ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А01-3899/20 от 12.04.2021 АС Республики Адыгея

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, дом 15, www.adyg.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Майкоп                                Дело №А01-3899/2020                          19 апреля   2021  года.     

Резолютивная часть решения объявлена    12  апреля   2021   года.

Решение изготовлено в полном объеме      19  апреля   2021 года.        

 Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи С.И.Хутыз,
при ведении протокола  судебного заседания помощником судьи Семеновых Н.С., рассмотрев в судебном заседании дело    №А01-3899/2020 по заявлению Муниципального казенного учреждения "Благоустройство муниципального образования "Город Майкоп" ( ИНН 0105048850 , ОГРН 0105015783 , Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Калинина, 210) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республики Адыгея (ИНН 0105019739,ОГРН 1020100702038, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Ленина, 40), третьи лица: администрация муниципального образования «Город Майкоп» (ИНН 0105038964,                 ОГРН 1030100529546, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 21),                              индивидуальный предприниматель  Магомедова П.П. (ИНН 010500523020, ОГРН ИП 318010500008143, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Привокзальная, 219),                        индивидуальный предприниматель Ермолин С.Е. (ИНН 010501815709, ОГРН 316237500029188 Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Жуковского, 84 «А») о признании незаконными решения от 16.09.2020 и предписания от 15.09.2020,

при участии в судебном заседании от:

заявителя  - ФИО3 (доверенность от 01.04.2021)   ,

заинтересованного лица – ФИО4 (доверенность от 18.01.2021 ),

третьих лиц:

  ИП ФИО2 – ФИО5 (доверенность от  25.01.2021),

в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в том числепутем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

У С Т А Н О В И Л:

   муниципальное казенное учреждение "Благоустройство муниципального образования "Город Майкоп" (далее - заявитель, учреждение)   обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республики Адыгея (далее - антимонопольная служба) о признании незаконными решения от 16.09.2020 и предписания от 15.09.2020. Одновременно просило суд возложить на управление обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов. По мнению заявителя, обстоятельства дела не подтверждают наличие в его действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства, оспариваемое решение не соответствует  Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и нарушает права и законные интересы управления.

Антимонопольная служба в отзыве на заявление против удовлетворения заявления возражала, указала, что заявление учреждения не содержит доказательств несоответствия оспариваемого решения и предписания закону или иному нормативному правовому акту и не содержит сведений о том, что права и законные интересы его нарушены.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 22.12.2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены индивидуальные предприниматели  ФИО1 и ФИО2

ФИО2 в отзыве на заявление считает решение и предписание антимонопольной службы законными и обоснованными, а заявление учреждения неподлежащим удовлетворению.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.03.2021 года     рассмотрение дела отложено до 06.04.2021 года затем объявлен перерыв до 12.04.2021 года.                                        

Представитель учреждения в судебном заседании поддержал свое заявление и просил суд его удовлетворить.

Антимонопольная служба и представитель ФИО2 против удовлетворения заявления возражали, поддержали доводы своих отзывов.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в том числепутем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не явились. Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает заявление в их отсутствии.

Изучив материалы дела и выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд считает, что в удовлетворении заявленных учреждением требований следует отказать по следующим  основаниям.

Из представленных суду материалов видно, что в управление поступило заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 по вопросу правомерности ряда действий учреждения, в части организации ритуальных услуг и заключения договора с ИП ФИО6 на выполнение работ по захоронению безродных лиц.

 Приказом от 14.07.2020 № 66 управление возбудило  в отношении учреждения  дело №001/01/15-351/2020 по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части наделения хозяйствующего субъекта функциями и правами органа местного самоуправления.  

В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган установил, что в период с 01.01.2019 по 18.03.2020 между учреждением и ИП ФИО6 со ссылкой на пункт 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», заключено пять контрактов, в соответствии с которыми учреждение поручает предпринимателю выполнить работы по захоронению умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя (безродных лиц).

