АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Майкопдело №А01-4355/202018 мая 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 18 мая 2021 года.
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Афашагова М.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шабан Б.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» филиал ФГУП «Главный радиочастотный центр» в Южном и Северо – Кавказском федеральных округах (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Прокуратуре г. Майкопа, об оспаривании представления, третьи лица: ООО ЧОП «Нева – Юг», Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Росгвардии, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
При участии: от заявителя - ФИО1 по доверенности от 23.09.2020,
от прокуратуры – помощник прокурора Герасимов А.В. по доверенности от Прокурора Республики Адыгея,
от ФГУП «Охрана» Росгвардии - ФИО2 по доверенности от 21.09.2020.
Представители третьих лиц ООО ЧООО «Нева-Юг», Роскомнадзор в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, а также представили ходатайства о рассмотрении дела по существу в их отсутствие, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочастотный центр» обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным представления прокуратуры г. Майкопа от 03.09.2020 №1-30-2020 /ПРД-517 об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов и законодательства о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации.
В обоснование заявления ФГУП «Главный радиочастотный центр» указывает, что Прокуратурой г. Майкопа проведена проверка законодательства об охранной деятельности РФ. По результатам проведенной проверки вынесено представление № 1-30-2020/ПРД-517 от 03.09.2020г. об устранении нарушений федерального законодательства об антитеррористической защищенности объектов и законодательства о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации. Заявитель посчитал вынесенное представление незаконным и нарушающим его права и законные интересы, указав в заявлении, что ФГУП «ГРЧЦ» является самостоятельным юридически лицом, созданным для систематического извлечения прибыли, не является структурным подразделением, ни территориальным органом федерального органа исполнительной власти – Роскомнадзора, а также Росимущества.
В отзыве на заявление третье лицо ФГУП «Охрана» Росгвардии не соглашается с заявленными требованиями, считает представление прокуратуры г. Майкопа законным и обоснованным, считает, что заявитель в соответствии с действующим законодательством находится в ведении органа исполнительной власти, осуществляет свою деятельность на основе принципа взаимосвязи функций и полномочий радиочастотной службы и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Исходя из приведенных норм положений указанных в своем пояснении считает, что объекты, охраняемые по договору № 9591026 от 25.06.2019 г. не подлежат охране частными охранными предприятиями. Более того, полномочия ЧОП не соответствуют обязательным требованиям Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 г. № 1130.
Третье лицо ООО ЧОП «Нева-Юг» доводы заявителя поддерживает в полном объеме, в своем отзыве указывает, что в соответствии с договором № 9591026 от 25.06.2019 г. приняло на себя обязательства по оказанию охранных услуг заявителю. В виду того, что ФГУП «ГРЧЦ» не отнесено к органам исполнительной власти, делают вывод о том, что объекты ФГУП «ГРЧЦ» не относятся к объектам, указанным в п. 1 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587. Также в соответствии с п. 2 и п. 7 ст. 3 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1 « О частной детективной и охранной деятельности в РФ», имеет право обеспечивать внутриобъектовый и пропускной режим на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Третье лицо Роскомнадзор в письменных пояснениях указывает, что оспариваемое представление не содержит четкие указания на конкретные действия, которые необходимо совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения; содержащиеся в оспариваемом представлении императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц противоречит нормам Закона о Прокуратуре, Трудового Кодекса. И считает, что определяющим фактором отнесения объектов к объектам, подлежащим государственной охране, является факт использования таких объектов субъектами, подлежащими государственной охране, органами законодательной и исполнительной власти, иными органами государственной власти, иными государственными органами РФ в процессе осуществлениями своей деятельности, реализации государственных функций, а не право собственности на объекты недвижимости в гражданско-правовом смысле.
Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение сторон, суд полагает, что заявление не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Прокуратурой г. Майкопа по заявлению начальника Управления по ЮО ЦООС (филиал) ФГУП «Охрана» ФИО3 Белошапка проведена проверка соблюдения законодательства об охранной деятельности.
В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Согласно ст. 10 ФЗ № 59 государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
Согласно ст. 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Судом установлено, что проверка прокуратурой города проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».
