ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А01-968/2011 от 27.12.2011 АС Республики Адыгея

Арбитражный суд Республики Адыгея

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Майкоп

Дело №А01-968/  2011

11 января 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2011 года

Полный текст решения изготовлен 11 января 2012 года

Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Шебзухова З.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дамницкой А.А., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН ИП 308010726300011) к администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании права отсутствующим и признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, автодорога «Южный объезд г. Краснодара», с кадастровым номером 01:05:2900013:00474, и земельный участок, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пос. Яблоновский, 7-й микрорайон (ул. Космическая-Луговая), с кадастровым номером 01:05:3009002:00013, третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>), администрация муниципального образования «Яблоновское городское поселение», общество с ограниченной ответственностью фирма «Экспресс», ФИО2, при участии в судебном заседании: от ФИО2 –Духу А.Р. (доверенность от 19.12.2011), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Республики Адыгея обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - истец, предприниматель) к администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» (далее- ответчик, администрация, орган местного самоуправления) о признании права отсутствующим и признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, автодорога «Южный объезд г. Краснодара», с кадастровым номером 01:05:2900013:00474, и земельный участок, расположенный по адресу: Республика Адыгея. Тахтамукайский район, пос. Яблоновский, 7-й микрорайон (ул. Космическая-Луговая), с кадастровым номером 01:05:3009002:00013, третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>), администрация муниципального образования «Яблоновское городское поселение», общество с ограниченной ответственностью фирма «Экспресс», ФИО2

В обоснование требований истец указал, что постановлением главы Яблоновской поселковой администрации от 27.05.1992 г. №235 ФИО1 выделен земельный участок 30 га для ведения крестьянско-фермерского хозяйства.

Распоряжением главы администрации Тахтамукайского района от 01.06.1992 № 333-р постановление главы Яблоновской поселковой администрации утверждено.

15.09.1992 на основании распоряжения № 333-р ФИО1 выдано свидетельство № 58 «на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей», площадью 30 га, из которых 1,7 га бесплатно, а 28,3 га за плату.

Данный земельный участок, как следует из иска, состоял из двух несмежных частей: одна часть площадью 20 га расположена между автодорогой Краснодар-Новороссийск, автодорогой Яблоновский-Афипсип (продолжение ул. Дорожной пос. Яблоновского) и Чибийским каналом, вторая часть площадью 10 га, с другой стороны автодороги.

Из искового заявления следует также, что земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:00474, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, автодорога «Южный объезд г. Краснодара», и земельный участок с кадастровым номером 01:05:3009002:00013, расположенный по адресу: Тахтамукайский район, пос. Яблоновский, 7-й микрорайон (ул. Космическая-Луговая), сданы администрацией в аренду ООО «Экспресс» и ФИО2

Полагая, что принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок незаконно разделен и включен в состав сформированных и поставленных на кадастровый учет участков, предоставленных администрацией в аренду, истец обратился в арбитражный суд.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея исковое заявление принято к производству, делу присвоен номер №А01-968/2011.

До начала судебного заседания от истца поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела на более поздний срок.

Суд, совещаясь на месте, отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку, позиция истца высказана его представителем в предыдущем судебном заседании, рассмотрение дела неоднократно откладывалось.

Представитель третьего лица - ФИО2 считает, что требования истца удовлетворению не подлежат.

ООО «Экспресс» также возражает против заявленных истцом требований.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают из договоров и иных сделок, актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (правоустанавливающие документы). В тоже время государственный акт лишь удостоверяет права на земельные участки, но не влечет их возникновения, поэтому при несоответствии ненормативного акта о предоставлении участка и государственного акта следует руководствоваться ненормативным актом.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 4 пункта 53 постановления N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указали, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Следовательно, такой способ защиты нарушенного права, как обращение с иском о признании зарегистрированного права на недвижимое имущество отсутствующим возможен лишь в том случае, когда заинтересованное лицо фактически владеет спорным недвижимым имуществом, однако не имеет возможности легитимировать себя в качестве собственника вещи в связи с наличием в ЕГРП записи о праве собственности ответчика на это же имущество.

Как видно из материалов дела, постановлением главы Яблоновской поселковой администрации от 27.05.1992 г. № 235 ФИО1 выделен земельный участок 30 га для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Распоряжением администрации Тахтамукайского района от 01.06.1992года № 333-р, постановление главы Яблоновской поселковой администрации от 27.05.1992 г. № 235 утверждено.

15.09.1992 г. истец получил временное свидетельство № 58, в котором указано о предоставление в собственность участка, площадью 30 га, из них 1,7 га бесплатно, а 28,3 га за плату.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР от 25.04.1991) действовавшей на момент выделения земельного участка хозяйству граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подавали заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.

По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и представляет их на утверждение Совета народных депутатов.

Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.

При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.

При покупке всего земельного участка или его части в собственность решение Совета народных депутатов является основанием для заключения договоров в нотариальном порядке. Заключенный договор и документы об оплате стоимости земельного участка служат основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документа, удостоверяющего право собственности на землю. Форма договора утверждается Советом Министров РСФСР.

Согласно пунктам 2-5 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве передача в частную собственность земельных участков для ведения крестьянского хозяйства производится Советами народных депутатов в пределах норм, предусмотренных Законом РСФСР "О земельной реформе", бесплатно, свыше установленных норм - за плату.

