ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А01-1701/09 от 17.09.2010 АС Республики Адыгея

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Майкоп Дело №А01-1701/2009 17 сентября 2010г.

Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Шебзухова З.М., при ведении протокола судебного заседания им же, рассмотрев материалы дела №А01-1701/2009по исковому заявлению товарищества собственников жилья «Ивушка» к администрации муниципального образования «Тахтамукайский район», третье лицо – Управление государственных инспекций по надзору за строительном зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея, о признании ненормативных правовых актов недействительными,

при участии судебном заседании:

от заявителя – Маматкулова Т.Т. председателя ТСЖ «Ивушка»,

от заинтересованного лица – не явился, надлежаще уведомлен,

от третьих лиц:

- Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея – не явился, надлежаще уведомлен; администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» - не явился, уведомлен,

У С Т А Н О В И Л:

Товарищество собственников жилья «Ивушка» в лице председателя правления Маматкулова Т.Т. (далее – товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея к администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» (далее - администрация), третьему лицу - управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - инспекция) с заявлением о признании недействительным постановления администрации от 29.06.2007 № 37 в части утверждения акта о признании многоквартирных жилых домов №№ 4 и 5, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Татамукайский район, пос. Энем, ул. Ильницкого, непригодными для проживания, как незаконного и необоснованного, противоречащего закону и другим правовым актам Российской Федерации и Республики Адыгея.

Признать необоснованным отказ главы администрации и предоставить в общую долевую собственность собственникам жилых помещений в многоквартирных домах по адресу: Республика Адыгея, пос. Энем, ул. Ильницкого, № № 4, 5, ул. Коммунистическая, д. №№ 1, 3, 4 включённых в товарищество, прилегающих к домам земельных участков для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации, в соответствии с правом ТСЖ, установленным п/п 3 пункта 2 статьи 137 ЖК РФ. ст. 36 Земельного кодекса РФ и ст. 16 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Ходатайством от 04.12.2009 товарищество дополнило свои требования, просило признать недействительным постановление администрации от 26.06.2007 № 37 в части утверждения акта о признании многоквартирных домов № № 4 и 5, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пос.Энем, ул.Ильницкого, непригодными для проживания, как противоречащее действующему законодательству Российской Федерации и Республики Адыгея, обязать администрацию произвести оформление в общую долевую собственность земельных участков, прилегающих к домам товарищества, и выдать товариществу правоустанавливающие документы, взыскать с администрации в пользу товарищества государственную пошлину в сумме 2 000 рублей и судебные расходы в сумме 4 000 рублей.

Товарищество полагает, что постановление администрации от 29.06.2007 № 37 в части утверждения акта о признании многоквартирных жилых домов №№ 4 и 5, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п.Энем, ул.Ильницкого, непригодными для проживания, противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (в редакции постановления от 02.08.2007г. № 494) об утверждении «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», «Положению о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994г. № 1086 (с последующими изменениями от 24.02.1995г. № 182, 13.10.1997г. № 1303, от 06.02.2006г. № 75), распоряжению Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.05.2006г. № 105-р «О межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Республики Адыгея» (в редакции от 13.08.2007г. № 312-р), подпункту 3 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 38 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 16 Закона Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Администрация против удовлетворения заявленных требований возражает, указывая в отзыве на то, что оспариваемое товариществом постановление уже утратило силу, а заявление в арбитражный суд подписало неправомочное лицо.

Инспекция полагается на усмотрение суда.

В подробном изложении доводы сторон приведены в заявлении товарищества и отзывах администрации и инспекции. По ходатайству сторон рассмотрение дела по существу неоднократно откладывалось для урегулирования возникшего между сторонами спора во внесудебном порядке.

В результате примирительных процедур, оспариваемое постановление от 29.06.2007 № 537 «Об утверждении акта межведомственной комиссии по признанию жилых домов, расположенных пос. Энем непригодными для проживания» было отменено постановлением от 02.11.2009 № 202 «Об отмене Постановления главы администрации муниципального образования «Тахтамукайский район № 537 от 29.06.2007г.».

В связи с указанным обстоятельством производство по делу об оспаривании постановления администрации от 29.06.2007 № 537 следует прекратить ввиду отсутствия предмета спора на момент принятия решения судом.

В оставшейся части заявленные требования подлежат разрешению в судебном порядке.

Изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, а также выслушав их доводы, суд полагает, что требование о признании необоснованным отказа главы администрации и предоставлении в общую долевую собственность собственникам жилых помещений в многоквартирных домах по адресу: Республика Адыгея, пос. Энем, ул. Ильницкого, № № 4, 5, ул. Коммунистическая, д. №№ 1, 3, 4 включённых в товарищество, прилегающих к домам земельных участков для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации, в соответствии с правом ТСЖ, установленным п/п 3 пункта 2 статьи 137 Жилищного кодекса Российской федерации статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Закона Российской федерации «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», и обязании администрации произвести оформление в общую долевую собственность земельных участков, прилегающих к домам товарищества, и выдать товариществу правоустанавливающие документы, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что товариществом (устав утвержден протоколом общего собрания собственников жилья от 15.06.2009г. № 1) на проведенных 15.06.2009г. и 28.06.2009г. общих собраниях были приняты ряд решений, в том числе и решение, уполномочивающее избранного председателя товарищества Маматкулова Т.Т. представлять юридические интересы товарищества в администрации по вопросу формирования придомовых территорий вышеназванных многоквартирных домов с последующим приобретением придомовых земельных участков в общедолевую собственность.

