649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Горно-Алтайск 22 апреля 2021 года | Дело № А02-1789/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2021 года. В полном объеме решение изготовлено 22 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Соколовой А.Н., при ведении протокола секретарём судебного заседания Букачаковой В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Интер-Строй» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) о признании недействительным решения Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (ОРГН 1070411000660, ИНН <***>, адрес: <...>), оформленного протоколом № 520 от 25 декабря 2019 года,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Интер Строй» - ФИО1, представителя по доверенности от 29.06.2020 г., сроком на 3 года, копия диплома АВС 0546324 от 23.06.1997, рег. № 173;
от Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай – ФИО2, представителя по доверенности от 28.01.2021 № 11, сроком на 1 год, копия диплома КТ № 36908, рег.№ 0019562д от 25.02.2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Интер Строй» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр, внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, досрочному прекращению права пользования недрами на территории Республики Алтай по участкам недр, отнесенным к компетенции Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее –Комиссия), оформленного протоколом № 520 от 25 декабря 2020 года.
В заявлении указано, что на заседании комиссии 28.08.2020 было принято решение об изменении сроков установленных протоколом 536 от 19.02.2020, который был признан недействительным решением арбитражного суда от 06.08.2020 по делу №А02-677/20. На письмо о разъяснении данного протокола с учетом отмены протокола 536, 23.11.2020 получен отказ в разъяснении. Со слов представителя Минприроды стало известно о возобновлении действия протокола 520 от 25.12.2019. Также указано, что доводы о предоставлении актуализированного проекта отработки участка недр «ФИО3/2», осуществлении достоверного учета запасов, сдаче статистической отчетности и уплате налогов являлись предметом рассмотрения в рамках дела «А02-677/20. В оспариваемом протоколе не указаны правовые основания для актуализации проектной документации, которая не признана недействительной. Обязанность по достоверному учету, сдаче отчетности и уплате налогов была исполнена обществом, что также было установлено в рамках дела №А02-677/20. При вынесении оспариваемого протокола Комиссией нарушен порядок принятия, поскольку отсутствуют проведения каких0либо проверок в отношении общества.
Впоследствии обществом представлены дополнения к заявлению, в которых указано на нарушения процедуры принятия оспариваемого протокола, а также, что при переоформлении лицензии 04РА 00082 ТР в связи со сменой наименования общества, в переоформленной лицензии 04РА 00290ТР была неверно указана нижняя граница запасов. В связи с выявленными расхождениями, 04.12.2020 Общество обратилось в Министерство с заявкой на внесение изменений и дополнений в переоформленную лицензию.
11.01.2021 письмом №2 Министерство уведомило общество об отказе во внесении изменений в лицензию, поскольку в отношении общества ведется процедура досрочного прекращения права пользования лицензией. К ответу был приложен протокол заседания Комиссии от 11.01.2021 №569, где была рассмотрена заявка общества от 04.12.2020 о внесении изменений в лицензию и принято решение рекомендовать Министерству отказать обществу в связи с тем, что процедура досрочного прекращения права пользования лицензией ведется с 25.12.2019 (протокол №520).
Ответчик представил отзыв на заявление, где указал на пропуск срока на оспаривание протокола №520. Общество не представило доказательств наличия и представления планов горных работ, осуществление выхода на проектную мощность в соответствии с проектной документацией и условиями лицензии. Сроки, установленные в оспариваемом протоколе, были продлены Министерством в соответствии с постановлением правительства Российской федерации от 03.04.2020 №440 до 31.12.2020, а впоследствии заседания комиссии были отложены по ходатайству общества.
