ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А01-475/19 от 15.04.2019 АС Республики Адыгея

Арбитражный суд Республики Адыгея

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Майкоп

Дело №А01-475/2019

29 апреля 2019 года

Резолютивная часть решения вынесена 15 апреля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2019 года.

Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Дивина И.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства материалы дела №А01-475/2019по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в
г. Майкопе Республики Адыгея (ИНН 0105033807, ОГРН 1020100710706, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Пионерская, 414) к товариществу собственников жилья "Лада" (ИНН 0105072588, ОГРН 1140105001772, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Крестьянская, 341) о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, выразившееся в непредоставлении в установленный срок полных сведений за отчетный период ноябрь 2016 года в размере 1 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

14.02.2019 г.государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республике Адыгея (далее – пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к товариществу собственников жилья "Лада" (далее – товарищество) о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, выразившееся в непредоставлении в установленный срок полных сведений за отчетный период ноябрь 2016 года в размере 1 000 рублей.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.02.2019 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со
статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заявителю предложено в срок до 15.03.2019 г. представить доказательства направления страхователю в порядке, предусмотренном абзацем 5 статьи 17 Федерального закона №27- ФЗ, уведомления об устранении имеющихся расхождений при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации; доказательства, на которые ссылается истец как на основание своих требований.

18.03.2019 г. от Управления во исполнение указанного определения поступили дополнительные документы: копия реестра обзвона страхователей, сведения об отмене и дополнении ранее предоставленной формы СЗВМ.

15.04.2019 г. Арбитражным судом Республики Адыгея вынесена резолютивная часть решения об отказе в удовлетворении заявления государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республике Адыгея
о взыскании с товарищества собственников жилья "Лада" финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, выразившееся в непредоставлении в установленный срок полных сведений за отчетный период ноябрь 2016 года в размере 1 000 рублей.

22.04.2019 г. через канцелярию суда от пенсионного фонда поступило заявление о составлении мотивированного решения по настоящему делу.

Суд, рассмотрев указанное заявление, считает необходимым изготовить решение по настоящему делу в полном объеме.

Как следует из материалов дела, товарищество собственников жилья "Лада" в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) и абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя по своевременному представлению органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, определенных названным Федеральным законом.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем (в редакции, действующей на дату предоставления отчетности), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Из материалов дела следует, что в установленный законом срок, 08.12.2016 г. товариществу собственников жилья "Лада" в пенсионный фонд была представлена исходная форма СЗВ-М за ноябрь 2016 г. на четыре застрахованных лица. 12.12.2017 страхователем одновременно в части отменены и дополнены ранее представленные сведения за ноябрь 2016 года.

Впоследствии, 29.05.2018 г. страхователь направил дополняющую форму СЗВ-М за указанный отчетный период на два застрахованных лица – Бестемьянову Наталью Евгеньевну, Пущук Екатерину Степановну, сведения, по которым имелись в первоначально представленной форме.

В связи с выявлением недостоверных сведений в персонифицированном учете, заявителем в отношении товарищества проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон №27- ФЗ).

По результатам камеральной проверки дополнительно представленных товариществом сведений по форме СЗВ-М (с типом формы «дополняющая») о застрахованных лицах за ноябрь 2016 г. в отношении двух застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях по форме СЗВ-М за указанный период (с типом формы «исходная»), пенсионный фонд составил акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 05.06.2018 № 001S18180001371.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения фондом решения от 04.07.2018 № 001S19180001450 о привлечении товарищества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере
1 000 рублей.

В целях добровольной уплаты штрафа должнику выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.07.2018 № 001S01180004495 со сроком исполнения до 14.08.2018.

Неисполнение товариществом названного требования послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.

Как указывалось выше, товарищество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем (в редакции, действующей на дату предоставления отчетности), представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Вместе с тем, в соответствии с положениями Закона № 27-ФЗ и Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.

Согласно пункту 37 Инструкции, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

При этом пунктом 39 Инструкции установлено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

При подаче заявления о взыскании с товарищества финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Управлением не было представлено доказательств уведомления страхователя о выявленных несоответствиях в представленной отчетности за ноябрь 2016 г. и невыполнения товариществом требований пенсионного фонда об устранении имеющихся несоответствий в пределах установленного законом пятидневного срока.

Представленный реестр обзвона страхователей не может быть принято в качестве допустимого доказательства, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к уведомлению страхователей, установленным частью 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, согласно которой уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий лично вручается страхователю под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Статьей 68 АПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Таким образом, реестр обзвона страхователей не может быть признан надлежащим уведомлением страхователей, ввиду того, что он является односторонним документом, не позволяющим достоверно установить уведомление страхователя о выявленной ошибке в сведениях персонифицированного учета (за указанный отчетный период, поданных по форме СЗВ-М) и предложение по представлению уточненных данных.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

В материалы дела пенсионным фондом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств того, что фонд изначально выявил в представленных страхователем сведениях ошибку и (или) несоответствие между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации. Также фондом не представлено доказательств составления и направления (вручения) заинтересованному лицу уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что товарищество самостоятельно выявило ошибку, исправив ее представлением дополняющей формы за ноябрь 2016 г. – 29.05.2018г. В свою очередь пенсионный фонд представление недостоверных сведений в отношении сотрудников товарищества констатировал только 05.06.2018г., то есть после самостоятельного устранения ошибки товариществом.

В пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 за 2018 г. разъяснено, что пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом и представил в пенсионный фонд исправленные сведения за этот период.

Учитывая вышеизложенное, товарищество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения требований пенсионного фонда о взыскании с товарищества финансовых санкций, предусмотренных частью 3
статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются со стороны, виновной в возникновении спора.

Заявитель в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска.

Следовательно, в силу приведенных норм основания для взыскания с заявителя в доход федерального бюджета государственной пошлины отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республике Адыгея
(ИНН 0105033807, ОГРН 1020100710706, 385020, Республика Адыгея, г. Майкоп,
ул. Пионерская, 414) о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (представление недостоверных сведений за отчетный период ноябрь 2016 года в размере 1 000 рублей с товарищества собственников жилья "Лада" (ИНН 0105072588, ОГРН 1140105001772, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Крестьянская, 341) отказать.

Суд разъясняет сторонам, что по заявлению лица, участвующего в деле, может быть составлено мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в течение пяти дней со дня размещения данной резолютивной части на официальном сайте арбитражного суда в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме. Жалоба подается через суд, вынесший решение.

Судья И.М.Дивин