Арбитражный суд Республики Адыгея
385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, дом 15, www.adyg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Майкоп | Дело № А01-2287/2020 | 24 февраля 2021 года |
Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Парасюк Е.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волосатовым А.А. рассмотрев в судебном заседании дело №А01-2287/2020 по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Город Адыгейск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН <***>, ОГРН <***>), третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,
при участии в судебном заседании до перерыва от:
истца - ФИО1 (доверенность в деле, личность установлена по паспорту),
ответчика – ФИО2 (доверенность в деле, личность установлена по паспорту),
в отсутствие представителя третьего лица, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
У С Т А Н О В И Л:
в Арбитражный суд Республики Адыгея обратилась Администрация муниципального образования «Город Адыгейск» с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 01:09:0103005:1.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.07.2020 г. указанное исковое заявление принято к производству, делу присвоен № А01-2287/2020, предварительное судебное заседание назначено на 01.10.2020 г.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.10.2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.01.2021 г. рассмотрение дела в судебном заседании отложено до 09.02.2021г.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылался на доводы, изложенные в отзыве.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайствовало о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя.
Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд вправе рассматривать дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Суд определил рассмотреть настоящее дело в порядке статьи 156 АПК РФ.
Протокольным определением в судебном заседании объявлен перерыв до 16.02.2021г. до 12 час. 10 мин., информация об объявленном перерыве, а также информация о движении дела № А01-2287/2020 размещена в картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.
После объявленного перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Суд в порядке статьи 156 АПК РФ рассматривает дело в судебном заседании в отсутствие лиц, участвующих в деле по имеющимся материалам.
Как следует из материалов дела, 19.05.2020 истец обратился в адрес филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея» с заявлением об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке категории «земли населенных пунктов», с кадастровым номером 01:09:0103005:1, площадью 89 кв.м, расположенном по адресу: месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...> в районе дома № 22.
28.05.2020 филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея» направил в адрес администрации ответ за № 1-2.9/1269, в котором указал, что исключить (снять) с кадастрового учета земельный участок, с кадастровым номером 01:09:0103005:1, расположенный по адресу: месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...> в районе дома № 22, не предоставляется возможным, вместе с тем указанный земельный участок может быть снят с государственного кадастрового учета на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Отказывая администрации в удовлетворении исковых требований, суд руководствуется следующим.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным апелляционным кодексом Российской Федерации. Из указанной нормы следует, что предъявление иска, с учетом характера нарушенного права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
Правовое значение для правильного рассмотрения спора имеет выяснение вопроса о правовых основаниях для снятия соответствующего земельного участка с кадастрового учета.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Согласно подпункту 1 статьи 1 Закона №218-ФЗ указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (пункт 2 статьи 1).
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно статье 3 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно пункту 3 статьи 41 Закона №218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Снятие земельного участка с кадастрового учета возможно только в случаях, указанных в пунктах 3, 15 статьи 41, пункте 3 статьи 70, пункте 7 статьи 72 Закона №218-ФЗ.
Закон указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 статьи 26 Закона №218-ФЗ).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Данная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 №306-КГ18-16823.
Верховный Суд Российской Федерации в названном определении также указал, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления от 29.04.2010 №10/22.
При этом в ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 01:03:0000000:898 были внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в данной сфере.
Закон № 218-ФЗ прямо указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (подпункт 33 пункта 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 01:09:0103005:1, площадью 89 кв.м, расположенный по адресу: месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...> в районе дома № 22, относится к категории - земли населенных пунктов, с установленным видом разрешенного использования - детский кафетерий.
Материалами дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 01:09:0103005:1 не имеет статуса «временный», не является преобразуемым, не подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем не попадает ни под одно из оснований, предусмотренных Законом № 218-ФЗ, для снятия его с государственного кадастрового учета.
Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 № 306-КГ18-16823).
В связи с тем, что в отношении спорного земельного участка были осуществлены регистрационные действия по договору аренды, а затем по погашению записи об обременении правом аренды, данный земельный участок не подпадает под понятие ранее учтенный земельный участок.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные администрацией требования о снятии с кадастрового учета земельного участка, с кадастровым номером 01:09:0103005:1, площадью 89 кв.м, расположенного по адресу: месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...> в районе дома № 22, не соответствуют ни нормам права. Администрация не привела норм, которые позволили бы аннулировать сведения о земельном участке со статусом «учтенные» и исключить земельный участок из ЕГРН.
Таким образом, земельный участок не может быть снят с кадастрового учета по заявлению собственника, поскольку не является преобразуемым, не имеет «временного» статуса, не подлежит изъятию для государственных и муниципальных нужд и не подпадает ни под одно из оснований, предусмотренных Законом № 218-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.11.2018 по делу № А32-48290/2017, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.02.2018 по делу №А03-7937/2017.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вместе с тем, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с данными нормами, государственная пошлина по данному делу взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленных требований о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 01:09:0103005:1 отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, если это решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции. Жалоба подается через суд, вынесший решение.
Судья Е.А. Парасюк