ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А01-955/08 от 28.12.2009 АС Республики Адыгея

Арбитражный суд Республики Адыгея

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Майкоп

Дело №А01-955/  2008 

30 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 28.12.2009 года.

Полный текст решения изготовлен 30.12.2009 года.

Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Э.Н. Меликяна, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.З. Шефруковым, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Адыгея к совместному Российско-Украинскому предприятию обществу с ограниченной ответственностью «Энэктур», администрации муниципального образования «Майкопский район», Комитету по имущественным отношениям администрации муниципального образования «Майкопский район», третьи лица - Управление лесами по Республике Адыгея, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея, Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея, Управление Роснедвижимости по Республике Адыгея, ФГУ Кавказский государственный природный биосферный заповедник, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея, об оспаривании ненормативного правового акта и признании сделки недействительной,

при участии в заседании:

от прокурора Республики Адыгея – Корчевникова Д.А. (удостоверение № 090666),

от совместного Российско-Украинского предприятия общества с ограниченной ответственностью «Энэктур» – ФИО1 (доверенность № 62 от 15.06.09),

от администрации муниципального образования «Майкопский район» - ФИО2 (доверенность № 985 от 06.04.2009),

от Комитета по имущественным отношениям администрации муниципального образования «Майкопский район» - не явился, уведомлен надлежащим образом,

от Управления лесами по Республике Адыгея – ФИО3 (доверенность № 09-1/12 от 17.06.09),

от Управления Роснедвижимости по Республике Адыгея - ФИО4 (доверенность от 10.07.09),

от ФГУ Кавказского государственного природного биосферного заповедника – ФИО5 (доверенность №33 от 29.04.09)

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея – не явился, уведомлен надлежащим образом,

от Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея – не явился, уведомлен надлежащим образом,

от Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея – не явился, уведомлен надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Республики Адыгея (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к совместному Российско-Украинскому предприятию обществу с ограниченной ответственностью «Энэктур» (далее – СПРУ ООО «Энэктур», общество), администрации муниципального образования «Майкопский район» (далее – администрация МО «Майкопский район», администрация), Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея, третьи лица - Управление лесами по Республике Адыгея, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея, Комитет по имущественным отношениям администрации муниципального образования «Майкопский район», Управление Роснедвижимости по Республике Адыгея, Территориальное отделение № 1 по Майкопскому району управления Роснедвижимости по Республике Адыгея, о признании недействительными: распоряжения администрации муниципального образования Майкопский район от 25.09.2007 № 1139-з о предоставлении в собственность СПРУ ООО «Энэктур» земельного участка для рекреационных целей с кадастровым номером 01:04:59 01 001:0128, площадью 12431 кв. м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, в 7,8 км на северо-запад от п. Гузерипль, урочище «Партизанская поляна»; договора купли-продажи этого же земельного участка от 25.09.2007, заключенного администрацией и обществом, и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде признания недействительной государственной регистрации права собственности общества на земельный участок.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.09.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.02.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.05.2009 решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.09.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 по делу А01-955/08-10 отменено, материалы дела направлены на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Адыгея. В постановлении указано, что для правильного разрешения спора суду необходимо исследовать и устранить противоречия о земельных участках, изъятых из лесного фонда и переданных обществу, сведения о которых содержатся в справке Управления лесами Республики Адыгея от 09.04.2007 № 58, и лесных землях, переведенных в нелесные, сведения о которых отражены в постановлении Кабинета Министров Республики Адыгея от 16.01.1996 № 16. Кроме того, необходимо решить вопрос об изменении процессуального положения Комитета имущественных отношений администрации МО «Майкопский район», а также определить, не входит ли спорный земельный участок в границы территорий памятников природы и не входит ли данный земельный участок в состав Кавказского государственного природного биосферного заповедника, а также выяснить, на основании чего администрация указала, что земельный участок отнесен к числу особо охраняемых территорий и объектов.

