АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, дом 15, www.adyg.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Майкоп Дело №А01-3620/2020 20 октября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2021 года
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Э.Н. Меликяна, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.И. Матюшкиной, рассмотрев материалы дела №А01-3620/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вюн - Кон - Сервис" ( ИНН 2301017643 , ОГРН 2300528238 , Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Шевченко, 122) к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края (ИНН 8113667 , ОГРН 2303716772 , г. Краснодар, ул. Красная, 35) об оспаривании постановления от 18.08.2020 № 638/2020-5 о привлечении к административной ответственности,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в том числепутем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью "Вюн - Кон - Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент) об оспаривании постановления от 18.08.2020 № 638/2020-5 о привлечении к административной ответственности, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 210 000 рублей. По мнению заявителя, выводы департамента при принятии обжалуемого постановления сделаны без учета фактических обстоятельств дела и норм материального права, что и привело к вынесение незаконного и необоснованного постановления.
Департамент в отзыве на заявление и дополнениях к нему просит в удовлетворении заявления отказать, считает, что доводы общества необоснованны и не подлежат удовлетворению. Нарушений процедуры рассмотрения административного дела не имелось.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 16.09.2021 года рассмотрение дела отложено до 19.10.2021 года.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в том числепутем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились. Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает заявление в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований общества следует отказать по следующим основаниям.
ООО "Вюн-Кон-Сервис" вело строительство объекта: «Жилой комплекс со встроенными помещениями общественного назначения и размещением детского дошкольного учреждения. Корпус №4», расположенного по адресу: <...>, корпус №4, на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0102035:0019, в соответствии с разрешением на строительство от 25.12.15 № 23-301000-1242-2015. Договор участия в долевом строительстве, заключенный обществом с первым участником долевого строительства, зарегистрирован 30.12.2016 года
В соответствии с заданием от 02.06.2020 № 317-4Д-2019 на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами (ИП) в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края в отношении ООО "Вюн-Кон-Сервис" проведено мероприятие по контролю «Наблюдение за соблюдением застройщиком обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях застройщика, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных электронных систем) возложена на застройщика в соответствии с федеральным законом» за 1 квартал 2020 года.
По итогам проведения мероприятия по контролю установлено, что ООО "Вюн-Кон-Сервис" не исполнена обязанность по раскрытию информации в ЕИСЖС в соответствии со статьей 19 Закона о долевом строительстве, что отражено в заключении о проведенном мероприятии по контролю без взаимодействия с юридическими лицами (ИП) в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости от 23 июня 2020г. Кроме того, установлено что обществом в нарушение ст.3 Закона о долевом строительстве, за 1 квартал 2020 г. не представлен бухгалтерский баланс по состоянию на 01.06.2020г.
09.07.2020 года департаментом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 18.08.2020 № 638/2020-5 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 Кодекса КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 210 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В силу части 2 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В соответствие со ч. 5 ст. 3 Закона о долевом строительстве застройщик составляет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность на ежеквартальной основе за следующие промежуточные отчетные периоды -первый квартал, полугодие и девять месяцев. Застройщик в порядке,, определенном ч. 2 ст. 3.1 Закона о долевом строительства, раскрывает промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в срок не позднее тридцати календарных дней после окончания соответствующего промежуточного отчетного периода и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение в срок не позднее ста двадцати календарных дней после окончания соответствующего отчетного года.
Приказом Минстроя России от 03.04.2020 № 187/пр «Об установлении особенностей предоставления застройщиками отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнитель-ной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» установлено, что предоставление застройщиками отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 октября 2018 г. № 656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» за IV квартал 2019 г. и I квартал 2020 г. осуществляется в срок до 1 июня 2020 г.
Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2018 г. № 1133 «Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлен адрес сайта https://наш.дом.рф/ в качестве адреса сайта ЕИСЖС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанное постановление вступило в силу с 5 октября 2018 года.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее -
Закон о долевом строительстве), проектная декларация, информация о соответствии физического лица, определенного в ч. 4 ст. 3.2 Закона о долевом строительстве, требованиям указанной статьи до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости направляются застройщиком через его личный кабинет в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в ч. 2 ст. 23 Закона о долевом строительстве, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона о долевом строительстве застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о долевом строительстве ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 20 Закона о долевом строительстве (о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату).
В соответствии с ч. 6 ст. 19 Закона о долевом строительстве изменения, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи, подлежат размещению застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в ст. 23.3 Закона о долевом строительстве, и направляются застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в ч. 2 ст. 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указанном в ч. 2 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию. Такие изменения подлежат направлению застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в ч. 2 ст. 23 Закона о долевом строительстве.
Согласно ежеквартальной отчетности застройщика, об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан участников долевого строительства за 2 квартала 2019 года на конец отчетного периода у ООО "Вюн-Кон-Сервис" по объекту, имелись неисполненные обязательства по 263 договорам участия в долевом строительстве.
По итогам проведения мероприятия по контролю установлено, что ООО «Вюн-Кон-Сервис» не исполнена обязанность по раскрытию информации в ЕИСЖС в соответствии со ст. 19 Закона о долевом строительстве, что отражено в заключении о проведенном мероприятии по контролю без взаимодействия с с юридическими лицами (ИП) в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости от 23 июня 2020г.
