ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А01-985/12 от 02.08.2013 АС Республики Адыгея

Арбитражный суд Республики Адыгея

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Майкоп

Дело №А01-985/2012

09 августа 2013года

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 09 августа 2013 года.

Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Аутлевой Р.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хот З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮПК Дробильно - сортировочный завод «Ханский» (ИНН <***>, ОГРН <***>, Республика Адыгея, г. Майкоп) к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>, Республика Адыгея, г. Майкоп), третье лицо - Кабинет Министров Республики Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>, Республика Адыгея, г. Майкоп), о признании недействительным ненормативного правового акта и обязании Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея провести аукцион на право пользования участками недр,

при участии в судебном заседании от:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 14.08.2012, личность установлена по паспорту),

заинтересованного лица – ФИО2 (доверенность от 11.07.2013 № 1527, личность установлена по паспорту),

третьего лица – ФИО3 (доверенность от 12.07.2013 № К-М-1178/13-0, личность установлена по служебному удостоверению),

установил:

31 мая 2012 года общество с ограниченной ответственностью «ЮПК Дробильно - сортировочный завод «Ханский» (далее – общество, ООО «ЮПК ДСЗ «Ханский») обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея (далее – управление), третье лицо - Кабинет Министров Республики Адыгея (далее – Кабинет министров) о признании недействительным ненормативного правового акта и обязании Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея провести аукцион на право пользования участками недр.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.06.2012 указанное заявление принято к производству и назначено к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 03 июля 2012 года.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.07.2012 рассмотрение дела в предварительном судебном заседании было отложено до 14 августа 2013 года.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.08.2013 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А01-2445/2011.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.06.2013 производство по делу возобновлено, поскольку решение по делу
 №А01-2445/2011 вступило в законную силу, судебное разбирательство на стадии судебного заседания назначено на 12 июля 2013 года.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.07.2013 судебное заседание отложено до 31 июля 2013 года.

До начала судебного заседания 31.07.2013 года от представителя заявителя поступило заявление об изменении предмета требований, согласно которому общество просило признать протокол заседания аукционной комиссии по проведению открытого аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на II участке недр Родниковского месторождения, расположенного на территории г. Майкопа Республики Адыгея, от 19.03.2010 № 1 прекратившим свое действие и принять отказ от требования обязать управление провести аукционы на право пользования участками недр, содержащими месторождение общераспространенных полезных ископаемых на участках недр площадью 32,2 га и 24,7 га, расположенных по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, станица Ханская, секция 1, контур 46 и 49, в 1,0 км восточнее станции «Ханская».

В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 02 августа 2013 года.

В судебном заседании 02.08.2013г. представитель заявителя поддержала уточненные требования в полном объеме, ссылалась на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица не возражала против заявленных требований с учетом их уточнения.

Представитель третьего лица полагалась на усмотрение суда.

Суд в порядке статьи 49 АПК РФ принял уточненные исковые требования.

Суд также принимает отказ заявителя от требований в части обязания управления провести аукционы на право пользования участками недр, содержащими месторождение общераспространенных полезных ископаемых на участках недр площадью 32,2 га и 24,7 га, расположенных по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, станица Ханская, секция 1, контур 46 и 49, в 1,0 км восточнее станции «Ханская», поскольку он не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.

Принимая отказ от части иска, арбитражный суд, согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ, прекращает производство по делу в этой части.

Суд, исследовав материалы дела и выслушав позиции лиц, участвующих в деле, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Республика Адыгея 19 марта 2010 года в соответствии с Постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 22 января 2010 года № 8 «О проведении аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространённых полезных ископаемых», был проведен аукцион на право пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на II участке недр Родниковского месторождения песчано-гравийной смеси, залегающими под земельным участком с кадастровым номером 01:08:1109006:45 и расположенным на территории города Майкопа Республики Адыгея вблизи поселка Родникового (лот № 7). Поверхностная площадь участка недр составляла 241,6 га.

Победителем аукциона было признано ООО «ЮПК ДСЗ «Ханский», сделавшее последнее предложение о цене аукциона в размере
 33 517 369 рублей 20 копеек.

В дальнейшем 01.04.2010г. ООО «ЮПК ДСЗ «Ханский» подало заявление (исх. № 071) об аннулировании результата аукциона.

Аукционная комиссия аннулировала решение по аукциону, что нашло отражение в протоколе № 2 от 01.04.2010.

Решение аукционной комиссии было утверждено пунктом 4 постановления Кабинета министров РА от 01.04.2010 № 98-р «О результатах проведения аукционов на право пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых».