Исполняя поручение товарищества председатель правления Маматкулов Т.Т. 16.06.2009г. направил в администрацию заявление о возможности выкупа придомовых земельных участков. Адресатом указанное заявление зарегистрировано 17.06.2009г. под № 2298.

Письмом от 23.06.2009 № 01-6-1622 администрация уведомила товарищество о невозможности удовлетворения заявления в связи с отнесением жилых многоквартирных домов в реестр аварийного и ветхого жилищного фонда по Тахтамукайскому району подлежащих сносу. Кроме того, администрация указала товариществу на ненадлежащее оформление протокола общего собрания собственников жилья.

Полагая, что отказ администрации в оформлении испрашиваемых земельных участков с учетом придомовой территории не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы жильцов дома, товарищество оспорило как ненормативный акт упомянутое письмо.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения дома, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом и иные предназначенные для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, подлежит переходу бесплатно в общую долевую собственность собственников квартир.

Из приведенных норм следует, что собственники квартир в многоквартирном доме приобретают право собственности на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, границы и размер которого подлежат определению в соответствии с действующим законодательством.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В пункте 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" указано, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Согласно пункту 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

При изложенных обстоятельствах у администрации отсутствовали правовые основания для отказа товариществу, выраженному в письме от 23.06.2009г. № 01-6-1622.

Довод администрации о том, что указанные жилые дома включены в реестр аварийного и ветхого жилищного фонда, в связи с чем формирование придомовых земельных участков и передача их (участков) в домовую собственность не предоставляется возможным, нивелирован самой администрацией, отменившей соответствующее постановление.

Доводы о некорректном составлении товариществом протоколов общего собрания жильцов и об отсутствии полномочий Маматкулова Т.Т. не подтверждены ссылками на соответствующие правовые нормы.

Полномочия Маматкулова Т.Т. на представление интересов товарищества определены упомянутыми протоколами общих собраний жильцов многоквартирных домов, трудовым договором с управляющим товарищества от 26.01.2010.

В силу частей 3 и 4 статьи 16 вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания помещений в многоквартирном доме, органы власти (местного самоуправления) осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

На момент рассмотрения спора по существу, от администрации по факсимильной связи в адрес суда поступило заявление, из которого следует, что «жилые дома и придомовая территория товарищества поставлены на кадастровый учет».

Вместе с тем из указанного заявления не следует, что предмет спора по настоящему делу исчерпан (письмо администрации от 23.06.209г. № 01-6-1622 не отменено, мировое соглашение между сторонами не заключено, доказательства передачи земельных участков в долевую собственность жильцов товарищества не представлены).

В связи с чем суд разрешает спор по существу.

Истцом также предъявлены ко взысканию расходы по оплате услуг адвоката в размере 4 000 рублей, в обоснование чему предъявлены счет-фактура № 090903-01 от 03.09.20109 общества с ограниченной ответственностью «Юрцентр» и счет № 90903 -01 от 03.09.2009.

В силу требований статьи 112 Арбитражного кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В пункте 21 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 №82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указано, что согласно статье 112 Арбитражного кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. При этом Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не исключает возможности рассмотрения арбитражным судом заявления о распределении судебных расходов в том же деле и тогда, когда оно подано после принятия решения судом первой инстанции, постановлений судами апелляционной и кассационной инстанций.

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 1 и 12 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 №121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражном суде», судебные расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах, подлежат взысканию в соответствии с главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований общество указало, что истец понес судебные расходы, связанные с рассмотрением данного дела.

В целях обеспечения профессиональной и квалифицированной защиты интересов 27 августа 2010 года истец заключил договор на оказание юридических услуг (судебное представительство) с ООО «Юрцентр», по которому оплатил услуги юридической компании на сумму 4 000 рублей.

Суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные выше доказательства, принимает их в качестве подтверждения понесенных ответчиком судебных расходов, связанных с рассмотрением настоящего дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федераций, суд

Р Е Ш И Л:

признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» в формировании земельных участков придомовых территорий и предоставлении в общую долевую собственность земельных участков придомовых территорий многоквартирных домов, расположенных в Республике Адыгея, поселке городского типа Энем, улица Ильницкого дома номер 4, 5, улица Коммунистическая, дома номер 1, 3, 4, включенных в товарищество собственников жилья «Ивушка».

Обязать администрацию муниципального образования «Тахтамукайский район» сформировать земельные участки придомовых территорий и предоставить в общую долевую собственность земельные участки придомовых территорий многоквартирных домов, расположенных в Республике Адыгея, поселке городского типа Энем, улица Ильницкого, дома номер 4, 5, улица Коммунистическая, дома номер 1, 3, 4, включенные в товарищество собственников жилья «Ивушка» с составлением соответствующих правоустанавливающих документов в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» в пользу товарищества собственников жилья «Ивушка» 4 000 рублей расходов на оплату услуг представителя и государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.

В остальной части заявленных требований производство по делу прекратить.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу

Решение может быть обжаловано в порядке статьи 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Шебзухов З. М.