649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Горно-Алтайск | Дело № А02-142/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2022 года. Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Амургушев С. В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Малетиной А.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Республики Алтай (ОГРН 1020400749566, ИНН 0411005358, ул. Чорос-Гуркина Г.И., д. 25, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) к Обществу с ограниченной ответственностью "Теплострой Алтай"; Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Чаган-Узунская средняя общеобразовательная школа им. П.И. Оськиной" (ОГРН 1150411002224; 1020400508226, ИНН 0411173112; 0401003619, ул. Советская, д. 46, с. Турочак, р-н. Турочакский, Респ. Алтай; ул. Центральная, д. 24, с. Чаган-Узун, р-н. Кош-Агачский, Респ. Алтай) о признании договора недействительным в части,
В судебном заседании участвуют представители:
от истца – ФИО1, доверенность в деле,
от ответчиков – не явились, извещены.
установил:
заместитель прокурора Республики Алтай обратился в суд с иском о признании недействительным (ничтожным) абз. «а» пункта 8.2 и пункта 8.3 договора теплоснабжения № 16К-01-2022, заключенного 17 января 2022 года между обществом с ограниченной ответственностью "Теплострой Алтай" (ООО "Теплострой Алтай", теплоснабжающая организация) и Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением "Чаган-Узунская средняя общеобразовательная школа им. П.И. Оськиной" (далее – потребитель).
В заявлении указано, 17.01.2022 между теплоснабжающей организацией и школой был заключен договор теплоснабжения №22К-01-2022 сроком действия с 17.01.2022 по 31.07.2022.
Истцом в рамках надзора за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд установлено, что абз. «а» пункта 8.2 и пункт 8.3 контракта противоречат императивным нормам, закрепленным в пунктах 96, 97 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, устанавливающим в отношении социально значимых категорий потребителей, в том числе учебных заведений начального и среднего образования, к которым относится потребитель, особый льготный порядок введения ограничения подачи тепловой энергии, которым урегулирована последовательность действий теплоснабжающей организации.
Таким образом, в силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, к которому относится договор теплоснабжения № 22К-01-2022 от 17.01.2022, в вышеуказанной части являются ничтожными.
В силу пункта 95 Правил № 808 в отношении социально значимых категорий потребителей, к которым применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, в обязательном порядке в договоре теплоснабжения определяются режимы введения ограничений.
Исковые требования обоснованы положениями статей 166, 168, 421, 422, 426, 539-548 ГК РФ, Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации», Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, отзыв на иск не представили, хотя надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Неявка представителей ответчиков и непредставление отзыва на иск не являются препятствием к рассмотрению дела в данном судебном заседании согласно частям 1 и 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из части 2 статьи 9 Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
14.03.2022 в суд от ответчика поступило дополнительное соглашение № 1 от 01.03.2022 к договору теплоснабжения № 22К-01-2022 от 17.01.2022, согласно которому спорные положения договора были изложены в новой редакции в соответствии с требованиями пунктов 96, 97 Правил организации теплоснабжения.
Представитель истца поддержал заявленное требование в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске и дополнительных пояснениях к иску. Дополнительно указал, что приведение в соответствие с действующим законодательством условий договора дополнительным соглашением № 1 от 01.03.2022 указывает на констатацию сторонами недействительности оспариваемых пунктов.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 17.01.2022 между теплоснабжающей организацией и школой был заключен договор теплоснабжения № 22К-01-2022 сроком действия с 17.01.2022 по 31.07.2022, по условиям которого ООО "Теплострой Алтай" обязалось поставить потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию, а ответчик, как потребитель обязался оплачивать принятую энергию.
Абзацем «а» пункта 8.2 договора сторонами предусмотрено ограничение режима потребления (полное либо частичное) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательства по оплате энергии, горячей воды и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителя, более чем за 1 период платежа, установленный договором.
Порядок введения ограничения установлен в пункте 8.3 договора.
