ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-1852/09 от 17.11.2010 АС Республики Алтай

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

  649000, г.Горно-Алтайск, ул.Э.Палкина, 1. Тел. (388-22) 2-31-50, 2-56-00 (факс)

e-mail:arbsyd@arb.gorny.ru http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  РЕШЕНИЕ

г.Горно-Алтайск Дело № А02-1852/2009

  19 ноября 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 17 ноября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2010 года.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Кулаковой Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Наймушиной Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, при участии индивидуального предпринимателя ФИО1, администрации Муниципального образования «город Горно-Алтайск», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай в качестве третьих лиц на стороне заявителя и ответчика, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора

  при участии представителей:

заявителя – ФИО2, ФИО3

ответчиков – ФИО4, ФИО5

третьих лиц – ФИО6, ФИО7, ФИО8

установил:

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж» (далее – колледж) 15.12.2009 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай по постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <...>.

В заявлении заявитель указал, что колледж (ранее – Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Алтайский технологический техникум сервиса») на основании постановления администрации города Горно-Алтайска (далее – администрация) от 06.04.1993 № 40/5 получил в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 42841 кв.м. Участок был предоставлен для размещения здания учебного корпуса. 21.01.1994 было выдано свидетельство № 113 на право постоянного (бессрочного) пользования данным участком. На территории земельного участка колледжа расположен земельный участок, выделенный администрацией в аренду индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1). Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай (далее – земельная кадастровая палата) поставило арендуемый ИП ФИО1 земельный участок на государственный кадастровый учет.

В заявлении колледж также указал, что действия земельной кадастровой палаты по постановке данного земельного участка на кадастровый учет не соответствуют статьям 17, 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее – Закон о государственном земельном кадастре), статье 69 Земельного кодекса Российской Федерации, Положению о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 № 105, Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом от 08.04.1996 (далее – Инструкция по межеванию земель), Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования землей, утвержденной Роскомземом 09.03.1992. Согласно названным нормативным актам при проведении землеустройства должен быть обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении. При межевании земельного участка должны быть соблюдены интересы смежных землепользователей. Результаты согласования границ земельного участка со смежными землепользователями подлежат оформлению в акте согласования границ землепользователей. В нарушение перечисленных норм, в материалах землеустроительного дела земельного участка, оформленного ИП ФИО1, отсутствуют сведения государственного земельного кадастра о земельных участках, смежных с объектами землеустройства: извещение в адрес колледжа, как правообладателя смежного земельного участка, документы о согласовании границ земельного участка представителем колледжа. В связи с отсутствием указанных документов земельная кадастровая палата должна была отказать ИП ФИО1 в проведении кадастрового учета предоставленного в аренду земельного участка.

Определением от 14.01.2010 суд по ходатайству земельной кадастровой палаты и с согласия колледжа произвел замену ненадлежащего ответчика по делу. Вместо земельной кадастровой палаты в качестве ответчика было привлечено управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Алтай (далее – Управление Роснедвижимости РА). Земельная кадастровая палата была привлечена в дело в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

В отзыве на заявление Управление Роснедвижимости РА не признало требование заявителя и указало, что государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <...> проведен в соответствии с требованиями Закона о государственном земельном кадастре. В соответствии со статьей 3 названного Закона Управление является органом кадастрового учета, который имеет право на осуществление кадастрового учета и ведение государственного кадастра недвижимости. При принятии решения Управлением проверяются сведения об объектах недвижимости на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении их кадастрового учета.

В отзыве на заявление Управление Роснедвижимости РА также указало, что в соответствии со статьей 19 Закона о государственном земельном кадастре ИП ФИО1 для проведения кадастрового учета земельного участка представила: заявление, правоустанавливающие документы о предоставлении ей земельного участка. В качестве документа о межевании был использован чертеж границ земельного участка со списком координат межевых знаков из межевого дела Ю-470 земельного участка, расположенного по адресу: <...>. Данный чертеж был использован Управлением Роснедвижимости РА в соответствии с письмом Росземкадастра от 02.08.2001 № ВК/435 «О порядке оформления документов ГЗК». Статья 19 Закона о государственном земельном кадастре не предусматривает необходимость предоставления акта согласования границ земельного участка.

