Арбитражный суд Республики Адыгея
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Майкоп Дело № А01- 916/2016 12 октября 2016 года
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Шебзухова З.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акимовой Ю.Э., рассмотрев в судебном заседании дело № А01-916/2016 по заявлению открытого акционерного общества «Автономная теплоэнергетическая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда РА (ИНН <***>, ОГРН <***>), третье лицо - Товарищество собственников недвижимости «Пролетарская, 445» (<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене предписания № 1-1 об устранении нарушений жилищного законодательства от 29.02.2016 г., при участии в заседании до перерыва:
от заявителя – ФИО1 (доверенность в деле),
от заинтересованного лица – ФИО2 (доверенность в деле),
от третьего лица – ФИО3 (доверенность в деле),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Автономная теплоэнергетическая компания» (далее – заявитель, общество, ОАО «АТЭК») обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея Государственная жилищная инспекция Республики Адыгея (далее – Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания № 1-1 «Об устранении нарушений жилищного законодательства» от 29.02.2016 г. и признании незаконным и отмене предписания № 5-1 «Об устранении нарушений жилищного законодательства» от 29.04.2016 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По состоянию на 12.10.2016 ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» переименовано в АО «Автономная теплоэнергетическая компания», что следует из выписки Единого государственного реестра юридических лиц.
Заявление мотивируется следующим.
Указанными предписаниями Управлением на заявителя незаконно возложена обязанность о снятии с ТСН «Пролетарская, 445» начисленной платы за коммунальную услугу по отоплению за 2015 год/в размере 430 598 рублей 65 копеек.
Требования заинтересованного лица о перерасчете размера платы за отопление за 2015 год ТСН «Пролетарская, 445» в размере 430 598 рублей 65 копеек не соответствуют порядку начисления размера платы за отопление, установленному статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (п. 19,21), статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также противоречат разъяснениям Министерства регионального развития РФ, изложенным в письме Минстроя России от 12.11.2014 N 25263-ОД/04 и нарушают права и законные интересы заявителя, который выполнив требования заинтересованного лица, фактически лишится оплаты за фактический объем поставленной/потребленной ТСН «Пролетарская, 445» тепловой энергии за 2015 год, чем заявителю будут причинен ущерб в размере 430 598 рублей 65 копеек.
Управление в удовлетворении заявления общества просит отказать, полагает, что оспариваемые предписания были приняты в пределах компетенции Управления и в соответствии с законом.
В частности указывает на то, что в нарушение подпункта «б» пункта 23 Правил № 307, формулы 8 Правил № 307 общество произвело ТСН «Пролетарская, 445» корректировку платы за отопление за 2015 год (счет № МТ 00000000677 от 31.12.2015г.). Данным корректирующим счетом предусмотрено проведение корректировки (доначисление) платы за отопление за 2015 год за объем тепловой энергии в количестве 209,233 Гкал, рассчитанный как разница между нормативом потребления тепловой энергии (40,207 Гкал/мес.) и используемым в 2015 году в расчетах среднемесячным объемом потребления тепловой энергии за 2014 год (24,693 Гкал/мес.)
Таким образом, заявитель произвел начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за 2015 год по нормативу потребления этой коммунальной услуги в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к Порядку № 307, несмотря на отсутствие в Правилах № 307 возможности проведения такой корректировки.
Третье лицо, Товарищество собственников недвижимости «Пролетарская 445» (далее – товарищество) поддерживает позицию заинтересованного лица.
В судебном заседании открытом 07.10.2016 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 12.10.2016 до 12 часов 00 минут.
После объявленного перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии от заявителя - ФИО1, в отсутствие остальных лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала ранее заявленные требования.
Изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать, исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что заявитель является теплоснабжающей организацией, осуществляющей с 01.02.2011 года поставку тепловой энергии потребителям муниципального образования «Город Майкоп», присоединенным к централизованным сетям теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В период с 24 февраля 2016г. по 27 февраля 2016 года на основании распоряжения (приказа) Управления от 12.02.2016 N 42 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества, с целью обеспечения соблюдения обязательных требований жилищного законодательства при начислении гражданам, проживающим в многоквартирном доме ТСН «Пролетарская, 445» по адресу: г. Майкоп, ул. Пролетарская, 445, корректировки платы за отопление за 2015 год.