В настоящем судебном заседании представитель общества поддержал заявленное требование. Указал, что в 2018, 2019 годах общество осуществило выход на проектную мощность согласно условиям лицензии, налоги были уплачены, учет полезных ископаемых осуществлен, что также было подтверждено в рамках иного спора по обжалованию протокола №536. Считает, что процедура вынесения оспариваемого протокола нарушена, так как никакого заседания комиссии для направления уведомления о выявленных нарушениях не было. Представление актуализированного проекта отработки участка недр не предусмотрено. Проектная документация разработана на три участка, которые должны разрабатываться последовательно и только после отработки одного участка по первой лицензии, приступать к следующей, рекультивация предусмотрена только после отработки участков недр по трем лицензиям.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал свои возражения. Дополнительно указал, что основанием для направления уведомления являлась служебная записка от 20.05.2019, которая относится к двум лицензиям 04РА00082ТР и 04РА00084ТР. Представил копию приказа №205 от 19.04.2021 о внесении изменений в лицензию относительно верхней и нижней граница участка недр и статуса участка недр. Пояснил, что общество указывало, что Министерство не вносит указанные изменения в лицензию, ссылаясь ан начатую процедуру досрочного прекращения права пользования. Относительно актуализированного проекта отработки участка недр пояснил, что проектная документация была разработана по трем лицензиям, а право пользования недрами по лицензии 04РА 00051ТР было прекращено в связи с истечением срока ее действия, то действующая документация является неактуальной. Кром того, по каждой лицензии имелись нарушения, которые были допущены именно в связи с последовательностью отработки участков недр по трем лицензиям.. Кроме того, согласно пункту 78.3 Приказа Минприроды России №352 от 14.06.2016 основанием для составления дополнения к проектной документации на проведение работ в соответствии с лицензией на пользование недрами является: а) необходимость корректировки методики, комплекса, видов и объемов работ, последовательности и сроков их выполнения, обусловленных изменившимся представлением о геологическом строении объекта, выявленным при проведении работ на объекте, которое не было известно на момент составления проектной документации, или изменением макроэкономических показателей, определяющих условия выполнения работ по геологическому изучению недр; б) внесение изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами; в) изменение границ участка недр; г) исправление технической ошибки в лицензии на пользование недрами.
Выход на проектную мощность был осуществлен с нарушениями условий лицензии.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующему.
27.01.2012 обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Горно-Строй» была выдана лицензия 04РА 00082ТР на геологическое исследование с последующей добычей песчано-гравийной смеси на участке «Аэропорт-1/2».
Срок действия лицензии установлен до 23 февраля 2019 года.
Приказом Министра Минприроды №140 от 19.02.2018 внесены изменения в лицензию, срок действия лицензии установлен до 23 февраля 2026 года.
На основании служебной записки должностного лица министерства от 20.05.2019, 26.06.2019 и.о. министра в адрес общества было вынесено и направлено уведомление №6803 о не выполнении ООО «СК «Горно-Строй» пунктов 2.1.1, 2.1.5 условий пользования участком недр Аэропорт ½ лицензии на право пользования недрами №04РА00082ТР, а именно: отсутствуют планы развития горных работ, не осуществляется достоверный учет полезных ископаемых (пункт 2.2.1); выход на проектную мощность 50 тыс. куб.м вы год не осуществлен в соответствии с утвержденным проектом и условиями лицензии (пункт 2.1.5). Указано, что если после истечения трех месяцев с момент получения уведомления, общество не устранит выявленные нарушения, то право пользования недрами по лицензии 04РА00082ТР будет досрочно прекращено. Также указано на возможность привлечения к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На заседании Комиссии 25.12.2019 был рассмотрен вопрос выполнении обществом уведомления от 26.06.2019и о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии 04РА00082ТР. Комиссия было установлено, что указанные в уведомлении нарушения частично устранены, но выход на проектную мощность не осуществлен. Вынесено решение: об обязании общества в срок до 15.02.2019 осуществить достоверный учет оставшихся запасов по участкам недр Аэропорт-1, Аэропорт ½ (геолого-маркшейдерский контроль). По результатам проведенных работ сдать форму статистической отчетности 5-гр о добытых полезных ископаемых в Министерство. Заплатить налог за добытое полезное ископаемое; -об обязании общества в срок до 10 мая 2019 года представить в Министерство для согласования актуализированный проект отработки участка недр Аэропорт -1/2. Также указано, что в случае не выполнения в указанные сроки вышеперечисленных требований, рекомендовать Министерству досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии 04РА00082ТР.
14 февраля 2020 общество обратилось в Министерство с заявлением о продлении сроков исполнения решения Комиссии, оформленное протоколом №520 от 25.12.2019, до 31 декабря 2020 года.