В отзыве на заявление ответчик указал, что при рассмотрении заявления ИП ФИО1 о проведении кадастрового учета земельного участка у Управления Роснедвижимости РА отсутствовали основания для приостановления или отказа в проведении кадастрового учета, предусмотренные статьями 19, 20 Закона о государственном земельном кадастре. При проведении кадастрового учета земельного участка, Управлением Роснедвижимости РА не было выявлено нарушение прав смежных землепользователей, так как в государственном земельном кадастре отсутствовали сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <...> и принадлежащем колледжу. Земельный участок, площадью 798 кв.м. был поставлен на кадастровый учет 15.01.2002 в соответствии с Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района № ГЗК–1-С.О-05-02-01 и Правилами оформления кадастрового плана земельного участка № ГЗК-1-Т.О-04-01-01 с присвоением ему кадастрового номера 04:11:010113:0008. В результате проведенного кадастрового учета ИП ФИО1 был выдан кадастровый план земельного участка, расположенного в <...>.

В отзыве на заявление ответчик указал на пропуск заявителем срока на оспаривание действий Управления Роснедвижимости РА, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ответчик указал, что колледжу стало известно о нарушении его прав в 2005 году при рассмотрении дела А02-4206/2005, где он участвовал в качестве третьего лица.

В отзыве на заявлении земельная кадастровая палата также не признала требование колледжа и указала, что 21.12.2001 от ИП ФИО1 поступило заявление о постановке на кадастровый учет земельного участка. К заявлению были приложены документы, оформленные надлежащим образом. Основания для отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет отсутствовали. В результате рассмотрения заявления кадастровый учет был произведен. 16.03.2007 арбитражным судом Республики Алтай было рассмотрено дело № А02- 4206/2005, в котором участвовал Колледж. Предметом рассмотрения являлось постановление Администрации от 30.07.2002 № 136/101, которым были внесены изменения в постановление от 06.04.1993 № 40/5 о перерегистрации прав земельным участком технологического техникума. В ходе рассмотрения данного дела Колледжу было известно о нарушении своих прав постановкой на кадастровый участок земельного участка, предоставленного ИП ФИО1

В отзыве на заявление земельная кадастровая палата указала на пропуск заявителем срока на оспаривание действий по постановке на кадастровый учет земельного участка № 04:11:010113:0008.

В отзыве на заявление администрация не признала требование колледжа и указала, что заявителем пропущен срок на оспаривание действий по постановке на кадастровый учет земельного участка, предоставленного в аренду ИП ФИО1

ИП ФИО1 отзыв на иск не представила. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в нем материалам.

Решением от 05.03.2010 суд отказал колледжу в удовлетворении требования о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости РА по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 798 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

При вынесении решения суд сделал вывод о том, что принадлежащий колледжу земельный участок был поставлен на кадастровый учет после постановки на кадастровый учет земельного участка, арендуемого ИП ФИО1 Землеустроительное и кадастровое дело на земельный участок на тот момент отсутствовало, границы земельного участка колледжа не были определены в установленном порядке. По мнению суда, Управление Роснедвижимости РА не имело надлежащих доказательств того, что колледж является смежным землепользователем ИП ФИО1 и его интересы нарушены при проведении землеустроительных работ и постановке на кадастровый учет.

При вынесении решения суд также сделал вывод о пропуске колледжем срока на оспаривание действий Управления Роснедвижимости РА по постановке на кадастровый учет земельного участка, арендуемого ИП ФИО1

Постановлением от 10.08.2010 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа (далее – суд кассационной инстанции) решение от 05.03.2010 по настоящему делу было отменено, дело направлено на новое рассмотрение. В постановлении суд кассационной инстанции сделал вывод о том, что колледжем не пропущен срок на оспаривание действий ответчика, а также вывод о том, что дело рассмотрено без учета наличия спора о правах на данный земельный участок, разрешенного в установленном порядке. По мнению суда кассационной инстанции спор о праве на земельный участок должен определить круг заинтересованных лиц, обладающих правом обращения в кадастровый орган и повлиять на результаты проверки законности оспариваемых действий, наличия у колледжа права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В постановлении от 10.08.2010 суд кассационной инстанции также указал на то, что судом первой инстанции не было установлено, проводились ли землеустроительные работы для постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, изготавливались ли соответствующие документы о межевании, согласовывались ли его границы со смежными землепользователями.

