АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, дом 15, www.adyg.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Майкоп Дело №А01-2480/2021 3 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 3 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Меликяна Э.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матюшкиной И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А01-2480/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (Краснодарский край, Курганинский район, ст. Петропавловская, ул. Ленина, 223) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (<...>), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея ( <...>), третьи лица: кадастровый инженер ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО42, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО9, ФИО53, ФИО54, о признании незаконными действий и обязании исключить сведения из ЕГРН,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО55 (доверенность в деле),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея– Нажева С.Р. (доверенность в деле),
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея – ФИО57 (доверенность в деле),
от ФИО3 – не явился, уведомлен,
от ФИО28 – ФИО58 (доверенность в деле, ордер)
от ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО42, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО9, ФИО53, ФИО54 – не явились, уведомлены,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Республики Адыгея обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (далее – заявитель, предприниматель) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее – Управление Росреестра), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея (далее – кадастровая палата), о признании незаконным как не соответствующее нормам Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» действия Управления Росреестра, выразившегося в государственном кадастровом учете земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 01:06:2800002:689, площадью 2315700, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, и регистрации прав на него участников долевой собственности, обязании Управления Росреестра в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о вновь образованном земельном участке с кадастровым номером 01:06:2800002:689 и восстановить сведения о границах исходного земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800002:80, площадью 7694100 кв.м., расположенного по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, сек. № II поле № 2, 3: на тер. бывшего совхоза «Псекупс» сек. № III поле № 2; сек. № V; сек. № VI поле № 1, 2; сек. № VII; сек. № IХ; сек. № Х поле № 1, 2; сек. № ХI; сек. № ХII поле № 1, 2, 3, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости до образования земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800002:689, а также восстановить права собственников в исходном земельном участке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: кадастровый инженер ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО42, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО9, ФИО53, ФИО54.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.12.2021 судебное заседание по делу отложено до 27 января 2022 года.
В судебное заседание не явились кадастровый инженер ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО42, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО9, ФИО53, ФИО54, надлежащим образом уведомлены.
Суд на основании статьи 156 АПК РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования, в обоснование своих требований ссылалась на доводы, изложенные в заявлении и дополнениях к нему. Просила требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании полагала заявленные требования незаконными и необоснованными, в обоснование своих возражений ссылалась на доводы, изложенные в отзыве. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель кадастровой палаты возражал против заявленных требований, в обоснование своих возражений ссылался на доводы, изложенные в отзыве. Просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица ФИО28 возражала против заявленных требований, в обоснование своих возражений ссылалась на доводы, изложенные в отзыве. Просила отказать в удовлетворении заявления в полном объёме.
Изучив материалы дела, и выслушав лиц, участвующих в деле, и присутствующих в судебном заседании, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, физические лица: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО42, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО59 Саудет Сафербиевн, ФИО51, ФИО52, ФИО9, ФИО53, ФИО54 являлись собственниками земельных долей в составе земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800002:80, площадью 7694100 кв.м., расположенного по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, сек. № II поле № 2, 3: на тер. бывшего совхоза «Псекупс» сек. № III поле № 2; сек. № V; сек. № VI поле № 1, 2; сек. № VII; сек. № IХ; сек. № Х поле № 1, 2; сек. № ХI; сек. № ХII поле № 1, 2, 3.
13.11.2015 между собственниками земельных долей земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 01:06:2800002:80 и индивидуальным предпринимателем ФИО1 крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800002:80.
11.05.2021 из земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800002:80, общей площадью 7694100 кв.м., расположенного по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, сек. № II поле № 2, 3: на тер. бывшего совхоза «Псекупс» сек. № III поле № 2; сек. № V; сек. № VI поле № 1, 2; сек. № VII; сек. № IХ; сек. № Х поле № 1, 2; сек. № ХI; сек. № ХII поле № 1, 2, 3, был образован путем выдела земельный участок с кадастровым номером 01:06:2800002:689, площадью 2315700 кв.м.
11.05.2021 года земельный участок, площадью 2315700 кв.м., поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 01:06:2800002:689.
11.05.2021 года Управлением Росреестра в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись об образовании путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800002:80 нового объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800002:689, площадью 2315700 кв.м. (далее – спорный земельный участок). Право общей долевой собственности на выделенный земельный участок с кадастровым номером 01:06:2800002:689 зарегистрировано за физическими лицами – ФИО4, ФИО54, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО42, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО9, ФИО53, ФИО5.
Заявитель, полагая, что указанные действия Управления Росреестра и кадастровой палаты являются незаконными, а свои права и законные интересы нарушенными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что согласие на выделение указанного земельного участка не давал, на расторжение договора аренды гражданам, за которыми зарегистрирован указанный земельный участок, также согласие не было дано, в то же время в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800002:689 сведения об обременении правом аренды в пользу заявителя отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд руководствуется следующим.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Согласно части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 ГК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Следовательно, предъявление требования, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
Как следует из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, средством защиты которых выступает предъявленный этим лицом иск (заявление, поданное в порядке главы 24 кодекса).