При этом, в заключенном учреждением  с ИП ФИО6 контракте от 18.03.2020 №35-р по сравнению с ранее заключенными контрактами в техническое задание  внесено дополнение, включающее "перевозку умершего с места обнаружения до морга".

Услуга по "перевозке умершего с места обнаружения до морга"Федеральным  законом от 12 января 1996 г. №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле) не предусмотрена.

Антимонопольный орган указал, что данное дополнение внесено с целью осуществления услуг, предусмотренных Законом о погребении и похоронном деле и предоставления дополнительных услуг исключительно ИП ФИО6, и поэтому  приводит к ограничению конкуренции на рынке предоставления ритуальных yслуг.

10.09.2020 года председателем комиссии управления оглашена резолютивная часть решения. 15.09.2020 решение изготовлено в полном объеме.

Указанным решением в действиях МКУ «Благоустройство МО «Город Майкоп» выявлены нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части внесения дополнения в контракт от 18.03.2020№ 35-р, заключенного с ИП ФИО6, включающего перевозку умершего с места обнаружения до морга, не относящегося к гарантированному перечню услуг по погребению в соответствии с Законом о погребении и похоронном деле, что может повлечь ограничение конкуренции на рынке ритуальных услуг.

Кроме того, управлением выдано предписание от 15.09.2020 по делу № 001/01/15-351/2020, которым на  учреждение возложена обязанность  в срок до 24.09.2020 г. исключить из контрактов по выполнению работ по захоронению умерших не имеющих супругу,  близких родственников,  иных родственников либо законного представителя (безродных лиц) дополнения, включающего перевозку умершего с места обнаружения до морга.

Не согласившись вынесенными актами управления, учреждение   обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 утверждено Положение о Федеральной антимонопольной службе (далее - Положение), согласно которому к полномочиям Федеральной антимонопольной службы относятся рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В рамках рассмотренного дела и по результатам проведенного анализа антимонопольным органом было установлено, что рынок предоставления ритуальных услуг является конкурентным.

Пунктом 2 статьи 25 Закона о погребении и похоронном деле  предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно статье 29 указанного Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Согласно части 1 Постановления администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 09.01.2013 №2 муниципальное казенное учреждение «Благоустройство муниципального образования «Город Майкоп»» наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Майкоп».

Действующим законодательством установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (статья 9 Закона о погребении и похоронном деле ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле   супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:1) оформление документов, необходимых для погребения;2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Пунктом 2 статьи  9 Закона о погребении и похоронном деле предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Пунктом 3 статьи  9 Закона о погребении и похоронном деле установлено, что стоимость услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела возмещается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 10 Закона о погребении и похоронном деле в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение

Следовательно, Закон о погребении и похоронном деле предусматривает как безвозмездное оказание перечня услуг согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле, специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение): у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Кроме того, в соответствии с пунктами 1и 2статьи 12 Закона о погребении и похоронном деле, при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного делав течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Погребение умерших, личность которых неустановлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного делас согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

Согласно пункту 3статьи 12Закона о погребении и похоронном деле, услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного делапри погребении умерших, указанных в пунктах 1и 2настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; -облачение тела; -предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.

Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, при определении органом местного самоуправления специализированной службы по вопросам похоронного дела, предусмотрена обязанность специализированной службой по вопросам похоронного делапредоставления гарантированных Законом о погребении и похоронном деле, перечней услуг супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего.

В соответствии с объяснениями учреждения от 17.08.2020 №01-10/3363 оно самостоятельно не может осуществлять ритуальные услуги, т.к. отсутствуют ставки рабочих, осуществляющих захоронение, копку и обустройство могил, а также материальная база для изготовления гроба.

Материалами дела подтверждается, что за период с 01.01.2019 по 18.03.2020 учреждением и ИП ФИО6 со ссылкой на пункт 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», заключено пять контрактов в соответствии с которыми последней поручено выполнить работы по захоронению умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя (безродных лиц).

