Арбитражный суд Республики Адыгея
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Майкоп
Дело №А01-2108/ 2009
9 декабря 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 2 декабря 2010г.
Решение изготовлено в полном объеме 9 декабря 2010г.
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Шебзухова З.М., при ведении протокола помощником судьи Дамницкой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дэрмэн» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея, с привлечением третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея, администрации муниципального образования «Тахтамукайский район», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея №3, о признании отсутствующим зарегистрированного права оперативного управления и признании права собственности,
при участии в заседании:
от истца – общества с ограниченной ответственностью «Дэрмэн» -ФИО1 (доверенность от 31.05.2010),
от ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея – ФИО2 (доверенность от 02.07.2010 № 13),
от третьих лиц:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея – ФИО3 (доверенность от 10.06.2010 г. № 151),
- администрации муниципального образования «Тахтамукайский район», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея №3 – не явились, уведомлены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Республики Адыгея обратилось общество с ограниченной ответственностью «Дэрмэн» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея о признании недействительным права собственности на недвижимое имущество и записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и признании права собственности.
Заявленные требования мотивированы тем, что на основании свидетельства о государственной регистрации 01-АА № 054161 от 07.07.2006 истец является собственником части здания (помещения первого этажа №№ 17,18,22-52, помещения второго этажа №№ 9,13-15,42), общей площадью 768,8 кв.м., расположенного по адресу: <...>.
В то же время за Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея №3 зарегистрировано право оперативного управления на недвижимое имущество - часть здания (помещения первого этажа №1, и помещения второго этажа №№ 1-15, 23-47), общей площадью 888,02 кв.м., расположенного по адресу: <...>. Основанием к государственной регистрации права оперативного управления является выписка из реестра федерального имущества № 1188 от 06.06.2007г., представленная Территориальным Управлением федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея.
Несмотря на разные адреса объектов, помещения второго этажа №№ 9,13-15,42, площадью 159, 58 кв.м., фактически являются одним и тем же объектом, право на которое зарегистрировано за разными лицами, о чем свидетельствует идентичный кадастровый (условный) номер объекта.
Таким образом, в результате технической ошибки произошла двойная регистрация права на спорные объекты, в связи с чем ООО «Дэрмэн» просило признать за собой права собственности на помещения №№ 9,13,14,15,42, общей площадью 159,58 кв.м., второго этажа здания, расположенного по адресу: <...>.
В процессе рассмотрения дела, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уточнил заявленные требования и просил признать право собственности Российской Федерации и запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорные объекты недвижимости недействительными.
В судебном заседании истец вторично уточнил исковые требования с учетом позиции, изложенной в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22, просил суд признать отсутствующим право оперативного управления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея №3 на помещения №№ 9,13,14,15,42, общей площадью 159,58 кв.м., расположенные на втором этаже административного здания по адресу: <...>, и признать за ООО «Дэрмэн» право собственности на них.
Заявление об уточнении исковых требований принято судом и дело рассмотрено с учетом изменения исковых требований.
Суд исключил Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея из состава ответчиков, признав его третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора.
Ответчик - Территориальное Управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея иск не признало. В представленном в материалы дела отзыве указало, что истец в качестве доказательств представил свидетельство о государственной регистрации права собственности от 17.11.2009, выданное повторно взамен свидетельству от 07.07.2006. В повторном свидетельстве изменены адресные данные объекта недвижимости с кадастровым (условным) номером 01:06:00 00 00:0000:79:403:002:02952990:0100, право на который зарегистрировано за ООО «Дэрмэн».
Между тем Государственная налоговая инспекция по договору купли-продажи от 16.12.1996 приобрела часть здания «Дома быта», расположенного по адресу: <...>.
Согласно техническому паспорту № 5299 здание Налоговой инспекции по Теучежскому району, общей площадью 888,02 кв.м., сдано в эксплуатацию в 1998 г. Из регистрационного удостоверения от 22.10.1998 № 353 также следует, что спорные объекты являются собственностью Государственной налоговой инспекции по Теуческому району.
Таким образом, право оперативного управления на помещения первого этажа № 1, и помещения второго этажа №№ 1-15, 23-47, общей площадью 888, 02 кв.м., по адресу: <...>, с кадастровым номером 01:06:00 00 00:0000:79:403:002:290052990:0100, правомерно зарегистрировано за МИ ФНС № 3 по РА.
