Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Майкоп | Дело №А01-131/2020 | 10 декабря 2020 года |
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Меликяна Э.Н., при ведении протокола помощником судьи И.И. Матюшкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А01-131/2020 по заявлению Межрегиональной природоохранной и правозащитной благотворительной общественной организации "Экологическая Вахта по Северному Кавказу" ( ИНН:23 10094852, ОГРН:1042335003281, 385012,Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Поселковая, д. 36) к Управлению лесами Республики Адыгея (ИНН:0105050802, ОГРН:1070105000536,385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Крестьянская, 236), акционерному обществу «Цица», третьи лица: Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея (ИНН:0105043139,ОГРН:1040100541381, 385000, г. Майкоп, ул. Крестьянская, 236), администрация МО «Майкопский район» (ИНН 0104005768, ОРГН 1030100534463, Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Советская, 42 ИНН 0104005768, ОРГН 1030100534463) о приостановлении строительства и эксплуатации дороги,
При участии:
от заявителя – ФИО1 (доверенность в деле),
от Управления лесами республики Адыгея – ФИО2 (доверенность в деле),
от акционерного общества "Цица"- не явился, уведомлен,
от Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея – ФИО3.(доверенность в деле),
от администрации МО "Майкопский район" – не явился, уведомлен,
У С Т А Н О В И Л:
в Арбитражный суд Республики Адыгея из Майкопского районного суда по подсудности поступило исковое заявление Межрегиональной природоохранной и правозащитной благотворительной общественной организации "Экологическая Вахта по Северному Кавказу" к Управлению лесами Республики Адыгея о приостановлении строительства и эксплуатации дороги, расположенной на земельных участках № 01:04:5901005:4, 01:04:5901005:10, 01:04:5901005:9, 01:04:5901005:14, 01:04:5901005:8 до получения положительного заключения экологической экспертизы.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 29 октября 2020 года судебное заседание по делу назначено на 26 ноября 2020 года, затем объявлялся перерыв до 3 декабря 2020 года.
Представители акционерного общества «Цица», администрации МО "Майкопский район" в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проводит заседание в отсутствие представителей акционерного общества «Цица», администрации МО "Майкопский район".
В судебном заседании истец уточнил требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд приостановить строительство и эксплуатацию дороги, расположенной на земельных участках № 01:04:5901005:4, 01:04:5901005:10, 01:04:5901005:9, 01:04:5901005:14, 01:04:5901005:8.
Суд принял уточненные требования.
Представитель истца настаивал на удовлетворении иска в заявленном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в поданном заявлении и дополнениях к нему.
Представитель Управления лесами Республики Адыгея возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование своих возражений ссылалась на доводы, изложенные в представленном отзыве и дополнениях к нему.
Представитель Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея возражал против удовлетворения заявленных требований, в обоснование возражений сослался на доводы, изложенные в представленном отзыве.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно исковому заявлению, проведенная общественная инспекция показала, что в настоящее время продолжается строительство автомобильной дороги по территории поляны Водопадной и выше нее – на западных склонах горы Фишт, в том числе на земельных участках с кадастровыми номерами №№ 01:04:5901005:4, 01:04:5901005:10, 01:04:5901005:9, 01:04:5901005:14, 01:04:5901005:8. Протяженность дороги составила 5 километров.
Полагая, что спорная дорога, как объект капитального строительства, была создана без проекта государственной экспертизы,МОО «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» обратилась в суд с требованиями о приостановлении строительства и эксплуатации дороги, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами № 01:04:5901005:4, 01:04:5901005:10, 01:04:5901005:9, 01:04:5901005:14, 01:04:5901005:8.
Отказывая, в удовлетворении заявленных требований суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 01:04:5901005:10, 01:04:5901005:14 и 01:04:5901005:4 входят в состав земель лесного фонда Цицинского участкового лесничества Майкопского лесничества и ранее располагались в границах Памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха».
Согласно распоряжению Управления лесами Республики Адыгея от 10.09.2007 № 111, земельный участок с кадастровым номером 01:04:5901005:4 площадью 11,5 га был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование государственному учреждению «Дорожное агентство Республики Адыгея» с целью строительства и эксплуатации автомобильной дороги к полигону научного центра НЦ «Биосфера».
В соответствии с паспортом памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», утвержденного приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 № 7-пр (в редакции, действовавшей на момент предоставления указанного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование), на землях памятника были разрешены строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов, а также рубка лесных насаждений на участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Впоследствии на основании решения Верховного суда Республики Адыгея от 18.01.2011 № 3-1/2011 положение, предусматривающее возможность проведения работ по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также рубку лесных насаждений на участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, было исключено.
Распоряжением Управления лесами Республики Адыгея от 17.10.2018 № 45 право постоянного (бессрочного) пользования ГУ «Дорожное агентство Республики Адыгея» было прекращено в связи с неиспользованием вышеназванного лесного участка.
Управление лесами Республики Адыгея, руководствуясь статьями 51, 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» осуществляет меры по противопожарному обустройству лесов.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
В силу статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов включают в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров.
