ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-1864/19 от 04.12.2019 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Горно-Алтайск

05 декабря 2019 года

Дело № А02-1864/2019

Резолютивная часть решения оглашена 04.12.2019. Полный текст решения изготовлен 05.12.2019.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Боркова А. А.,, при ведении протокола секретарем судебного заседания Овчаровой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора города Горно-Алтайска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Чорос-Гуркина Г.И., д. 25, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН ПЛЮС" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Яминская, д. 10, литер А, п. Нагорный, г. Бийск, Алтайский край) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1, служебное удостоверение от 26.11.2018,

от ответчика – не явились, уведомлены,

установил:

Прокурор города Горно-Алтайска обратился в суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН ПЛЮС" (далее – ООО «Регион плюс», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование данного требования заявитель указал, что в ходе проверки, проводимой на основании решения от 16.09.2019 года, установлено, что в магазине «Мясорубка» по адресу: <...>, в котором осуществляет деятельность ООО «Регион плюс», выявлена реализация мясной продукции с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства и технических регламентов – без информации о производителе, без наличия этикеток с информацией для потребителя. Таким образом, в действиях ООО «Регион плюс» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

ООО «Регион плюс» в представленном отзыве выявленные нарушения признало, указало на их устранение в полном объеме. В связи с устранением замечаний, общество просит суд привлечь его к административной ответственности в виде предупреждения, и провести судебное заседание в отсутствие его представителей.

Представители ООО «Регион плюс» в предварительное судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

В силу части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Изучив материалы дела на стадии предварительного судебного заседания, выслушав позицию заявителя и учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика, суд, руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ, счел возможным завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

В ходе судебного заседания представитель Прокурора поддержал заявленные требования в полном объеме, просил привлечь общество к административной ответственности и назначить наказание в виде предупреждения.

Исследовав материалы дела, суд считает, что ООО «Регион плюс» подлежит привлечению к административной ответственности.

Из материалов дела следует, что 18.09.2019 Прокуратурой г. Горно-Алтайска совместно с Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай была проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при реализации мясной продукции.

В ходе проверки было установлено, что в магазине «Мясорубка» по адресу: <...>, в котором осуществляет свою деятельность ООО «Регион плюс», допущена реализация мясной продукции (сердце свиное, сало свиное, кость пищевая смешанная, рубец говяжий) без информации о производителе, а также без наличия этикеток (купаты, колбаски для жарки), чем нарушены требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона «О защите прав потребителей», статьи 4 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», статьи 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

16.10.2019 Прокурором г. Горно-Алтайска в отношении ООО «Регион плюс», в присутствии представителя общества, вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Учитывая подведомственность, закреплённую в статье 23.1 КоАП РФ, Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Регион плюс» к административной ответственности.

Суд оценил довод Прокурора о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и считает его обоснованным.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу пункта 5 статьи 15 Закона № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

Из статьи 39 Закона № 52-ФЗ следует, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011), маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

1) наименование пищевой продукции;

2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

3) количество пищевой продукции;

4) дату изготовления пищевой продукции;

5) срок годности пищевой продукции;

6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);

8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;

10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).

11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Согласно требованиям пункта 3 статьи 4.12 ТР ТС 022/2011, указанные сведения должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.

Частью 9 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 (далее – ТР ТС 021/2011) установлено, что пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки контролирующим органом установлено, что в магазине «Мясорубка» по адресу: <...>, допущены нарушения требований технических регламентов, а именно – реализация мясной продукции без информации о производителе (сердце свиное, сало свиное, кость пищевая смешанная, рубец говяжий), а также в отсутствие этикеток (купаты, колбаски для жарки).

При изложенных обстоятельствах, вывод Прокурора о наличии в действиях ООО «Регион плюс» события и объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, соответствует материалам дела.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае вина общества выразилась в том, что при наличии возможности для соблюдения обязательных требований к реализации мясной продукции, ответчиком не принято всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО «Регион плюс» возможности для соблюдения обязательных требований действующего законодательства, а также доказательств того, что обществом приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение выявленных административным органом нарушений, в материалах дела не имеется.

Из объяснений представителя ООО «Регион плюс», данных при возбуждении производства об административном правонарушении, и отзыва на заявление, также следует, что ответчик вину признает, выявленные нарушения устранил.

Таким образом, в действиях общества доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Административным органом соблюдены процессуальные требования, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не было допущено.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, судом не установлены. Наличие признаков, характеризующих допущенное нарушение как малозначительное, материалами дела не подтверждено.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

Допущенное ООО «Регион плюс» правонарушение правомерно квалифицировано административным органом по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Как указано выше, санкция части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность для юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ООО «Регион плюс» 01.08.2016 года внесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с категорией «малое предприятие».

Судом установлено, чтоадминистративное правонарушение совершено обществом впервые, не повлекло причинение вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, имущественный ущерб отсутствует (доказательства иного в материалах дела отсутствуют), устранено в кратчайшие сроки, и не относится к случаям, перечисленным в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, чтоналожение административного штрафа, минимальный размер которого установлен в размере 100 000 рублей, в данном конкретном случае не отвечает целям административной ответственности и повлечет чрезмерное ограничение прав ООО «Регион плюс», в связи с чем, считает возможным назначить обществу наказание в виде предупреждения.

В свою очередь, административное наказание в виде предупрежденияотвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Вопрос о судебных расходах суд не разрешает, поскольку данная категория споров государственной пошлиной не облагается согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 2 от 27.01.2003 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Прокурора города Горно-Алтайска удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "РЕГИОН ПЛЮС" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Яминская, д. 10 , литер А, п. Нагорный, г. Бийск, Алтайский край) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через Арбитражный суд Республики Алтай.

Судья

А.А. Борков