ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-1680/20 от 21.01.2021 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/                                  http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Горно-Алтайск

Дело № А02-1680/2020

Резолютивная часть решения объявлена 21.01.2021 года. Полный текст решения изготовлен 28.01.2021 года.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Окуневой И. В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кедечиновой Э.В., рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горно-Алтайскпроект" (ОГРН 1050400936464, ИНН 0411123915, пр-кт Коммунистический, д. 47, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай, 649002) к Администрация Чемальского района (ОГРН 1030400668320, ИНН 0410004150, ул. Пчелкина, д. 89, с. Чемал, район Чемальский, Республика Алтай, 649240) о  признании односторонней сделки от 17.11.2020 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 54 на разработку проектно-сметной и рабочей документации «Строительство средней общеобразовательной школы на 360 мест по ул. Новая, с. Эликмонар, Чемальский район, Республика Алтай» недействительной.

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью "Горно-Алтайскпроект" – ФИО1, руководителя, ФИО2, доверенность от 19.10.2020,

Администрации Чемальского района - ФИО3, доверенность от 11.02.2019,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Горно-Алтайскпроект" (далее – ООО "Горно-Алтайскпроект", истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Администрация Чемальского района (далее – Администрация, ответчик) о  признании односторонней сделки от 17.11.2020 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 54 на разработку проектно-сметной и рабочей документации «Строительство средней общеобразовательной школы на 360 мест по ул. Новая, с. Эликмонар, Чемальский район, Республика Алтай» недействительной.

В обоснование исковых требований указано на обстоятельства заключения между Администрацией Чемальского района (далее - заказчик) и ООО "Горно-Алтайскпроект" (далее – проектировщик») муниципального контракта № 54 от 03.02.2020 (далее – муниципальный контракт, контракт), в соответствии с которым ООО "Горно-Алтайскпроект" приняло на себя обязательства по разработке проектно-сметной и рабочей документации «Строительство средней общеобразовательной школы на 360 мест по ул. Новая, с. Эликмонар, Чемальский район, Республика Алтай» в срок до 30.05.2020.

17.11.2020 от заказчика поступило решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 54, решение мотивировано фактическим невыполнением работ.

По мнению истца, данное решение необоснованно и незаконно, поскольку ответчиком не предоставлены или несвоевременно предоставлены исходные данные, а также правоустанавливающие документы на земельный участок и градостроительный план земельного участка, необходимые  для проектирования.

Согласно пункту 1.12 Задания на проектирование, являющегося Приложением № 1 к контракту, заказчик предоставляет до начала проектирования правоустанавливающие документы на земельный участок, а также градостроительный план земельного участка.

За пределами срока выполнения работ от Администрации поступили:

- 24.07.2020 -  градостроительный план земельного участка,

- 12.08.2020 - технические условия на водоснабжение,

- 25.08.2020 - технические условия на телефонизацию,

- 25.09.2020 - технические условия на электроснабжение, не утвержденные ресурсоснабжающей организацией,

- 08.10.2020 -  выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 06.10.2020 (далее - ЕГPH).

Не были представлены  технические условия на теплоснабжение, канализование, на вывоз и утилизацию строительного мусора, ТКО; размер бюджетных ассигнований на строительство объекта (размер выделенных ассигнований для обоснования экономической эффективности инвестиции), распоряжение о предельной стоимости объекта проектирования.

Проектирование объекта, по мнению истца, не могло быть начато ранее 08.10.2020.

Поскольку сроки выполнения работ согласно пункту 5.1 муниципального контракта, рассчитаны со дня заключения контракта по 30.05.2020, то есть 118 календарных дней (с 03.02.2020 по 30.05.2020), то сроком окончания проектирования будет являться 02.02.2021 (с 08.10.2020), при условии предоставления остальных исходных данных необходимых для проектирования (технические условия на теплоснабжение, канализование, на вывоз и утилизацию строительного мусора, ТКО; размер бюджетных ассигнований на строительство объекта (размер выделенных ассигнований для обоснования экономической эффективности инвестиции); информация о предельной стоимости объекта проектирования).