Итоги проверки отражены в акте проверки от 29.02.2016 г. № 42.
По итогам проведенной проверки заинтересованным лицом выдано предписание, которым ему указано в срок до 01.04.2016 года произвести ТСН «Пролетарская, 445» перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2015 год, то есть снять неправомерно начисленную (по счету № МТ 00000000677 от 31.12.2015г.) сумму корректировки за отопление в размере 430 598 рублей 65 копеек.
После подачи обществом в Арбитражный суд Республики Адыгея заявления о признании незаконным и отмене предписания № 1-1 от 29 февраля 2016г., Управлением проведена проверка исполнения требований, установленных в предписании № 1-1 об устранении нарушений жилищного законодательства от 29 февраля 2016г., в результате чего, выдано предписание об устранении нарушений жилищного законодательства № 5-1 от 20.04.2016г., которым заявителю предписывается произвести ТСН «Пролетарская 445» перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2015 год, то есть снять излишне начисленную сумму платы за отопление (по неправомерно исправленным ежемесячным счетам на оплату за 2015 год) в размере 430 598 рублей 65 копеек.
Указанное предписание заинтересованного лица № 5-1 от 20 апреля 2016г. содержит
требования, аналогичные изложенным заинтересованным лицом в оспариваемом
предписании № 1-1 от 29 февраля 2016 года.
По мнению общества при проведении проверочных мероприятий, в нарушение требований действующего законодательства, заинтересованным лицом применен порядок начисления размера платы за отопление, установленный пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства РФ от 23.06.2011г. № 307 (далее Правила № 307), тогда как действующими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам № 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета установлен порядок расчетов, предусмотренный подпунктом «в» пункта 21 Правил № 307.
Кроме того, заинтересованным лицом, при проведении проверочных мероприятий не верно определены сведения о совокупном объеме потребленной тепловой энергии в жилом доме ТСН «Пролетарская, 445» по общедомовому прибору учета за 2014 год (поскольку у общества и ТСН отсутствуют сведения о показаниях общедомового прибора учета за полный истекший 2014 год, так как общедомовой прибор учета был исправен в период с 01.01.2014 по 15.05.2014г.) и как следствие, не применен порядок расчета размера платы за отопление при отсутствии сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, установленный подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (формула № 1 Правил № 307), что повлекло ошибку при определении объема потребленной тепловой энергии поставленной по ул. Пролетарская, д.445 (ТСН «Пролетарская, 445») в 2015 году и необоснованному требованию о снятии доначисленной платы за отопление за 2015 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает учет фактического
потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов
учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных в установленном порядке
нормативов потребления.
В части расчета платы за отопление, постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных, домах и жилых домов" органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера I платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14 сентября 2012г. № 194 «О применении порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению» установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (с последующими изменениями), с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Согласно подпункта «б» пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, согласно которому размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
Po.i=Si х Vi х TT, (7)
где:
Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
Vi - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1:
Po.i=Si х Ni х TT, (1)
где:
Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
Ni - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Поставка тепловой энергии до ввода в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, находящийся в управлении ТСН «Пролетарская, 445» (ТСН «М.Горького, 196») осуществляется по договору снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению (категория-население, юридическое лицо (многоквартирные дома в управлении ТСЖ,ЖСК) № 1112 от 14.03.2014г.
Многоквартирный жилой дом по ул. Пролетарская, 445 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию в 2013г.
С 15.05.2014г. общедомовой узел учета ТСН «Пролетарская, 445» выведен из строя (снят на гос.поверку) и введен в эксплуатацию (принят к коммерческому расчету) с 01.01.2015г. Повторно выведен из строя с 15.01.2015г (акт от 22.01.2015г.). То есть, у ресурсоснабжающей организации и ТСН «Пролетарская, 445» отсутствуют сведения о совокупном объеме тепловой энергии на отопление по показаниям ОПУ за истекший 2014 год.
