Арбитражный суд Республики Адыгея
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Майкоп | Дело № А01-3067/2020 | 17 декабря 2020 года |
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст решения изгот овлен 17 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Нефедова В.Н., при ведении протокола помощником судьи Урусмамбетовой Т.М., рассмотрев в судебном заседании дело № А01-3067/2020 по исковому заявлению администрации муниципального образования «Красногвардейский район» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН <***>, ОГРН <***>), заинтересованное лицо – управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, в отсутствие представителей сторон, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Адыгея поступило исковое заявление от администрации муниципального образования «Красногвардейский район» (далее - администрация) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра по РА»), заинтересованное лицо – управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, с кадастровым номером 01:03:0000000:898, расположенным по адресу: Республика Адыгея, <...>. В отзыве на исковое заявление ФГБУ «ФКП Росреестра по РА» возражало против удовлетворения заявленных требований, считая иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.10.2020 указанное исковое заявление принято к производству и предварительное судебное заседание назначено на 17.11.2020. Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.11.2020 судебное заседание назначено на 10.12.2020. До начала судебного заседания от ответчика и заинтересованного лица поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей. В судебное заседание лица, участвующие в деле, уведомленные надлежащим образом, явку представителей в суд не обеспечили. Руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд определил о рассмотрении дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом, по имеющимся в материалах дела доказательствам. Исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 21.07.2020 истец обратился в управление Росреестра по Республике Адыгея с заявлением об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, с кадастровым номером 01:03:0000000:898, расположенным по адресу: Республика Адыгея, <...>.
07.09.2020 Управление Росреестра по Республике Адыгея направило в адрес администрации направило ответ, в котором указало, что исключить (снять) из ЕГРН сведения о земельном участке, с кадастровым номером 01:03:0000000:898, расположенным по адресу: Республика Адыгея, <...> не предоставляется возможным, вместе с тем указанный земельный участок может быть снят с государственного кадастрового учета на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Отказывая администрации в удовлетворении исковых требований, суд руководствуется следующим.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным апелляционным кодексом Российской Федерации. Из указанной нормы следует, что предъявление иска, с учетом характера нарушенного права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
Правовое значение для правильного рассмотрения спора имеет выяснение вопроса о правовых основаниях для снятия соответствующего земельного участка с кадастрового учета.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом№ 218-ФЗ.
Согласно подпункту 1 статьи 1 Закона №218-ФЗ указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (пункт 2 статьи 1).
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно статье 3 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно пункту 3 статьи 41 Закона №218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Снятие земельного участка с кадастрового учета возможно только в случаях, указанных в пунктах 3, 15 статьи 41, пункте 3 статьи 70, пункте 7 статьи 72Закона №218-ФЗ.
Закон указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 статьи 26 Закона №218-ФЗ).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Данная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 №306-КГ18-16823.
Верховный Суд Российской Федерации в названном определении также указал, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления от 29.04.2010 №10/22.
При этом в ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 01:03:0000000:898 были внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в данной сфере.
Закон № 218-ФЗ прямо указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (подпункт 33 пункта 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номер 01:030000000:898, уточненной площадью 717+/-5 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Адыгея, прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: Республика Адыгея, <...>, категории земель населенных пунктов, с установленным видом разрешенного использования — приусадебный участок личного подсобного хозяйства.
Обстоятельство того, что запись об ограничении прав и обременениях - «аренда» была погашена, не может повлиять на изменение статуса записи о земельном участке.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 01:03:000000:898 не имеет статуса «временный», не является преобразуемым, не подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем не попадает ни под одно из оснований, предусмотренных Законом № 218-ФЗ, для снятия его с государственного кадастрового учета.
Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 № 306-КГ18-16823).
В связи с тем, что в отношении спорного земельного участка были осуществлены регистрационные действия по договору аренды, а затем по погашению записи об обременении правом аренды, данный земельный участок не подпадает под понятие ранее учтенный земельный участок.
Таким образом, суд считает, что заявленные администрацией требования об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, с кадастровым номером 01:03:0000000:898, расположенным по адресу: Республика Адыгея, <...> не соответствуют ни нормам права, и как следствие, земельный участок не может быть снят с кадастрового учета по заявлению собственника, поскольку не является преобразуемым, не имеет «временного» статуса, не подлежит изъятию для государственных и муниципальных нужд и соответственно не подпадает ни под одно из оснований, предусмотренных Законом № 218-ФЗ. Администрация не привела норм, которые позволили бы аннулировать сведения о земельном участке со статусом «учтенные» и исключить земельный участок из ЕГРН.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.11.2018 по делу № А32-48290/2017, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.02.2018 по делу №А03-7937/2017.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вместе с тем, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с данными нормами, государственная пошлина по данному делу взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, если это решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции. Жалоба подается через суд, вынесший решение.
Судья В.Н. Нефедов