649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
.город Горно-Алтайск 28 мая 2020 года | Дело № А02-2301/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2020 года. В полном объеме решение изготовлено 28 мая 2020 года.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Соколовой А. Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Приваловым А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО АЛТАЙ" (ОГРН 1180400002188, ИНН 0400008773, ул. Ленина, д. 8, литер А, пом. 202, с. Майма, р-н. Майминский, Республика Алтай) к Администрации муниципального образования "Майминский район" (ОГРН 1030400667769, ИНН 0408008253, ул. Ленина, д. 22, с. Майма, р-н. Майминский, Республика Алтай) о признании недействительным постановления от 11 декабря 2019 года № 170 «О признании утратившими силу некоторых постановлении администрации муниципального образования «Майминский район»,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО АЛТАЙ" – ФИО1, директора, личность установлена; ФИО2, представителя по доверенности № 1от 17.12.2019, копии диплома ВСВ 0642547 от 30.01.2006 ( в деле);
от общества с ограниченной ответственностью «Дабл-ю Кей Восток Энерго» - ФИО3, по доверенности от 06.05.2002, диплом №132224 1518707 от 04.07.2015, ФИО4, по доверенности от 06.05.2002, диплом №102208 0018892 от 13.02.2018;
от Администрации МО «Майминский район» -ФИО5, по доверенности (в деле)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО АЛТАЙ" (далее – ООО "ЭНЕРГО АЛТАЙ") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования "Майминский район" (далее – Администрация Майминского района) о признании недействительным постановления от 11 декабря 2019 года № 170 «О признании утратившими силу некоторых постановлении администрации муниципального образования «Майминский район».
В заявлении указано, что оспариваемым постановлением № 170 признаны утратившими силу следующие ненормативные акты:
постановление № 59 от 21.05.2019 «Об утверждении актуализированных схем теплоснабжения муниципального образования «Майминское сельское поселение»
Майминского района Республики Алтай на период до 2028 года», муниципального
образования «Кызыл - Озекское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай на период до 2028 года, муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай на период до 2028 года»;
2)постановление № 92 от 23.07.2019 «О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования «Майминский район» от 21 мая 2019 года № 59 «Об утверждении актуализированных схем теплоснабжения муниципального образования «Майминское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай на период до 2028 года», муниципального образования «Кызыл - Озекское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай на период до 2028 года, муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай на период до 2028 года»;
3)постановление № 60 от 21.05.2019 «»О присвоении статуса единой теплоснабжающейорганизации»;
4)постановление № 93 от 23.07.2019 «О внесении изменений в Постановление Администрации муниципального образования «Майминский район» от 21 мая 2019 года № 60 «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации».
Принимая оспариваемое постановление, Администрация не учла, что возможность утраты действия схемы теплоснабжения возможна лишь при утверждении новой схемы теплоснабжения. В этом случае Администация вправе принять постановление о подлежат признанию утратившими силу соответствующим должностным лицом (органом). Законных оснований для лишения статуса ЕТО ООО «Энерго Алтай также не имеется.
Оспариваемым постановлением нарушены права общества, поскольку оно лишено возможности провести модернизацию и реконструкцию своих котельных в установленном Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении», лишение статуса ЕТО в зоне деятельности котельных № 1 и № 13 в с. Майма без законных оснований лишает общество преимуществ ЕТО, предоставленных законодательством Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, было привлечено общество с ограниченной ответственностью «Дабл-ю Кей Восток Энерго» (далее-ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго»).
Администрация представила отзыв (с учетом дополнений) на заявление, в котором указано, что оспариваемое постановление принято Администрацией в пределах компетенции.Глава администрации вправе издавать постановления администрации по вопросам местного значения, в том числе по регулированию правоотношений в сфере разработки (актуализации) схем теплоснабжения населения района и сопутствующим им вопросам, в том числе и признании (отмене) утратившими силу таких решений. Постановление № 170 соответствует законам и иным правовым актам, поскольку признает утратившими силу постановления, которые приняты в нарушение Федерального закона № 131, ФЗ № 190 «О теплоснабжении», постановлений Правительства РФ № 154 и № 808. Указанные нарушения отражены в представлении прокуратуры Майминского района от 24.06.2019 года№ 07-10-1019. Так, актуализировалась схема, которая не была утверждена постановлением № 167 от 26.12..2013 года, так как схема не являлась приложением к постановлению администрации. Приложениями указаны только обосновывающие материалы и пояснительная записка.