Согласно пункту 15 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения суда первой инстанции обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 22.05.2009 указанное исковое заявление принято к производству.

До рассмотрения дела по существу прокурор в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просил прекратить производство по делу в части признания недействительной государственной регистрации договора купли-продажи от 25.09.2007.

Определением суда от 10.07.2009 производство по делу в части требований о признании недействительной государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка от 25.09.07, заключенного между администрацией МО «Майкопский район» и СПРУ ООО «Энэктур», прекращено. Из числа ответчиков исключено Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея. Из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исключены Территориальный отдел № 1 по Майкопскому району Управления Роснедвижимости по Республике Адыгея и Комитет по имущественным отношениям администрации муниципального образования «Майкопский район». Комитет по имущественным отношениям администрации муниципального образования «Майкопский район» привлечен к рассмотрению дела в качестве ответчика. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея и ФГУ Кавказский государственный природный биосферный заповедник.

Определением суда от 21.10.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.11.2009 дело назначено к рассмотрению в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 10 декабря 2009 года. Судебное заседание откладывалось до 25 декабря 2009. В судебном заседании объявлялся перерыв до 28 декабря 2009.

В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования в части применения реституции по признанию недействительным договора купли-продажи спорного земельного участка и просил применить последствия недействительности сделки, обязав администрацию МО «Майкопский район» вернуть совместному Российско-Украинскому предприятию обществу с ограниченной ответственностью «Энэктур» уплаченные денежные средства по договору купли – продажи от 25.09.2007 в размере 45 683 рублей 92 копеек, а совместное Российско-Украинское предприятие общество с ограниченной ответственностью «Энэктур» -возвратить указанный земельный участок Российской Федерации. В обоснование заявленных требований ссылался на доводы, изложенные в поданном заявлении. Полагал, что спорный земельный участок из категории земель лесного фонда изъят не был, так как в соответствии со статьей 2 Основ лесного законодательства РФ и статьей 8 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 нелесные земли также являются частью лесного фонда РФ. Статья 8 Лесного кодекса РФ (1997) прямо указывает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее лесное законодательство возможности предоставления участка лесного фонда в собственность гражданам и юридическим лицам не предусматривает. Кроме того, СПРУ ООО «Энэктур» уже обращалось в территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея с заявлениями о предоставлении данного земельного участка в собственность путем заключения договора купли-продажи. В связи с нахождением участка в составе лесного фонда общество получило от территориального управления на свою просьбу письменный отказ. К землям «особо охраняемых территорий и объектов» этот участок относиться не может, а ссылки в распоряжениях главы на его принадлежность к землям этой категории ничем не обоснованы. Просил иск удовлетворить.

Представитель администрации МО «Майкопский район» в судебном заседании возражала против заявленных требований, считала их необоснованными. Пояснила, что администрация отнесла спорный земельный участок к категории особо охраняемых территорий и объектов, исходя из положений статьи 94 Земельного кодекса РФ, учитывая, что к землям указанной категории относятся в том числе земли рекреационного назначения. Поскольку предметом деятельности общества является организация и обеспечение отдыха, туризма и спорта и на данном земельном участке расположен объект общества, а также спроектирована горно-лыжная трасса, участок был предоставлен администрацией для рекреационных целей. В обоснование своих возражений ссылалась на представленный отзыв и дополнение к нему. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Комитет по имущественным отношениям МО «Майкопский район» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В представленном суд отзыве считает требования прокурора необоснованными и подлежащими отклонению, в иске просит отказать в полном объеме.

Представитель СПРУ ООО «Энэктур» в судебном заседании полагал, что предъявленные требования необоснованны, в обоснование своих возражений ссылался на доводы, изложенные в отзыве. Полагал, что земельный участок был изъят из состава земель лесного фонда и, соответственно, действия администрации по отнесению земельного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов и отчуждению его в собственность общества правомерны. Просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.

