ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А01-4226/20 от 16.03.2021 АС Республики Адыгея

Арбитражный суд Республики Адыгея

385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, дом 15, www.adyg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Майкоп

Дело № А01-4226/2020

19 марта  2021 года

       Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2021 года

       Полный текст решения изготовлен 19 марта 2021 года

Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Афашагова М.А.,  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шабан Б.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №А01-4226/2020 по заявлению Южного межрегионального территориального управления Росстандарта (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>, г. Ростов-на- Дону. пр. Соколова, 58/173) к Публичному акционерному обществу "ТНС энерго Кубань" (<...>),   о привлечении к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ, третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ПАО "Россети Кубань" ( <...>)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 (личность установлена по паспорту, копия доверенности № 48 от 18.12.2020 года в деле)

от заинтересованного лица: ФИО2 (личность установлена по паспорту, копия доверенности от 09.12.2020 года в деле),

от третьего лица - не явился, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

У С Т А Н О В И Л:

Южное межрегиональное территориальное управление Росстандарта (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Публичному акционерному обществу "ТНС энерго Кубань" (далее - ПАО "ТНС энерго Кубань", общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

  Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2020 заявление принято судом к производству, предварительное судебное заседание по делу назначено на 20.01.2021 года.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.01.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ПАО "Россети Кубань", предварительное судебное заседание по делу назначено на 24.02.2021 года.

 Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.02.2021 года дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции   на   16 марта 2021 года.                

 ПАО "Россети Кубань" в судебное заседание не явилось, надлежаще уведомлено, в предварительном судебном заседании 24.02.2021 года представитель третьего лица, полагался на усмотрение суда по заявленным требованиям.

Суд, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие  третьего лица,  уведомленного надлежащим   образом.

Представитель заявителя поддержала заявленные требования о привлечении общества к административной ответственности.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании, поддержал доводы отзыва в части пропуска срока для привлечения к административной ответственности.  

Изучив материалы дела, и выслушав представителя заинтересованного лица, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов, в отношении общества была проведена внеплановая выездная проверка, проведенной ЮМТУ Госстандарта в период с 08.07.2020 по 03.08.2020 в части соблюдения обязательных требований ГОСТ 32144-2013 и соблюдения требований Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (далее - Постановление №982), при поставке электрической энергии потребителям, проживающим в Республике Адыгея, Майкопский район, пос. Тульский.

По результатам проведенной проверки обществу выдано предписание от 03.08.2020 года.

Как следует из пункта 2 предписания от 03.08.2020 №2, ЮМТУ Госстандарта предписано в срок до 10.11.2020:

Устранить выявленные нарушения обязательных требований пункта 4.2.2 ГОСТ (т.е. обеспечить качество электрической энергии) и постановления Правительства РФ от 01.12.2009 №982 (т.е. провести сертификацию электрической энергии от ТП-262 «Тульская»).

В целях устранения выявленных нарушений Обществом была проведена следующая работа:

1)Направлено письмо-запрос в сетевую организацию 11 АО «Россети Кубань» о
незамедлительном предоставлении сертификата соответствия. Кроме того, Обществом
ироводись своевременные переговоры с представителями сетевой организацией в режиме
реального времени.

Результатом указанных действий явилось то, что сертификат соответствия от 30.07.2020 №РОСС RU.PM39.В.00005/20 (подтверждающий сертификацию подстанции ТП-262, фидер-Г-1 ПАР «Кубаньэнерго» Адыгейский ЭС Майкопский РЭС, П/С 35/1 ОкВ «Тульская») представлен в распоряжение ЮМТУ Госстандарта 12.08.2020.

2)Разработаны требования к сетевой организации ПАР «Росссти Кубань» об обязапии
обеспечить передачу электрической энергии надлежащего качества соответствующим ГОСТ в
отношении граждан-потребителей. результатом которых послужило направление
соответствующей претензии от 11.08.2020 №У 1
IIJO.08.07.458.