20.08.2010 дело № А02-1852/2009 поступило на новое рассмотрение в арбитражный суд Республики Алтай и определением от 24.08.2010 принято к производству. При принятии дела к производству суд по своей инициативе привлек в дело Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Алтай (далее – ТУ Росимущества РА) в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора. Колледжу и ИП ФИО1 суд предложил представить землеустроительные дела на имеющиеся в их пользовании земельные участки, документы о межевании данных земельных участков, о согласовании границ земельных участков со смежными землепользователями.

Определением от 15.10.2010 суд с согласия заявителя привлек земельную кадастровую палату в дело в качестве второго ответчика. При этом суд учел, что в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № п/93 полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, представлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости переданы земельной кадастровой палате.

Земельная кадастровая палата представила письменные возражения по заявленному требованию, в которых пояснила, что в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о государственном земельном кадастре отказ в постановке земельного участка на кадастровый учет мог быть произведен в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет, нарушены права смежных землепользователей.

На момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет данное обстоятельство проверялось органом кадастрового учета не путем проверки наличия документов, подтверждающих соблюдение данной процедуры согласования границ, а путем выявления пересечения (наложения) границ образуемых земельных участков с границами уже учтенных земельных участков, сведения о которых отражены на дежурной кадастровой карте. На момент обращения ИП ФИО1 в орган кадастрового учета, граница земельного участка колледжа не была установлена в соответствии с действующим земельным законодательством. Сведений о её описании в государственном земельном кадастре не имелось, поэтому Управление Роснедвижимости РА не могло проверить соблюдение ИП ФИО1 части 3 статьи 20 Закона о государственном земельном кадастре в отношении колледжа.

ИП ФИО1 представила те документы, которые были предусмотрены Законом о государственном земельном кадастре – чертеж границ земельного участка и списки координат межевых знаков. Данные документы представлялись вместо документов о межевании. Представление акта согласования, подтверждающего проведение согласования границ образуемого участка, действующим законодательством не предусматривалось.

В судебном заседании представитель заявителя просил заменить ответчика – Управление Роснедвижимости РА на управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее – управление Росреестра РА).

В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворил данное ходатайство.

Таким образом, по существу суд рассмотрел требование колледжа к управлению Росреестра РА и земельной кадастровой палате о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, предоставленного в аренду ИП ФИО1, площадью 798 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование и перечислили доводы, изложенные в заявлении. Представители представили новый текст заявления, в котором более подробно изложили свою позицию. Представители в данном заявлении дополнительно указали, что на спорном земельном участке находятся объекты коммунально-технического обслуживания объектов учебного комплекса колледжа, при этом ограничение в пользовании и обслуживании данными объектами недвижимости отсутствует. Данный участок входит в утвержденный учредителем колледжа план застройки земельного участка и относится к территории общежития согласно СанПиН № 42-121-4719-88. Закон не предусматривает заявительный порядок учета ранее учтенных участков. В соответствии с пунктом 2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119 ведение реестра осуществляется путем выполнения определенных кадастровых процедур, в том числе, процедуры внесения сведений о ранее учтенных земельных участках. Следовательно, управление Росреестра РА должно было выполнить действия по постановке на учет земельного участка, предоставленного колледжу, как ранее учтенного. При постановке на кадастровый учет предоставленного ИП ФИО1 земельного участка ответчик должен был проверить уже имеющиеся сведения в государственном земельном кадастре в отношении земель, входящих в границы данного земельного участка. При исполнении возложенной на него обязанности ответчик имел возможность обнаружить наложение границ земельного участка ИП ФИО1 на земельный участок, принадлежащий колледжу. В этом случае управление Росреестра РА должно было приостановить осуществление кадастрового учета.

В судебном заседании представители колледжа также указали, что межевание земельного участка колледжа не окончено, так как кадастровое бюро «Геокад» не исполнило условия договора на оказание услуг по проведению межевых работ. Проведение землеустроительных работ по земельному участку колледжа невозможно до снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 04:11:010113:0008.