Определением суда от 24.11.2020 исковое заявление ООО "Горно-Алтайскпроект" принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А02-1680/2020.

Также определениями суда от 24.11.2020, 01.12.2020 судом отказано истцу в удовлетворении ходатайств о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения ответчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 54 на разработку проектно-сметной и рабочей документации «Строительство средней общеобразовательной школы на 360 мест по ул. Новая, с. Эликмонар, Чемальский район, Республика Алтай», поскольку заявленные истцом обеспечительные меры не связаны с предметом исковых требований.

13.01.2021, 19.01.2021 Администрация в объяснениях на иск, ссылаясь на пункт 1.12. Задания на проектирование (технического задания), являющегося Приложением №1 к муниципальному контракту, указало на необходимость выполнения проектировщиком расчета требуемых нагрузок, после чего заказчик получает технические условия на инженерное обеспечение объекта. По мнению ответчика, обязанностью Администрации является предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок и градостроительный план. Расчеты технических нагрузок, для получения технических условий по холодному водоснабжению, электричеству и обеспечению телефонной связью были направлены ООО "Горно-Алтайскпроект"  и получены Администрацией 19.06.2020, сторонами велась переписка посредством электронной почты.

18.06.2020 с электронной почты ООО "Горно-Алтайскпроект" поступили следующие расчеты технических нагрузок: напор воды: 24 м, на электроснабжение: 450 Вт, связь: необходимость интернета и 6 точек. После запроса Администрации истцом была дополнительно представлена информация о категории электроснабжения 19.06.2020.

Указанное в тексте искового заявления письмо № 62 от 20.01.2020, как следует из его содержания, было направлено ООО «Горно-Алтайскпроект» в адрес Администрации Чемальского района на ее запрос № 504 от 17.02.2020, и содержало расчет нагрузок, произведенных истцом, в том числе по отоплению, вентиляции, горячему водоснабжению, что относилось к проектированию котельной школы и не входило в объем работ по муниципальному контракту, заключенному между сторонами (письма № 14 от 10.02.2020, № 504 от 17.02.2020, № 62 от 20.01.2020).

По мнению ответчика, сведения, изложенные в письме № 62 от 20.01.2020, не относятся к заключенному между сторонами контракту, оно не может служить доказательством того факта, что истцом добросовестно выполнены обязательства пункта 1.12. Задания на проектирование в части исполнения и предоставления заказчику расчета требуемых нагрузок. Градостроительный план земельного участка был изготовлен сельской администрацией Элекмонарского сельского поселения 07.07.2020 и направлен ООО "Горно-Алтайскпроект" 24.07.2020. Технические условия были получены Администрацией района и были направлены: по водоснабжению 12.08.2020, по электросвязи - 25.09.2020, на электроснабжение - 15.09.2020.

По мнению Администрации, в соответствии с частью 5 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -  Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013) у заказчика имеются основания принять решение о расторжении договора в одностороннем порядке.

19.01.2021 в судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 14 час. 30 мин. до  21 января 2021 года для представления сторонами дополнительных доказательств и письменных пояснении в обоснование заявленных требований и возражений.

  В ходе судебного разбирательства представители истца настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме, дополнительно представили в материалы дела копию решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по делу  № РНП 04-238/20 об отказе включения сведений об ООО "Горно-Алтайскпроект"  в реестр недобросовестных поставщиков от 16.12.2020, выписку из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2020-27022517 от 06.10.2020 о регистрации права собственности Администрации на земельный участок, расположенные по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Элекмонар 05.06.2020.

Представитель ответчика исковые требования не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в объяснениях на иск.

Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, 03.02.2020 между Администрацией Чемальского района (далее - заказчик) и ООО "Горно-Алтайскпроект" (далее – проектировщик) муниципального контракта № 54 от 03.02.2020 (далее – муниципальный контракт, контракт), в соответствии с которым ООО "Горно-Алтайскпроект" приняло на себя обязательства по разработке проектно-сметной и рабочей документации «Строительство средней общеобразовательной школы на 360 мест по ул. Новая, с. Эликмонар, Чемальский район, Республика Алтай» (далее – работы).

В соответствии с пунктом 1.2 муниципального контракта проектировщик выполняет работы в соответствии с Заданием на проектирование (техническим заданием)  (Приложение № 1 к контракту).

В соответствии с пунктом 1.3 муниципального контракта заказчик обязался создать проектировщику необходимые условия для выполнения работ, вытекающих из настоящего контракта, принять их в порядке, предусмотренном контрактом.

Согласно разделу 5 контракта срок выполнения работ: со дня заключения по 30.05.2020, срок действия контракта  - со дня заключения по 31.12.2020.

Суд считает, что сложившиеся между сторонами правоотношения подлежат регулированию главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Согласно статье 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы, которая с момента подтверждения ее заказчиком становится частью договора подряда.

Согласно статье 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Как следует из статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом - в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается (ст. 310 ГК РФ).

В соответствии пунктом 1.12. задания на проектирование  (техническое задание) к муниципальному контракту, технические условия на инженерное обеспечение объекта будут получены государственным заказчиком после выполнения проектной организацией расчета требуемых нагрузок. Заказчик предоставляет до начала проектирования правоустанавливающие документы на земельный участок, а также градостроительный план земельного участка.

Письмом № 62 от 20.01.2020 проектировщик в ответ на запрос Администрации № 504 от 17.02.2020 сообщил об объемах нагрузки для проектируемой средней школы в <...> (л.д. 30, том № 1).

В соответствии с выпиской из ЕГРН № КУВИ-002/2020-27022517 от 06.10.2020 земельный участок с кадастровым номером 04:05:050102:1923 расположенный по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Элекмонар, зарегистрирован в собственность ответчика 05.06.2020.

Суд признает обоснованными доводы ООО "Горно-Алтайскпроект" о просрочке кредитором обязанностей по предоставлению технических условий, правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка и технических условий.

Письмом № 104 от 21.04.2020 проектировщик просил заказчика представить правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, и технические условия, справки на подвоз недостающего и отвоз лишнего грунта, справку на непредвиденные расходы.

Письмом № 105 от 21.04.2020 проектировщик просил согласовать планы на проектирование школы в с. Элекмонар.

Письмом № 122 от 12.05.2020 истец повторно просил заказчика представить правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка и технические условия, справки на подвоз недостающего и отвоз лишнего грунта, справку на непредвиденные расходы, напоминал, что сроки начала проектирования будут исчисляться с момента представления последнего исходного данного. Также ООО "Горно-Алтайскпроект" просил заказчика рассмотреть возможность завершения контракта по обстоятельствам, не зависящим от подрядчика. В связи с чем, просило приостановить действие контракта, либо законсервировать с оплатой фактически выполненных объемов работ.

В соответствии с пунктом 13.2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа, от исполнения отдельных обязательств, в том числе и:

- в связи с существенными нарушениями условий контракта (нарушение существенных условий) предусмотренных контрактом, в том числе нарушение проектировщиком срока выполнения работ более чем на 20 календарных дней, выполнения работ ненадлежащего качества, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок.

- если проектировщик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку, указанных в контракте, становится, явно невозможным (согласно части 2 статьи 715 ГК РФ).

- в связи с существенными нарушениями условий контракта  пункта 1.3. контракта)

Согласно приложению №1 к муниципальному контракту, пункт 1.14 задания на проектирование, заказчик предоставляет до начала проектирования:

- правоустанавливающие документы на земельный участок;

- градостроительный план земельного участка;

- технические условия.

