Арбитражный суд Республики Адыгея
Республика Адыгея, 385000, г.Майкоп, ул.Краснооктябрьская, 15
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Майкоп | Дело № А01-2304/2020 | 5 марта 2021 года |
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2021 года,
Полный текст решения изготовлен 5 марта 2021 года,
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Хутыз С.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семеновых Н.С., рассмотрев в судебном заседании дело №А01-2304/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Агрохолдинг "Дары природы" (ИНН <***>,ОГРН <***>, Республика Адыгея, Гиагинский район, ст.Гиагинская, ул.Островского,21) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>, Республика Адыгея, г.Майкоп, уо.Краснооктябрьская, 44) о признании незаконным уведомления об отказе во внесении изменений в единый государственный реестр недвижимости и обязании осуществить государственную регистрацию,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще о судебном заседании, в том числе путем публикации сведений о судебном заседании на официальном сайте суда,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью Архолдинг «Дары природы» (далее – ООО Архолдинг «Дары природы», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея от 08.07.2020 об отказе во внесении изменений в единый государственный реестр недвижимости и обязании осуществить государственную регистрацию земельных участков с кадастровыми номерами 01:01:3203000:35, 01:01:3203000:34, 01:01:3203000:36, 01:01:3203000:37.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.01.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 Судебное заседание по делу было отложено до 24.02.2020, затем объявлен перерыв до 26.02.2021 года.
Заявитель и третьи лица, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просил отказать, поскольку считает действия управления законными, соответствующими требованиям действующего законодательства. Заявителем на государственную регистрацию прекращения ограничения права (арест) был представлен судебный акт от 15.06.2020 об отмене ранее принятых обеспечительных мер в виде наложения ареста на спорные земельные участки, в отсутствие отметки суда о вступлении судебного акта в законную силу. В настоящее время полученное от Советского районного суда г.Краснодара определение от 15.06.2020 об отмене обеспечительных мер исполнено, ограничения по аресту спорных земельных участков сняты.
Лица, участвующие в деле, после перерыва в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Определением Советского районного суда г.Краснодара от 07 апреля 2020 года по делу №М-2394/2020 по иску ФИО5 к ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО4 о понуждении к исполнению договорных обязательств наложены обеспечительные меры (арест) на земельные участки:
- с кадастровым номером 01:01:3203000:35 из земель сельскохозяйственного назначения, для производства сельскохозяйственной продукции, площадью 1861000 кв.м, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, административное здание администрации МО «Гиагинское сельское поселение», земельный участок примерно в 5060 м по направлению на восток от ориентира: Республика Адыгея, р-н Гиагинский, ст.Гиагинская, ул. Кооперативная, 33 (в границах бывшего АОЗТ «Колос», бригада № 1, поле № 2);
- с кадастровым номером 01:01:3203000:34 из земель сельскохозяйственного назначения, для производства сельскохозяйственной продукции, площадью 1 910 000 кв.м, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание администрации МО «Гиагинское сельское поселение». Участок находится примерно в 6952м по направлению на северо-восток от ориентира: Республика Адыгея, Гиагинский район, ст.Гиагинская, ул.Кооперативная, 33 (в границах бывшего АОЗТ «Колос», бригада № 1, поле № 1);
- с кадастровым номером 01:01:3203000:36, из земель сельскохозяйственного назначения, для производства сельскохозяйственной продукции, площадью 1 890 000 кв.м по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка. Ориентир административное здание администрации МО «Гиагинское сельское поселение». Участок находится примерно в 6260м по направлению на северо-восток от ориентира, Республика Адыгея, Гиагинский район, ст.Гиагинская, ул.Кооперативная, 33 (в границах бывшего АОЗТ «Колос», бригада № 1, поле №3);
- с кадастровым номером 01:01:3203000:37, из земель сельскохозяйственного назначения, для производства сельскохозяйственной продукции, площадью 1 930 000 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир административное администрации МО «Гиагннское сельское поселение». Участок находится прим 7310м по направлению на северо-восток от ориентира, Республика Адыгея, Гиагинский район, ст.Гиагинская, ул.Кооперативная, 33 (в границах бывшего АОЗТ «Колос», бригада № 1, поле №4).
Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Адыгея» запрещено осуществлять действия, направленные на постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию прав ответчиков и иных лиц в отношении вышеуказанных земельных участков, а так же на регистрацию прав на объекты недвижимости, которые могут быть расположены на земельных участках.
Указанное определение суда Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Адыгея» было исполнено, наложены аресты на вышеуказанные земельные участки.