Заявителем избрана форма производства по делу – производство в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, способ защиты – оспаривание действий органа публичной власти.
По смыслу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел, арбитражный суд устанавливает соответствие ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно частей 3, 5, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
В силу части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 246 и пункту 1 статьи 247 ГК РФ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Статьей 252 ГК РФ предусмотрена возможность выдела участником общей долевой собственности своей доли из общего имущества.
Отношения участников общей долевой собственности на земельные участки, связанные с выделом земельного участка, являющегося долей одного или нескольких участников общей долевой собственности, урегулированы земельным законодательством Российской Федерации.
Общие правила и условия образования земельных участков определены статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случаях образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
Пунктом 5 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что особенности процедуры выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предусматриваются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте сельскохозяйственных земель).
В силу положений пункта 1 статьи 12 Закона об обороте сельскохозяйственных земель в случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных этой статьей, а также статьями 13 и 14 данного Федерального закона.
В силу статей 209, 608 ГК РФ, пункта 2 статьи 22 ЗК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, которому также принадлежит право сдачи имущества в аренду.
Согласно статье 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона об обороте сельскохозяйственных земель владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения, в том числе, об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности (часть 3).
Согласно пункту 5 статьи 14 Закона об обороте сельскохозяйственных земель участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается.
Пунктом 1 статьи 13 Закона об обороте сельскохозяйственных земель предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным ЗК РФ и названным Федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 – 6 статьи 13 (пункт 2).
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (пункт 3).
Если указанное в пункте 3 данной статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (пункт 4).
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона (пункты 5, 6 статьи 13 Закон об обороте сельскохозяйственных земель).
Согласно пункту 1 статьи 13.1 Закона об обороте сельскохозяйственных земель проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также – образуемые земельные участки).
Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.
Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей (пункты 2, 5 статьи 13.1 Закон об обороте сельскохозяйственных земель).
Согласно статье 11.5 ЗК РФ при выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
Как усматривается из материалов дела, физические лица: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО42, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО59 Саудет Сафербиевн, ФИО51, ФИО52, ФИО9, ФИО53, ФИО54 являлись сособственниками земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800002:80.
Указанным физическим лицам на праве общей долевой собственности принадлежали земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 01:06:2800002:80.
30.10.2020 на повторном общем собрании участников долевой собственности вышеуказанные собственники – физические лица, по вопросу заключения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 01:06:2800002:80 с заявителем, голосовали «против».
01.02.2021 ФИО9, действующий по доверенности от 13.10.2020 года от имени ФИО26 (участника общей долевой собственности), заключил договор на подготовку проекта межевания для выдела земельного участка в счет земельных долей.
Кадастровым инженером подготовлен проект межевания образованного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 01:06:2800002:689, площадью 2315700 кв.м., расположенного по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район.
30.01.2021 кадастровым инженером опубликовано извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания спорного земельного участка в средствах массовой информации – в печатном издании «Теучежские вести» № 8-9 от 30.01.2021 года.
Поскольку в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания спорного земельного участка от участников долевой собственности не поступили возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли (долей) земельного участка, проект межевания спорного земельного участка, подготовленный кадастровым инженером, считается согласованным.
03.03.2021 кадастровый инженер составил заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли (долей) спорного земельного участка.
Участниками общей долевой собственности утвержден проект межевания и заключено соглашение об определении долей в образованном земельном участке, учтенном затем под кадастровым номером 01:06:2800002:689.
03.04.2021 в Управление Росреестра поступили заявления от участников долевой собственности об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельного участка, образуемого в счет земельных долей путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800002:80.
В материалах дела имеются уведомления о приеме заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации третьих лиц, из которых следует, что были представлены: межевой план, проект межевания земельного участка, соглашение об определении долей в образованном земельном участке, а также иные необходимые документы.
Поскольку в регистрирующий орган третьими лицами были представлены проект межевания от 03.03.2021, межевой план от 10.03.2021, подготовленный на основании проекта межевания от 03.03.2021, и соглашение об определении размера долей, Управлением Росреестра 11.05.2021 за вышеуказанными физическими лицами зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 01:06:2800002:689, площадью 2315700 кв.м., расположенный по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район.
Учитывая требования об одновременности государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении всех участников долевой собственности, а также фактическое распоряжение третьими лицами своих долей путем их выдела в составе 53 долей в общей долевой собственности, государственным регистратором 11.05.2021 принято решение о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности 53 участников на земельный участок с кадастровым номером 01:06:2800002:689.
Таким образом, суд не усматривает в настоящем случае нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя, поскольку третьи лица, как лица, выразившие на общем собрании несогласие с заключением договора аренды, имели законное право на распоряжение своими земельными долями путем выдела земельного участка в счет указанных долей без согласия арендатора, а также без согласия других участников общей долевой собственности на исходный земельный участок.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственным регистратором была проведена правовая экспертиза представленных для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документов, по итогам которой было принято решение о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Проведение правовой экспертизы представленных на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав документов строго регламентировано Законом о регистрации. В соответствии с ним проверяются документы на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении. В Законе о регистрации содержится подробный перечень таких оснований.