Начисление платы за потреблённую тепловую энергию ТСН «Пролетарская, 445» в 2015 году было произведено: с 01.01.2015г. по 14.01.2015г. - по показаниям прибора учета 32,729 Гкал.; с 15.01.2015г по : 25.01.2015г. - по среднесуточным показаниям прибора учета 18,530 Гкал.; с 26.01.2015г по 31.12.2015г. - по среднесуточным показаниям прибора учета. Соответственно, в период с 26.01.2015г. по 31.12.2015г. филиалом ТСН «Пролетарская,445» выдавались платежные документы: товарные накладные и счета-фактуры с указанием объема фактически потребленной тепловой энергии на отопление, рассчитанной по утвержденному нормативу потребления на отопление, а также счета на оплату из расчета объема потребленной тепловой энергии на отопление, расчет которого был выполнен расчетным путем по среднесуточным показаниям прибора учета.
Объем тепловой энергии, рассчитанный исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за предыдущий год (из расчета 1/12), на отопление МКД, расположенногоj в <...> составил:
за 1-е полугодие 2015г. 148,158 Гкал * 1998,47руб. = 296 089,32 руб.
за 2-е полугодие 2015г. 148,158 Гкал * 2132,25 руб. = 315 909,90 руб.,
а всего 296,316 Гкал на сумму 611 999,22 руб.
Указанный расчет объема потребленной тепловой энергии выполнен расчетным путем, так у ресурсоснабжающей организации отсутствовали сведения о показаниях общедомового приборов учета за предшествующий полный расчетный 2014 год, и не предусмотрен действующим законодательством.
Таким образом, фактическое потребление тепловой энергии на отопление МКД, расположенного в <...> за 2015 год составило:
за 1-е полугодие 2015г. : 264,307 Гкал * 1998,47 руб. = 528 209,59 руб.
за 2-е полугодие 2015г. : 241,242 Гкал * 2132,25 руб. = 514 388,28 руб.,
а всего: 505,549 Гкал. на сумму 1 042 597,87 руб.
Вместе с тем, основываясь на указанных доводах и принимая решение о перерасчете размера платы за отопление за 2015 год, заявителем не было учтено следующее.
При проведении проверки, по результатам которой обществу было выдано предписание от 29.02.2016 № 1-1 и, впоследствии, повторное предписание от 20.04.2016 № 5-1 о снятии корректировки, Управлением учитывались факты выхода из строя общедомового прибора учета тепловой энергии. Именно с учетом фактов периодов неисправности работы прибора учета и были сделаны выводы о неправомерных действиях по доначислению ТСН «Пролетарская, 445» (то есть собственникам помещений в этом доме) дополнительной суммы - в размере 430 598 рублей 65 копеек.
В ходе проверки рассмотрению подлежало только проведение корректировки платы за отопление за 2015 год. Соответственно, указанные обществом кратковременные факты работы общедомового прибора учета тепловой энергии в период с 28.10.2011 по 30.12.2011, с 11.02.2012 по 01.03.2012, с 12.03.2012 по 03.01.2013, не имеют отношения к рассматриваемому делу.
Поскольку многоквартирный дом № 445 по ул. Пролетарской оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее - ОДГТУ), постольку порядок начисления платы за коммунальную услугу по отоплению в рассматриваемом периоде был установлен подпунктом «б» пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307). Основные принципы порядка такого же расчета установлены и в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
Согласно подпункту «б» пункта 21 Правил № 307 начисление платы за отопление должно производиться по формуле 7, то есть исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год (в рассматриваемом случае - за 2014 год). Соответственно, в таком случае в расчет принимаются объемы тепловой энергии, предоставленной в МКД в отопительном периоде, то есть, с января по апрель и с октября по декабрь предыдущего календарного года.
И только в случае отсутствия сведений о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии за предыдущий год, расчет должен производиться по формуле 1, то есть с применением норматива потребления тепловой энергии.
Заявитель для начисления ТСН «Пролетарская, 445» платы за коммунальную услугу по отоплению в 2015 году первоначально правомерно произвел определение среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2014 год и правомерно, исходя из этого объема, производил ТСЖ «Пролетарская, 445» в 2015 году начисление платы за эту коммунальную услугу.
В 2014 году не во всех расчетных периодах 2014 года имелись фактические показания ОДПУ по причине выхода этого прибора учета из строя.
ОДПУ был допущен к коммерческому учету и, соответственно, имелись его фактические показания в отопительном периоде с января по апрель 2014 года.