В соответствии частью 8 статьи Закона 95 ФЗ-44 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии частью 9 статьи 95 Закона 95 ФЗ-44 заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии частью 15 статьи 95 Закона 95 ФЗ-44 заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях: если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

Согласно части 1 статьи 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Из материалов дела следует, что за пределами срока выполнения работ от Администрации поступили:

24.07.2020 -  градостроительный план земельного участка,

12.08.2020 - технические условия на водоснабжение,

25.08.2020 - технические условия на телефонизацию,

25.09.2020 - технические условия на электроснабжение, не утвержденные ресурсоснабжающей организацией,

08.10.2020 -  выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 06.10.2020 (далее - ЕГPH),

те же обстоятельства установлены решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по делу  № РНП 04-238/20 об отказе включения сведений об ООО "Горно-Алтайскпроект"  в реестр недобросовестных поставщиков от 16.12.2020

Как указано в пункте 50 постановления от 23 июня 2015 года № 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу статьи 153 ГК РФ при решении вопроса о правовой квалификации действий участника (участников) гражданского оборота в качестве сделки для целей применения правил о недействительности сделок следует учитывать, что сделкой является волеизъявление, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (например, гражданско-правовой договор, выдача доверенности, признание долга, заявление о зачете, односторонний отказ от исполнения обязательства, согласие физического или юридического лица на совершение сделки).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Исходя из указанной нормы, отказ от исполнения муниципального контракта Администрацией является оспоримой сделкой. Истец полагает, что совершенное ответчиком одностороннее расторжение муниципального контракта оспоримо, что позволяет суду дать его исковому требованию правовую квалификацию иска о признании сделки недействительной.

Суд исследовал данный довод, представленные истцом в его подтверждение него представленные доказательства и находит, что изложенная выше позиция истца является обоснованной и соответствует материалам дела и закону.

В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта является односторонней сделкой. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (статья 154 ГК РФ).

Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими иными (статья 155 ГК РФ). Сделка недействительна в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) (статья 166 ГК РФ).

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Как разъяснено в пункте 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.

Суд считает обоснованной позицию истца, полагающего, что до представления всех перечисленных им документов (в том числе, технических условий на теплоснабжение, канализирование, вывоз твердых коммунальных отходов и строительного мусора, а кроме того, сведений о предельной стоимости объекта капитального строительства, для прохождения государственной экспертизы – доверенности, учредительных документов, документа о назначении руководителя) проектировщик не может считаться просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.

Оценив обстоятельства дела, действия проектировщика и заказчика по муниципальному контракту № 54 от 03.02.2020, примененный заказчиком односторонний порядок расторжения контракта, учитывая, что между сторонами заключен муниципальный контракт, суд пришел к выводу о недействительности оспариваемой истцом сделки как незаконной.

На основании изложенного суд удовлетворяет исковое требование о признании недействительным одностороннего расторжения муниципального контракта № 54 от 03.02.2020, заключенного между Администрацией Чемальского района и ООО "Горно-Алтайскпроект".

В связи с удовлетворением исковых требований расходы истца на уплату государственной пошлины относятся на ответчика согласно статье 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Горно-Алтайскпроект".

Признать недействительной одностороннюю сделку от 17.11.2020 об одностороннем отказе Администрации Чемальского района от исполнения муниципального контракта № 54 на разработку проектно-сметной и рабочей документации «Строительство средней общеобразовательной школы на 360 мест по ул. Новая, с. Эликмонар, Чемальский район, Республика Алтай».

Взыскать с Администрации Чемальского района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Горно-Алтайскпроект" 6000 руб. расходов на уплату государственной пошлины.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Горно-Алтайскпроект" из федерального бюджета 3000 рублей расходов на уплату государственной пошлины, перечисленной по платёжному поручению №213 от 18.11.2020.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты изготовления мотивированного решения в Седьмой Арбитражный апелляционный суд (г. Томск) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.

Судья

И.В. Окунева