Представитель Управления лесами по Республике Адыгея поддержала требования, заявленные прокурором, в полном объёме и просила их удовлетворить. Полагала, что спорный земельный участок не был изъят из лесного фонда, администрация не имела права распоряжаться данным участком и передавать его в собственность обществу. Кроме того, пояснила, что общество не произвело оплату за перевод лесных земель в нелесные, в связи с чем юридически факт перевода считается несостоявшимся. В обоснование своей позиции ссылалась на представленный отзыв и дополнения к нему.

Представитель Управления Роснедвижимости по Республике Адыгея, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном отзыве, считала требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель ФГУ Кавказский государственный природный биосферный заповедник по заявленным требованиям полагалась на усмотрение суда.

Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В представленном отзыве Территориальное управление считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Представитель Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Суд в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации МО «Майкопский район» № 1066 от 29.12.1995 «Об отводе земельных участков ГКА «Энэктур» обществу предоставлены в бессрочное (постоянное) пользование с согласия лесофондодержателя земельные участки, в том числе земельный участок площадью 1,3 га.

Кабинет Министров Республики Адыгея в постановлении от 16.01.1996 № 16 согласился с предложением администрации Майкопского района о передаче лесных земель лесов первой группы Гузерипльского лесхоза, общей площадью 4,21 гектара, обществу под строительство туристического комплекса с исключением их из лесного фонда и возмещением убытков и постановил просить Правительство РФ дать согласие на исключение из лесного фонда лесов первой группы, покрытых лесом, площадью 1,35 га, и не покрытых лесом - 2,86 га. Обществу передано в постоянное пользование из лесов первой группы Гузерипльского лесхоза лесные земли Гузерипльского лесничества: в квартале № 53 выделы № 29 (0,35 га) и 32 (0, 76 га), в квартале № 21 выделы № 31 (0,8 га), 45 (0,3 га), 47 (0,1 га), в квартале № 33 выдел № 4 (0,1 га); земли Хамышенского лесничества в квартале 34 выделы № 26 (0,8 га), 38 (0,2 га), 24 (0,5 га) и 25 (0,3 га).

ГКА «Энэктур» был выдан государственный акт РА-2 № 000480 на постоянное (бессрочное) пользование спорным земельным участком площадью 1,3га.

Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 14.10.1996 г. № 1555-р разрешило перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в Республике Адыгея, площадью 4,21 га, в состав которых входил спорный земельный участок, площадью 1,3 га.

Распоряжением администрации МО «Майкопский район» от 25.09.2007 № 1139-з обществу предоставлен возмездно в собственность земельный участок, площадью 12 431 кв.м. (кадастровый номер 01:04:59 01 001:0128), из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, 7,8 км на северо-запад от п. Гузерипль, урочище «Партизанская поляна», для рекреационных целей.

На основании указанного распоряжения МУ «Комитет имущественных отношений администрации муниципального образования Майкопский район» (продавец) и общество (покупатель) заключили договор купли-продажи от 25.09.2007, по которому земельный участок, площадью 12 431 кв.м. (кадастровый номер 01:04:59 01 001:0128), из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, 7,8 км на северо-запад от п. Гузерипль, урочище «Партизанская поляна», передан в собственность общества для использования в рекреационных целях. Переход права собственности на земельный участок к обществу зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея 07.11.2007 за №01-01-03/019/2007-188, что подтверждается свидетельством государственной регистрации права серии 01-АА № 132009.

Прокурор, считая распоряжение администрации от 25.09.2007 №1139-3 и договор купли-продажи земельного участка от 25.09.2007 не соответствующими закону, обратился с иском в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что согласно статье 2 действовавших тогда Основ лесного законодательства РФ от 06.03.1993 г. №4613-1 лесной фонд РФ образуют все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли.

В соответствии со статьей 22 Основпорядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом государственной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.93 № 1064 «О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом» утвержден порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, который предусматривал, что перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерациипо согласованию с соответствующим органом государственной власти.