19.02.2020 Комиссия, рассмотрев заявление Общества о продлении сроков исполнения требований Комиссии, установленных в протоколе №520 от 25.12.2019, решила: признать утратившим силу решение протокола №520 от 25.12.2019; Обязать Общество в срок до 01 мая 2020 года осуществить достоверный учет оставшихся запасов по участкам недр Аэропорт-1, Аэропорт ½ (геолого-маркшейдерский контроль). По результатам проведенных работ сдать форму статистической отчетности 5-гр о добытых полезных ископаемых в Министерство. Заплатить налог за добытое полезное ископаемое; -обязать общество в срок до 01 июля 2020 года представить в Министерство для согласования актуализированный проект отработки участка недр Аэропорт -1/2;
-не осуществлять добычные работы на участке недр Аэропорт -1/2 до согласования технического проекта отработки;
-в случае невыполнения в указанные сроки вышеперечисленных требований, рекомендовать Министерству досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии 04РА00082ТР.
Указанное решение оформлено протоколом №536 от 19.02.2020.
Общество обжаловало в арбитражный суд указанный протокол, который был признан арбитражным судом недействительным.
Решение от 06.08.2020 вступило в законную силу.
Полагая, что решение (протокол) №520 от 25.12.2019 не соответствует закону и нарушает права общества, ООО «СК «Интер Строй» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании должен осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также установить, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд оценил доводы Министерства о пропуске обществом срока для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 № 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Лицо должно доказать, что оно обратилось в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта в установленный законом срок с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, а в случае пропуска такого срока - ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока с обоснованием причин уважительности пропуска срока. При этом пропуск трехмесячного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Алтай от 06.08.2020 по делу №677/2020, протокол Комиссии 536 от 19.02.2020, которым был признан утратившим силу протокол 520 от 25.12.2019, признан судом недействительным.
Решение не было обжаловано сторонами и вступило в законную силу 06.09.2020.
14.08.2020 Общество обратилось в Министерство с заявкой на переоформление лицензии 04РА00082 ТР в связи с изменением наименования юридического лица.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявок от 28.08.2020 было рекомендовано Министерству переоформить лицензию в связи с изменением наименования общества. Вторым пунктом, комиссия решила изменить сроки, установленные абзацами 2, 3 пункта 2 протокола №536 от 19.02.2020 на 1 января 2021 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году».
Общество обратилось в Министерство за разъяснением указанного решения, оформленного протоколом №559 от 28.08.2020 с указанием на отмену протокола №536 от 19.02.2020.
23.11.2020 Министерство отказалось разъяснять принятое решение №559 от 28.08.2020. А из объяснений специалиста стало известно о возобновлении действия протокола 520 от 25.12.2019. С настоящим заявлением ООО «Строительная компания «Интер-Строй» обратилось в арбитражный суд через систему «Мой Арбитр» 10.12.2020, то есть в пределах трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд оценил заявленное требование.
Отношения, возникающие в сфере пользования недрами, регламентированы Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2395-1, Закон о недрах).
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно пункту 10 части второй статьи 22 Закона № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах).
Приказом Минприроды Республики Алтай от 7 августа 2012 года № 282 создана Комиссия по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр, внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, досрочному прекращению права пользования недрами на территории Республики Алтай, по участкам недр, отнесенным к компетенции Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее - Комиссия), утверждено Положение о Комиссии.
В соответствии с Положением, Комиссия в соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах создается Министерством с целью рассмотрения поступивших заявок и принятия решения или выдачи рекомендаций по вопросам лицензирования пользования участками недр местного значения, расположенными в Республике Алтай.
Как предусмотрено Административным регламентом, Положением о Комиссии, решение Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии,
К основным задачам Комиссии относится в том числе и рассмотрение материалов проверок уполномоченных органов и выдачу рекомендаций по досрочному прекращению, приостановлению и ограничению права пользования недрами по участкам, относящимся в соответствии с Законом о недрах к полномочиям Министерства; рассмотрение других вопросов в сфере лицензирования пользования недрами по поручению Министерства с выдачей соответствующих рекомендаций.
Согласно Административному регламенту Минприроды, выдача уведомлений о выявленных нарушениях и предупреждении о досрочном прекращении права пользования недрами, относится к полномочиям Министерства .
Так, в соответствии с пунктом 82 Административного регламента уведомление о нарушениях подписывается Министром или его заместителем, регистрируется в порядке, установленном правилами делопроизводства, и направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении. Письменное уведомление о нарушениях должно содержать: указание на нарушения условий пользования недрами; требования к информации об устранении нарушений, которая должна быть представлена пользователем недр, с указанием на срок исполнения; предупреждение о том, что в случае, если указанные нарушения не будут устранены в указанный в уведомлении срок, то право пользования недрами может быть досрочно прекращено. Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления (пункт 83).