В рамках надзора за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд истцом установлено, что абз. «а» пункта 8.2 и пункт 8.3 контракта противоречат императивным нормам, закрепленным в пунктах 96, 97 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, (далее – Правила № 808) устанавливающим в отношении социально значимых категорий потребителей, в том числе учебных заведений начального и среднего образования, к которым относится потребитель, особый льготный порядок введения ограничения подачи тепловой энергии, которым урегулирована последовательность действий теплоснабжающей организации.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрение сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пунктом 5 статьи 426 ГК РФ предусмотрено, что условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 названной статьи, ничтожны.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 5:9 - 547 Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
Согласно статье 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии в порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, которыми определены социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении иx ограничения, прекращения подачи тепловой энергии.
В отношении социально значимых категорий потребителей, в том числе учебных заведений начального и среднего образования, постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации», далее - Правила № 808, Правила) установлен особый льготный порядок введения ограничения подачи тепловой энергии, которым урегулирована последовательность действий теплоснабжающей организации (пункт 97 Правил).
Согласно пункту 97 Правил № 808 ограничение режима потребления социально значимых категорий потребителей применяется в следующем порядке:
- теплоснабжающая организация направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате тепловой энергии в определенный в уведомлении срок. В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования связи с введением ограничения режима потребления до момента погашения образовавшейся задолженности;
- теплоснабжающая организация обязана информировать предполагаемых действиях одновременно с потребителем орган местного самоуправления, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайные ситуациям или их территориальные органы;
- в случае непогашения (неоплаты) имеющейся задолженности потребителем до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления. В случае если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, о чем он в обязательном порядке должен информировать теплоснабжающую (теплосетевую) организацию, указанная организация нз вправе производить действия по полному ограничению режима потреблена, а обязана повторно уведомить потребителя и орган местного самоуправления о дате введения такого ограничения режима потребления. Теплоснабжающая (теплосетевая) организация в указанный в повторном уведомлении срок обязана произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей потребителя (с обязательным уведомлением указанных потребителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет указанный потребитель;
- если по истечении 10 дней со дня введения ограничения режима потребления потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и органа местного самоуправления о дне и часе введения полного ограничения режима потребления не позднее 1 дня до дня введения такого ограничения режима потребления;
- возобновление подачи тепловой энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителем.
Таким образом, указанная норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной, поскольку содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила.
Суд отмечает, что МКОУ "Чаган-Узунская средняя общеобразовательная школа им. П.И. Оськиной" является бюджетным учреждением, реализующим образовательные программы среднего общего образования.
Заключив дополнительное соглашение № 1 от 01.03.2022 к договору теплоснабжения № 22К-01-2022 от 17.01.2022, стороны признали факт несоответствия оспариваемых положений договора действующему законодательству.
Поскольку сделка в обжалуемой части недействительна с момента ее совершения, то последующее заключение сторонами дополнительного соглашения, устраняющего недействительность таких условий, не может являться основанием для признания необоснованным правомерно заявленного иска, направленного на устранение нарушений законодательства.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьями 333.17, 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ООО "Теплострой Алтай", поскольку проект договора, содержащий противоречащие закону положения, был подготовлен этим ответчиком профессиональным участником рынка теплоснабжения и подписан школой с ущемлением своих интересов.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Прокурора Республики Алтай удовлетворить.
Признать недействительной первоначальную редакцию абзаца «а» пункта 8.2 и пункта 8.3 договора теплоснабжения № 22К-01-2022 от 17.01.2022 на оказание услуг по теплоснабжению, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «Теплострой Алтай» и муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Чаган-Узунская средняя общеобразовательная школа им. П.И. Оськиной».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Теплострой Алтай" (ОГРН <***>; ИНН <***>; ул. Советская, д. 46, <...>) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
В случае несогласия настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня изготовления полного текста решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья | С.В. Амургушев |