В нарушение пункта 23 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 154 схема не содержит следующих глав: «Индикаторы развития систем теплоснабжения поселения», «Ценовые (тарифные) последствия», «Реестр мероприятий схемы теплоснабжения», «Замечания и предложения к проекту схемы теплоснабжения», «Сводный том изменений, выполненных в доработанной и (или) актуализированной схеме теплоснабжения».
Постановление администрации от 03.04.2019 № 280-р и Порядок учета предложений по теме, вопросам слушаний и порядок участия граждан в обсуждении проекта не опубликованы в Газете «Сельчанка».
В нарушение пункта 26 не учтены замечания и предложения ООО «Дабл-Ю Кэй Восток Энерго», поступившие на размещенные проекты схем, хотя указанное лицо является основной теплоснабжающей организацией в Майминском районе.
В нарушение подпунктов 3 и 35 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 808, постановлением администрации «Об утверждении актуализации схем теплоснабжения» от 21.05.2019 № 59 не присвоен статус ЕТО. Статус ЕТО присвоен отдельным постановлением. Что указывает на существенное нарушение Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 154;
В нарушение части 1 статьи 23 ФЗ № 190 «О теплоснабжении» не составлен топливно-энергетический баланс муниципального образования в порядке и по форме, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Следствием указанных нарушений является не имеющая правовой силы утвержденная актуализация схемы теплоснабжения, соответственно и присвоение статуса ЕТО также не легитимно.
Поскольку результаты актуализации со всеми выявленными нарушениями препятствуют полноценной организации развития систем теплоснабжения в Майминском районе, администрацией Майминского района принято решение о признании (отмене) утратившими силу решения об утверждении актуализации схем теплоснабжения, присвоении статуса ЕТО для возможности начать работу по разработке новой, полноценной схемы теплоснабжения.
Принятие спорного постановления не влечет негативных последствий для предпринимательской и экономической деятельности заявителя. Статус ЕТО был должен быть присвоен обществу лишь с 01.01.2020, тогда как на момент издания постановления № 170 от 11.12.2019 заявитель не имел статуса ЕТО, в виду чего нет оснований для применения норм, указанных в правилах. Между тем, схема теплоснабжения утверждается главой администрации, проведение актуализации схемы теплоснабжения в отсутствии утвержденной схемы является грубым нарушением требований закона, статус ЕТО присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения.
Заявитель без статуса ЕТО имеет законную возможность непосредственно обслуживать потребителей тепловой энергией, как поставщик. Поскольку заявитель является теплоснабжающей организацией и владеет только котельной, то «напрямую выставляет» счета за услуги тетю снабжения потребителям, а теплосетевая организация («Дабл-Ю Кэй Восток Энерго»- владеет сетями) «напрямую выставляет» счета за услуги транспортировки потребителям. При условии присвоения статуса ЕТО разница в порядке оказания услуг заключается в том, что ООО «Энерго Алтай» будет вправе «выставлять счета» потребителям за теплоснабжение и транспортировку, а затем перечислять денежные средства теплосетевой организации - «Дабл-Ю Кэй Восток Энерго» за оказанные ей услуги. При этом обязанность оплачивать услуги транспортировки у ЕТО не поставлена в зависимость от наличия дебиторской задолженности населения за оказанные обеими организациями услуги.
При разработке администрацией новой схемы у заявителя, как обладателя объектами теплоснабжения на территории Майминского сельского поселения имеется законная возможность и основания для присвоения статуса ЕТО.
ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» представило в суд протокол осмотра официального сайта Администрации и пояснения о том, что на момент принятия Администраций постановлений об утверждении схем теплоснабжения, а также присвоение статуса ЕТО ООО «Энерго Алтай», схемы теплоснабжения отсутствуют, имеются не актуализированные схемы, действующие еще в 2013 году. Своими действиями Администрация признает незаконность утверждения актуализированных схем теплоснабжения и как следствие присвоение заявителю статуса ЕТО.
В настоящем заседании представитель Администрации заявленное требование не признал. Указал, что постановление от 11.12.2019 №170 издано администрацией в пределах компетенции, основано на законных основаниях по принятию решений в сфере регулирования правоотношений в сфере теплоснабжения населения муниципального района и не нарушает права на заключение договоров теплоснабжения с потребителями и не создает препятствия для ведения предпринимательской деятельности.
Представители третьего лица поддержали позицию Администрации. Считают, что схема теплоснабжения на момент ее актуализации отсутствовала, что подтверждается представленным протоколом осмотра сайта, из которого следует, что схема была подгружена лишь после вынесении представления Прокуратуры. Считают недоказанным нарушение прав и интересов в сфере экономической деятельности заявителя.
В настоящем заседании представители ООО «Энерго Алтай» поддержали заявленное требование. Считают доводы ФИО6 Восток Энерго» о подгружении схемы теплоснабжения только после представления Прокуратуры неправомерны, поскольку постановлением № 89 от 23.07.2019 года Администрация изменила формулировку, исключив слово «проект» схемы, таким образом устранив несущественное нарушение, следовательно схема утверждена.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 13 декабря 2019 года в официальном издании - газете «Сельчанка» было опубликовано постановление Администрации МО «Майминский район» (далее -Администрация) № 170 от 11 декабря 2019 года «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации МО «Майминский район».
Указанным постановлением признаны утратившими силу следующие ненормативные акты:
- постановление № 59 от 21 мая 2019 года «Об утверждении актуализированных схем теплоснабжения муниципального образования Майминское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай на период до 2028 года», муниципальногообразования «Кызыл - Озекское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай на период до 2028 года, муниципального образования Соузгинское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай на период до 2028 года»;
- постановление № 92 от 23 июля 2019 года «О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования «Майминский район» от 21 мая 2019 года № 59 «Об утверждении актуализированных схем теплоснабжения муниципального образования «Майминское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай на период до 2028 года», муниципального образования «Кызыл - Озекское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай на период до 2028 года, муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай на период до 2028 года»;
- постановление № 60 от 21 мая 2019 года «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации»;
- постановление № 93 от 23 июля 2019 года «О внесении изменений в Постановление Администрации муниципального образования «Майминский район» от 21 мая 2019 года № 60 «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации».
Считая указанное постановление незаконным и нарушающим его права, ООО «Энерго Алтай» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, суд должен проверить оспариваемые действия, установить, соответствуют ли они закону или иному нормативному правовому акту, а также установить наличие или отсутствие соответствующих полномочий у органа или лица, совершивших оспариваемые действия. Суд также должен установить, нарушают ли оспариваемые действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, необходимо наличие двух условий в совокупности: указанные действия (бездействия) должны не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой Майминского района Республики Алтай была проведена проверка деятельности Администрации по исполнению требований законодательства, направленного на обеспечение условий жизнедеятельности населения, защиту прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, по результатам которой 24.06.2019 вынесено представление, в котором указано, что в отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы теплоснабжения была проведена ее актуализация (утвержден только проект схемы, а не сама схема -Постановление администрации от 26.12.2013 № 167);
в нарушение пункта 23 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 154 (Требования к схемам № 154) схема не содержит следующих глав: «Индикаторы развития систем теплоснабжения поселения» (без этих данных невозможно определить состояние и возможность дальнейшего развития), «Ценовые (тарифные) последствия» (без этих данных не возможно установить последствия для потребителей в случае изменения тарифов), «Реестр мероприятий схемы теплоснабжения» (без него отсутствует видимость развития СТ в МО при ознакомлении со схемой). «Замечания и предложения к проекту схемы теплоснабжения» и «Сводный том изменений, выполненных в доработанной и (или) актуализированной схеме теплоснабжения».