В 2018 году в рамках осуществления мероприятий по выполнению мер пожарной безопасности в лесах в квартале № 48 Цицинского участкового лесничества Майкопского лесничества акционерным обществом «Цица» на основании договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для вида использования лесов - заготовка древесины от 01.07.2014 № 238, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, была создана лесная дорога, предназначенная для охраны лесов от пожаров (противопожарного проезда) протяжённостью один километр.
Дорога противопожарного назначения создавалась по имеющимся лесохозяйственной дороге и старым волокам за счёт средств арендатора. Согласно акту приемки выполненных работ по охране, защите и воспроизводству лесов, работы по созданию указанной лесной дороги завершены в сентябре 2018 года.
Реконструкция (строительство) лесной дороги, предназначенной для охраны лесов от пожаров, расположенной в границах памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», обусловлена необходимостью обеспечивать проезд лесопожарной техники к лесным участкам, опасным в пожарном отношении, для оперативного принятия мер по тушению возможных лесных пожаров.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р «Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» лесная дорога относится к объектам лесной инфраструктуры.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 мая 2020 года № 97 памятник природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» реорганизован в природный парк Республики Адыгея «Горная Адыгея».
В соответствии с Положением о природном парке Республики Адыгея «Горная Адыгея» на территории природного парка выделяются три функциональные зоны, выполняющие взаимодополняющие функции сохранения, развития и материально-технического обеспечения деятельности природного парка:
1) природоохранная зона – зона строгой охраны природных комплексов и объектов, позволяющая сохранять биологическое разнообразие и вести наблюдение за наименее нарушенными экосистемами, проводить исследования и иную деятельность, не привносящую серьезных нарушений в природные комплексы;
2) рекреационная зона – зона, предназначенная для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом и иными видами рекреационной деятельности;
3) зона хозяйственного назначения – зона, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, включая строительство и размещение линейных объектов и гидротехнических сооружений.
Границы функциональных зон утверждены приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 8 июня 2020 года № 116-к.
Согласно указанного зонирования, дорога, расположенная на земельных участках № 01:04:5901005:4, 01:04:5901005:10, 01:04:5901005:14, находится в зоне хозяйственного назначения.
Земельные участки с кадастровыми номерами 01:04:5901005:9, 01:04:5901005:8 находятся за пределами природного парка и не являются землями лесного фонда.
В соответствии с Положением о природном парке, деятельность в хозяйственной зоне направлена на выполнение мероприятий по уходу за природными объектами и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
В хозяйственной зоне допускается деятельность, предусматривающая проведение работ по строительству, реконструкции линейных объектов и гидротехнических сооружений при условии наличия проекта строительства и положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также их эксплуатация и капитальный ремонт.
Земельные участки с кадастровыми номерами 01:04:5901005:8, 01:04:5901005:9 не принадлежат к землям лесного фонда, а относятся к землям запаса.
На основании распоряжения администрации МО «Майкопский район» от 05.07.2019 №708-р была произведена выездная внеплановая проверка соблюдения требований земельного законодательства земельных участков с кадастровыми номерами 01:04:5901005:8, 01:04:5901005:9, на которых возведены сооружения -автомобильная дорога в кварталах №48 и № 50 Цицинского участкового лесничества Майкопского лесничества в долине ручья Водопадистый, на поляне Водопадной и южнее данной поляны.
По результатам проверки составлен акт от 23.07.2019 г. Из данного акта проверки земельного участка следует, что свежих следов техники и проводимых работ по благоустройству дороги не выявлено. На всем протяжении дорога полотно имеет видимые следы разрушения (ямы, оползни). На момент осмотра каких-либо строительных работ на обозначенных участках не ведется. Строительная техника на всем протяжении дороги по территории Краснодарского края и Республики Адыгея отсутствует.
Также Управлением лесами Республики Адыгея в материалы дела был представлен Акт натурального обследования земельных участков от 27.10.2020г. Согласно данному акту были обследованы земельные (лесные) участки с кадастровыми номерами 01:04:5901005:10, 01:04:5901005:14, 01:04:5901005:4, расположенные на территории Цицинского участкового лесничества подразделения «Майкопское лесничество» Управления лесами Республики Адыгея. На момент осмотра установлено, что строительство дороги, а также какого – либо другого объекта не осуществляется.
Из чего следует, что строительство и эксплуатация дороги на спорных земельных участках не ведется. Доказательств обратного истцом не представлено.
В обоснование своих требований о приостановлении строительства и эксплуатации спорной дороги истец ссылается на часть 2 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» согласно которому нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Вместе с тем, Федеральным законом от 27.12.2019 № 453-ФЗ часть 2 статьи 34 вышеуказанного Федерального закона изложена в следующей редакции: при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности согласно требованиям статьи 71 АПК РФ, суд, учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства продолжения строительства и эксплуатации спорной дороги, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, если это решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции. Жалоба подается через суд, вынесший решение.
Судья Э.Н. Меликян