Однако решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.01.2012 по делу №А01-317/2011 решение аукционной комиссии, изложенное в протоколе от 01.04.2010 № 2 заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявления победителя аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на II участке недр Родниковского месторождения, расположенного на территории
 г. Майкопа Республики Адыгея (лот № 7), ООО «ЮПК Дробильно-сортировочный завод «Ханский», об аннулировании решения по аукциону (лот №7) на основании заявления ООО «ЮПК Дробильно - сортировочный завод «Ханский» и пункт 4 распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея от 01.04.2010 № 98-р «О результатах проведения аукционов на право пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых» об утверждении решения комиссии по проведению аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, согласно протоколу от 01.04.2010 № 2, признаны недействительными.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора протокол
 № 1 заседания аукционной комиссии от 19.03.2010 не утратил силы.

02.08.2010г. между обществом и управлением было заключено лицензионное соглашение об условиях пользования недрами с целью попутной добычи песчано-гравийной смеси при строительстве пруда-копани, расположенного в 1,0 км к северо-востоку от ж/д станции «Ханская» в Республике Адыгея и выдана лицензия на право пользования недрами серии МАЙ № 80062.

В соответствии с пунктом 2.1. лицензионного соглашения площадь разрабатываемого участка недр составляет 34,4 га.

Между тем, ссылаясь на то, что указанный участок входит в площадь участка недр площадью 241,6 га, являвшегося предметом протокола от 19.03.2010 № 1, а решение по лоту № 7 в соответствии с протоколом аукционной комиссии от 19.03.2010 № 1 не принято, что препятствует организации и проведению аукционов на участках недр площадью 32,2 га и 24,7 га, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусматривает такие способы защиты гражданских прав, как прекращение или изменение правоотношения, а также иные способы, предусмотренные законом. По смыслу статей 1, 11, 12 ГК РФ и статей 2, 4, 65 АПК РФ, лицо, обращающееся с соответствующим заявлением, должно доказать нарушение или оспаривание ответчиком или заинтересованным лицом его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 447 ГК РФ в случаях, установленных законом, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - закон «О недрах») основанием возникновения права пользования участками недр является решение уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Закон «О недрах» в статье 13.1 устанавливает компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию решений о проведении торгов на право пользования участками недр местного значения и определению порядка и условий их проведения, а также устанавливает 30-ти дневный срок для принятия уполномоченным государственным органом решения об утверждении результатов аукциона. При этом последствия несоблюдения данного срока законом не предусмотрены.

На основании норм разделов I и IV постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 25 августа 2009 года № 181 «О порядке проведения аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками местного значения» (действовавшим на момент проведения аукциона) Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея по итогам аукциона изготавливает проект решения Кабинета Министров Республики Адыгея об утверждении результатов аукциона на право пользования недрами, и о предоставлении победителю аукциона права пользования участком недр и выдаче лицензии. Кабинет Министров Республики Адыгея утверждает указанное решение в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения аукциона.

Протокол № 1 заседания аукционной комиссии от 19 марта 2010 года в совокупности с решением Кабинета Министров Республики Адыгея об утверждении результатов аукциона и предоставлении победителю аукциона права пользования участком недр являются правоустанавливающими актами, то есть порождают взаимные права и обязанности недропользователя и органа государственной власти и устанавливают соответствующее им правоотношение. Однако Кабинет Министров Республики Адыгея в установленный законом срок не принял вышеуказанное решение. Возможность принятия указанного решения в случае просрочки законом не предусмотрена.

Вместе с тем, судом установлено, что 23.08.2010 года между управлением ООО «ЮПК.ДСЗ «Ханский» было заключено лицензионное соглашение об условиях пользования недрами с целью попутной добычи песчано-гравийной смеси, при строительстве пруда-копани расположенного в 1,0 км к северо-востоку от ж/д станции «Ханская» в Республике Адыгея. Лицензионное соглашение заключено в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 1 раздела V Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.03.2009 № 53 «О порядке пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространённых полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения». На основании указанного соглашения недропользвателю была выдана лицензия МАЙ 80062 ТЭ со сроком действия до 20.11.2012 года. В соответствии с пунктом 2.1 лицензионного соглашения площадь разрабатываемого участка недр составила 34,4 га, указанный участок недр входит в площадь участка недр площадью 241,6 га, право на который являлось предметом аукциона от 19 марта 2010 года. В связи с разработкой указанного участка недр уменьшился объем общераспространённых полезных ископаемых в горном отводе, право пользования которым было предметом аукциона от 19 марта 2010 года.