Кроме того, установлено, что ООО «Вюн-Кон-Сервис», в нарушение части 5 статьи 3 Закона о долевом строительстве, за 1 квартал 2020 не представлен бухгалтерский баланс по состоянию на 01.06.2020.
Таким образом, в силу ч. 6 ст. 19 Закона о долевом строительстве ООО «Вюн-Кон-Сервис» обязано в срок до 04 июня 2020 г. внести изменения в проектную декларацию в части финансового результат текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату (1 квартал 2020 года) и в срок до 11 июня 2020 г. разместить указанные изменения в единой информационной системе жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ппрз://наш.дом.рф/).
Однако, по состоянию на 12 июня 2020 г. ООО «Вюн-Кон-Сервис» по объекту на сайте единой информационной системы жилищного строительства информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://наш.дом.рф/ проектная декларация не размещена, изменения в проектную декларацию в части финансового результата текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату (4 квартал 2019 года) не внесены.
Частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Не размещение декларации, и не внесение изменений в проектную декларацию в части финансового результата текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату (1 квартал 2020 года) образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое подтверждается совокупностью доказательств, собранных административным органом.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения Обществом законодательно установленной обязанности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Суд считает, что в данном случае Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры, что свидетельствует о его виновности.
При установленных обстоятельствах у административного органа имелись основания для привлечения общества к административной ответственности.
Довод общества о том, что выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения по части 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ судом не принимается по следующим основаниям.
Статья 13.19.3 КоАП РФ включена в Главу 13 КоАП РФ "Административные правонарушения в области связи и информации". Тогда как в КоАП РФ имеется глава 14, содержащая в себе статью 14.28 КоАП РФ, предусматривающую ответственность непосредственно за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Следовательно, ответственность непосредственно за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости предусмотрена статьей 14.28 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что департаментом вменяется обществу нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Таким образом, довод общества основан на неверном толковании норм права.
Довод заявителя о том, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении № 638/2020-5 у него отсутствовала обязанность предоставлять отчетность, ввиду того, что 15.06.2020 администрацией муниципального образования г.к.Анапа выдано разрешение № 23-301000-33-2020 на ввод в эксплуатацию строящегося объекта, судом не принимается, поскольку срок исполнения обязанности по предоставлению отчетности наступил.
Кроме того, исходя их норм действующего законодательства обязанность по сдаче отчетности и размещение информации в ЕИСЖС не прекращается в случае введения объекта в эксплуатацию, а только после исполнения обязательств по всем договорам участия в долевом строительстве, то есть после передачи участникам долевого строительства их помещений и соответственно снятию обременении в ЕГРП.
В части довода заявителя о незаконности проверки ввиду отмены приказа о назначении проведения внеплановой выездной проверкив отношении ООО "Вюн-Кон-Сервис", суд принимает во внимание довод заинтересованного лица о том, что мероприятие по контролю "Наблюдение за соблюдением застройщиком обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях застройщика, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных электронных систем) возложена на застройщика в соответствии с федеральным законом" проводится департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края без взаимодействия с юридическими лицами (ИП). Довод заявителя о незаконности проведения проверки в отношении общества в связи с тем, что организация является субъектом малого предпринимательства также судом не принимается.
Обращаясь с заявлением общество, также указало, что в постановлении от 18.08.2020г. в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, необоснованно признано неоднократное привлечение общества к административной ответственности, согласно постановлениям от 19.03.2020г. №1447/2020, от 13.03.2020 №1448/2020.
Согласно постановлению департамента от 19.03.2020г. №1447/2020 общество было признано виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Согласно постановлению департамента от 19.03.2020г. №1448/2020 общество также было признано виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Назначив обществу наказание в виде штрафа в размере 210 000 рублей, департамент признал в качестве отягчающего ответственность обстоятельства повторность совершения однородного административного правонарушения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ (пункт 19.1Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях).
На момент рассмотрения настоящего дела доказательств того, что постановления от 19.03.2020г. №1447/2020, от 13.03.2020 №1448/2020 оспорены обществом, не представлено, как и не представлено доказательств, что данные постановления были отменены.
Довод заявителя о незаконности проведения проверки в отношении ООО "Вюн-кон-сервис" в связи с тем, что организация является субъектом малого предпринимательства не принимается судом, т.к. постановление Правительства РФ № 438 от 03.04.2020 г. регламентирует проведение ежегодных плановых проверок, однако в отношении общества проведено мероприятие по анализу предоставленной отчетности без взаимодействия с юридическим лицом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Заявитель не обосновал наличие исключительных обстоятельств, способствовавших совершению правонарушения.
Оснований для признания оспариваемого постановления административного органа незаконным не выявлено.
Суд, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу о том, что инспекция не нарушила права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении от 18.08.2020 № 638/2020-5 вынесенное департаментом является законным и обоснованным, в связи с чем считает необходимым отказать в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо - Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, если это решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции. Жалоба подается через суд, вынесший решение.
Судья Э.Н. Меликян