Представитель управления Росреестра РА в судебном заседании требование заявителя не признал, перечислил доводы, изложенные в отзыве на заявление. Представитель дополнительно указал, что на момент постановки на кадастровый учет земельного участка, арендуемого ИП ФИО1, земельный участок колледжа не был описан в установленном порядке и поставлен на кадастровый учет. Межевание этого участка не было произведено колледжем, границы участка не определены до настоящего времени. Кадастровый номер земельному участку колледжа на тот момент не присваивался. В связи с этим, при постановке на кадастровый учет земельного участка ИП ФИО1 невозможно было сделать вывод о том, что данный земельный участок действительно налагается на земельный участок колледжа или граничит с ним. Земельный участок колледжа площадью 37261 кв.м. (с учетом постановления Администрации от 30.07.2002 № 136/101) был включен в перечень ранее учтенных земельных участков 26.12.2002 и поставлен на кадастровый учет 08.05.2003, то есть после постановки на кадастровый учет вновь образованного земельного участка площадью 798 кв.м., находящегося в аренде у ИП ФИО1

Представитель управления Росреестра РА пояснил, что право собственности на земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании колледжа не зарегистрировано ни за Российской Федерацией, ни за Республикой Алтай, ни за городом Горно-Алтайском. Спор о праве на земельный участок площадью 798 кв.м. не разрешен в установленном порядке между ИП ФИО1 и колледжем.

В судебном заседании представитель земельной кадастровой палаты не признал требование колледжа и поддержал доводы управления Росреестра РА. Представитель дополнительно указал, что между колледжем и ИП ФИО1 имеется спор о праве на земельный участок площадью 798 кв.м., который предоставлен ИП ФИО1 администрацией. Данный спор не разрешен в установленном порядке. Кроме этого, поскольку колледжем до настоящего времени данный земельный участок не отмежеван, землеустроительные работы не проведены, между ним и ИП ФИО1 должен был разрешен спор о границах данного участка, для того, чтобы решить вопрос о том, нарушает ли ИП ФИО1 права колледжа на пользование принадлежащим ему земельным участком.

Представитель администрации в судебном заседании не признал требование колледжа и указал, что на основании статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» администрация распоряжается земельными участками, находящимися на территории города, поскольку собственность на данный участок не разграничена. В настоящее время решается вопрос о предоставлении ИП ФИО1 другого земельного участка. Кроме этого, администрацией города принято решение о строительстве автодороги, которая будет проходить в непосредственной близости к занимаемой колледжем территории. На основании данного решения часть территории, предоставленной колледжу на праве постоянного (бессрочного) пользования подпадает под строительство автодороги и будет у него изъята в установленном порядке. В эту часть земельного участка входит и земельный участок, на котором расположен торговый павильон ИП ФИО1

Представитель ИП ФИО1 в судебном заседании не признал требование колледжа и указал, что при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет управлением Росреестра РА не был нарушен установленный в тот период порядок. Сведения о колледже как о смежном землепользователе отсутствовали в государственном земельном кадастре, поэтому не было возможности сделать вывод о необходимости согласования действий по межеванию с колледжем. Заявитель до настоящего времени не провел землеустроительные работы и не отмежевал переданный ему земельный участок в установленных границах, поэтому нет оснований для вывода о том, что спорный земельный участок находится в границах земельного участка колледжа.

Представитель также указал, что колледжу необходимо разрешить с ИП ФИО1 спор о праве на земельный участок площадью 798 кв.м., который был зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за колледжем в составе 42841 кв.м. после постановки его на кадастровый учет ИП ФИО1 Колледжу необходимо оспаривать результаты проведения землеустроительных работ при межевании земельного участка, предоставленного ИП ФИО1 На данном участке находится объект недвижимости, принадлежащий ИП ФИО1

Представитель ТУ Росимущества РА в судебном заседании поддержал требование колледжа в полном объеме.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит.

В соответствии с указаниями суда кассационной инстанции, данными в постановлении от 10.08.2010, суд при новом рассмотрении дела изучил документы по проведению землеустроительных работ ИП ФИО1 и колледжем для постановки земельных участков на кадастровый учет.

