АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
649000, г.Горно-Алтайск, ул.Э.Палкина, 1. Тел. (388-22) 2-31-50, 2-56-00 (факс)
e-mail:arbsyd@arb.gorny.ru http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Горно-Алтайск
25 октября 2010 года Дело № А02- 1021/2010
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Кулаковой Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Наймушиной Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Алтай о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении
При участии представителей:
заявителя – ФИО2
административного органа – ФИО3
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с требованием к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Алтай (далее – инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 52 от 22.07.2010.
В заявлении ИП ФИО1 указала, что она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 3000 рублей. Инспекция сделала вывод о том, что 09.07.2010 при проверке туристической стоянки «Бермудский треугольник» был выявлен факт оказания услуг по сплаву по реке Катунь за наличный расчет без применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ). Взамен кассового чека ИП ФИО1 выписала документ по оплате ОКУД 0700001 (бланк строгой отчетности), который с 01.12.2008 не подлежит применению.
ИП ФИО1 считает, что допущенное ею административное правонарушение может быть признано малозначительным, в виду отсутствия тяжести последствий и отсутствия вреда для государства.
В заявлении ИП ФИО1 также указала, что в момент проведения проверки инспекцией не был составлен акт проверки, она не была уведомлена о проведении инспекцией плановой выездной проверки.
Административный орган отзыв на заявление не представил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное обстоятельство не препятствует рассмотрению спора по имеющимся в нем материалам.
В судебном заседании представитель заявителя просил отменить оспариваемое постановление и перечислил доводы, изложенные в заявлении. Представитель отказался от довода в отношении акта проверки и указал, что ему не было известно о составлении 09.07.2010 акта проверки, который подписан ИП ФИО1
Представитель заявителя поддержал довод о малозначительности допущенного нарушения и указал, что у ИП ФИО1 не имелось возможности для применения ККТ в тех условиях, в которых оказывается услуга по сплаву. Денежные средства за услугу по сплаву ИП ФИО1 принимает на стоянке, которая находится на берегу реки Катунь. На данной стоянке отсутствует электричество, поэтому некуда подключить ККТ. С учетом этого, ИП ФИО1 с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя выписывает бланки строгой отчетности, который она приобрела в типографии. О том, что бланк по форме ОКУД 0700001 не может применяться с 01.12.2008 она не знала. Однако данный бланк содержит в себе все необходимые реквизиты.
Представитель административного органа в заседании требование не признал и пояснил, что поручение на проверку было выдано на основании сообщения Государственной инспекции по маломерным судам, о том, что ФИО1 оказывает услуги по сплаву туристов на маломерном судне. В ходе проверки налоговым органом было установлено, что при оказании услуг по сплаву денежные расчеты с туристом ФИО4 в нарушение требований ФИО8 закона № 54-ФЗ от 22.05.2003г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении налично-денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» осуществлены ФИО1 без применения ККТ. ФИО4 был выдан бланк строгой отчетности, который не применяется с 01.12.2008. Осуществляемая ФИО1 деятельность по сплаву не входит в перечень услуг, плата за которые может быть принята с выдачей бланка строгой отчетности.
Представитель инспекции также указал, что в момент проведения проверки в присутствии ИП ФИО1 был составлен акт № 002442, который ею подписан без каких-либо возражений. С ИП ФИО1 в этот же день было взято объяснение, в котором она указала причину применения бланков формы ОКУД 0700001. Допущенное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку ИП ФИО1 уже привлекалась в 2009 к административной ответственности за аналогичное правонарушение. ИП ФИО1 не представляет отчетность орган по месту своей регистрации. Выданный ею бланк не содержит всех обязательных реквизитов, в том числе наименование и идентификационный номер индивидуального предпринимателя.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что требование общества подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 22.11.2005. Основным видом деятельности является организация комплексного туристического обслуживания.
09.07.2010 начальником инспекции было выдано поручение № 68 на проведение проверки по соблюдению ИП ФИО1 законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью при сплаве. Проведение проверки было поручено заместителю начальника отдела ФИО5, старшему государственному инспектору ФИО6, сотруднику Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Республике Алтай ФИО7
09.07.2010 указанными сотрудниками была проведена проверка туристической стоянки, принадлежащей ИП ФИО1, на территории которой осуществляется сплав туристов по реке Катунь. В ходе проверки было установлено, что ИП ФИО1 09.07.2010 получила от ФИО4 наличные денежные средства в общей сумме 3500 рублей за оказание услуги по сплаву. ИП ФИО1 выдала ФИО4 бланк строгой отчетности формы ОКУД 0700001.
Сотрудниками инспекции 09.07.2010 с ИП ФИО1 было взято объяснение, из которого следует, что при расчетах с туристами ФИО1 использует бланки строгой отчетности формы ОКУД 0700001, которые приобретены ею в Горно-Алтайской типографии. Ей было неизвестно о том, что данные бланки были разработаны и утверждены для Министерства лесного хозяйства Российской Федерации.
