ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А01-2310/18 от 04.12.2018 АС Республики Адыгея

Арбитражный суд Республики Адыгея

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Майкоп

       Дело №А01-2310/2018

Резолютивная часть решения объявлена 4 декабря 2018 года.

В полном объеме текст решения изготовлен 11 декабря  2018 года.

         Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Кочуры Ф.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Парфеновой Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело № А01-2310/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Майкоп» (ИНН 0105030468, ОГРН 1020100700938, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Пионерская, д. 276) к Управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (ИНН 0105038026, ОГРН 1020100701884, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, д. 12) о признании частично незаконным предписания № 30-9 от 08 августа 2018 года,

при участии в заседании:

от заявителя – Ли А.В. (доверенность от 01.01.2018),

от заинтересованного лица – Жанова Р.А. (доверенность от 09.01.2018),

от третьего лица – не явился, извещен,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Майкоп» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее – административный орган, инспекция) о признании частично незаконным предписания             от 08.08. 2018 № 30-9.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.09.2018 заявление ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» принято к производству и назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 27 сентября 2018 года.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.10.2018  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Женетль Аскер Аюбович, рассмотрение дела определено начать с самого начала со стадии предварительного судебного заседания, которое назначено на 6 ноября 2018 года.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.11.2018 судебное заседание по делу назначено на 4 декабря 2018 года.

Информация о движении дела, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Адыгея в сети Интернет по веб-адресу: http://www.adyg.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, ссылался на доводы, изложенные в  заявлении.

Представитель заинтересованного лица,  в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований, считая предписание законным и обоснованным.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, отзыв на заявленные требования не представил.

Суд, в порядке положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил  рассмотреть заявленные требования в отсутствие  третьего лица, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее – органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушение прав и законных интересов должно быть реальным, выражаться в виде конкретных неблагоприятных для заявителя последствий, возникших вследствие нарушения требований законодательства органом или должностным лицом, чьи решения или действия обжалуются заявителем. То есть, как указано в данной норме, последствием такого нарушения закона должно быть либо возложение на заявителя каких-либо обязанностей, либо создание для него иных препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из изложенного, законодатель определил для арбитражного суда пределы исследования по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов.

Так, в части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с этим правилом сама по себе констатация факта нарушения норм закона не является основанием для удовлетворения судом заявления об оспаривании ненормативных актов государственных органов. Кроме того, установленные главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего правила доказывания, закрепленного в части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений.

Применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель, ссылаясь на наличие нарушений его прав и законных интересов вследствие принятия противоречащих закону ненормативных актов, должен указать суду, в чем конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащее доказательства наличия этих нарушений.

Согласно положению о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1086, государственная жилищная инспекция является органом обеспечения государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющим контроль, в том числе за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за соблюдением порядка и правил перевода жилых домов и помещений в нежилые.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора регулируются, в том числе, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Предписание должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея № 85-п от 22 июня 2017 года утверждена розничная цена на природный газ, реализуемый населению на территории Республики Адыгея, в размере 5829,27 руб. за 1000 кубических метров (с НДС).

Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея № 76-п от 21 июня 2018 года, вступившим в силу с 01 июля 2018 года, Приказ № 85-п от 22 июня 2017 года признан утратившим силу, розничная цена на природный газ, реализуемый населению на территории Республики Адыгея, утверждена в размере 6008,61 руб. за 1000 кубических метров (с НДС).

Административный орган на основании распоряжения от 26 июня 2018 года № 220 провел внеплановую документарную проверку общества с целью рассмотрения обращения Женетль А.А., проживающего по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, аул Тугургой, ул. Октябрьская, д. 7.

В ходе проведения проверки установлено, что оплата за потреблённый газ произведена потребителем Женетль А.А. в сроки, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации. Однако при расчёте начислений за объём газа, потреблённый в апреле-июне 2018 года, общество неправомерно применило тариф, действующий с 1 июля 2018 года, тогда как в данном случае подлежал применению тариф, который действовал до 1 июля 2018 года.

В связи с выявленными нарушениями административный орган выдал обществу предписание № 30-9 от 8 августа 2018 года, в котором указал обществу на необходимость произвести перерасчёт произведённых начислений за объём газа, потреблённого по адресу: Теучежский район, аул Тугургой, ул. Октябрьская, д. 7 в июне 2018 года и оплаченного абонентом до 10 июля 2018 года, в соответствии с тарифом, действовавшим до 1 июля 2018 года. О выполнении указанного предписания административный орган предложил уведомить до 3 сентября 2018 года.