Из материалов дела следует, что 01.04.1993 в соответствии с Актом об установлении расположения границ земельного участка Горно-Алтайскому технологическому техникуму (в настоящее время - Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж», переименован приказом № 615 от 06.06.2008г. Федерального агентства по образованию) администрацией был произведен отвод и передача земельного участка площадью 42841 кв.м., расположенного по адресу: <...> (в настоящее время – проспект Коммунистический, 121).

06.04.1993 администрацией было принято постановление № 40/5, которым данный участок был закреплен за Горно-Алтайским технологическим техникумом в постоянное (бессрочное) пользование.

21.01.1994 Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам города Горно-Алтайска было выдано свидетельство № 113 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 42841 кв.м.

В январе 2001 ИП ФИО1 обратилась в администрацию с заявлением о выделении земельного участка площадью 80 кв.м. для капитального строительства торгового павильона.

11.01.2001 был подписан акт выбора площадки под застройку по проспекту Коммунистический № 103/7 (постановлением администрации от 16.08.2001 проспект Коммунистический с № 103 до № 109 был переименован в переулок Технологический).

31.01.2001 ИП ФИО1 обратилась с заявкой в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РА для определения в натуре границ земельного участка по адресу: проспект Коммунистический, 103/7.

31.01.2001 данным органом было утверждено техническое задание на межевание земельного участка, расположенного по переулку Технологический, 12.

В августе – сентябре 2001 был произведен отвод земельного участка ИП ФИО1 Был оформлен чертеж границ со списком координат поворотных точек границ земельного участка. Чертеж границ был утвержден Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Алтай. 11.09.2001 был утвержден акт установления и согласования границ вышеназванного земельного участка. В данном акте отсутствовали сведения о наличии смежных землепользователях.

05.10.2001 ИП ФИО1 обратилась в администрацию с заявлением о выделении ей земельного участка согласно разработанному проекту по переулку Технологический, 12.

30.10.2001 администрацией было принято постановление № 157/98 «О предоставлении в аренду земельного участка на период строительства торговых павильонов по адресу: переулок Технологический, 12 ИП ФИО1» Согласно данному постановлению в аренду на три года предоставлялся земельный участок площадью 798 кв.м.

20.12.2001 между ИП ФИО1 и администрацией был заключен договор аренды данного земельного участка № 757 сроком на три года.

21.12.2001 ИП ФИО1 обратилась с заявлением о постановке земельного участка площадью 798 кв.м. на кадастровый учет и выдаче ей кадастрового плана. К заявлению ИП ФИО1 приложила постановление № 157/98 «О предоставлении в аренду земельного участка на период строительства торговых павильонов по адресу: переулок Технологический, 12 ИП ФИО1», постановление Администрации от 23.11.2001 № 178/13, которым вместо слов «строительства торговых павильонов» было указано «строительство магазинов».

16.01.2002 ИП ФИО1 был выдан кадастровый план на земельный участок площадью 798 кв.м. с кадастровым номером 04:11:01 01 13: 0008.

Судом установлено, что в период с октября 2001 года по июль 2002 года колледж выполнял действия по межеванию земельного участка, закрепленного за ним в постоянное (бессрочное) пользование. При этом в оформленном плане границ земельного участка была указана площадь земельного участка в размере 37261 кв.м. План границ был согласован с и.о. директора Горно-Алтайского технологического техникума, с отделом архитектуры города Горно-Алтайска. Материалы межевого дела утверждены Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Горно-Алтайска.

30.07.2002 администрация приняла постановление № 136/101, которым внесла изменения и дополнения в постановление № 40/5 от 06.04.1993. Изменения и дополнения касались площади земельного участка, закрепленного за Горно-Алтайским технологическим техникумом и адреса земельного участка. Вместо площади в размере 42841 кв.м. закреплялся земельный участок площадью 37261 кв.м., вместо адреса: проспект Коммунистический, 105, был указан адрес: проспект Коммунистический 121. Кроме этого, постановлением № 136/101 был утвержден план границ земельного участка площадью 37261 кв.м.

26.12.2002 земельный участок площадью 37261 кв.м., находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании у Горно-Алтайского технологического техникума, был включен Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Горно-Алтайска в перечень ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала № 04:11:010113 и внесен в государственный земельный кадастр в качестве ранее учтенного 08.05.2003.