Исходя из положений пунктов 72-74, 82, 83 Административного регламента данные в отношении конкретного участка недр и конкретного недропользователя рассматриваются на комиссии министерства, в случае подтверждения существенных нарушений лицензии в адрес пользователя недр заказным письмом направляется уведомление о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами; продление срока, установленного в уведомлении на устранение нарушений, или выдача повторного уведомления на устранение нарушений с установлением новых сроков устранения нарушений не допускается.
По результатам контрольных мероприятий за устранением пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о нарушениях, комплект документов в отношении конкретного участка недр направляется на повторное рассмотрение на комиссию министерства для принятия рекомендательного решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (пункты 84-86 Административного регламента).
Как следует из материалов дела, 27.01.2012 обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Горно-Строй» была выдана лицензия 04РА 00082ТР на геологическое исследование с последующей добычей песчано-гравийной смеси на участке «Аэропорт-1/2».
Составной частью данной лицензии являются Условия пользования недрами (приложение № 1, далее – Условия пользования недрами).
Условия пользования участками недр отражены в приложении 1 к лицензии.
Условиями пользования участком недр, являющимися приложением 1 к лицензии 04РА00082ТР установлено, что владелец лицензии обязан: выйти на проектную мощность горнодобывающего предприятия в соответствие с утвержденным техническим проектом не позднее 40 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (пункт 2.1.5). соблюдать требования Закона о недрах, Закона Республики Алтай от 02.03.1993 №4-6 «О недрах и недропользовании», законодательства об охране окружающей среды; уплачивать регулярные платежи за пользование недрами, налоги, сборы; ежеквартально представлять отчет о выполнении условий пользования недрами; до 15 января, следующего за отчетным годом, представлять формы статистической отчетности по вопросам проведения геологоразведочных и добычных работ формы 2-ГР, 5-ГР, 2-ЛС, утвержденных постановлением Комитета РФ по статистике от 13.11.2000 №110, постановлением Федеральной службы государственной статистике от 04.06.2007 №43.
Согласно статье 11, пункту 10 части второй статьи 22 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрам; пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Пунктами 2.1.1, 2.1.5 Условий пользования недрами предусмотрено, что пользователь недр на лицензионном участке обязан осуществлять предписанную лицензией деятельность в соответствии с требованиями законодательства о недрах, об охране окружающей среды; произвести выход на проектную мощность горнодобывающего предприятия в соответствии с утвержденным техническим проектом не позднее 40 месяцев со дня государственной регистрации лицензии.
В силу статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Министерство, установив невыполнение обществом пунктов 2.1.1, 2.1.5 Условий пользования недрами, направило ему уведомление от 24.06.2019 № 6802 (по почте заказным письмом с уведомлением) о необходимости устранения нарушений существенных условий лицензии в течение трех месяцев со дня его получения. Данное уведомление направлено обществу по юридическому адресу и возвращено по истечении срока хранения органом почтовой связи в адрес министерства 01.08.2019.
На заседании Комиссии 25.12.2019 было установлено, что выявленные нарушения условий лицензии были устранены обществом частично: обществом заключен договор с ООО «Геомаркет» на составление проектной документации и проведение маркшейдерских работ со сроком исполнения до 05.05.2019. Выход на проектную мощность не осуществлен.
Ссылаясь на пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, предусматривающую возможность досрочного прекращения права пользования лицензией в связи с существенными нарушениями условий лицензии, Комиссия установила новые сроки для осуществления достоверного учёта оставшихся запасов по участкам недр, сдачи статистической отчетности по форме 5-гр о добытых полезных ископаемых в Министерство, уплате налога на добытое полезное ископаемое и представления в Министерство для согласования актуализированного проекта отработки участка недр «Аэролпорт-1/2»., установив сроки для устранения выявленных нарушений, указала, что в случае невыполнения требований Комиссия рекомендует Министерству досрочно прекратить право пользования недрами на основании лицензии 04РА00082ТР.
Суд оценил доводы общества о нарушении порядка принятия оспариваемого протокола со ссылкой на решение по делу №А02-677/2020 и отклоняет его, поскольку суд не связан с указанным делом, рамках настоящего спора оспаривается иной ненормативный акт, оцениваются иные доказательства.
