей аукциона, а именно ООО «ЭкоИнвест» заключен договор № 259 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для вида использования лесов - «осуществление рекреационной деятельности».
Согласно условиям заключенного договора в аренду передастся лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, Майкопское лесничество, Цицинское участковое лесничество, в квартале 48, выдел 51, имеющий кадастровый помер 01:04:5901005:15, общей площадью 4,6 га.
Данный участок территориально находится в границах Цицинского участкового лесничества Майкопского лесничества, объявленной Указом Президента Республики Адыгея от 23.12.1997 № 274 «Об объявлении верховья реки Цица, верховий рек Пшеха и Пшехашха памятниками природы республиканского значения» памятником природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха».
Принадлежность указанных территорий к категории земель «земли лесного фонда», которые находятся в федеральной собственности, подтверждена нормами, содержащимися в части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), статье 3 Федерального закона от 04.12.2006г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», приказом Рослесхоза от 16.10.2008 № 311 «Об определении количества лесничеств на территории Республики Адыгея и установлении их границ», проектом организации и развития лесного хозяйства Курджипского лесхоза, соответствующим кадастровым паспортом, предоставляемого в аренду лесного участка, Лесохозяйственным регламентом Майкопского лесничества, утверждённым распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 31 декабря 2008 года № 509-р, и свидетельством серии 01-РА № 117331 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, выданным 10 июня 2004 года Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанные факты свидетельствуют о неправомерности содержащегося в заявлении вывода относительно принадлежности земель в границах передаваемого в аренду лесного участка к категории «земли особо охраняемых природных территорий». Необходимая для его подтверждения процедура перевода земель из одной категории в другую, установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий», не осуществлялась.
Поскольку памятник природы регионального значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» находится на землях лесного фонда, подлежат применению положения статьи 41 ЛК РФ.
Согласно указанной норме закона леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
В соответствии с Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденными приказом Минприроды России от 24.04.2007 № 108, для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Режим особой охраны памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» в соответствии с Указом Президента Республики Адыгея от 23.12.1997 № 274 установлен в Паспорте памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», который утверждён приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 №-7- пр и опубликован в республиканской газете «Советская Адыгея» от 03.07.2008.
Решением 23-й сессии Комитета по всемирному наследию, состоявшейся в декабре 1999 года, памятник природы регионального значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» в составе номинации «Западный Кавказ» включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО под № 900.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, включенные в Список всемирного природного наследия, подлежат особой охране.
Статья 59 указанного закона устанавливает запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, находящихся под особой охраной.
Таким образом, указанный Федеральный закон допускает возможность осуществления хозяйственной и иной деятельности, не ведущей к деградации и (или) уничтожению природного объекта, находящегося под особой охраной, в том числе, объекта всемирного природного наследия.
Данные выводы также подтверждаются позицией уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Так, в соответствии с Положением о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 25.01.1993 № 15, допускается использование памятников природы в рекреационных (транзитные прогулки), природоохранных, иных, в том числе производственных, целях, не противоречащих целях задачам объявления данных природных объектов и комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны.
Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность использования памятников природы федерального значения как в рекреационных, так и в иных, в том числе производственных целях при условии их соответствия режиму охраны памятника природы, а также соблюдения требований федеральных законов в части обеспечения сохранности памятника природы.
Кроме того, на территории Кавказского государственного биосферного заповедника, являющегося основной частью территории Всемирного природного наследия ЮНЕСКО (номинация «Западный Кавказ»), ведется рекреационная деятельность, в том числе активно развит экологический туризм.
В соответствии со статьей 5 Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16.11.1972 (далее - Конвенция) государства - стороны Конвенции стремятся с тем, чтобы обеспечить возможно более эффективную охрану и сохранение и возможно более активную популяризацию культурного и природного наследия, расположенного на их территории, в условиях, свойственных каждой стране.
В силу статьи 6 Конвенции полностью признаются суверенитет государств, на территории которых находится культурное и природное наследие, а также нормы права, предусмотренные национальным законодательством в отношении указанного наследия.