части 1, 2 и 7 главы 1 обосновывающих материалов не в полной мере соответствуют установленным требованиям пунктов 25, 28 и 41 соответственно;
не соблюдена процедуры принятия постановления о проведении публичных слушаний (постановление администрации от 03.04.2019 № 280-р и Порядок учета предложений по теме, вопросам слушаний и порядок участия граждан в обсуждении проекта не опубликованы в Газете «Сельчанка»);
нарушен срок направления замечаний и предложений на проект схемы теплоснабжения. В Уведомлении срок установлен 10 дней (13.03.2019-23.03.2019), однако согласно п. 21 Требований к схемам № 154 срок принятий возражений и замечаний не может быть 20 дней и более 30 дней;
не учтены замечания и предложения ООО «Дабл-Ю Кэй Восток Энерго»;
в нарушение пункта 17 Требований, решение об определении единой теплоснабжающей организации предусмотрено в 11 главе обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения;
в нарушение пункта 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 808 (Правила № 808), постановлением администрации «Об утверждении актуализации схем теплоснабжения» от 21.05.2019 № 59 не присвоен статус ЕТО. Статус ЕТО присвоен отдельным, постановлением.
В представлении Прокурор указал на принятие мер к устранению выявленных нарушений, установлен месячный срок для рассмотрения и исполнения представления.
11.12.2019 Администрация вынесла оспариваемое постановление.
В соответствие со статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-Ф3), муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты,затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В силу части 1 статьи 48 Закона №131-Ф3 муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Аналогичная норма содержится в статье 54 Устава муниципального образования «Майминский район» Республики Алтай (далее - Устав)
Признание муниципального акта или его отдельных положений утратившими силу осуществляется муниципальным актом того же вида и того же органа, принявшего (издавшего) данный муниципальный акт.
Если принятый муниципальный акт еще не вступил в силу, а необходимость в уже нем отпала, то применяется термин «отменить».
Из объяснений Администрации следует, что оспариваемое постановление вынесено во исполнение требований Прокуратуры, в частности представления от 24.06.2019.
Вместе с тем, текст оспариваемого постановления не содержит ссылок на указанное выше представление Прокурора. Как следует из материалов дела (писем Администрации в адрес Прокуратуры) во исполнение представления Администрация вынесла постановление № 92 от 23.07.2019 «О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования «Майминский район» от 21 мая 2019 года № 59 «Об утверждении актуализированных схем теплоснабжения муниципального образования «Майминское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай на период до 2028 года», муниципального образования «Кызыл - Озекское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай на период до 2028 года, муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай на период до 2028 года» и постановление № 93 от 23.07.2019 «О внесении изменений в Постановление Администрации муниципального образования «Майминский район» от 21 мая 2019 года № 60 «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации», а также внесла изменения в постановления №167 от 26.12.2013, 52, 53 от 07.03.2013 об утверждении проектов схем теплоснабжения Майминского сельского поселения, Соузгинского сельского поселения и Кызыл-Озекского сельского поселения.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии. Указанные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ № 154 от 22.02.2012 года «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» и содержат подробное описание порядка утверждения и актуализации схем теплоснабжения.
Данные Правила содержат лишь единственный случай возможности утраты действия схемы теплоснабжения: схема теплоснабжения и актуализированные схемы теплоснабжения (при их наличии) при утверждении новой схемы теплоснабжения подлежат признанию утратившими силу соответствующим должностным лицом (органом), утвердившим схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) (пункт 13 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).
Вместе с тем, при принятии оспариваемого постановления, новая схема теплоснабжения в установленном законом порядке Администрацией не была разработана и утверждена.