Результатом направления указанной претензии явилось то, что сетевой организацией ПАР «Россети Кубань» были проведены работы по реконструкции трансформаторной подстанции и устранены выявленные нарушения п. 4.2.2 ГРСТ 32144-2013, что подтверждается письмом от 14.09.2020 №РК/006/5065 и протоколами испытаний от 10.09.2020 №235-2020-1651 и №232-2020-1652.

Письмом от 22.10.2020 №УНПР.08.07.679 ЮМТУ Госстандарта было уведомлено об исполнении предписания в полном объеме с приложением подтверждающих документов.

В период с 13.11.2020г. по 04.12.2020 г. в отношении ПАО «ТНС энерго Кубань» на основании приказа от 30.10.2020г. ЮМТУ Росстандарта и решения прокуратуры Республики Адыгея от 02.11.2020г. о согласовании проверки, проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания 03.08.2020г. № 2 в отношении ПАО «ТНС энерго Кубань», установлено, что юридическим лицом не выполнено в установленный срок предписание должностного лица № 02 от 03.08.2020г., выданного ранее в установленном порядке.

Согласно выданного обществу предписания, последним днем срока его исполнения является 10.11.2020.

24.11.2020г. должностным лицом ЮМТУ Росстандарта составлен акт отбора образцов электрической энергии, в соответствии с которым отобраны образцы электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц, реализуемой (поставляемой, продаваемой) ПАО «ТНС Энерго Кубань» потребителям, гражданам, проживающим по ул. Подгорная, 21 А, ул. Подгорная, 9 в пос. Тульский Майкопского района республики Адыгея, по договорам энергоснабжения.

Испытания электрической энергии по показателям качества, установленным ГОСТ 32144­2013 проводились испытательной лабораторией ФБУ «Астраханский ЦСМ».

Согласно Заключению № 7 от 25.11.2020г. к протоколам испытаний № 13-20/21ПФ17, №14­20/2ШФ17 ИЛ ФБУ «Астраханский ЦСМ», электрическая энергия, реализуемая (поставляемая, продаваемая) ПАО «ТНС энерго Кубань» потребителям (гражданам, проживающим в п. Тульский Майкопского района Республики Адыгея) по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц не соответствуетобязательным требованиям п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «медленные изменения напряжения» по положительным отклонениям напряжения:

- в точке испытаний: ВЛ-0,4 кВ, опора у жилого дома, расположенного по адресу: <...>. 21 А, Л-3 от ТП-262, (ПАР «Кубаньэнерго» Адыгейские ЭС Майкопский РЭС). центр питания П/С 35/1 ОкВ «Тульская», 1 СШ;

фаза А: суммарное время выхода за допустимые значения составило 22 час. 51 мин. (14,29%) от общего времени измерения с 17.11.2020г. по 23.11.2020г. Полученное максимальное значение составило 249.59 В (+13,45%), при допустимом значении не более 242 В (+10%).

- в точке испытаний: ВЛ-0,4 кВ, опора 2/12 у жилого дома, расположенного по адресу: <...>, Л-3 от ТП - 262, (ПАР «Кубаньэнерго» Адыгейские ЭС Майкопский РЭС), центр питания П/С 35/1 ОкВ «Тульская», 1 СШ;

фаза А: суммарное время выхода за допустимые значения составило 10 минут (0,1%) от общего времени измерения с 17.11.2020г. по 23.11.2020г. Полученное максимальное значение составило 242.72 В (+10,33%), при допустимом значении не более 242 В (+10%),

соблюдение которых соответствует целям, предусмотренным п. 1 ст. 46 Федерального Закона «О техническом регулировании», а именно: защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

По результатам проверки административным органом в отношении ПАО «ТНС энерго Кубань» составлен Акт проверки от 04.12.2020 № 7/10-26/18 и Протокол об административном правонарушении от 04.12.2020г. № 06 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 15 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях, в присутствии законного представителя юридического лица по доверенности, а также выдано Предписание от 04.12.2020г. № 3 в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями.