В ходе проверки в деятельности филиала в г. Майкопе ФГУП «Главный радиочастотный центр» (далее – ФГУП «ГРЧЦ») прокуратурой города Майкопа выявлены нарушения закона, в целях устранения которых 03.09.2020 в адрес исполняющего обязанности ФГУП «ГРЧЦ» внесено представление.
В рамках проверки прокуратурой города Майкопа установлено что согласно уставу ФГУП «ГРЧЦ» имеет филиалы, в том числе по адресу: <...>.
ФГУП «ГРЧЦ» создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2000 № 1002 «О государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации» и распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 14.03.2001 № 627-р «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр».
Предприятие осуществляет деятельность на основании устава, утвержденного приказом Роскомнадзора 16.08.2017 (далее – Устав).
Согласно п. 1.4 Устава предприятие является специально уполномоченной службой по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств и находится в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Полномочия собственника имущества предприятия осуществляют Роскомнадзор и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с действующим законодательством.
Одним из филиалов ФГУП «ГРЧЦ» является филиал, расположенный по адресу: <...>.
В силу п. 3.1 Устава предприятия, имущество, закрепленное за ФГУП «ГРЧЦ», принадлежит Российской Федерации.
Как установлено ч. 2.1 Устава, предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности, связанной с осуществлением организационных и технических мер по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотный каналов, радиоэлектронных средств и(или) высокочастотных устройств гражданского назначения на территории Российской Федерации, а также на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, экспертизы и мониторинга соблюдения законодательства в установленной сфере деятельности Роскомнадзора, содействия в выявлении нарушений в сфере использования радиочастотного спектра, оказания услуг связи, использования средств массовой коммуникации и распространения информации.
Согласно п. 2.2 предприятие осуществляет деятельность по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов, РЭУ С и ВЧУ (п. 2.2.1 Устава), проверку соответствия судовых радиостанций, установленных на морских судах, судах смешанного плавания, судах внутреннего плавания, требованиям международных договоров Российской Федерации и законодательства (п. 2.2.7 Устава), выполнению работ по образованию позывных сигналов опознавания (п. 2.2.8 Устава), осуществлению записи сигналов излучений РЭС и ВЧУ (п. 2.2.11 Устава), созданию и функционированию единой автоматизированной системы сбора, обработки, учета и хранения данных о присвоениях (назначениях) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС и позывных сигналов опознавания, а также информационных систем, содержащих данные о технических характеристиках присвоений (назначений) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС Российской Федерации и иностранных государств, используемых различными радиослужбами, об условиях их координации в Международном союзе электросвязи (далее – МСЭ), включая переписку с администрациями связи иностранных государств, МСЭ и межправительственными спутниковыми организациями, протоколов переговоров делегаций администрации связи Российской Федерации с делегациями администраций связи иностранных государств или межправительственными спутниковыми организациями по координации присвоений (назначений) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС, используемых различными радиослужбами, и иных информационных систем и баз данных, необходимых для реализации функций предприятия (п. 2.2.14 Устава), организации и участию в проведении научно-технических исследований и экспериментальных работах в области использования радиочастотного спектра (п. 2.2.18 Устава), разработке, созданию, производству, поддержке, эксплуатации, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (п. 2.2.80 Устава), проведением работ, связанных с использованием сведений, ссотавляющих государственную тайну и обеспечению защиты государственной тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.2.84 Устава), осуществлению в порядке, установленном Роскомнадзором, организационных и технических мер, необходимых для реализации Роскомнадзором полномочий по проведению мониторинга в целях выявления угроз устойчивости и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования (п. 2.2.88 Устава), иные указанные в Уставе виды деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Как установлено п. 3.1 Устава предприятия, имущество, закрепленное за ФГУП «ГРЧЦ», принадлежит Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.12.2008 № 1715 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Положением о Роскомнадзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2006 № 228, предусмотрено, что Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в числе прочего, функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Положением о радиочастотной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 № 343, установлено, что ФГУП «ГРЧЦ» - специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций представляет собой единую систему организаций, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения надлежащего использования радиочастот и радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и(или) высокочастотных устройств гражданского назначения.