В судебном заседании от 02.12.2010, до объявления перерыва, представитель Территориального Управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея поддержала доводы отзыва.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в представленном отзыве полагало, что нормы законодательства Российской Федерации, регламентирующие порядок государственной регистрации объектов недвижимости, нарушен не был.
Третьи лица - администрация муниципального образования «Тахтамукайский район», Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея №3 явку представителей в судебное заседание не обеспечили, уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 07.07.2006 01-АА № 544161 ООО «Дэрмэн» являлось собственником части здания (помещения первого этажа №№ 17, 18, 22-52, помещения второго этажа №№ 9, 13-15, 42), общей площадью 768,8 кв.м., расположенного по адресу: <...>.
Впоследствии, с целью упорядочения учета и регистрации объектов недвижимости, согласно справке Управления архитектуры и градостроительства администрации МО «Город Адыгейск» от 31.07.2009 № 05.05-517, проведена переадресация принадлежащего ему объекта недвижимости с ул. Ленина ,21 на ул. Ленина, 27.
На основании изменений адресных данных объекта недвижимости истцом были получены новый кадастровый паспорт, повторное свидетельство о государственной регистрации права. При этом иные характеристики, индивидуализирующие принадлежащее истцу нежилое помещение остались неизменными, а именно был сохранен кадастровый (условный) номер объекта, номера и площадь внутренних помещений.
Одновременно с этим, 04.07.2007 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на основании выписки из реестра федерального имущества № 1188 от 06.06.2007, зарегистрировано право оперативного управления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Адыгея на часть здания – помещения первого этажа № 1 и помещения второго этажа №№ 1-15, 23-47, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 888, 02 кв.м., с кадастровым (условным) номером 01:06:00 00 00: 0000: 79: 403: 002: 290052990:0100.
Пояснениями сторон установлено, что право на один и тот же объект – помещения №№ 9,13,14,15,42, общей площадью 159,58 кв.м., расположенные на втором этаже административного здания по адресу: <...> (далее – спорное имущество), зарегистрировано за разными лицами.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Разрешая заявленный истцом спор о признании права отсутствующим, суд обязан дать оценку основаниям возникновения прав сторон на спорное имущество.
Приобретение права собственности презюмируется добросовестным, пока не установлено противное. Бремя доказывания возлагается на субъекта, оспаривающего законность приобретения права собственности. Предположение законности приобретения права собственности соответствует пункту 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому, если защита гражданских прав ставится законом в зависимость от разумности и добросовестности осуществления этих прав, разумность поведения и добросовестность участников гражданского оборота предполагается.
В обоснование возражений ответчик ссылается на то, что спорное имущество приобретено Государственной налоговой инспекцией по городу Адыгейску и Теучежскому району по договору купли-продажи от 16.12.1996.
Исходя из сведений, содержащихся в представленной в материалы дела копии данного договора, следует, что покупателем приобретена «часть здания «Дома быта», находящегося на втором этаже, общей площадью 888 кв.м., расположенного по адресу: <...>». Вместе с тем номеров конкретных помещений, их расположение, либо каких-то иных индивидуализирующих признаков в договоре не содержится.
Суд признает заслуживающим внимания довод истца о том, что ответчиком не представлено доказательств приобретения права собственности на спорные нежилые помещения, и, как следствие, легитимности последующей передачи их в оперативное управление МИ ФНС РФ № 3 по РА.
Ссылки ответчика на акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта без номера и даты, утвержденный Распоряжением главы администрации Теучежского района от 15.10.1998 г. № 38 и регистрационное удостоверение от 22.10.1998 г. № 353, не могут быть приняты во внимание, поскольку из указанного акта следует, что комиссии предъявлено к приемке в эксплуатацию административное здание налоговой инспекции после реконструкции, что также не доказывает принадлежность ответчику спорных помещений № 9, 13, 14, 15, 42, общей площадью - 159,58 кв.м., расположенных на втором этаже здания «Дом быта».
В качестве основания возникновения права оперативного управления на спорные помещения у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Адыгея указана выписка из реестра федерального имущества № 1188 от 06.06.2007, что следует из копии свидетельства о регистрации права оперативного управления № 104371 серия 01-АА от 04.07.2007 г.