Материалы дела направлены в Арбитражный суд Республики Адыгея для решения вопроса о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ.

Частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к продукции.

Субъектом указанного правонарушения определены изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), орган по сертификации или испытательная лаборатория (центр).

Объективной стороной данного правонарушения является неисполнение юридическим лицом в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом при проверке соблюдения требований технических регламентов (обязательных к исполнению требований государственных стандартов к продукции на всех стадиях ее жизненного цикла (производства, хранения, транспортировки, реализации и т.п.), и создающие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц.

Согласно выданного обществу предписания, последним днем срока его исполнения является 10.11.2020.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество обращалось в надзорный орган с требованиями о продлении срока исполнения предписания.

Общество не согласно с привлечением к административной ответственности, поскольку считает, что им были предприняты все меры, направленные на исполнение предписания.

Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Факт возбуждения административного дела выполняет предупредительную функцию, в связи с чем, охраняемым правоотношениям обеспечивается адекватная защита, что соответствует принципам и целям административного производства.

В силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 4.8 Кодекса сроки, предусмотренные Кодекса, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Согласно части 2 статьи 4.8 Кодекса срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.

Исходя из положений пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Согласно положениям части 1 статьи 4.5 КоАП РФ в их прямой взаимосвязи с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.03.2019 № 823-0, невыполнение предписания представляет собой административное нарушение против порядка управления, в связи с чем, к такому правонарушению подлежит применению двухмесячный (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - трехмесячный) срок давности привлечения к административной ответственности.

Привлечение к административной ответственности предполагается в этом случае именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.

Выявленный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 № 823-0 конституционно-правовой смысл части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

С учетом изложенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, срок давности привлечения к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса исчисляется по правилам, установленным статьей 4.5 Кодекса для правонарушений против порядка управления, т.е. по общему правилу составляет два месяца (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - три месяца).

Согласно выданного обществу предписания, последним днем срока его исполнения является 10.11.2020.

Вменяемое обществу правонарушение не является длящимсяв силу следующего. В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (далее - Пленум) срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В связи с тем, что предписание (ненормативно-правовой акт) содержит конкретную дату, к которой общество должно было устранить выявленное нарушение (а именно - 10.11.2020), указанное правонарушение не может быть квалифицированно, как длящееся (абзац 3 пункта 14 Пленума), в связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться именно с 10.11.2020.

Учитывая вышеизложенное, последним днем срока, в течении которого Общество могло быть привлечено к административной ответственности является 10.02.2020(т.е. спустя три месяца с момента истечения срока выполнения предписания).

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено: согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.

Последствия истечения срока давности прямо определены законом. Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Срок привлечения к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ составляет 3 месяца, является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Срок привлечения к административной ответственности общества истек 11.02.2021 года, что исключает возможность рассмотрения заявления ЮМТУ Росстандарта о привлечении Общества к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ по существу и влечет безусловное прекращение производства по делу в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ.

Ссылку заявителя на пункт 17 «Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 (далее - Обзор) суд не принимает поскольку: в пункте 17 Обзора рассматривался вопрос по статье 19.8 КоАП РФ (непредставление информации на запрос антимонопольного органа, выполненного в порядке, установленном Закона о защите конкуренции), а в рассматриваемом деле исследуется вопрос о неисполнении предписания вынесено в порядке Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ. В пункте 17 Обзора Верховный суд РФ подтвердил, что срок давности привлечения к административной ответственности по главе 19 составляет 2 месяца (3 месяца для суда), исключение составляет статья 19.8 КоАП РФ при направлении запроса УФАС в соответствии с Законом о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Взимание государственной пошлины по делам данной категории не предусмотрено.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

 в удовлетворении  заявления Южного межрегионального управления Росстандарта о привлечении ПАО "ТНС энерго Кубань" к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты его принятия, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, если это решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции. Жалоба подается через суд, вынесший решение.

Судья                                                                                                    М.А. Афашагов