Учитывая изложенное, деятельность ФГУП «ГРЧЦ» имеет важное значение для обеспечения нормальной жизнедеятельности всех социально значимых и инфраструктурных объектов на территории Российской Федерации.
В силу ст. 7 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства.
Федеральным законом от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в ст. 11 предусмотрено, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, прокурором в представлении обращено внимание на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 21.12.2011 № 1863-О-О, согласно которой закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации(ч. 3 ст. 11). Во исполнение данного законоположения Правительством Российской Федерации постановлением от 14.08.1992 № 587 утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране.
Установление в п. 1 указанного Перечня в качестве объектов, подлежащих государственной охране, зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса.
ФГУП «ГРЧЦ» включено в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 (п. 518).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 № 1130 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций (далее – Требования).
В соответствии с п. 2 Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельные здания, строения и сооружения, линии связи, правообладателем которых являются органы (организации).
Согласно п. 19 Требований система антитеррористической защищенности объектов (территорий) должна обеспечивать возможность:
а) проверки у лиц, находящихся на объектах (территориях), документов, удостоверяющих их личность, а также документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества;
б) проведения осмотра и досмотра транспортных средств при их въезде (выезде);
в) задержания и доставления в служебное помещение охраны организации, находящейся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения;
г) применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
д) беспрепятственного входа в помещения объектов (территорий) и осмотра их при преследовании лиц, незаконно проникших на объекты (территории), а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
е) оперативной ликвидации последствий террористических актов.
Частные охранные организации осуществляют деятельность на основании Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», полномочиями, необходимыми для обеспечения антитеррористической защищенности объектов в сфере связи не наделены.
В силу ст. 12.1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:
1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов;
2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);
3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;
4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.
Из указанного следует, что сотрудники частных охранных организаций не вправе осуществлять принудительный досмотр транспортных средств, проверку на объектах, территориях (а не при входе на объект), подлежащих охране, документов, удостоверяющих личность, самостоятельного доставления в служебное помещение ведомственной охраны или органа внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, беспрепятственный вход в помещения объектов (территорий) и их осмотр при преследовании лиц, незаконно проникших на объекты (территории), а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Кроме того, Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» относит осуществление охранных услуг на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, к отдельному виду лицензируемой охранной деятельности.
Таким образом, деятельность частных охранных организаций на объектах, в отношении которых установлены требования по антитеррористической защищенности, возможна только в случае, если такой вид деятельности прямо указан в лицензии, выданной частной охранной организации, а на объектах требования к антитеррористической защищенности которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 № 1130, невозможна вообще (решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2015 № А60-354/2015).
Учитывая изложенное, охрана объектов ответчика частной охранной организацией свидетельствует о нарушении антитеррористической защищенности объекта.
ООО ЧОП «Нева-Юг» имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Одним из видов разрешенной лицензией деятельности является охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Между ответчиком и ООО ЧОП «Нева-Юг» заключен договор на оказание услуг охраны объекта, расположенного по адресу: <...>.
Предметом договора является оказание услуг по охране лично (своими силами и средствами) на основании лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
По условиям договора в состав услуг входит:
-охрана объекта и имущества заказчика и третьих лиц, находящегося на объекте, согласно техническому заданию;
-обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте;
-предупреждение и пресечение противоправных действий (правонарушений и преступлений) на объекте, направленных на нарушение внутриобъектового режима, общественного порядка и общественной безопасности;
-задержание и доставление в органы внутренних дел, другие правоохранительные органы и специальные службы лиц, нарушающих общественный порядок и общественную безопасность на объекте, лиц, несанкционированно (в нарушение пропускного и внутриобъектового режимов) находящихся на объекте, лиц, подозреваемых в совершении правонарушений (преступлений) на объекте;
-приезд группы быстрого реагирования исполнителя в течение срока, указанного в техническом задании, при срабатывании тревожной сигнализации;
-оказание содействия компетентным органам в решении возложенных на них задач в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
-консультирование заказчика по вопросам охраны объекта.