В соответствии с пунктами 13-18 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 организация может лишиться статуса единой теплоснабжающей организации в следующих случаях:
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 настоящих Правил договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров, либо неоднократное (2 и более раза в течение одного календарного года) нарушение антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов;
принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации;
принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом;
прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;
подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.
Лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, либо федеральный антимонопольный орган и (или) его территориальные органы в случае принятия решения о неоднократном нарушении антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения, незамедлительно информируют об этом главу местной администрации городского поселения, городского округа, главу местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти для принятия ими решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации. К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
Уполномоченное должностное лицо организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, обязано уведомить главу местной администрации городского поселения, городского округа, главу местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти о возникновении указанных в абзацах третьем - пятом пункта 13 настоящих Правил фактов, являющихся основанием для лишения организации статуса единой теплоснабжающей организации, в течение 3 рабочих дней со дня принятия в установленном порядке решения о реорганизации, ликвидации, признания организации банкротом, прекращения права собственности или владения имуществом организации.
Организация, имеющая статус единой теплоснабжающей организации, вправе подать главе местной администрации городского поселения, городского округа, главе местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), в федеральный орган исполнительной власти заявление о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации, за исключением случаев, если статус единой теплоснабжающей организации присвоен в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил. Заявление о прекращении функций единой теплоснабжающей организации должно быть представлено до 1 августа текущего года. В случае нарушения указанного срока заявление о прекращении функций единой
Глава местной администрации городского поселения, городского округа, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти обязан принять решение о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации в течение 15 рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, либо федерального антимонопольного органа и (или) его территориальных органов в случае принятия решения о неоднократном нарушении антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения, вступивших в законную силу решений федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, а также получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, в случаях, предусмотренных абзацами третьим - седьмым пункта 13 настоящих Правил.
Федеральный орган исполнительной власти, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации направляет копию такого решения главе местной администрации соответствующего поселения, городского округа.
Орган местного самоуправления поселения, городского округа в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации или получения от федерального органа исполнительной власти, главы местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) копии решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации обязан разместить на официальном сайте соответствующее решение, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации.
Подача заявления заинтересованными организациями и определение единой теплоснабжающей организации осуществляется в порядке, установленном в пунктах 5-11 настоящих Правил.
Организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организациистатуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5-11 настоящих Правил, а также передать организации, которой присвоен статус единой теплоснабжающей организации, информацию о потребителях тепловой энергии, в том числе имя (наименование) потребителя, место жительства (место нахождения), банковские реквизиты, а также информацию о состоянии расчетов с потребителем.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для утраты организацией статуса единой теплоснабжающей организации (ЕТО).
Поскольку для принятия решения о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации необходим ряд условий: особая процедура (определенные законом сроки для принятия заявок, прилагаемые к ним документы, наличие и пр.), соответствие организации определенным критериям, установленным законом, то и порядок лишения статуса ЕТО организации так же является особым и предусмотрен указанными выше нормами закона.
Вместе с тем, оспариваемое постановление не содержит указаний на указанные выше нормы для обоснования законности принятия постановления в части признания утратившими силу постановлений о присвоении статуса ЕТО.
По смыслу положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Актуализация схемы теплоснабжения подразумевает внесение в нее изменений, произошедших в функциональной структуре теплоснабжения населенного пункта за предшествующий период.
В соответствии с частью 7 статьи 23 Закона о теплоснабжении требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии. Споры, возникающие при утверждении и актуализации схем теплоснабжения, утверждение которых входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, рассматриваются в судебном порядке.
Суд оценил доводы Администрации о нарушении порядка утверждения проекта схемы теплоснабжения, актуализации схемы теплоснабжения и как следствие присвоение статуса ЕТО обществу «Энергия Алтай» и отклоняет их как необоснованные.