По результатам проверки 09.07.2010 был составлен акт № 002442, который подписан ФИО1 и получен ею.
12.07.2010 заместителем начальника отдела ФИО5 в присутствии ИП ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении № 52, в котором был сделан вывод о нарушении предпринимателем ФИО8 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Закон о применении ККТ). В протоколе был отражен факт осуществления без применения ККТ наличных денежных расчетов 09.07.2010 на сумму 3500 рублей при оказании услуги по сплаву по реке Катунь на маломерном судне. Протокол подписан ИП ФИО1 и получен ею.
22.07.2010 исполняющий обязанности начальника инспекции вынес постановление № 52, которым привлек ИП ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 3000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу. В соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, относятся: отсутствие события административного правонарушения, состава административного правонарушения и истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Суд оценил материалы дела и пришел к выводу о недоказанности в действиях предпринимателя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (часть 2).
Объектом правонарушения является установленный порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса, составляет продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Пунктом 1 статьи 2 Закона о применении ККТ на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации применять контрольно-кассовую технику, включенную в государственный реестр.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» разъясняется, что в случае невыдачи документов строгой отчетности соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Данный порядок был определен Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 (далее – постановление Правительства РФ № 171 ), которое утратило силу в связи с принятием Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359.
В соответствии с пунктом 11 постановления Правительства РФ N 171 формы бланков, утвержденные в соответствии с настоящим Положением, могут использоваться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, для которых эти формы были утверждены.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ № 171 предусматривалось, что формы бланков утверждаются Министерством финансов РФ по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-35 утверждена форма документа строгой отчетности «Квитанция (по различным видам оплаты)» код формы 0700001 для использования при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения ККТ, при этом не указывался вид деятельности, для которого следует использовать данную форму.
В Письме Минфина России от 12.03.1998 N 16-00-27-11 разъяснено, что указанный выше документ строгой отчетности разрешен к применению предприятиями, организациями и учреждениями Службы лесного хозяйства Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России.
Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 (далее – Положение об осуществлении наличных денежных расчетов), установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
В соответствии с пунктом 2 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам.
Пунктом 2 данного Положения также установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», могут применяться до 01.12.2008.
Между тем в соответствии с пунктом 5 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.
Информационным письмом от 22.08.2008 «О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности» Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, вправе использовать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения, если иное не предусмотрено пунктами 5 и 6 названного Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.
Таким образом, форма бланка строгой отчетности может быть разработана самостоятельно, но только с соблюдением требований, предусмотренных Положением об осуществлении наличных денежных расчетов, либо могут применяться унифицированные формы первичных учетных документов, являющиеся приложением к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н.
Согласно пункту 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов документ (квитанция) должен содержать следующие реквизиты: наименование документа, шестизначный номер и серия; наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя; место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ; вид услуги; стоимость услуги в денежном выражении; размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты; дата осуществления расчета и составления документа; должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя); иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Системный анализ всех вышеперечисленных норм позволяет сделать вывод о том, что до момента издания Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники.
Следовательно, ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники за оказанные населению услуги юридические лица и индивидуальные предприниматели несут только в случае невыдачи документов строгой отчетности, утвержденных в установленном порядке. Законом о применении ККТ не установлена ответственность за осуществление наличных денежных расчетов за оказанные населению услуги с применением утвержденных в установленном порядке документов строгой отчетности несоответствующей формы.
На момент налоговой проверки и привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности в установленном порядке не разработаны и утверждены бланки строгой отчетности, выдаваемые при принятии наличных денежных средств за оказание услуг по сплаву на маломерных судах. Данное обстоятельство не лишает ИП ФИО1 воспользоваться правом на осуществление денежных расчетов с населением с применением бланков строгой отчетности, либо разработанных ею самой, либо по иной утвержденной форме.
Поэтому ИП ФИО1 имела право при расчетах с клиентами использовать квитанцию по форме ОКУД 0700001, утвержденную письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-35. Выдача ИП ФИО1 ФИО4 бланка строгой отчетности указанной формы позволяет суду сделать вывод об отсутствии в её действиях события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд оценил довод инспекции о том, что в выданном ИП ФИО1 бланке строгой отчетности не имеется всех необходимых реквизитов и считает его несостоятельным. Указанный бланк формы ОКУД 0700001 имеет все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов. Фамилия и ИНН ИП ФИО1 указаны в данном документе, они содержаться в печати, которой скреплена подпись лица, принявшего денежные средства в сумме 3500 рублей.
Таким образом, имеющимися в деле доказательствами не подтверждается наличие в действиях ИП ФИО1 события административного правонарушения в виде осуществления денежных расчетов без применения ККТ.
При таких обстоятельствах суд делает вывод о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа в связи с отсутствием в действиях ИП ФИО1 события административного правонарушения.
С учетом этого, суд не дает оценку доводам представителя заявителя о малозначительности допущенного нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 208 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным постановление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Алтай № 52 от 22.07.2010 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 3000 рублей и отменить его полностью.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Л.А.Кулакова