При этом принудительный досмотр транспортных средств, проверка на объектах, территориях (а не при входе на объект), подлежащих охране, документов, удостоверяющих личность, самостоятельное доставления в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, беспрепятственный вход в помещения объектов (территорий) и их осмотр при преследовании лиц, незаконно проникших на объекты (территории), а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений,оперативная ликвидация последствий террористических актов, предусмотренные указанными выше Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), не могут выполняться частной охранной организацией и в предмет данного договора не должны входить.
Согласно договору под объектом понимаются здания, строения, сооружения, помещения, прилегающие к ним территории и иное имущество в соответствии с техническим заданием.
Нежилое помещение по адресу: <...>, закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, охрана объектов предприятия радиочастотной связи, подведомственного Роскомнадзору, частной охранной организацией противоречит требования законодательства, а также требованиям безопасности, не соответствует полномочиям частной охранной организации, не обеспечивает требования антитеррористической защищенности объектов.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 168 ГК РФ или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как установлено ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, заключенный между предприятием и ООО ЧОП «Нева-Юг» договор на оказание услуг охраны не соответствует закону, в связи с чем, с учетом положений ч. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным.
Прокурором в своем представлении указано, что с учетом изложенного договор с частной охранной организацией на оказание услуг по охране вышеуказанного объекта подлежит расторжению.
Выводы прокуратуры о нарушении заявителем законодательства об антитеррористической защищенности объектов и законодательства о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации по заключению с частной охранной организацией договора в части оказания услуг централизованной охраны в отношении объекта, расположенного по адресу: <...>, суд находит обоснованным.
Арбитражный суд установил, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 № 57- ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 утвержден Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее – Перечень).
В соответствии с пунктом 1 данного Перечня к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется, отнесены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 1863- О-О указано, что установление в пункте 1 указанного Перечня в качестве объектов, подлежащих государственной охране, зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса.
Заявитель осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Положением о радиочастотной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 № 434, а также Уставом ФГУП «ГРЧЦ».
Доводы общества и третьего лица о том, что спорные объекты, принадлежащие ФГУП «ГРЧЦ», не относятся к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется, отклоняются арбитражным судом в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2000 № 1002 в целях повышения эффективности государственного регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств гражданского применения юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности и физическими лицами, а также обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств), используемых на территории Российской Федерации, была образована государственная радиочастотная служба при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о радиочастотной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 № 434 (далее – Положение о радиочастотной службе), радиочастотная служба – это специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - радиочастотная служба) представляет собой единую систему организаций, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор), осуществляющих деятельность в области обеспечения надлежащего использования радиочастот и радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения (далее соответственно - радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства), экспертизы и мониторинга соблюдения законодательства в установленной сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также участвующих в предоставлении государственных услуг.
В силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 03.12.2008 № 1715 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Роскомнадзор находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 (далее – Положение о Роскомнадзоре), Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Роскомнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.
В силу пункта 5.9 данного Положения Роскомнадзор осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти, в том числе имущества, переданного организациям, подведомственным Службе (включая предприятия радиочастотной службы).
При этом согласно пункту 1 Перечня федеральных государственных унитарных предприятий, передаваемых в ведение федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Главный радиочастотный центр является подведомственной Роскомнадзору организацией.
В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 14.03.2001 № 627-р было создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочастотный центр».
Согласно Уставу ФГУП «ГРЧЦ», утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 16.08.2017 № 162 (далее – Устав) предприятие является специально уполномоченной службой по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств и находится в ведении Роскомнадзора (пункт 1.4 Устава).
Из данного Устава следует, что имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения (пункт 3.1 Устава).
В пункте 1.4 Устава ФГУП «ГРЧЦ» закреплено, что полномочия собственников имущества предприятия осуществляет Роскомнадзор и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации, что также подтверждено сведениями из ЕГРЮЛ.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Также согласно пункту 2.1 Устава предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности, связанной с осуществлением организационных и технических мер по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения на территории Российской Федерации (далее - РЭС и ВЧУ), а также на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, экспертизы и мониторинга соблюдения законодательства в установленной сфере деятельности Роскомнадзора, содействия в выявлении нарушений в сфере использования радиочастотного спектра, оказания услуг связи, использования средств массовых коммуникаций и распространения информации, участия в предоставлении государственных услуг и получения прибыли.