ООО «Агрохолдинг «Дары Природы» (ранее ООО «Черкесские сады») является арендатором и собственником долей в общедолевой собственности: земельного участка с кадастровым номером 01:01:3203000:35 по договору субаренды земель сельскохозяйственного назначения от 06.02.2013 (запись в ЕГРН 01:01:3203000:35-01/034/2019-31 от 29.08.2019); земельного участка с кадастровым номером 01:01:3203000:34 но договору передаче прав и обязанностей арендатора по «договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в долевой собственности №1п от 18.07.2004» №3 от 17.12.2015 (запись в ЕГРН 01:01:3203000:34-01/002/2017-8 от 02.03.2017); земельного участка с кадастровым номером 01:01:3203000:36 по договору субаренды земель сельскохозяйственного назначения от 01.09.2015 (запись в ЕГРН 01:01:3203000:36-01/034/2019-47 от 04.09.2019); земельного участка с кадастровым номером 01:01:3203000:37 по договору о передаче прав и обязанностей арендатора по «договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения находящегося в долевой собственности №4 от 18.07.2004» №2 от 17.12.2015 (запись в ЕГРН 01:01:3203000:37-1/002/2017-26 от 18.12.2017).
ООО Агрохолдинг «Дары природы» в своем заявлении указало, что земельные участки имеют категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для производства сельскохозяйственной продукции» и принадлежат собственникам на праве общедолевой собственности. Общество, являясь арендатором вышеуказанных земельных участков и от их использования извлекает прибыль, реализуя выращиваемую на земельных участках сельхозпродукцию. Наложение ареста на земельные участки являются общедоступными сведениями, которые стали известны, в том числе контрагентам общества, которым осуществляются поставки продукции, часть их отказалось от сотрудничества, в результате чего общество несет убытки, как финансовые, так и репутационные.
29 июня 2020 года ООО «Агрохолдинг «Дары Природы» обратилось в Управление Росреестра по Республике Адыгея с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничения права (или) обременения объектов недвижимости и внесение сведений об отмене обеспечительных мер на основании Определения Советского районного суда г.Краснодара от 15.06.2020 на указанные земельные участки.
Управление Росреестра по Республике Адыгея 08.07.2020 уведомлением отказало во внесении изменений в единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в связи с отсутствием на Определении Советского районного суда г.Краснодара от 15.06.2020 об отмене обеспечительных мер, наложенных Определением Советского районного суда г.Краснодара от 07 апреля 2020 года по делу №М-2394/2020, отметки о его вступлении в законную силу.
ООО Агролдинг «Дары Природы» считает уведомление об отказе во внесении изменении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в межведомственного информационного взаимодействия на спорные земельные участки незаконным, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в суд.
Изучив материалы дела, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), задачами судопроизводства в арбитражных судах являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; формирование уважительного отношения к закону и суду; содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
Согласно статье 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской, Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в соответствии с Законом №218-ФЗ понимается юридический акт признания и подтверждения возникновения, прекращения ограничения права определенного лица на недвижимое имущество и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1), в том числе возникающие на основании договора, в частности аренда (часть 6 статьи 1). В Единый государственный реестр недвижимости органом регистрации прав в результате государственной регистрации вносятся сведения о сделках, подлежащих такой регистрации (часть 1 статьи 13). Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества (пункты 2, 8, 9 части 2, пункт 7 части 4 статьи 14). При государственной регистрации ограничения или обременения государственная регистрация прав осуществляется по заявлению лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости (пункт 2 части 3 статьи 15).
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 21 Закона №218-ФЗ).
Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона №218-ФЗ). Государственному регистратору императивно предписано приостановить осуществление государственной регистрации в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, (пункты 3, 5 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ) сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации обременения объекта недвижимости, является ничтожной (пункт 13 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ). Неустранение названных причин должно повлечь отказ в осуществлении государственной регистрации права (статья 27 Закона №218-ФЗ).