Нарушение сроков для проведения актуализации схемы теплоснабжения, сроков размещения уведомлений о разработке проектов актуализации схемы теплоснабжения, порядка опубликования распоряжения о проведении публичных слушаний, сроков сбора замечаний и предложений на один день, утверждение лишь проекта схемы теплоснабжения, без утверждения самой схемы (с учетом внесения изменений, размещении схемы теплоснабжения на сайте Администрации в соответствующем электронном виде, не препятствующим ее прочтению), состав обосновывающих материалов, не влияют на законность результатов указанной процедуры, не свидетельствуют о незаконности постановлений об актуализации схемы теплоснабжения и присвоении статуса ЕТО.
Нарушения в процедуре разработки актуализированной схемы могут являться существенными только тогда, когда такое нарушение влечет нарушение базовых принципов разработки схем теплоснабжения и организации отношений в сфере теплоснабжения, чего в рассматриваемом случае не допущено.
Доказательств того, что кто-либо в ходе публичных слушаний был лишен возможности представить свои замечания и предложения по проекту актуализации схемы теплоснабжения, суду не представлено. Ни Администрация, ни ООО «ДаблЮ Кей» не смогли пояснить, какие именно предложения и замечания от ООО «Даблю Ю Кей» были направлены, но не учтены Администрацией. Доказательств влияния оценки нерассмотренных Администрацией предложений и замечаний по проекту, на принципы разработки актуализированной схемы теплоснабжения в материалы дела не представлены. Кроме того, суд отмечает, что возражения, заявляемые в ходе таких слушаний, носят лишь рекомендательный характер.
Доводы Администрации об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов ООО «Энергия Алтай» судом отклоняются.
Принятие оспариваемого постановления лишает общество как единой теплоснабжающей организации возможности непосредственно обслуживать потребителей тепловой энергии, что позволит добиться финансовой независимости от посредников и в результате обеспечить более надежное теплоснабжение потребителей; заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче; иметь преимущественное право на заключение концессионных соглашений. Общество лишено возможности провести модернизацию и реконструкцию своих котельных в установленном Законом о теплоснабжении порядке.
Согласно пункту 4 статьи 4.2. Закона о теплоснабжении, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Указанный пункт Закона позволяет единой теплоснабжающей организации осуществлять контроль за надлежащим выполнением теплосетевой организацией и потребителями мероприятий по подготовке к отопительному сезону и обеспечить надежное и бесперебойное теплоснабжение в системе теплоснабжения котельных № 1 и № 13.
Таким образом, оспариваемым постановлением нарушено правоООО «Энерго Алтай» иметь статусЕТО в зоне деятельности котельных № 1 и № 13 в с. Майма, присвоенный в соответствии с пунктом 7 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (участвовать в проверке теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду, осуществлять контроль за подключением новых потребителей и не допускать бесконтрольное увеличение тепловой нагрузки и превышение максимально возможной нагрузки на принадлежащие Обществу источники теплоснабжения -котельные № 1 и № 13, занимать доминирующее положение на рынке теплоснабженияв зоне деятельности принадлежащих Обществу котельных, предусмотренное пунктом 4 статьи 4.2. Закона о теплоснабжении, что препятствует экономическому развитию Общества и расширению зоны его деятельности.
При таких обстоятельствах, суд признает оспариваемое постановление №170 от 11.12.2019 недействительным.
При распределении судебных расходов, суд учитывает, что требование ООО «Энерго Алтай»в отношении Администрации удовлетворено. Следовательно, с Администрации в пользу ООО «Энерго Алтай» подлежат взысканию судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать недействительным постановление Администрации муниципального образования "Майминский район" (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Ленина, д. 22, с. Майма, р-н. Майминский, Республика Алтай) от 11 декабря 2019 года № 170 «О признании утратившими силу некоторых постановлении администрации муниципального образования «Майминский район».
Обязать Администрацию муниципального образования «Майминский район» ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Ленина, д. 22, с. Майма, р-н. Майминский, Республика Алтай) устранить допущенные нарушения.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Майминский район» ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Ленина, д. 22, с. Майма, р-н. Майминский, Республика Алтай) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО АЛТАЙ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Ленина, д. 8, литер А, пом. 202, с. Майма, р-н. Майминский, Республика Алтай) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья А.Н. Соколова