Из анализа пунктов 24, 25, 57 Административного регламента, Положения о Комиссии следует, что должностные лица вправе самостоятельно в рамках своих должностных полномочий осуществлять контроль за выполнение недропользователями условий выданных им лицензий, выявлять нарушения.
Таким образом, получение министерством в ходе осуществления своих контрольных полномочий информации (служебная записка) о не выполнении обществом условий лицензии, явилось основанием для направления в адрес директора общества уведомления от 26.06.2019 о выявленных нарушениях, с указанием на устранение допущенных нарушений и предупреждением, что если течение трех месяцев с момента получения уведомления, данные нарушения не будут устранены, данное обстоятельство будет являться для досрочного прекращения права пользования лицензией.
Уведомление было направлено в адрес общества, и возвращено отправителю 01.08.2019 в связи с истечением срока хранения, что свидетельствует о надлежащем уведомлении общества.
В трехмесячный срок выявленные нарушения не были устранены. На заседании Комиссии 25.12.2019, где присутствовал представитель общества ФИО4, было установлено, что нарушения, указанные в уведомлении были частично устранены, однако выход на проектную мощность 50 тыс. куб.м так и не был осуществлен. В связи с чем, обществу были установлены новые сроки.
Таким образом, Министерством соблюден порядок выявления нарушений, уведомления пользователя недр о возможном досрочном прекращении права пользования участком недр, рассмотрение вопроса о выполнении уведомления. Указание в служебной записке нарушений по иной лицензии, не опровергает факт нарушения практически аналогичных нарушений по настоящей лицензии. Отсутствие решения Комиссии по рекомендации направления в адрес общества уведомления, отсутствие акта проверки, не свидетельствует о незаконности оспариваемого протокола, поскольку факт нарушения обществом существенных условий пользования лицензии подтверждается материалами дела. Кроме того, факт нарушения обществом существенных условий лицензии подтвержден материалами дела, был признан самим обществом, что следовало, в том числе и из его ходатайства о продлении сроков исполнения протокола №520.
Так, в соответствии со статьей 24 Закона о недрах мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом государственного горного надзора.
Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1466 утверждены Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых
Согласно указанным правилам, планы и схемы развития горных работ составляются для каждого участка недр, право пользования которым предоставлено в соответствии с лицензией на пользование недрами и на котором в соответствии с техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых ведутся горные работы, связанные с пользованием недрами (далее - участок недропользования) (пункт 11).
В случае если месторождение полезных ископаемых разделено на 2 и более участка недропользования или 2 и более месторождения полезных ископаемых объединены в границы одного участка недропользования, право пользования которым принадлежит одному пользователю недр, или участок недр (месторождение полезных ископаемых) разрабатывается на основании нескольких видов проектной документации, допускается составление 1 плана и 1 схемы развития горных работ с общей графической частью и пояснительной запиской.
В случае если пользователем недр разрабатывается 2 и более месторождений полезных ископаемых, допускается составление общей схемы развития горных работ в отношении маркшейдерских работ. При этом табличные материалы с показателями параметров горных разработок и видов маркшейдерских работ составляются раздельно по каждому участку недропользования или месторождению полезных ископаемых соответственно.
Заявление о согласовании планов развития горных работ направляется пользователем недр в орган государственного горного надзора до 1 сентября текущего года (года, предшествующего планируемому).
Рассмотрение планов развития горных работ осуществляется в период с 20 сентября по 25 декабря года, предшествующего планируемому, в соответствии с графиком, утверждаемым органом государственного горного надзора (далее - график). Пользователи недр, подавшие заявления о согласовании планов развития горных работ, включаются в график в алфавитном порядке. Графики опубликовываются на официальных сайтах органа государственного горного надзора и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пользователи недр письменно уведомляются органом государственного горного надзора о времени и месте рассмотрения планов и (или) схем развития горных работ не позднее чем за 20 дней до установленной даты их рассмотрения.
Планы и (или) схемы развития горных работ направляются пользователем недр в орган государственного горного надзора за 15 дней до назначенной даты рассмотрения планов и (или) схем развития горных работ на бумажном носителе или в электронном виде (по усмотрению заявителя).
По результатам рассмотрения планов и (или) схем развития горных работ органом государственного горного надзора не позднее 5 дней с даты рассмотрения принимается решение о согласовании планов и (или) схем развития горных работ либо об отказе в согласовании.