Согласно пункту 18 Рекомендаций ЮНЕСКО об охране в национальном плане культурного и природного наследия от 16.11.1972 (далее - Рекомендации) государства должны по мере возможности принимать необходимые научные, технические, административные, юридические и финансовые меры для обеспечения охраны культурного и природного наследия, находящегося на их территории. Эти меры определяются законодательством и строем государства. В силу пункта 40 Рекомендаций культурное и природное наследие должно охраняться в своих отдельных элементах или в целом, в зависимости от представляемого им интереса, законодательством или положениями в соответствии с компетентностью и правовыми процедурами каждой страны.
Таким образом, указанные международно-правовые акты не устанавливают императивных запретительных механизмов в отношении объектов всемирного природного наследия, а содержат отсылку к национальному законодательству тех государств, на территории которых находятся указанные объекты, и которые обязаны обеспечить нормативное регулирование отношений, связанных с охраной объектов всемирного природного наследия.
Согласно пункту 7 Рекомендаций государства должны по мере возможности направлять свою деятельность таким образом, чтобы культурное и природное наследие не рассматривалось как тормоз национального развития, а стало определяющим фактором такого развития.
При этом в соответствии с пунктом 119 Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия от 02.02.2005 № WHC.99/2 объекты всемирного наследия можно продолжать использовать и предлагать различные виды использования, которые являются устойчивыми с точки зрения экологии и культуры. Государства - стороны и партнеры должны гарантировать, что такое устойчивое использование не окажет неблагоприятное воздействие на выдающуюся мировую ценность, целостность и /или подлинность объекта.
Таким образом, международное право не исключает возможности использования объектов всемирного природного наследия человеком при условии обеспечения государством гарантий сохранения целостности и подлинности указанных объектов.
Данный вывод подтверждается итогами международного симпозиума «Развитие экотуризма на территории всемирного природного наследия «Западный Кавказ», прошедшего 9 июня 2009 года в г. Майкопе, организованного Негосударственным природоохранным центром «Набу-Кавказ» совместно с Комитетом по туризму и курортам РА, Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по РА, Управлением лесами РА, МГТУ и Кавказским государственным природным биосферным заповедником им. Шапошникова, представителями общественных природоохранных организаций Республики Адыгея, с участием представителей Министерства окружающей среды и охраны природы Германии, Союза охраны природы и биоразнообразия Германии.
В резолюции международного симпозиума, в частности, отмечается важность использования общепризнанного международного статуса территории всемирного природного наследия для развития рекреации, в том числе привлечения зарубежных туристов, перспективность развития экологически ориентированных форм туризма. При этом в резолюции предлагается осуществлять рекреационную деятельность на территориях ООПТ, включенных в Список всемирного наследия на основе научно-обоснованных предельно допустимых рекреационных нагрузок на природные комплексы и объекты.
Судом не принимаются доводы заявителя о нарушении при заключении договора аренды лесного участка норм, содержащихся в статьях 24 и 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире».
В соответствии с пунктами 5 и 25 Состава проекта освоения лесов, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 № 77 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», мероприятия по охране объектов животного мира, подлежат обязательному включению в одноимённый раздел проекта.
Однако, в данном случае требования, установленные ст. 22 Федерального закона «О животном мире», в соответствии с которыми независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира, выделяются защитные участки территорий и акваторий, необходимые для осуществления их жизненных циклов, по своему смысловому содержанию распространяются на всю территорию памятника природы, которая составляет 5 776 гектаров. Какое либо зонирование по указанным признакам в границах арендуемого лесного участка невозможно в силу ничтожного размера его площади.
В соответствии с ЛК РФ условиями договора аренды лесного участка, правилами использования лесов для осуществления рекреационной /деятельности арендатор вправе приступить к использованию лесов только после выполнения следующих условий: государственной регистрации договора аренды лесного участка; подписания сторонами акта приёма-передачи лесного участка в аренду; получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов; подачи в Управление лесами Республики Адыгея лесной декларации.