01.07.2005 между ИП ФИО1 и администрацией был заключен договор аренды земельного участка № 1228 площадью 798 кв.м., расположенного по адресу: переулок Технологический, 12, сроком на 11 месяцев.

01.03.2006 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Республики Алтай (в настоящее время управление Росреестра РА) колледжу был выдан кадастровый план земельного участка площадью 37261 кв.м. с кадастровым номером 04:11:01 01 13: 0001.

Судом установлено, что 03.11.2005 ТУ Росимущества по РА обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации от 30.07.2002г. № 136/101 «О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации № 40/5 от 06.04.1993 «О перерегистрации прав пользования земельным участком технологического техникума». По данному заявлению было возбуждено производство по делу № А02-4206/2005. Горно-Алтайский технологический техникум (в то время Алтайский технологический техникум сервиса) участвовал в деле № А02-4206/2005 в качестве третьего лица. В ходе рассмотрения спора суд утвердил мировое соглашение между ТУ Росимущества по РА, администрацией, ИП ФИО1, Алтайским технологическим техникумом сервиса и муниципальным унитарным предприятием «Энергия». Во исполнение данного мирового соглашения Администрация 04.04.2007 отменила постановление 30.07.2002 № 136/101 «О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации № 40/5 от 06.04.1993 «О перерегистрации прав пользования земельным участком технологического техникума».

25.05.2007 управлением Росреестра РА колледжу был выдан кадастровый план земельного участка площадью 42841 кв.м. с кадастровым номером 04:11:01 01 13: 0001.

22.06.2009 управление Росреестра РА выдало колледжу кадастровую выписку о земельном участке площадью 42841 кв.м. с кадастровым номером 04:11:01 01 13: 0001.

В августе 2009 года колледж обратился в арбитражный суд с иском об устранении нарушений прав землепользователя, возращении части земельного участка, сносе самовольной постройки, взыскании убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами. В ходе рассмотрения данного заявления колледж направил в земельную кадастровую палату запрос и 10.11.2009 получил ответ о том, что земельный участок, расположенный в переулке Технологический, 12 поставлен на кадастровый учет на основании заявления ИП ФИО1 от 21.12.2001.

ИП ФИО1 до настоящего времени пользуется земельным участком площадью 798 кв.м. по адресу: переулок Технологический, 12. По утверждению представителей ИП ФИО1 и администрации между ними существуют арендные отношения. После истечения срока договора № 1228 новый договор не заключался. Стороны считают данный договор продленным на неопределенный срок.

Считая, что действия управления Росреестра РА по постановке на кадастровый учет арендуемого ИП ФИО1 земельного участка являются незаконными, колледж 15.12.2009 обратился в арбитражный суд.

Суд не оценивает ранее заявленные ответчиками и третьими лицами доводы о пропуске колледжем срока на оспаривание вышеназванных действий, поскольку суд кассационной инстанции в постановлении от 10.08.2010 сделал вывод о том, что данный срок колледжем не пропущен. В соответствии со статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий или бездействия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту. Устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также нарушает ли оспариваемый акт или совершенное действие, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительными актов и действий необходимо наличие двух условий в совокупности: акт или действие не должны соответствовать закону и нарушать права и законные интересы конкретного лица.

Суд оценил доводы колледжа и пришел к следующим выводам.

На момент совершения оспариваемых действий осуществление кадастрового учета земельных участков производилось на основании Федерального закона от 02.01.2000г. № 28 «О государственном земельном кадастре».

В соответствии со статьей 1 Закона о государственном земельном кадастре государственный кадастровый учет земельных участков – это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Согласно пункту 2 статьи 7 названного Закона государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 указанного Закона Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.

В силу пункта 3 статьи 14 указанного Закона моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о государственном земельном кадастре кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета.

В силу требований Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, содержащихся в N 1 Раздела «земельные участки», утвержденного Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 в редакции Приказа Росземкадастра от 29.07.2002 N П/301, государственный реестр земель кадастрового района является составной частью Единого государственного реестра земель .

Согласно пункту 2 указанного Порядка ведение указанного раздела осуществляется путем выполнения кадастровых процедур, которыми являются процедуры: внесение сведений о ранее учтенных земельных участках; выполнение учетных кадастровых записей о возникновении новых земельных участков (постановка на кадастровый учет), а также об изменении отдельных характеристик существующих земельных участков (кадастровый учет текущих изменений) или о прекращении их существования (снятие с кадастрового учета).