Прекращение правоотношения является одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 ГК РФ. При рассмотрении вопроса о применении данного способа суд должен исходить из доказанных юридических фактов, с которыми связано возникновение гражданских прав и обязанностей, - фактических обстоятельствах, порождающих правовые последствия. Такие фактические обстоятельства возникают по воле субъекта гражданского права (деяния в форме действий или бездействия) или помимо его воли (события) и являются основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений при условии, что нормы права связывают с ними определенные правовые последствия.

Прекращение правоотношения выступает в качестве способа защиты гражданских прав лишь тогда, когда оно производится по одностороннему заявлению участника правоотношения в случае нарушения другим участником своих обязательств или по иным основаниям, предусмотренным законом или договором. Указанный способ защиты может быть реализован в судебном порядке, так как связан с принудительным прекращением или изменением правоотношения.

Прекращение правоотношения применяется для защиты гражданских прав по основаниям и в порядке, предусмотренным соглашением сторон или законом, то есть указанный способ допустим лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 – 419 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров. Применительно к пункту 5 статьи 448 ГК РФ протокол № 1 заседания аукционной комиссии от 19 марта 2010 года имеет юридическую силу договора, то есть устанавливает правоотношение в виде регулируемых нормами права взаимных прав и обязанностей сторон. Гражданское законодательство РФ, закон «О недрах» и вытекающие из них подзаконные акты не содержат специальных правил, регламентирующих прекращение правоотношений в области недропользования в случае невозможности исполнения обязательства, таким образом, суд считает возможным применить к данным отношениям по аналогии нормы ГК РФ об обязательствах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора. Обязательство Кабинета Министров предоставить участок недр в пользование путем принятия решения об утверждении результатов аукциона возникло на основании протокола № 1 заседания аукционной комиссии от 19 марта 2010 года и прямого установления указанного обязательства нормой закона.

Согласно статье 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. Пунктом 1 статьи 416 ГК РФ в качестве основания прекращения обязательства установлена невозможность его исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Судом установлена невозможность исполнения взаимных обязательств Кабинета Министров и ООО «ЮПК.ДСЗ «Ханский», возникших из протокола № 1 заседания аукционной комиссии от 19 марта 2010 года, а именно Кабинет Министров не имеет возможности утвердить результаты аукциона путем принятия решения о предоставлении участка недр в пользование как в связи с пропуском установленного законом срока для принятия такого решения, так и в связи со значительным уменьшением объема общераспространённых полезных ископаемых на участке месторождения, право пользования которым являлось предметом аукциона. В свою очередь ООО «ЮПК.ДСЗ «Ханский» при отсутствии правового основания в виде решения Кабинета Министров и, как следствие, отсутствия лицензии на недропользование, не имеет возможности перечислить в бюджет Республики Адыгея разовый платеж за пользование недрами, в срок и в порядке, установленными лицензией.

На основании пунктов 1 и 2 раздела II Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 10.01.2013 г. № 2 в их взаимосвязи с нормами статьи 25.1 Закона «О недрах» аукционы на право пользования недрами не проводятся в отношении участков недр, если земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, не находится в государственной или муниципальной собственности. Судом установлено, что блок недр, выставленный на аукцион, расположен на земельном участке, принадлежащем ООО «ЮПК.ДСЗ «Ханский» на праве собственности, соответственно не относится к государственной либо муниципальной собственности.

При вышеуказанных обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить заявленные ООО «ЮПК.ДСЗ «Ханский» требования и прекратить правоотношения между ООО «ЮПК.ДСЗ «Ханский», управлением и Кабинетом Министров, возникшие из протокола № 1 заседания аукционной комиссии от 19 марта 2010 года, посредством прекращения его действия.

Принимая решение, суд исходит из нормы статьи 65 АПК РФ, предусматривающей, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Статья 9 АПК РФ предусматривает, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. При таких обстоятельствах суд принял все предусмотренные законом меры для реализации заинтересованным лицом его прав и не имеет возражений против требований заявителя и доказательств, их подтверждающих.

Между тем в ходе судебного разбирательства заинтересованное лицо и третье лицо не возражали против заявленных требований.

Согласно пункту 3 статьи 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования заявителя основаны на законе, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению.

Заявителем при подаче иска была уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей согласно платежному поручению от 31.05.2012, что соответствует нормам действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 167-170Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

признать протокол заседания аукционной комиссии по проведению открытого аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на II участке недр Родниковского месторождения, расположенного на территории г. Майкопа Республики Адыгея, от 19.03.2010 № 1 прекратившим свое действие. В остальной части заявленных требований производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано сторонами в порядке, предусмотренном главами 34, 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Р.В. Аутлева