В пункте 1.7 подписанного договора аренды лесного участка содержатся условия (требования) о необходимости соблюдения арендатором при осуществлении использования лесов правового режима (ограничений использования лесов) памятника природы.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для вида использования лесов - «осуществление рекреационной деятельности» от 05.03.2009 № 259, подписанный Управлением лесами Республики Адыгея и обществом, подготовленный на основе Формы примерного договора аренды лесного участка (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности»), содержит следующие обязанности арендатора:
Согласно подпункту «а» пункта 3.4 договора арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия настоящего Договора, в части его касающейся, а также другие свои обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Адыгея.
Подпунктом «б» пункта 3.4 договора установлена обязанность арендатора использовать лесной участок по назначению в соответствии с видом его использования, в целях и объёмах, установленных настоящим Договором, с учетом обязательных к исполнению требований и условий, предъявляемых к использованию лесов и определяемых лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Адыгея, проектом освоения лесов, имеющим положительное заключение государственной экспертизы и настоящим договором.
Подпунктом «ж» пункта 3.4 - не допускать превышения установленных пределов воздействия на леса и причинения вреда лесам, а также иных действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом лесном участке и прилегающих к нему территориях;
Подпунктом «м» пункта 3.4 - обеспечивать за счёт собственных сил и средств в течение всего срока аренды сохранность природных ландшафтов, объектов животного мира, растительного мира, водных объектов;
Подпунктом «п» пункта 3.4 - не допускать нарушений прав иных лиц, использующих леса в границах Майкопского лесничества. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесах и должно осуществляться способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
Подпунктом «у» пункта 3.4 - выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Адыгея.
В соответствии с условием, содержащимся в подпункте «в» пункта 3.3 договора аренды лесного участка, а также нормами, содержащимися в пунктах 8 и 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, размещение на лесном участке объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, арендатор вправе осуществлять только при условии получения положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов. Государственная экспертиза проводится Управлением лесами Республики Адыгея в соответствии с Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утверждённым приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.05.2007 № 125.
Пункт 3 Порядка устанавливает, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
В случае включения в проект освоения лесов объектовой мероприятий, реализующих вид использования лесов «осуществление рекреационной деятельности», создание (осуществление) которых запрещено режимом особой охраны памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» и может привести к деградации и (или) уничтожению природного объекта, а также повлечь за собой нарушение его сохранности, в соответствии с пунктом 11 Порядка выдаётся отрицательное заключение государственной экспертизы и проект направляется арендатору на соответствующую доработку.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в соответствии с частью 2 статьи 24 ЛК РФ является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка.
Вышеназванные правовые обстоятельства содержат существенные правовые гарантии, которые препятствуют осуществлению арендатором при рекреационном использовании лесов мероприятий, которые могут привести к деградации и (или) уничтожению природного объекта, а также повлечь за собой нарушение его сохранности.
Учитывая указанные требования законодательства и условия договора аренды лесного участка, размещение в границах арендуемого лесного участка объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, устройство которых запрещено режимом особой охраны памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», лесным и природоохранным законодательствами Российской Федерации и может привести к деградации и (или) уничтожению природного объекта и повлечь за собой нарушение его сохранности, невозможно.
Таким образом, договор аренды лесного участка содержит условия, которые позволяют обеспечить, при осуществлении в границах арендуемого лесного участка вида использования лесов «осуществление рекреационной деятельности», соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований по недопущению негативного воздействия на окружающую среду, и как следствие, деградации и (или) уничтожению природных объектов, находящихся под особой охраной.
В настоящее время на оспариваемых лесных участках из-за большой посещаемости граждан действительно допускаются повреждения лесных насаждений, захламление лесных участков строительным и бытовым мусором, отходами древесины, проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным маршрутам вне дорог на лесных участках. В результате нарушения лесного и природоохранного законодательства наносится вред лесам.По указанным фактам Управлением лесами Республики Адыгея составлялись соответствующие документы, которые направлялись в правоохранительные органы и Управление природных ресурсов по Республике Адыгея для принятия мер.