Согласно пункту 11 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.03.1994 г. № 69, действовавшего до 03.09.2004, распоряжение Правительства Российской Федерации о переводе лесных земель в нелесные является основанием для изъятия земель лесного фонда и предоставления их в пользование.

Распоряжением Правительства РФ от 14.10.1996 г. № 1555-р разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом в Республике Адыгея, общей площадью 4,21 га, что означало исключение данных земель из лесного фонда согласно действовавшему в то время законодательству и подтверждается отражением данного обстоятельства в представленной в материалы дела выпиской из планшета № 66;68;69 по материалам лесоустройства 1996 года сведений о государственном учете лесного участка в составе земель лесного фонда Гузерипльского участкового лесничества подразделения «Гузерипльское лесничество», действующих по настоящее время, в которых изъятые участки обозначены литерой «А», т.е. как земельные участки, не имеющие отношения к землям лесного фонда.

Вместе с тем в тексте постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.01.1996 г. № 16 были допущены ошибки в части указания номеров и площадей отдельных лесных кварталов и выделов Гузерипльского лесхоза, из которых фактически были сформированы переданные обществу земельные участки.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.09.2009 по делу №А01-1025/2009, вступившим в законную силу, данные несовпадения устранены и установлен юридический факт передачи в постоянное пользование обществу в соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.01.1996 г. № 16 «Об отводе лесных земель государственно-кооперативной ассоциации «Энектур» земельных участков из лесов первой группы Гузерипльского лесхоза лесных земель по Гузерипльскому лесничеству: покрытых лесом в квартале 53 выдел 29 площадью 0,35 га; непокрытых лесом в квартале 53 выдел 29 площадью 0,21 га, выдел 32 площадью 0,55 га, в квартале 21 выдел 31 площадью 0,8 га, в квартале 31 выдел 45 площадью 0,3 га, выдел 47 площадью 0,1 га, в квартале 33 выдел 4 площадью 0,1 га.

Спорный земельный участок площадью 1,3 га (государственный акт РА-2 №000480), не покрытый лесом, был сформирован за счет части выдела 31 площадью 0,8 га из квартала 21, выделов 45 площадью 0,3 га и 47 площадью 0,1 га из квартала 31, выдела 4 площадью 0,1 га из квартала 33, что следует из акта технического обследования земельных участков, испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда от 01.12.1995 и решения суда об установлении юридического факта.

В связи с этим суд считает ошибочными сведения, приведенные в справке Гузерипльского лесхоза от 09.04.2007 г. № 58, о номерах выделов в лесных кварталах и их площади, поскольку они не соответствуют фактическим данным и первичным документам.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 25.10.2004 № 191 «О придании статуса памятника природы Республики Адыгея уникальным природным комплексам» памятниками природы регионального значения объявлены природные объекты, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения согласно приложению № 1 и утверждены границы памятников природы регионального значения согласно приложению № 2. В пределах этих границ указаны участки Гузерипльского лесхоза – квартал № 33, выдел № 33 и квартал № 53, выделы № 35 и 36, предоставленные обществу.

Согласно предоставленному суду отзыву Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея указанные кварталы Гузерипльского лесхоза (квартал № 33, выдел № 33 и квартал № 53, выделы № 35 и 36) не входят в территорию памятников природы Республики Адыгея в соответствии постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 25.10.2004 № 191. Также Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея отмечено, что урочище «Партизанская поляна» не относится к особо охраняемым природным территориям регионального значения Республики Адыгея.

Таким образом, спорный земельный участок не входит в границы территорий памятников природы.

Представитель Кавказского государственного природного биосферного заповедника пояснила, что спорный земельный участок расположен вне территории заповедника, что подтверждается отсутствием земель иных пользователей в границах Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Вместе с тем заповедник вместе с буферной зоной стал объектом Всемирного природного наследия в номинации «Западный Кавказ» и Россия несет международные обязательства по обеспечению сохранности этой территории. Однако, подтвердить нахождение спорного земельного участка в буферной зоне Кавказского государственного природного биосферного заповедника либо представить доказательства обратного представитель заповедника не смогла.