При бесплатной передаче земли в частную собственность решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности) и выдачи государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю.

При продаже земли в частную собственность оформляется договор купли - продажи, форма которого утверждается Советом Министров РСФСР. Заключение договора купли - продажи производится в нотариальном порядке после отвода земельного участка в натуре (на местности). Договор регистрируется в исполкоме районного (городского) Совета народных депутатов и служит основанием для выдачи государственного акта, удостоверяющего право частной собственности на землю.

Купля - продажа земли между гражданами совершается на договорной основе под контролем земельных комиссий, которые принимают решение о возможности сделки с учетом установленных предельных размеров крестьянского хозяйства, необходимости сохранения сельскохозяйственного использования земельного участка, а также профессиональной подготовки покупателя для использования земли. Решение земельной комиссии о возможности сделки является основанием для заключения договора купли - продажи, который удостоверяется в нотариальном порядке.

Затраты по отводу земель и оформлению государственного акта на землю, ведение земельно - кадастровой документации, землеустройству и лесоустройству, агрохимическому обследованию и экологической паспортизации почв осуществляются за счет средств бюджета. Собственник имеет право самостоятельно заказывать и финансировать землеустроительные работы.

В письме государственного комитета по земельной реформе РСФСР от 13.01.1992г. № 3-14/60 указано, что свидетельства выдаются гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых органами местной администрации решений о предоставлении земельных участков районным (городским) комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам, а в сельских населенных пунктах - руководителями исполнительных органов сельских (поселковых) Советов народных депутатов. При этом свидетельства, выдаваемые исполнительными органами сельских (поселковых) Советов народных депутатов, должны быть завизированы председателем (представителем) районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.

При подготовке проектов решений о предоставлении земельных участков и оформлении свидетельств используются ранее выданные документы, удостоверяющие право на земельный участок (государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, земельно-шнуровые и похозяйственные книги), материалы по обмеру земельных участков, проекты организации территории садоводческих и других товариществ, плановокартографические материалы и аэрофотоснимки, а также другие материалы, имеющиеся в комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам, органах архитектуры и бюро технической инвентаризации, сельских, поселковых, городских органах местной администрации и у землепользователей.

При отсутствии материалов, подтверждающих общую площадь земельного участка, а по сельскохозяйственным предприятиям - площади сельскохозяйственных угодий, проводятся необходимые работы по установлению данных показателей (обмеры, съемки).

При наличии планово-картографических материалов вместе со свидетельством выдается чертеж границ, план (выкопировка с плана) землепользования с указанием границ земель, предоставляемых в собственность и пользование.

Из смысла указанных правовых норм следует, что земельный участок, выделялся для создания крестьянского хозяйства на основании решения районного (городского) Совета народных депутатов и при этом должен был быть надлежащим образом индивидуализирован (отведен, описан в земельно-кадастровой и землеустроительной документации, с приложением планово-картографических материалов, чертежа границ, плана (выкипировки с плана) землепользования с указанием границ земель, предоставляемых в собственность в установленном порядке.

Обращаясь с иском о признании права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 01:05:2900013:00474 и 01:05:3009002:00013, истцом не учтено следующее.

Во временном свидетельстве № 58, в постановлении и распоряжении администрации не содержится сведений о координатах земельного участка, подлежащего предоставлению в собственность.

Чертеж земельного участка к указанным ненормативным актам не предоставлен.

Истцом в материалы дела картографический материал в отношении спорного земельного участка не предоставлен, спорный земельный участок, площадью 30 га, на кадастровый учет поставлен не был.

Истец также не обращался к администрации с заявлением об определении на местности границ и координат земельного участка, указанного в свидетельстве от 15.09.1992года.

Кроме того, истец не подтвердил соответствующими доказательствами выкуп 28,3 га в установленном порядке.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец не доказал то обстоятельство, что спорные земельные участки (или их часть) при передаче арендаторам находились в его собственности.

Судом установлено, что на момент рассмотрения спора по существу, земельный участок, площадью 10 га, с кадастровым номером 01:05:3009002:00013, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пос. Яблоновский, 7-й микрорайон (ул. Космическая- Луговая), предоставлен в аренду ФИО2 ( договор аренды от 19.06.2006 № 62, сроком до 08.06.2016года).

29.12.2006 года между ООО «Экспресс» и администрацией муниципального образования «Тахтамукайский район» заключен договор аренды земельного участка, площадью 151 459 кв.м., из категории «земли сельскохозяйственного назначения», находящегося по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, автодорога «Южный объезд г. Краснодара» для выращивания сельскохозяйственных культур для консервного производства, срок действия данного договора с 29.12.2006 по 29.12.2055г.

ООО «Экспресс» в процессе рассмотрения спора заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.

В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года № 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года № 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторонами в деле являются истец и ответчик.

Ответчик о применении срока исковой давности не заявлял.

Таким образом, у арбитражного суда нет оснований для исследования вопроса о применении срока исковой давности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении требований ИП ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН ИП 308010726300011) о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, автодорога «Южный объезд г. Краснодара», с кадастровым номером 01:05:2900013:00474, и земельный участок, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пос. Яблоновский, 7-й микрорайон (ул. Космическая- Луговая), с кадастровым номером 01:05:3009002:00013, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в порядке, предусмотренном главой 34 и главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение направить лицам, участвующим в деле.

Судья З.М. Шебзухов