Проверка проекта межевания осуществляется в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 14.01.2015 № 14-00244/15 «Об осуществлении проверки проекта межевания земельных участков».
Согласно указанному письму орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, в том числе в случае, если:
- в порядке, установленном Законом об обороте сельскохозяйственных земель, в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;
- площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, больше площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов.
Таким образом, орган кадастрового учета при проверке документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, должен удостовериться в отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка и в соблюдении требования о допустимой разнице площадей земельного участка, указанных в межевом плане и в проекте межевания земельных участков.
Закон об обороте сельскохозяйственных земель не устанавливает требование о проверке каким-либо уполномоченным органом проекта межевания земельных участков.
Уполномоченный орган обязан удостовериться в отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка и в соблюдении требования о допустимой разнице площадей земельного участка, в то время как подлинность документов, содержащихся в межевом плане и проекте межевания, обеспечивается кадастровым инженером.
В соответствии со статьей 13.1 Закона об обороте сельскохозяйственных земель извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или публикуется в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счёт земельной доли или земельных долей земельного участка (пункт 12 статьи 13.1 Закона об обороте сельскохозяйственных земель).
30.01.2021 в печатном издании «Теучежские вести» № 8-9 было размещено извещение о месте и порядке ознакомления и согласования проекта межевания спорного земельного участка. Соответственно, опубликование сведений о выделе доли (долей) из земельного участка в средствах массовой информации подтверждает надлежащее информирование о волеизъявлении собственников.
Возражений относительно размера и местоположения границ, выделяемого в счет земельных долей земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 01:06:2800002:689, площадью 2315700 кв.м., расположенный по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, со дня опубликования уведомления в печатном издании «Теучежские вести» № 8-9 от 30.01.2021, не поступало.
Кадастровый инженер составил заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счёт земельной доли (долей) спорного земельного участка.
Участниками общей долевой собственности утвержден проект межевания и заключено соглашение об определении долей в образованном земельном участке, учтенном затем под кадастровым номером 01:06:2800002:689.
На основании проекта межевания был подготовлен межевой план, право общей долевой собственности на образуемый земельный участок зарегистрировано на основании заключенного соглашения между всеми участниками долевой собственности, с указанием долей каждого участника долевой собственности.
У заинтересованных лиц отсутствовали правовые основания для отказа в постановке на кадастровый учет образованного земельного участка и регистрации права.
Ввиду изложенного, суд полагает, что заинтересованными лицами не допущено нарушений норм материального права, проведена правовая экспертиза документов, по итогам которой принято решение о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права общей долевой собственности.
Более того, согласно сведениям из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800002:689 зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу индивидуального предпринимателя.
Ссылка заявителя на письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в ответ на запрос предпринимателя относительно проекта межевания земельных участков, судом не принимается, поскольку Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, и указанный ответ не имеет отношения к учету обстоятельств конкретного рассматриваемого дела.
Оспариваемые действия Управления Росреестра и кадастровой палаты не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а удовлетворение заявленных требований, исходя из избранного способа защиты, не может повлечь восстановления его прав.
Кроме того, заявитель избрал ненадлежащий способ защиты в части требований о возложении обязанности погасить записи о спорном земельном участке и восстановлении права, ввиду следующего.
Согласно пункту 56 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Пленум № 10/22), зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
По смыслу пункта 52 Пленума № 10/22 оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП (в настоящее время – ЕГРН).
В силу пункта 53 Пленума № 10/22 ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации, в частности путем оспаривания оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.
Так, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 01:06:2800002:689, площадью 2315700 кв.м., зарегистрировано в установленном законом порядке за участниками общедолевой собственности и в силу пункта 56 Пленума № 10/22 не подлежит оспариванию путём заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Анализируя доводы, положенные в основу заявления, суд приходит к выводу том, что истинная воля заявителя направлена на оспаривание действий, совершенных лицами, находящимися в режиме общей долевой собственности. При указанных обстоятельствах нарушенное право подлежит защите в порядке искового производства при ином способе защиты и ином субъектном составе.
Избрание ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным и достаточным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными должно содержать указание на то, какие права и законные интересы заявителя нарушаются (статья 199 АПК РФ).
Следовательно, обязанность по обоснованию и доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Вместе с тем, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя действиями заинтересованных лиц в материалы дела не представлено.
Заявитель, в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о незаконности действий Управления Росреестра и кадастровой палаты.
Суд, оценив доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что Управление Росреестра и кадастровая палата не нарушили права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствует закону (иному нормативному правовому акту) и не нарушает права (интересы) заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований предпринимателяследует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.07.2021 по делу № А01-2480/2021, отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу. Жалоба подается через суд, вынесший решение.
Судья Э.Н. Меликян