Полагая, что предписание от 08.08.2018 № 30-9  выдано инспекцией с нарушением требований действующего законодательства, а также нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.     

В обоснование заявления общество указало, что Женетль А.А. в период с апреля по июнь 2018 года не сообщал обществу показания прибора учёта газа, предоставил их только 4 июля 2018 года. Поскольку показания прибора учета газа были предоставлены потребителем в период действия нового тарифа, а также в связи с отсутствием возможности разделения и определения объёма газа, потреблённого в июне и июле 2018 года, при определении стоимости потреблённого газа обществом был применён тариф, действующий с 1 июля 2018 года.

Правоотношения, связанные с начислением и внесением платы за коммунальные услуги по газоснабжению, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд населения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации № 549 от 21 июля 2008 года (далее – Правила № 549), а в части неурегулированной ими, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года (далее – Правила № 354),.

Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно частям 3, 4 статьи 154 ЖК РФ, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно частям 1, 9 статьи 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно частям 1, 2 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Учитывая специфику начислений по показаниям приборов учета, законодатель разделил обязанность потребителей по предоставлению показаний учета и оплате потребленного газа. Согласно подпунктам «а», «г» пункта 21 Правил № 549, абонент обязан:

- оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме;

- сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором.

При этом, поставщиком газа обеспечена возможность передачи  потребителями показаний приборов учета различные способами: по телефону, SMS сервисом, письменно,  лично, посредством электронной почты, личного кабинета  и т.п.

В соответствии с пунктом 25 Правил № 549, при соблюдении указанных в данном пункте Правил условий определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа.

Согласно пункту 31 Правил № 549, в случае если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года – за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Согласно пунктам 40, 41 Правил № 549, внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное. Размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – в порядке, установленном пунктами 32-38 настоящих Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа (пункт 24 Правил поставки газа).

Таким образом, для определения суммы, подлежащей оплате за потребленный газ, поставщику необходимо иметь сведения об объеме газа, потребленного абонентом за истекший месяц, т.е. показания прибора учета газа на начало и конец месяца поставки газа.

Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, договором поставки газа, имеющим публичный характер, определена дата предоставления показаний прибора учёта – 25 число каждого месяца. Женетль А.А. в нарушение требований подпункта «г» пункта 21 Правил № 549 в период с апреля по июнь 2018 года не сообщал поставщику газа (обществу) сведения о показаниях прибора учета газа. Показания прибора учета Женетль А.А. сообщил обществу только 4 июля 2018 года, при этом потребитель вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащих доказательств уважительности причин несвоевременного исполнения им обязанности по предоставлению поставщику газа показаний прибора учёта.

Суд принимает во внимание доводы общества о том, что потребитель имел возможность сообщить поставщику газа показания прибора учёта письменно, по телефону, электронной почте, посредством личного кабинета, однако исполнил свою обязанность несвоевременно.  

Показания прибора учета Женетль А.А. сообщил обществу по телефону 4 июля 2018 года, то есть в период действия нового тарифа, установленного Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея № 76-п от 21 июня 2018 года.

Ссылка инспекции  на то, что показания прибора учета были отражены в квитанции сформированной 14.06.2018 по состоянию на 11.06.2018,  не принимается судом, в отсутствие доказательств ее обосновывающих. Кроме того согласно информации по лицевому счету потребителя  показания прибора учета были переданы после 01.07.2018, данный факт подтвержден Женетлем А.А. в судебном заседании 6 ноября 2018 года.

Так как показания были переданы в период действия новой цены, то она и была применена при определении стоимости потребленного газа. Требование же Инспекции о применении к данным показаниям тарифа, действовавшего до 31.06.2018 года незаконно, так как данный  тариф уже утратил силу, и кроме этого, из-за неисполнения абонентом своей обязанности по своевременному предоставлению показаний не представляется возможным разделить и определить объемы газа потребленного в июне и июле 2018г.

В связи с чем, суд делает вывод о том, что оспариваемый акт не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, и потому подлежит признанию недействительным.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

признать незаконным предписание № 30-9 Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатации жилищного фонда Республики Адыгея от 08 августа 2018 года «Об устранении нарушений правил при использованиии, содержании жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг» в части требований о проведении перерасчета начислений, ранее осуществленных по тарифу, действующим с 01 июля 2018 года абоненту Женетль Аскеру Аюбовичу, проживающему по адресу: Теучежский район, а. Тугургой, ул. Октябрьская, 7, как противоречащее Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд и двух месяцев после вступления его в законную силу в кассационную инстанцию Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока установленного для подачи апелляционной жалобы. Жалобы подаются через суд, вынесший решение.

Судья                                                                                                                          Ф.В. Кочура