Статьей 26 Закона №218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 13 статьи 32 Закона №218-ФЗ суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
ООО «Агрохолдинг «Дары Природы» 29.06.2020 обратилось в Управление Росреестра по Республике Адыгея с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничения права (или) обременения объектов недвижимости и внесение сведений на основании Определения Советского районного суда г.Краснодара от 15.06.2020 об отмене обеспечительных мер на земельные участки с кадастровыми номерами 01:01:3203000:34, 01:01:3203000:35, 01:01:3203000:36, 01:01:3203000:37.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона №218-ФЗ орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
В связи с поступившим в отдел регистрации недвижимости Управления Росреестра по РА заявления общества и представлением Определения Советского районного суда г.Краснодара от 15.06.2020 об отмене обеспечительных мер на земельные участки с кадастровыми номерами 01:01:3203000:34, 01:01:3203000:35, 01:01:3203000:36, 01:01:3203000:37, расположенных в ст.Гиагинской по ул.Кооперативная, 33 (в границах бывшего АОЗТ «Колос»), 07.07.2020 сделан запрос в Советский районный суд г.Краснодара исх.№КУВД-001/2020-7576074 для уточнения сведений, является ли представленное определение суда вступившим в законную силу, ответ на который не поступил.
Уведомлением от 08.07.2020 КУВД-001/2020-7576074/1 отделом управления отказано ООО «Агрохолдинг «Дары Природы» во внесении в ЕГРН заявленных сведений со ссылкой на часть 4 статьи 33 Закона №218-ФЗ в отношении заявленных земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
Об отмене мер по обеспечению иска судья или суд незамедлительно сообщает в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, регистрирующие имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход и прекращение (частью 4 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского процессуального кодекса РФ и пункта 2 статьи 14 Закона №218-ФЗ, вступившие в законную силу решения арбитражных судов, и судов общей юрисдикции (судебные акты) являются одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
Согласно абзацу 5 пункту 14.5 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. №36 (в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 04.03.2019 N42 (ред. 10.04.2019) на выдаваемой копии судебного акта уполномоченным работником аппарата суда делается отметка о дате вступления его в законную силу или о том, что оно в законную силу не вступило, указывается уникальный идентификатор дела (в обязательном порядке на судебных актах, вступивших в законную силу), ставится отметка о том, в каком деле подшит подлинный документ и в производстве какого суда находится дело.
Следовательно, для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о государственной регистрации прекращения ограничения права (арест) в отношении спорных земельных участков необходимо предоставление судебного акта, содержащего отметку о вступлении в законную силу.
Управлением в ходе рассмотрения дела был представлен ответ Советского районного суда г.Краснодара от 03.12.2020 №Ч-33, с приложением определения от 15.06.2020 об отмене обеспечительных мер в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 01:01:3203000:34, 01:01:3203000:35, 01:01:3203000:36, 01:01:3203000:37, расположенных в ст.Гиагинской по ул.Кооперативная, 33, на основании определения от 07.04.2020, с отметкой о вступлении определения от 15.06.2020 в законную силу 20.08.2020.
Суд принимает во внимание, что на момент обращения заявителя с заявлением в управление (29.06.2020), отказа управления во внесении в ЕГРН сведения (08.07.2020) и обращения с заявлением об оспаривании отказа управления в суд, отсутствовали сведения о вступлении определения Советского районного суда г.Краснодара от 15.06.2020 об отмене обеспечительных мер в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 01:01:3203000:34, 01:01:3203000:35, 01:01:3203000:36, 01:01:3203000:37, в законную силу.
Таким образом, у государственного регистратора отсутствовали правовые основания для внесения сведений в Единый государственный реестр прав недвижимости о прекращении ограничения права (ареста) на спорные земельные участки, в отсутствие сведений о вступлении в законную силу определения Советского районного суда г.Краснодара от 15.06.2020 об отмене обеспечительных мер.
На основании вступившего в законную силу определения Советского районного суда г.Краснодара от 15.06.2020 об отмене обеспечительных мер, управлением сняты ограничения на государственную регистрацию перехода, прекращения, ограничения права на земельные участки с кадастровыми номерами 01:01:3203000:34, 01:01:3203000:35, 01:01:3203000:36, 01:01:3203000:37, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах.
Заявителем, арендующим спорные земельные участки, не представлено в суд доказательств нарушения прав и законных интересов в сфере осуществляемой им деятельности.
Таким образом, суд пришел к выводу, что совокупность предусмотренных статьей 201 АПК РФ оснований для признания уведомления от 08.07.2020 КУВД-001/2020-7576074/1 недействительным материалами дела и его обстоятельствами не подтверждено.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает отказ регистрирующего органа в регистрации прекращения ограничения права (акта) законным и не нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку в удовлетворении требования заявителя отказано, суд возлагает на него расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью Агрохолдинг "Дары природы" ( ИНН 0101011200 ,ОГРН 0101000470 ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (ИНН 0105013820, ОГРН 1040100552205) о признании незаконным уведомления об отказе во внесении изменений в единый государственный реестр недвижимости и обязании осуществить государственную регистрацию, отказать.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья С.И.Хутыз