Информация о заключении контрактов с другими хозяйствующими субъектами представлена не была.

Таким образом, гарантированный перечень услуг по погребению в соответствии с частями 1, 2 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле МКУ «Благоустройство» на территории муниципального образования «Город Майкоп» не предоставляется.

При этом,  в заключенном МКУ «Благоустройство» с ИП ФИО6 контракте №35-р от 18.03.2020 по сравнению с ранее заключенными контрактами внесено дополнение, включающее услугу  "перевозка умершего с места обнаружения до морга". Услуга по перевозке умершего с места обнаружения до морга Законом о погребении и похоронном деле не предусмотрена.

В своем заявлении в антимонопольный орган  предприниматели ФИО1 и  ФИО2 указали, что с момента заключения учреждением с ИП ФИО6 контракта №35-р от 18.03.2020 с внесенным дополнением включающего перевозку умершего с места обнаружения до морга, объем предоставляемых ими услуг значительно снизился, поскольку весь перечень услуг установленный Законом о погребении и похоронном деле, а также дополнительные услуги предоставляются ИП ФИО6, либо Похоронной службой NIKA руководителем, которой также является ФИО6 Должностные лица министерства внутренних дел при установлении факта смерти ссылаясь на данное дополнение направляют родственников умерших к указанным хозяйствующим субъектам.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции является - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно устава МКУ «Благоустройство» создано в соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Учреждение является некоммерческой организацией.

В соответствии с пунктом 2.1.3 устава учреждение является специализированной; службой по вопросам похоронного дела муниципального образования «Город |Майкоп» и осуществляет функции и полномочия в данной сфере в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, требования статьи 15 Закона о защите конкуренции распространяются ина МКУ «Благоустройство» как организацию, осуществляющую функции администрации муниципального образования «Город Майкоп».

При таких обстоятельствах суд считает обоснованным вывод антимонопольного органа, что  действия учреждения по внесению дополнения в контракт №35-р от 18.03.2020, включающего перевозку умершего с места обнаружения до морга, не относящегося к гарантированному перечню услуг в соответствии с Законом о погребении и похоронном деле влекут за собой ограничение конкуренции на рынке ритуальных услуг.

Согласно пункту 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.

Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона, в частности в случаях установления органами публичной власти и иными указанными в данной норме лицами запретов (введения ограничений) в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Исходя из вышеизложенного, указание учреждением в договоре услуги "перевозка умершего с места обнаружения до морга" создает не предусмотренное законодательством РФ сужение круга участников рынка услуг по погребению до одной специализированной организации, что свидетельствует о нарушении принципа свободы экономической деятельности, создании препятствий в осуществлении деятельности хозяйствующим субъектам на товарном рынке и нарушении запрета, предусмотренного частью 1 статьи  15 Закона о защите конкуренции".

В связи с изложенным, решение и выданное на его основании предписание управления являются законными  и не подлежащими признанию недействительными.

Суд также  принимает во внимание, что предписание об устранении нарушений законодательства, выданное антимонопольной службой  на основании оспариваемого решения, фактически заявителем исполнено (соглашением от 15.09.2020  расторгнут  контракт от 18.03.20220 № 35-р), в связи с чем суд находит, что решением права и законные интересы заявителя не нарушаются, какой-либо дополнительной обязанности на заявителя оспариваем решением и предписанием  не накладывается.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствует закону (иному нормативному правовому акту) и не нарушает права (интересы) заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, в  удовлетворении  заявления учреждения о признании незаконными решения от 16.09.2020 и предписания от 15.09.2020 по делу № 001/01/15-351/2020 антимонопольной службы, следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

  в удовлетворении заявления муниципального казенного учреждения "Благоустройство муниципального образования "Город Майкоп"   (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республики Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными решения от 16.09.2020 и предписания от 15.09.2020 по делу № 001/01/15-351/2020, отказать.    

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

  Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                       С.И.Хутыз