В отопительном периоде с октября по декабрь 2014 года, в связи с выходом ОДПУ из строя, принимались не фактические показания этого прибора, а среднемесячный объем потребления тепловой энергии, определенный по показаниям этого же ОДПУ за период, предшествующий периоду выхода его из строя. То есть, в расчетах использовались объемы потребления тепловой энергии, зафиксированные ОДПУ. Такой порядок определения объема потребленной тепловой энергии в период выхода прибора учета из строя установлен подпунктом «а» пункта 59 Правил № 354.
В подпункте «а» пункта 59 указано, что использовать в расчетах такой среднемесячный объем можно не более 3 расчетных периодов подряд.
Указанные 3 расчетных периода согласуются с количеством периодов (октябрь, ноябрь, декабрь 2014), в которых в таком порядке производилось определение объема потребления тепловой энергии в МКД № 445 по ул. Пролетарской.
Таким образом, при определении среднемесячного объема потребления МКД № 445 по ул. Пролетарской тепловой энергии за 2014 год в расчете использовались только фактические показания ОДПУ (даже в периоды выхода его из строя - в соответствии с требованиями подпункта «а» п.59 Правил № 354).
Понятие «среднемесячный объем потребления тепловой энергии за предыдущий год» использовалось не только в Правилах № 307, но и используется в Правилах № 354 (например, в формуле 3.1. для определения размера платы за отопление в МКД, оборудованном ОДПУ, но в котором не все жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, то есть как в МКД по ул. Пролетарская, 445).
В Правилах № 354 указанное понятие дополнено словами «исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год», что по сути не меняет содержания этого словосочетания показателя в формуле 7 Правил № 307.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее -Минстрой России), которое вправе давать разъяснения по вопросам применения Правил № 307 и № 354, в письме от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04 изложило позицию по данному вопросу, согласно которой среднемесячный объем потребления тепловой энергии за календарный год, предшествующий году корректировки (в нашем случае это 2014 год), определяется в независимости от того, какое количество месяцев в году объем тепловой энергии измерялся общедомовым прибором учета.
Таким образом, обществом в 2015 году расчет с ТСН «Пролетарская, 445» за поставленную тепловую энергию исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2014 год, то есть по формуле 7 Правил № 307, являлся правомерным.
В соответствии с Правилами № 307 в случае проведения расчетов размера платы за отопление по формуле 7 Правил № 307, один раз в год проводится корректировка размера такой платы по формуле 8.
В формуле 8 используется такой показатель как «размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета». В случае отсутствия такого показателя проведение корректировки платы отопление не предусмотрено.
Письмо Минстроя, на которые ссылается общество, не противоречат сути требования, изложенного в оспариваемом предписании управления, поскольку в них указывается, что проведение корректировки возможно только при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям ОДПУ.
В данном случае в 2015 году ОДПУ в МКД № 445 по ул. Пролетарской эксплуатировался только 14 дней (с 01.01.2015 по 14.01.2015). Все остальные периоды в течение 2015 года ОДПУ был не пригоден к коммерческому учету (не допущен к эксплуатации для проведения коммерческих расчетов). То есть, за 2015 год нет совокупного объема потребления тепловой энергии, определенного из показаний ОДПУ.
Соответственно, у заявителя не было законных оснований для проведения корректировки платы за отопление.
В письме от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04 Минстрой России указал на проведение корректировки, определенной только исходя из фактического объема тепловой энергии. При этом Минстрой РФ под понятием «фактический объем потребления» использует либо фактические показания допущенного к эксплуатации ОДПУ, либо среднемесячный объем потребления тепловой энергии, применяемый не более 3-х расчетных периодов подряд и определяемый также из фактических показаний ОДПУ за периоды, предшествующие периоды выхода ОДПУ из строя.
Возможность применения корректировки в отсутствие сведений о фактических объемах потребления тепловой энергии в году корректировки (как в нашем случае - в 2015 году), то есть исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, Минстрой РФ не допускает.
В связи с чем действия по проведению ТСН «Пролетарская, 445» корректировки платы за отопление за 2015 год исходя из норматива потребления коммунальной услуги, то есть предъявление доначисления в размере 430 598 рублей 65 копеек является необоснованным, неправомерным и нарушающим права потребителей - собственников (пользователей) помещений в этом доме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленных акционерным обществом «Автономная теплоэнергетическая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, если это решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции. Жалоба подается через суд, вынесший решение.
Судья З.М. Шебзухов