Судом установлено, что планы горных работ за 2018, 2019 года на момент принятия оспариваемого протокола, общество не представило, доказательства подачи в уполномоченный орган заявок отсутствуют. Более того, Министерством представлены ответы Ростехнадзора, согласно которым общество в 2019, 2020 годах не обращалось за согласованием планов горных работ, а архивы, в том числе за 2018 года не сохранились.
Указанные обстоятельства не оспариваются заявителем.
Далее, исходя из пункта 2.1.5 Условий пользования участком недр, выход на проектную мощность горнодобывающего предприятия должен быть осуществлен не позднее 40 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (07.02.2012), предприятие, в срок не позднее 07.07.2015 года, должно было выйти на проектную мощность в соответствие с техническим проектом.
Доводы общества о выходе на проектную мощность и даже с превышением со ссылкой на статистическую отчетность за 2019 год (принята министерством 15.01.2020), судом отклоняется, поскольку выход на проектную мощность должен быть осуществлен в срок, установленный в соответствии с проектной документацией и условиями лицензии, который общество не выполнило на момент принятия оспариваемого протокола. Представленная статотчетность за 2018 год (сдана 28.01.2018) содержит сведения об объемах добычи в 46,5тыс.куб. м, отчетность за 2017 год показывает-0.
Таким образом, на протяжении более чем 8 лет с момента государственной регистрации лицензии и на момент вынесения оспариваемого протокола, выход на проектную мощность не был осуществлён, планы горных работ не сдаются в уполномоченный орган-Ростехнадзор, достоверный учет запасов в полном объеме не был осуществлен.
Довод общества о неправомерности обязания предоставлять актуализированный проект отработки участка недр 2Аэропорт-1/2» со ссылкой на проектную документацию, судом отклоняется. В обоснование своих доводов заявитель ссылается на утвержденную проектную документацию отработки участков Аэропорт-1, Аэропорт-1/2, Аэропорт ¼ месторождения песчано-гравийного материала в Майминском районе Республики Алтай, которая предусматривает поэтапное освоение земельных участков на основании лицензий на право пользование недрами 04РА 00051ТР на участке Аэропорт-1, 04РА 00082 ТР на участке Аэропорт-1/2, 04РА 00084 ТР на участке Аэропорт- ¼.
Пользователь недр обязан использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии, обеспечить выполнение условий, установленных лицензией и техническими регламентами (пункты 1, 2, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Проектная документация составлена с учетом исходных данных, предоставленных ООО «СК «Горно-Строй», а именно на основании следующих материалов:
- Лицензия на право пользование недрами «Геологическое изучение с последующей добычей песчано-гравийного материала на участке «Аэропорт-1» 04РА 00051 ТР от 24.04.2009., действительна до 24.04.2019.;
- Лицензия на право пользование недрами «Геологическое изучение с последующей добычей песчано-гравийного материала на участке «Аэропорт-1/2» 04РА 00082 ТР от 07.02.2012., срок продлен до 23.02.2026.;
- Лицензия на право пользование недрами «Геологическое изучение с последующей добычей песчано-гравийного материала на участке «Аэропорт-1/4» 04РА 00084 ТР от 14.03.2012., действительна до 28.02.2027.;
- отчет о геологоразведочных работах с подсчетом запасов песчано-гравийной смеси участка Аэропорт-1, Аэропорт – ½, Аэропорт – ¼.
- протокол № 12 ТКЗ от 16.07.2009 .;
- заключение № 24 ТКЗ от 18.09.2012.
В соответствие с пунктом 1.1 Проектной документации рассмотрен вопрос отработки всего участка, на котором был произведен подсчет запасов, который включает в себя все три участка - «Аэропорт-1», «Аэропорт-1/2», «Аэропорт-1/4» суммарной площадью 21,0 га.
В соответствие с пунктом 3.2 проектной документации площадь, проектируемая под разработку карьера, в том числе, для размещения временных отвалов пустых пород составляет 18,5 га. Данная площадь охватывает всю часть месторождения. Проектный карьер располагается в контурах земельного отвода. Календарным планом горных работ предусмотрено вовлечение земель в горные отработки последовательно, с проведение вскрышных работ в первые годы карьера.