Учетная кадастровая запись о возникновении нового земельного участка как объекта государственного кадастрового учета, в соответствии с пунктом 2.1.1 Порядка ведения реестра выполняется во вновь открываемом подразделе путем внесения описания земельного участка, позволяющего однозначно выделить данный земельный участок из других, что сопровождается присвоением ему номера, определяемого по журналу учета кадастровых номеров.

В соответствии с пунктом 2.2.2 указанного Порядка учетные кадастровые записи об изменении отдельных характеристик существующего земельного участка осуществляются в открытом подразделе на основании документов, представленных заявителем.

Согласно пункту 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 3.1.3 Временных методических указаний по ведению государственного земельного кадастра, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.09.1998 N 98-1 (далее - Временные методические указания) государственный кадастровый учет является юридически значимым подтверждением факта возникновения, существования или прекращения существования объекта кадастрового учета с границами, описанными при его формировании. Согласно пункту 3.6.9 Временных методических указаний объект считается учтенным со дня внесения записей об объекте в Единый государственный реестр земель.

Из материалов дела следует, что кадастровый учет арендуемого ИП ФИО1 земельного участка был произведен 16.01.2002. На момент постановки данного участка на кадастровый учет и присвоения ему кадастрового номера земельный участок колледжа на кадастровом учете не значился, участку в установленном порядке не был присвоен кадастровый номер.

Судом установлено, что земельный участок площадью 37261 кв.м., находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании у Горно-Алтайского технологического техникума, был включен Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Горно-Алтайска в перечень ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала № 04:11:010113 26.12.2002 и внесен в государственный земельный кадастр в качестве ранее учтенного 08.05.2003.

Кадастровый учет данного земельного участка был осуществлен в соответствии с пунктом 2.1.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, раздел «земельные участки» (в редакции Приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 29.07.2002 N П/301), который предусматривает, что внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.

С учетом этого, суд делает вывод о том, что на момент постановки на кадастровый учет земельного участка, арендуемого ИП ФИО1, земельный участок Колледжа как объект государственного кадастрового учета не был внесен в государственный земельный кадастр как ранее учтенный. Кроме этого, судом установлено, что на момент постановки на кадастровый учет арендуемого ИП ФИО1 земельного участка, земельный участок колледжа еще не был описан в соответствующих границах. Межевание земельного участка колледжа площадью 42841 кв.м. не было произведено, кадастровое дело на данный участок отсутствовало.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о земельном кадастре сведения о площади, местоположении земельных участков, об их иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра в том числе, на основании материалов землеустройства.

Согласно статье 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон о землеустройстве) межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Статьями 3, 15, 17 Закона о землеустройстве предусмотрено обязательное проведение землеустройства в случаях изменения границ объектов землеустройства, а также работ по межеванию объектов землеустройства, т.е. установление на местности границ земельных участков, описание их местоположения, изготовление карты (плана) объекта землеустройства. В силу статей 19, 22 указанного Закона должно быть сформировано землеустроительное дело, включающее в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта.

Между тем, судом установлено, что на момент совершения действий по постановке на кадастровый учет предоставленного ей в аренду земельного участка ИП ФИО1 осуществила землеустроительные работы для постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 798 кв.м., провела межевание данного участка. В акте согласования и установления границ колледж как смежный землепользователь не значился. Следовательно, согласование с ним не проводилось.

Несмотря на это, суд принимает во внимание доводы ответчика о том, что при рассмотрении заявления ИП ФИО1 у управления Росреестра РА отсутствовали основания для отказа в постановке земельного участка ИП ФИО1 на кадастровый учет.

В силу пунктов 2, 6 статьи 19 Закон о земельном кадастре для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.

Согласно пункту 3 статьи 20 Закона о земельном кадастре в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.

Анализ вышеназванных норм Закона о земельном кадастре позволяет сделать вывод о том, что при рассмотрении заявлений об осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости Управление вправе давать оценку представленным документам и имеющимся сведениям об объекте недвижимости на предмет осуществления кадастрового учета объекта или отказа в постановке его на учет.