Согласно Положению об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.04.2009 N 352, от 12.08.2010 N 614), Реестр - федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем (п.2). В соответствии с вышеназванным Постановлением Реестр ведется в целях организации учета федерального имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также совершенствования механизмов управления и распоряжения этим имуществом. Раздел III указанного Положения устанавливает порядок предоставления информации, содержащейся в Реестре. Выписка из Реестра есть не что иное, как форма предоставления информации из него.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права возникают на основании определенных юридических фактов, а государственная регистрация прав проводится в соответствии с нормами гражданского законодательства. Выписка и государственного реестра свидетельствует о факте нахождения объекта недвижимости в Реестре федеральной собственности, однако юридическим фактом в смысле статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации выписка не является.
Таким образом, при наличии спора о праве на объекты недвижимого имущества суд не может признать выписку из Реестра федерального имущества достаточным основанием к регистрации права ответчика в Едином государственном реестре прав на недвижимость, без представления иных правоустанавливающих документов.
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Для применения этих положений Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо учитывать норму части 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом».
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являясь условием обеспечения защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объект которых - недвижимое имущество, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.
Наличие материальных правопритязаний Российской Федерации на спорные объекты недвижимости, ставит под сомнение легитимность зарегистрированного за истцом права собственности на них, что ущемляет имущественные права по пользованию и распоряжению им.
Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве одного из средств защиты нарушенного (оспоренного) права предусматривает возможность его признания. Одним из видов прав, которое возможно признать судебным порядком, является право собственности.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
ООО «Дэрмэн» представлены копии правоустанавливающих документов, подтверждающих последовательность перехода права собственности на спорное имущество.
Так, 16.04.2002г. ЗАО «Адыг-Юрак» было принято решение об учреждении ООО «Дэрмэн» с уставным капиталом в размере 1 447 538 рублей.
В качестве вклада в уставный капитал вновь созданного юридического лица ЗАО «Адыг-Юрак» внесло часть здания, расположенного по адресу: <...>, состоящее из помещений № 17, 18, 19, 22-52 первого этажа, и помещений № 9, 13, 14,15, 42 второго этажа, общей площадью 765,80 кв.м., а также оборудование мини-пекарни, общей стоимостью 1 130 409 рублей, данные обстоятельства подтверждены актом передачи права собственности от 16.04.2002.
На основании вышеуказанных правоустанавливающих документов (протокола от 16.04.2002 и акта передачи от 16.04.2002) право собственности на данные помещения, в том числе и спорные, было зарегистрировано за ООО «Дэрмэн», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № 054161 серия 01-АА от 07.07.2006 г.
В связи с упорядочением учета и регистрации объектов недвижимости юридический адрес здания, расположенного по ул. Ленина д. 21, был изменен на ул. Ленина, д. 27. После чего ООО «Дэрмэн» получило новое свидетельство № 233840 серия 01-АА от 17.11.2009 г., в котором адрес объекта права был изменен на <...>.
На возражения ответчика о несовпадении нумерации объекта в свидетельстве о государственной регистрации права № 054161 серии 01-АА от 07.07.2006 г. и повторно выданном взамен первого свидетельства от 17.11.2009 <...> соответственно), истцом представлены доказательства наличия по адресу: ул. Ленина, 21, иного объекта - здания Центра народной культуры.
Согласно выписке из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.06.2009г. №02/002/2009-493 здание Центра народной культуры, расположенное по адресу ул. Ленина, 21,.принадлежит Муниципальному образованию «Город Адыгейск» и передано в аренду ФИО4 с 15.11.2008г.
При таких обстоятельствах, истцом, в материалы дела представлены достаточные доказательства, объективно свидетельствующие о наличии у него права собственности на помещения № 9, 13, 14, 15, 42, общей площадью 159, 58 кв.м., расположенные по адресу <...>.
Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд должен разрешить вопрос о распределении судебных расходов.
В основу распределения судебных расходов между сторонами положен принцип взыскания их за счет стороны, виновной в наличии спора. Распределяя бремя судебных расходов, суд учитывает, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
признать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Дэрмэн» на часть здания: помещения №№ 9,13,14,15,42, общей площадью 159,58 кв.м., расположенные на втором этаже здания, по адресу: <...>.
Признать правооперативного управления Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея №3 на часть здания: помещения №№ 9,13,14,15,42, общей площадью 159,58 кв.м., расположенные на втором этаже здания, по адресу: <...>, отсутствующим.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Шебзухов З. М.