Так, в ходе проведения в мае 2009 года плановой комплексной проверки соблюдения норма лесного законодательства, были установлены факты его нарушения. На оспариваемом лесном участке были обнаружены временные постройки, которые самовольно возведены на данном участке не установленными лицами.
Наличие указанных обстоятельств сторонами не оспаривается. Однако доказательств того, что данные факты являются следствием действий либо бездействия заинтересованных лиц, суду не представлено.
При обнаружении временных построек, Управление лесами Республики Адыгея уведомило о нарушениях земельного законодательства Управление Росприроднадзора по Республике Адыгея, в чьи полномочия входит земельный контроль в части природопользования, для принятия мер, поскольку участок, на котором расположены временные постройки, относится к территории памятника природы.
В настоящее время лица, допустившие нарушение законодательства, не установлены. Допущенное нарушение не устранено.
Доказательства принадлежности указанных построек кому-либо, в том числе заинтересованным лицам, в материалы дела не представлены и, соответственно, отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Таким образом, временные объекты, находящиеся на лесном участке, площадью 4,6 га, расположенном по адресу: Майкопский район, Майкопское лесничество, Цицинское участковое лесничество в квартале 48 выдел 51, с кадастровым номером 01:04:5901005:15, являются бесхозными.
Из представленных суду материалов и объяснений лиц следует, что данные строения не являются объектами недвижимости. Следовательно, согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации не подлежат.
Данные временные объекты, как полагает заявитель, оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285 «О перечне объектов, подлежащих Федеральному государственному экологическому контролю» утвержден перечень объектов, подлежащих Федеральному государственному экологическому контролю.
В перечень объектов, подлежащих указанному контролю, входят только объекты капитального строительства. Следовательно, обнаруженные на спорном земельном участке временные постройки сарайного типа (бревенчатые срубы) не могут являться объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.
В целях обеспечения мероприятий, направленных на сохранение лесов от уничтожения, повреждения, ослабления и иных подобных негативных последствий хозяйственной деятельности Управление лесами Республики Адыгея определило в качестве приоритета выставление лесных участков на аукцион посредством заключения договора аренды, который возлагает на арендатора обязанность проводить мероприятия по сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления и иных подобных негативных последствий.
Охрана и использование лесного участка в соответствии с его назначением, которое определяется, прежде всего, его категорией, являются обязанностью арендатора, имеющей организационно-имущественный характер. Эта обязанность арендатора перед государством основана на властном подчинении арендатора требованиям лесного и природоохранного законодательства на основании договорных отношений.
Таким образом, доводы заявителя о неправомерности осуществления рекреационной и туристической деятельности на территории памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» не основаны на нормах федерального законодательства и международного права.
Вместе с тем, согласно положениям части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Глава 13 ГК РФ содержит общие положения о праве собственности и иных вещных правах.
В силу положений статьи 209 ГК РФ правомочиями по распоряжению имуществом обладает собственник имущества.
Согласно статье 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты, право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.
Из содержания указанной нормы следует, что перечень вещных прав является исчерпывающим.
Согласно пункту 4 статьи 216 ГК РФ вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 ГК РФ.
Главой 20 ГК РФ установлены способы защиты права собственности и иных вещных прав.
Положениями статьи 304 ГК РФ установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с положениями статьи 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 – 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Из анализа положений данной статьи в системной связи с положениями статьи 216 ГК РФ, в том числе с пунктом 4 указанной статьи, суд приходит к выводу, что заинтересованные лица ограничены в средствах защиты своих прав от их нарушения со стороны третьих лиц.
С требованиями о сносе самовольной постройки может обратиться только то лицо, во владении (пользовании) которого находится земельный участок, на котором осуществлено самовольное строительство.
ООО «ЭкоИнвест» не является обладателем вещного права в отношении земельного участка, на котором возведены временные постройки, поэтому он не вправе требовать их сноса.
