ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-2071/17 от 26.11.2019 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Горно-Алтайск

28 ноября 2019 года Дело № А02-2071/2017

Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2019 года. Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Боркова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Овчаровой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Крестьянского хозяйства "Фокин" (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Центральная, д. 13, с. Алферово, Майминский район, Республика Алтай) к Исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - администрации города Горно-Алтайска (ОГРН <***>, ИНН <***>, пр-т Коммунистический, д. 18, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка и обязании в течение 5 дней с момента вынесения решения согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в целях установления границ земельного участка с условным номером 04:01:011201:160:ЗУ1 площадью 665904 кв. м.;

при участии представителей:

Крестьянского хозяйства "Фокин" – ФИО1, по доверенности от 01.02.2017 (сроком на три года),

Администрации г. Горно-Алтайска – ФИО2, по доверенности от 14.05.2019 №1076 (сроком на один год), после перерыва – ФИО3, по доверенности от 14.05.2019 № 1073 (сроком один год);

МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска» - ФИО4, по доверенности от 03.10.2019 №1169 (сроком на один год),

установил:

Крестьянское хозяйство "Фокин" (далее – К/Х "ФОКИН") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - администрации города Горно-Алтайска (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка и обязании в течение 5 дней с момента вынесения решения согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в целях установления границ земельного участка с условным номером 04:01:011201:160:ЗУ1 площадью 665904 кв.м.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно заявленного спора, привлечено муниципальное учреждение «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска» (далее - Учреждение).

В обоснование заявленных требований, указано, что на основании договора от 29.01.1993 года, заключенного между администрацией Майминского района и главой крестьянского хозяйства ФИО5 последнему был предоставлен в аренду земельный участок площадью 65,1 га, на срок 25 лет, с правом выкупа, который, в последующем, включен в границы МО «Город Горно-Алтайск». Однако заявление крестьянского хозяйства о согласовании схемы расположения земельного участка оставлено администрацией без удовлетворения (письмо № Ф-607 от 22.09.2017) с указанием со ссылкой на пункт 2 и подпункт 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанный отказ, по мнению заявителя, является не законным, поскольку положения подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ распространяются на вновь образуемые и предоставляемые земельные участки, тогда как спорный участок находится на праве аренды у заявителя с 1993 года и имеет вид разрешенного использования – для ведения крестьянского хозяйства.

Администрация в представленном отзыве, возражая по заявленным требованиям, указывает, что отказ в согласовании схемы расположения земельного участка был обусловлен несоответствием предполагаемого к образованию земельного участка территориальной зоне ЖЗ (зона жилой застройки) и зоне Р-1 (рекреационная зона отдыха), которые были установлены Правилами землепользования и застройки в городе Горно-Алтайске, утвержденными решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 15.09.2005 года № 29-р. Учитывая, что образование земельного участка нарушает требования указанных выше Правил и градостроительных регламентов, заявителю было правомерно отказано в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ. Кроме того, администрация отмечает, что к заявлению КХ ФИО5 прилагался договор аренды, который не был зарегистрирован в Управлении Росреестра. Также, в отзыве указано на несоответствие заявления крестьянского хозяйства требованиям статьи 39.15 ЗК РФ.

Муниципальное учреждение «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска» предоставило отзыв, в котором поддержало позицию администрации.

В судебном заседании представители сторон и третьего лица поддержали свои доводы и возражения, изложенные в рассматриваемом заявлении и отзыве на него.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дел следует, что заявителю по договору от 29.01.2013 № 1 был предоставлен в аренду с правом последующего выкупа земельный участок общей площадью 65,1 га сроком на 25 лет в соответствии с планом земель, предоставленных в аренду (приложение № 1 к договору).

В ответ на заявление ФИО5 от 21.07.2017 о согласовании схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 04:01:011201 письмом администрации от 22.09.2017 № Ф-607 отказано в согласовании схемы расположения земельного участка общей площадью 665 904 кв. м.

Считая указанный выше отказ незаконным, глава КХ обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд находит требования заявителя необоснованными исходя из нижеследующего.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, суд должен проверить оспариваемые действия, установить, соответствуют ли они закону или иному нормативному правовому акту, а также установить наличие или отсутствие соответствующих полномочий у органа или лица, совершивших оспариваемые действия. Суд также должен установить, нарушают ли оспариваемые действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, необходимо наличие двух условий в совокупности: указанные действия (бездействия) должны не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая крестьянскому хозяйству в согласовании схемы расположения земельного участка, администрация указала, что согласно территориальному зонированию в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Горно-Алтайска, утвержденными решением Горно-Алтайского городского совета депутатов от 15.09.2005 № 29-З, часть земельного участка с кадастровым номером 04:01:011201:160 находится в зоне Ж3 – зона жилой застройки. Данная территориальная зона предназначена для низкоплотной застройки усадебными и жилыми домами блокированной застройки до 3-х этажей, в которой допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам. Часть земельного участка расположена в зоне Р1 – рекреационная зона отдыха общегородского значения с преимущественным размещением городских объектов отдыха, зеленых насаждений общего пользования и объектами обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения. Указанная территориальная зона предназначена для размещения объектов, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.

Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок с условным номером 04:01:011201:160:ЗУ1 на кадастровый учет, как самостоятельный объект недвижимости, не поставлен права аренды крестьянского КХ Фокина не зарегистрировано, в связи с чем, несостоятельны доводы заявителя о неприменении, в рассматриваемом случае, подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ поскольку спорный участок не является вновь образуемым.

В целях предоставления несформированного земельного участка необходимо его образование, первичным в котором является подготовка схемы расположения земельного участка (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

При этом пункт 2 указанной статьи предусматривает, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса.

Так, подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса предусмотрено, что основаниями к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

- территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

- территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

- правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Из Правил землепользования и застройки в городе Горно-Алтайске, в том числе карты территориального зонирования муниципального образования «город Горно-Алтайск», являющейся приложением к данным Правилам, утвержденным решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 15.09.2005 года № 29-р, усматривается, что предполагаемый к образованию земельный участок находится в зоне Ж3 – зона жилой застройки, при этом часть земельного участка расположена в зоне Р1 – рекреационная зона отдыха общегородского значения с преимущественным размещением городских объектов отдыха, зеленых насаждений общего пользования и объектами обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отказ в предварительном согласовании предоставлении земельного участка, выраженный в письме Администрации от 22.09.2017 № Ф-607 соответствует указанным выше нормам права, а именно подпункту 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса и не нарушает права и законные интересы крестьянского хозяйства, в связи с чем, признается судом законным и обоснованным, а, следовательно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

При этом несоответствие заявления крестьянского хозяйства требованиям статьи 39.15 ЗК РФ не было указано администрацией 22.09.2017 в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка, в связи с чем, данный довод, в рамках настоящего спора, судом не оценивается.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд возлагает на заявителя.

руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Алтай.

Судья А.А. Борков