Судом установлено, что ИП ФИО1 выполнила требование пункта 2 статьи 19 Закона о земельном кадастре. К заявлению об осуществлении кадастрового учета земельного участка, ею были приложены правоустанавливающие документы о предоставлении земельного участка в аренду и чертеж границ.

В соответствии с разъяснением Росземкадастра от 02.08.2001 N 435 ВК/435 «О порядке оформления документов государственного земельного кадастра» в качестве документов о межевании земельных участков, предусмотренных Законом о земельном кадастре, необходимых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, используются дополнительно изготовленные чертеж границ земельного участка в соответствии с приложением 3.6 к Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996г. и списки координат межевых знаков. Чертеж границ должен иметь утверждающую надпись Комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

Судом установлено, что чертеж границ в описании земельного участка, расположенного по адресу: <...> соответствует приложению 3.6 Инструкции по межеванию, содержит в себе все необходимые реквизиты, в том числе списки координат межевых знаков.

Суд оценил довод колледжа об отсутствии у ИП ФИО1 акта согласования с колледжем как со смежным землепользователем.

В пункте 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ.

Из материалов дела следует, что принадлежащий колледжу земельный участок был поставлен на кадастровый учет после постановки на кадастровый учет земельного участка, арендуемого ИП ФИО1 Землеустроительное и кадастровое дело на земельный участок колледжа на тот момент отсутствовало, границы земельного участка колледжа не были определены в установленном порядке. В связи с этим, по мнению суда, управление Росреестра РА на тот момент не имело надлежащих доказательств того, что колледж является смежным землепользователем ИП ФИО1 и его интересы нарушены при проведении землеустроительных работ и постановке на кадастровый учет.

Суд не считает возможным в рамках данного дела давать оценку действиям ответчика по постановке спорного земельного участка на кадастровый учет.

Из постановления суда кассационной инстанции от 10.08.2010 следует, что дело рассмотрено судом первой инстанции без учета наличия спора о правах на данный земельный участок, разрешенного в установленном порядке. По мнению суда кассационной инстанции спор о праве на земельный участок должен определить круг заинтересованных лиц, обладающих правом обращения в кадастровый орган и повлиять на результаты проверки законности оспариваемых действий, наличия у колледжа права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и защитой других вещных прав» кКрава собственности и защитой других вещных прав"тикеражного Суда Российской федерации 08.2010. а площадью 798 кв.м.. гический, искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Суд считает, что выводы о законности и обоснованности действий ответчиков по постановке на кадастровый учет переданного ИП ФИО1 земельного участка площадью 798 кв.м. подлежат оценке после разрешения сторонами спора о праве ИП ФИО1 и колледжа на данный земельный участок.

Из материалов дела следует, что колледжем до настоящего времени данный земельный участок не отмежеван, землеустроительные работы не проведены, принадлежащий ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок не определен в конкретных границах. Несмотря на это, колледж в 2009 году зарегистрировал право постоянного (бессрочного пользования) на земельный участок общей площадью 42841 кв.м. Право пользования земельным участком площадью 798 кв.м. возникло у ИП ФИО1 на основании постановления администрации. Данное право, а также факт предоставления земельного участка ИП ФИО1 не оспорено в установленном порядке. С учетом этого, суд делает вывод о том, что между колледжем и ИП ФИО1 должен быть разрешен вопрос о праве колледжа на земельный участок площадью 42841 кв.м., праве ИП ФИО1 на земельный участок площадью 798 кв.м, а также должен был разрешен спор о границах данных участков. Разрешение указанных споров необходимо для решения вопроса о том, нарушают ли ИП ФИО1 и колледж права друг друга на пользование принадлежащими им земельными участками, а также вопрос о том, имела ли ИП ФИО1 право на обращение с заявлением о постановке предоставленного ей земельного участка на кадастровый учет.

В соответствии с пунктом 56 вышеназванного постановления Пленума зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

С учетом этого, суд делает вывод о том, что колледжем выбран неправильный способ защиты своего права. Требование об оспаривании действий по постановке на кадастровый учет заявлено преждевременно, до разрешения иных споров, необходимых для оценки указанных действий. Данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 197- 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Решил:

Отказать Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж» в удовлетворении требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, площадью 798 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.

Судья Л.А.Кулакова