С учетом представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что земельный участок не входит в буферную зону заповедника как объекта Всемирного природного наследия, так как в состав буферной зоны заповедника вошли кварталы Гузерипльского лесничества по состоянию на 1999 год, а спорный земельный участок, отраженный в планшетах лесоустройства под литерой «А», с 1996 года не относился к землям лесного фонда в связи с его изъятием из состава земель лесного фонда.

Кроме того, не имеется действующего правового акта, определяющего понятие, статус, режим буферной зоны заповедника и его границы ввиду признания утратившим силу постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.08.1996 г. № 322 «Об организации охранной (буферной) зоны Кавказского государственного биосферного заповедника на территории Республики Адыгея» с 8 июня 1998 г. на основании постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 08.06.1998г. № 174 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Республики Адыгея, принятых в 1992-1997 годах». Ввиду изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение о включении буферной зоны заповедника в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО было принято Комитетом всемирного наследия в 1999 г. в отсутствие действующего правового акта Российской Федерации и (или) Республики Адыгея о буферной зоне.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного земельного кадастра, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

В случае, если категория земель не указана в документах государственного земельного кадастра, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Согласно статьям 94 и 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе, земли рекреационного назначения. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Земельный участок, площадью 1,3 га, предоставлялся обществу в целях развития туризма для строительства туристического комплекса и, в том числе, горнолыжной базы, т.е. для рекреационного использования, что следует из содержания постановления главы администрации МО «Майкопский район» от 29.12.1995 г. № 1066, постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.01.1996 г. № 16, государственного акта на право постоянного пользования № 000480.

Распоряжением главы администрации Майкопского района от 30.08.2007 года №1039-з были уточнены и утверждены границы указанного земельного участка, площадью 12431 кв.м., с отнесением к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и видом разрешенного использования для рекреационных целей. При этом первоначальная площадь 1,3 га (13045 кв.м.) уменьшилась на 614 кв.м. вследствие добровольного отказа общества от этой части участка и ее передачи под строительство автодороги «Гузерипль-Лагонаки» в процессе уточнения границ земельного участка, что видно из кадастрового плана земельного участка и писем общества в адрес администрации района от 28.08.2007 г. исх.№138 и 12.09.2007 г. исх.№157.

Земельный участок, площадью 12 431 кв.м., после уточнения его границ был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 01:04:59 01 001:0128, что видно из кадастрового плана земельного участка от 11.09.2007г.

Земельным кодексом Российской Федерации земли рекреационного назначения не относятся к числу земель, ограниченных в обороте.

Ввиду изложенного, действия администрации МО «Майкопский район» по отнесению спорного земельного участка к категории земель особо охраняемых территорий с разрешенным использованием для рекреационных целей и предоставлению в собственность обществу земельного участка не противоречат требованиям земельного законодательства.

Ссылка Управления лесами Республики Адыгея о том, что СПРУ ООО «Энэктур» не произвело оплату за перевод лесных земель в нелесные, не подлежит установлению в настоящем деле, поскольку данное обстоятельство относится к порядку исполнения распоряжения Правительства РФ об изъятии земельного участка из состава земель лесного фонда, но не влияет на сам факт изъятия спорного участка.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исследовав доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, дав им оценку по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора Республики Адыгея о признании недействительным распоряжения главы муниципального образования «Майкопский район» № 1139-з от 25.09.2007 о предоставлении в возмездную собственность СПРУ ООО «Энэктур» земельного участка категории «особо охраняемых территорий и объектов», находящегося по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, в 7.8 км. на северо-запад от п. Гузерипль, урочище «Партизанская поляна», для рекреационных целей, с кадастровым номером 01:04:59 01 001:0128, площадью 12 431 кв.м., и признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 25.09.2007, заключенного между администрацией муниципального образования «Майкопский район» и СПРУ ООО «Энэктур», отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Э.Н. Меликян