ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А01-2178/09 от 02.03.2010 АС Республики Адыгея

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Майкоп Дело №А01-2178/2009 2 марта 2010г.

Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Нефедова В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Каплановым Д.Д., при участии в заседании представителей истца - крестьянского хозяйства «Демьянков» – ФИО1 (глава крестьянского хозяйства) и ФИО2 (по доверенности от 11.01.2010 б/н), представителей ответчиков: Кабинета Министров Республики Адыгея – ФИО3 (распоряжение от 11.01.2010 №1-р), государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» - ФИО4 (по доверенности от 15.06.2009 №19), Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Республике Адыгея – ФИО5 (по доверенности от 11.01.2010), в отсутствие представителя Управления автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор», уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению крестьянского хозяйства «Демьянков» к Кабинету Министров Республики Адыгея, государственному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор», Управлению автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор», Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Республике Адыгея о призании ликвидации Управления автомобильных дорог «Адыгеяавтодор» незаконной, признании создания ГУ «Дорожное агентство Республики Адыгея» на основании постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.08.2005 №132 переименованного в ГУ «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» - реорганизацией Управления автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» и об обязании Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Республике Адыгея исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись об Управлении автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор», установил следующее.

Крестьянское хозяйство «Демьянков» (далее – КХ «Демьянков») обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к Кабинету Министров Республики Адыгея, государственному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор», Управлению автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор», Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Республике Адыгея о призании ликвидации Управления автомобильных дорог «Адыгеяавтодор» незаконной, признании создания ГУ «Дорожное агентство Республики Адыгея» на основании постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.08.2005 №132 переименованного в ГУ «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» - реорганизацией Управления автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» и об обязании Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Республике Адыгея исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись об Управлении автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» (требования, уточненные в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Обосновывая заявленные требования, истец указал, что на основании решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.12.2005 по делу №А01-2645/05-1 Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» обязано возвратить КХ «Демьянков» временно изъятый земельный участок, площадью 1,6 га, расположенный вдоль дороги Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск от км 9+800 до км 20+100 по 0,8 га с каждой стороны, рекультивировав данный земельный участок в соответствии с постановлением от 09.07.2001 №563 Администрации г.Майкопа «О предоставлении земельного участка 19,90 га УАД РА «Адыгеяавтодор» для реконструкции автодороги Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск от км 9+800 до км 20+100».

Ввиду неисполнения названного судебного акта, полагая, что Кабинетом Министров Республики Адыгея осуществлена реорганизация Управления автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» в Государственное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор», истец обратился с настоящим заявлением в суд.

Ответчики представили в суд отзывы, в которых просят отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду их необоснованности.

Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор», будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось.

Исковое заявление рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя Управления автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор».

В судебном заседании стороны в обоснование заявленных требований и возражений сослались на доводы, изложенные в иске и отзывах на него.

Представитель Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Республике Адыгея просил отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду их необоснованности.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.12.2005 по делу №А01-2645/05-1 Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» обязано возвратить КХ «Демьянков» временно изъятый земельный участок, площадью 1,6 га, расположенный вдоль дороги Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск от км 9+800 до км 20+100 по 0,8 га с каждой стороны, рекультивировав данный земельный участок в соответствии с постановлением от 09.07.2001 №563 Администрации г.Майкопа «О предоставлении земельного участка 19,90 га УАД РА «Адыгеяавтодор» для реконструкции автодороги Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск от км 9+800 до км 20+100».

Полагая, что неисполнение указанного судебного акта вызвано тем, что Кабинетом Министров Республики Адыгея осуществлена реорганизация Управления автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» в Государственное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор», истец обратился с настоящим заявлением в суд.

Как установлено в пункте 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Статьей 21 Федерального закона от 08.08.01 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон) установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица представляет собой сложную и длительную процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Задачей ликвидационной комиссии является завершение деятельности юридического лица в установленный срок с наименьшим ущербом (отсутствием ущерба) для его контрагентов, учредителей, участников, а также публичных образований в части обязательных платежей.

Вместе с тем сроки и порядок ликвидации, установленные пунктами 1 - 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 22 Закона о регистрации, закреплены в гражданском законодательстве в качестве гарантии защиты прав и охраняемых законом интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица и уполномоченных органов по обязательным платежам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Истцом не представлено относимых и допустимых доказательств незаконности ликвидации Управления автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор».

Как разъяснено в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2005 №104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о некоторых основаниях прекращения обязательств» кредитор вправе потребовать от собственника имущества учреждения исполнения обязательства за ликвидируемое учреждение. Это право может быть реализовано, если кредитор заявил свои требования до окончания ликвидации. При непредъявлении кредитором соответствующего требования к учреждению, находящемуся в процессе ликвидации, он лишается права на предъявление требования к субсидиарному должнику.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» до настоящего времени не ликвидировано и в случае неисполнения им обязательства, установленного решением суда, истец вправе потребовать от собственника имущества учреждения исполнения обязательства за ликвидируемое учреждение.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

КХ «Демьянков» не представило суду доказательств реорганизации Управления автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» в государственное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор».

Передача имущества от ликвидируемого Управления автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» в казну Республики Адыгея и последующее закрепление данного имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» не предполагает универсального правопреемства, а возможна лишь в форме перевода долга.

Истец не представил доказательств перевода на государственное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» обязательств, установленных на основании вышеназванного решения суда. Государственное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» как лицо, не участвовавшее в обязательстве, не может нести ответственность за его неисполнение (статья 308 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Также истцом не представлено доказательств, служащих основанием для обязания Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Республике Адыгея исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись об Управлении автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор».

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства и изложенные ими доводы, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Расходы по уплате государственной пошлины суд возлагает на истца.

Резолютивная часть решения объявлена сторонам 26 февраля 2010г., полный текст решения изготовлен 2 марта 2010г., в соответствии со статьями 113, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных КХ «Демьянков» требований о призании ликвидации Управления автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» незаконной, признании создания ГУ «Дорожное агентство Республики Адыгея» на основании постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.08.05 №132 переименованного в ГУ «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» - реорганизацией Управления автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» и об обязании Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Республике Адыгея исключить из единого государственного реестра юридических лиц запись об Управлении автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в порядке, предусмотренном главами 34, 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья В.Н. Нефедов