Для достижения целей указанных в названном пункте Устава предприятие осуществляет в том числе следующие виды деятельности (пункт 2.2 Устава):
- обеспечивает надлежащее использование радиочастот или радиочастотных каналов, РЭС и ВЧУ;
- создает и обеспечивает функционирование единой автоматизированной системы сбора, обработки, учета и хранения данных о присвоениях (назначениях) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС и позывных сигналов опознавания, а также информационных систем, содержащих данные о технических характеристиках присвоений (назначений) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС Российской Федерации и иностранных государств, используемых различными радиослужбами, об условиях их координации, сведениях об их регистрации в Международном союзе электросвязи (далее - МСЭ), включая переписку с администрациями связи иностранных государств, МСЭ и межправительственными спутниковыми организациями, протоколов переговоров делегаций администрации связи Российской Федерации с делегациями администраций связи иностранных государств или межправительственными спутниковыми организациями по координации присвоений (назначений) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС, используемых различными радиослужбами, и иных информационных систем и баз данных, необходимых для реализации функций Предприятия; - участвует в установленном порядке в проведении Роскомнадзором мероприятий по выявлению нарушений в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- вносит в Роскомнадзор предложения по вопросам использования радиочастотного спектра, РЭС и ВЧУ с учетом обеспечения их электромагнитной совместимости и развития технологий 10 в области электросвязи, а также по вопросам проведения мониторинга информационного пространства;
- участвует в порядке, установленном Роскомнадзором, в осуществлении полномочий Роскомнадзора, в том числе посредством проведения работ: по оценке соблюдения операторами связи лицензионных условий и требований в области оказания услуг связи; по оценке выполнения операторами связи требований к защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации; по оценке выполнения операторами связи требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий; по оценке соблюдения операторами связи законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; по оценке соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию; по оценке соблюдения лицензиатами лицензионных условий и требований в области телевизионного вещания и радиовещания;
- осуществляет мониторинг средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационно-телекоммуникационных сетей и информационного пространства в части соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере связи, информационных технологий, массовых коммуникаций, а также законодательства о персональных данных; - участвует в качестве экспертной организаций в мероприятиях по контролю в установленной сфере деятельности Роскомнадзора;
- участвует в предоставлении Роскомнадзором государственных услуг и осуществлении государственных функций.
Вышеизложенное подтверждает то, что ФГУП «ГРЧЦ» обеспечивает осуществление ряда функций Роскомнадзора, находится в его ведении, Роскомнадзор осуществляет полномочия собственника имущества заявителя и входит в структуру федеральных органов исполнительной власти. В связи с чем, его объекты входят в Перечень объектов, подлежащих государственной охране.
Сети связи и сооружения связи ФГУП «ГРЧЦ» в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» находятся под защитой государства.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам – координаторам, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Исходя из пункта 3.1 устава, имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
Исходя из положений пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» следует, что федеральные органы исполнительной власти при осуществлении своей деятельности наделены полномочиями по использованию имущества унитарных предприятий, так как в силу закона федеральные органы исполнительной власти осуществляют права собственника в отношении имущества федерального государственного унитарного предприятия. То есть, от имени Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия (ФГУП «ГРЧЦ» – коммерческая организация, не наделённая правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником на праве хозяйственного ведения) осуществляют органы государственной власти Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (Роскомнадзор).
Тот факт, что объект охраны принадлежит на праве собственности Российской Федерации и закреплен за ФГУП «ГРЧЦ» на праве хозяйственного ведения, не имеет правового значения в рассматриваемом случае, поскольку указанное обстоятельство не распространяет частную охранную деятельность на объекты, в которых размещены федеральные органы исполнительной власти, не влечет изменения режима охраны, предусмотренного для объектов, используемых указанными органами.