В соответствие с техническим заданием, данной документацией определена производительность карьера 50,0 тыс. куб.м., но предполагается, что она будет зависеть от потребности предприятия в материалах согласно с условиями строительного рынка региона. Максимально возможная годовая производительность рассчитана 553,3 тыс. куб. м. и может быть обеспечена 3 забоями, работающими одновременно. Календарный план является ориентировочным и определяет главное направление и порядок подвигания горных работ (п. 4.2.5 Проектной документации). Разработан на первые 10 лет.
Таким образом, проектная документация разработана с учетом условий всех трех лицензий, в том числе и лицензии, которая является предметом спора, а также с учетом сроков выхода на проектную мощность в соответствие с этими лицензиями, которые установлены не позднее 40 месяцев со дня государственной регистрации лицензий. Карьер рассматривается как единый горный отвод, включающий в себя все три земельных участка по трем лицензиям. Календарный план является ориентировочным и определяет главное направление и порядок продвигания горных работ и не свидетельствует о невозможности исполнения пункта 2.1.5 Условий Лицензии на право пользование недрами «Геологическое изучение с последующей добычей песчано-гравийного материала на участке «Аэропорт-1/2» 04РА 00082 ТР в части выхода на проектную мощность по этой лицензии в течение 40 месяцев с момента государственной регистрации лицензии.
Как было указано выше, проектная документация разработана с учетом трех лицензий. Судом установлено, что приказом Министерства от 25.04.2019, то есть до вынесения Комиссией оспариваемого протокола, прекращено право пользования участком недр по лицензии 04РА 00051ТР в связи с истечением срока ее действия.
Таким образом, на момент заседания Комиссии- 25.12.2019 у общества имелась неактуальная проектная документация. Следовательно, требование Министерства представить для согласования актуализированный проект отработки участка недр «Аэропорт-1/2» является правомерным. При этом, общество ссылается на поэтапное освоение участков недр, невозможность представить планы горных работ по спорному участку, когда осваивался только участок «Аэропорт-1», выйти на проектную мощность, несмотря на конкретные условия пользования каждой из лицензий.
Согласно пункту 78 Приказа Минприроды России №352 от 14.06.2016 78. изменения вносятся в действующую проектную документацию путем составления дополнения к действующей проектной документации.
Пунктом 78.3 установлено, что основанием для составления дополнения к проектной документации на проведение работ в соответствии с лицензией на пользование недрами является: а) необходимость корректировки методики, комплекса, видов и объемов работ, последовательности и сроков их выполнения, обусловленных изменившимся представлением о геологическом строении объекта, выявленным при проведении работ на объекте, которое не было известно на момент составления проектной документации, или изменением макроэкономических показателей, определяющих условия выполнения работ по геологическому изучению недр; б) внесение изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами; в) изменение границ участка недр; г) исправление технической ошибки в лицензии на пользование недрами.
С заявлением о внесении изменений в условия пользования участком недр в соответствие с требования ми Закона пользователь недр не обращался.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении пользователем недр пунктом 2.1.1, 2.1.5 Условий пользования участком недр.
Невыполнение недропользователем требований лицензионного соглашения, повлекшее существенные нарушения условий выданной ему лицензии на право пользование недрами, показывает нерациональность пользования недрами на данном участке, которая является по смыслу Закона о недрах основной задачей, которую обязан обеспечить недропользователь и государственные органы при принятии решений и является достаточным основанием для досрочного прекращения такого права.
При таких обстоятельствах, оспариваемый протокол принят в пределах полномочий Комиссии, нарушения условий пользования лицензии установлены, обязанность по выполнению тех действий, в отношении которых установлен срок является действительной, следовательно, суд приходит к выводу о соответствии указанного протокола Закону о недрах и другим нормативным правовым актам.
Кроме того, общество не указало, какие права и законные интересы нарушены оспариваемым протоколом.
Приказ о досрочном прекращении права пользования лицензии до настоящего времени не принят. Применение каких-либо мер по привлечению общества к ответственности, также не установлено. Напротив, Министерство неоднократно продлевало срок устранения выявленных нарушений, как по ходатайствам самого общества, так и по собственной инициативе. Изменения в лицензию по заявлению общества внесены.
В пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо одновременное наличие двух условий - не соответствие действий (решений) закону и нарушение прав и интересов юридического лица.
В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не доказано наличие указанных условий.
При таких обстоятельствах, суд отказывает обществу в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания «Интер-Строй») (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) в удовлетворении заявленного требования.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья А.Н. Соколова