Кроме того, как указывалось выше, доказательства принадлежности временных построек кому-либо отсутствуют, то есть лица возведшие постройки не установлены.
Следовательно, заинтересованные лица лишены правовой возможности требовать в настоящее время в установленном законом порядке сноса указанных построек.
Указанные обстоятельства не могут являться основанием для признания аукциона в части продажи ООО «ЭкоИнвест» права на заключение договора аренды лесного участка незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Организация и порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений регламентируются положениями статей 79 и 80 ЛК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Положения части 4 статьи 200 АПК РФ гласят, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено АПК РФ.
На основании части 1 статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
В соответствии с положениями статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно требованиям статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В соответствии с положениями статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Согласно правилам, установленным главой 24 АПК РФ, а именно положениями статьи 198 и 199 АПК РФ, а также положениями статьи 52 АПК РФ в заявлении прокурора должны быть указаны какие права и законные интересы заявителя, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности затронуты либо нарушены действиями (бездействием) заинтересованных лиц, какие обязанности незаконно возлагаются, а так же какое создает препятствие для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем суду не представлено сведений о нарушении установленного законом порядка организации и проведения заинтересованными лицами аукциона по продаже обществу права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, в судебном заседании представитель заявителя пояснил, что в целом порядок проведения аукциона не нарушен, процессуальных нарушений при его проведении не допущено, в связи с чем не оспаривается.
Представленные суду доказательства и материалы не позволяют прийти к выводу о допущении заинтересованными лицами каких-либо нарушений природоохранного законодательства.
При этом заявителем также не доказано наличие непосредственно самого факта совершения либо не совершения обществом каких-либо действий, нарушающих права и законные интересы заявителя, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе природоохранного законодательства.
Доказательств того, что имеющиеся на охраняемых землях постройки, принадлежат обществу, в том числе доказательств, что данные постройки возведены заинтересованными лицами, заявителем суду не представлено.
Кроме того, правовая оценка законности и обоснованности приказа Управления лесами Республики Адыгея № 327 от 20.12.2008 «О подготовке к проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности» дана в решении Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.11.2009 по делу № А01-1286/2009 по исковому заявлению прокурора Республики Адыгея к Управлению лесами Республики Адыгея, ИП А., третьи лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Адыгея, Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея, о признании недействительным приказа Управления лесами Республики Адыгея № 327 от 20.12.2008 «О подготовке к проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности», и признании недействительным аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления рекреационной деятельности, расположенного в муниципальном образовании «Майкопский район», Майкопское лесничество, Цицинское участковое лесничество, в квартале 48, выдел 38, 41, 49, 50, 52 площадью 2,7 га, кадастровый номер 01:04:5901005:16.
Данным решением в удовлетворении требований прокурора Республики Адыгея о признании недействительным приказа Управления лесами Республики Адыгея № 327 от 20.12.2008 «О подготовке к проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности» отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу № А01-1286/2009 указанное выше решение оставлено в силе и, соответственно, вступило в законную силу.
Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о правомерности действий заинтересованных лиц и необоснованности заявленных прокурором требований.
При рассмотрении настоящего дела доказательства, представленные сторонами, исследовались в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценивались арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 174, 180, 182, 201Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Прокурора Республики Адыгея о признании недействительным пункта 3 приказа Управления лесами Республики Адыгея № 327 от 20.12.2008 «О подготовке к проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности» в части продажи права на заключение договора аренды обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнвест», а также о признании недействительным аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка в части продажи права обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнвест» на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления рекреационной деятельности, расположенного в Муниципальном образовании «Майкопский район», Майкопское лесничество, Цицинское участковое лесничество в квартале 48 выдел 51, площадью 4,6 га, кадастровый номер 01:04:5901005:15, отказать.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.07.2009, отменить после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в порядке, предусмотренном главой 34 и главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение направить сторонам.
Судья
М.А.Афашагов