Арбитражный суд Республики Адыгея
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Майкоп | Дело № А01-2380/2019 | 11 февраля 2020 года |
Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2020 года.
Полный текст решения изгот овлен 11 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Нефедова В.Н., при ведении протокола помощником судьи Урусмамбетовой Т.М., рассмотрев в судебном заседании дело № А01-2380/2019 по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» (ИНН <***>,
ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>), федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республики Адыгея о признании незаконным решения от 22.07.2019 № КУЫД-001/2019-8738682/1 и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея снять с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 01:08:0516097:143
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1 (доверенность в деле),
от ответчиков: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея – ФИО2 (доверенность в деле), от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республики Адыгея – не явился уведомлен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Адыгея поступило исковое заявление от Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» (далее - комитет) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - Управление Росреестра по Республике Адыгея) и федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Адыгея (далее - орган кадастрового учета) о признании незаконным решения от 22.07.2019 № КУЫД-001/2019-8738682/1 и обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 01:08:0516097:143, площадью 450 кв.м., расположенный по адресу <...>.
В ходе рассмотрения дела, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнил исковые требования, отказавшись от требования в части признания незаконным решения от 22.07.2019 № КУЫД-001/2019-8738682/1 и просил обязать ответчика снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 01:08:0516097:143, площадью 450 кв.м., расположенный по адресу <...>.
Суд, в порядке статьи 49 АПК РФ, принял к рассмотрению уточненные требования истца и отказ от иска в части признания незаконным решения от 22.07.2019 № КУЫД-001/2019-8738682/1.
Согласно части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Поскольку отказ истца не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, последствия отказа от иска истцу известны и понятны, арбитражный суд считает необходимым его принять.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что заявитель отказался от заявления и отказ принят арбитражным судом.
На основании изложенного суд прекращает производство по делу в части признания незаконным решения от 22.07.2019 № КУЫД-001/2019-8738682/1.
В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель Управление Росреестра по Республике Адыгея в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве, возражала против удовлетворения иска ввиду его необоснованности.
От органа кадастрового учета поступил отзыв, в котором заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 17.07.2019 истец обратился в управление Росреестра по Республике Адыгея с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 01:08:0516097:143, площадью, расположенного по адресу <...>, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 01:08:0516097:113, площадью 732 кв.м. Основанием для обращения послужило заявление ФИО3 от 13.03.2019.
22.07.2019 управление Росреестра по Республике Адыгея направило в адрес администрации уведомление о приостановлении государственного кадастрового ответ, в котором указал, что земельный участок с кадастровым номером 01:08:0516097:143 имеет статус «Учтенный», не является преобразуемым, следовательно, не подлежит снятию в порядке, предусмотренном Федеральным законом №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), в связи с чем, исключить из ЕГРН сведения об указанном земельном участке возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Отказывая комитету в удовлетворении исковых требований, суд руководствуется следующим.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным апелляционным кодексом Российской Федерации. Из указанной нормы следует, что предъявление иска, с учетом характера нарушенного права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
Правовое значение для правильного рассмотрения спора имеет выяснение вопроса о правовых основаниях для снятия соответствующего земельного участка с кадастрового учета.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом№ 218-ФЗ.
Согласно подпункту 1 статьи 1 Закона №218-ФЗ указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (пункт 2 статьи 1).
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно статье 3 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно пункту 3 статьи 41 Закона №218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Снятие земельного участка с кадастрового учета возможно только в случаях, указанных в пунктах 3, 15 статьи 41, пункте 3 статьи 70, пункте 7 статьи 72Закона №218-ФЗ.
Закон указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 статьи 26 Закона №218-ФЗ).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Данная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 №306-КГ18-16823.
Верховный Суд Российской Федерации в названном определении также указал, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления от 29.04.2010 №10/22.
При этом в ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 01:08:0516097:143 были внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в данной сфере.
Закон № 218-ФЗ прямо указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (подпункт 33 пункта 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 01:08:0516097:143 образован путем раздела в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 01:08:0516097:113, поставлен на кадастровый учет – 08.09.017г. и не является преобразуемым.
Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 № 306-КГ18-16823).
В связи с тем, что в отношении спорного земельного участка были осуществлены регистрационные действия по договору аренды, а затем по погашению записи об обременении правом аренды, данный земельный участок не подпадает под понятие ранее учтенный земельный участок.
Таким образом, суд считает, что заявленные комитетом требования о понуждении снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 01:08:0516097:143 не соответствуют ни нормам права, и как следствие, земельный участок не может быть снят с кадастрового учета по заявлению собственника, поскольку не является преобразуемым, не имеет «временного» статуса, не подлежит изъятию для государственных и муниципальных нужд и соответственно не подпадает ни под одно из оснований, предусмотренных Законом № 218-ФЗ. Администрация не привела норм, которые позволили бы аннулировать сведения о земельном участке со статусом «учтенные» и исключить земельный участок из ЕГРН.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.11.2018 по делу № А32-48290/2017, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.02.2018 по делу №А03-7937/2017.
Суд полагает, что избранный комитетом способ защиты в виде обязания органа кадастрового учета снять с государственного кадастрового учета земельный участок не основан на нормах земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимость, которые бы позволяли возложить на регистрационный орган обязанность по снятию с кадастрового учета земельного участка.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вместе с тем, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с данными нормами, государственная пошлина по данному делу взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 49, 150, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
принять отказ Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» (ИНН <***>, ОГРН <***>) от требований в части признании незаконным решения от 22.07.2019 № КУЫД-001/2019-8738682/1.
Производство в указанной части прекратить.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, если это решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции. Жалоба подается через суд, вынесший решение.
Судья В.Н. Нефедов