Статьей 1 Закона РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 2487-1) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Частью 3 статьи 3 Закона № 2487-1 закреплены виды услуг, разрешаемых предоставлять в целях охраны, к которым отнесены и услуги по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 указанной части, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части, охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона. При этом в силу ч. 3 ст. 11 Закона №2487-1 частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» а именно перечень объектов, подлежащих государственной охране, в число которых входят здания, помещения; строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 № 1863- О-О установление в п. 1 указанного Перечня в качестве объектов, подлежащих государственной охране, зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса. Кроме того, суд принимает во внимание, что ФГУП «ГРЧЦ» включено в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009.
Также Постановлением Правительства Российской Федераций от 30.10.2014 №1130 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов территорий), находящихся в том числе в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также подведомственных им организаций (далее-Требования). Названные Требования распространяются на ФГУП «ГРЧЦ». Согласно п. 19 Требований система антитеррористической защищенности объектов (территорий) должна обеспечивать возможность проверки у лиц находящихся на объектах (территориях), документов, удостоверяющих их личность, проведения досмотра транспортных средств при их въезде (выезде), задержания и доставления в служебное помещение охраны организации, находящейся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, или орган внутренних дел, лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, беспрепятственного входа в помещения объектов (территорий) и осмотра их при преследований лиц, незаконно проникших на объекты (территории), а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, оперативной ликвидаций последствий террористических актов.
Частные охранные организации осуществляют деятельность на основании Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», всеми предусмотренными полномочиями, необходимыми для обеспечения антитеррористической защищенности объектов в сфере связи, не наделены. А условиями договора № 9591026 от 25.06.2019 г. предусмотрено соответствие исполнителя требованиям Постановления Правительства Российской Федераций от 30.10.2014 №1130.
Доводы заявителя о том, что «ФГУП «ГРЧЦ» является коммерческим предприятием, объекты, переданные под охрану ЧОП не находятся в ведении Роскомнадзора и не используются им при осуществлении деятельности, не являются местом нахождения государственного органа, не служат для осуществления властных функций и полномочий, в связи с чем может охраняться частными охранными организациями, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Исходя из вышеизложенного объекты заявителя не могут охраняться силами частной охранной организации в силу прямого указания Закона, поскольку ФГУП «ГРЧЦ» является подведомственной Роскомнадзору организацией, входящей в структуру органа исполнительной власти.
Довод заявителя о том, что понятие государственная охрана применяется только в рамках Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О государственной охране" не принимается судом, так как понятие государственная охрана это функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно – розыскных и иных мер. Государственная охрана осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, ФЗ «О государственной охране», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, в том числе и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».
Соблюдение заявителем процедуры проведения закупки в ходе проведения прокуратурой проверки не исследовалось, правового значения в настоящем случае не имеют.
При таких обстоятельствах суд находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства, доводы заявителя о том, что федеральные государственные унитарные предприятия не указаны в перечне объектов, подлежащих государственной охране, и объекты, расположенные по адресам, указанные в приложении к договору от 25.06.2019 № 9591026, не являются местом нахождения государственного органа, в связи с чем не относится к объектам, подлежащим государственной охране.
Аналогичная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой: решением Судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 02 июля 2015 года № 33-9915\2015, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 по делу № А72- 17044/2016, постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А55- 34255/2020, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.01.2021 по делу № А24-3928/2020, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 по делу № А71-14957/2020, постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу № А39-12046/2020, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по делу № А34-3129/2020, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 г. по делу № А72-15708/2020, постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2021 года по делу № А39-12046/2020, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 г. по делу № А55-34255/2020, решение арбитражного суда Московской области от 20.01.2021 г. по делу № А41-78185/2020, решение арбитражного суда Курганской области от 16.09.2020 г. по делу № А34-3844/2020.
Проанализировав материалы дела, суд полагает, что оспариваемое представление соответствует закону, не нарушает законных прав заявителя.
Иные доводы общества о незаконности представления также не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного заседания.
При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению. Судебные расходы по оплате государственной пошлины суд относит на заявителя в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, если это решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции. Жалоба подается через суд, вынесший решение.
Судья Афашагов М.А.