649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Горно-Алтайск | Дело № А02-2338/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2020 года. Полный текст решения изготовлен 29 мая 2020 года.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Новиковой О.Л. при ведении протокола судебного заседания секретарём Лыковой Н.В. рассмотрел в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Прокурора Республики Алтай (ОГРН 1020400749566, ИНН 0411005358, ул. Чорос-Гуркина Г.И., д. 25, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) к Администрации муниципального образования "Майминский район" (ОГРН 1030400667769, ИНН 0408008253, ул. Ленина, д. 22, с. Майма, р-н. Майминский, Республика Алтай) и к Обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (ОГРН 1120411005747, ИНН 0411162304, ул. Трудовая, д. 34, пом. 2, с. Майма, р-н. Майминский, Республика Алтай) о признании концессионного соглашения от 29.12.2017 № 1 в части передачи муниципального имущества, указанного в приложении № 2 в строках №№ 28 - 33, недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
при участии:
от прокурора – Дедина А.С., помощник прокурора (доверенность в деле),
от ответчиков:
Администрации МО «Майминский район» - ФИО1, представителя (доверенность в деле),
ООО «Коммунальщик» - ФИО2, представителя (доверенность в деле),
установил:
Заместитель прокурора Республики Алтай (далее – прокурор) в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обратился в арбитражный суд с требованиями о признании недействительным в силу ничтожности концессионного соглашения № 1, заключенного 29.12.2017 между Администрацией муниципального образования "Майминский район" (далее – Администрация МО «Майминский район») и Обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее – ООО «Коммунальщик), в части передачи ООО «Коммунальщик» муниципального имущества «Технологическое оборудование административно-бытового корпуса», указанного в приложении № 2 к концессионному соглашению в строках №№ 1 – 44, и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возложения на ООО «Коммунальщик» обязанности возвратить муниципальное имущество.
В обоснование заявленных требований указано, что поскольку движимое имущество, находящееся в административно-бытовом корпусе, технологически и функционально не связано с осуществлением ООО «Коммунальщик» деятельности по обработке, накоплению, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов, такое имущество передано обществу в рамках концессионного соглашения от 29.12.2017 № 1 в нарушение частей 1 и 5 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), что в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) влечет недействительность в силу ничтожности указанного концессионного соглашения в части передачи технологического оборудования, входящего в состав административно-бытового корпуса.
Рассмотрение дела откладывалось для получения от сторон пояснений и доказательств по обстоятельствам, имеющим значение для дела.
После отложения от прокурора поступило уточнение исковых требований.
Согласно уточнению, прокурор просит:
признать недействительным в силу ничтожности концессионное соглашение № 1, заключенное 29.12.2017 между Администрацией муниципального образования "Майминский район" и Обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальщик", в части передачи муниципального имущества «Технологическое оборудование административно-бытового корпуса», указанного в приложении № 2 к концессионному соглашению в строках №№ 28 – 33.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно: обязать Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" передать администрации муниципального образования «Майминский район» муниципальное имущество, указанное в приложении № 2 к концессионному соглашению в строках №№ 28 – 33:
- стол письменный однотумбовый (4 штуки) на общую сумму 1829 руб.;
- стол письменный двухтумбовый стоимостью 829 руб. 50 коп.;
- кресло рабочее (2 штуки) на общую сумму 297 руб. 60 коп.;
- стул полумягкий (22 штуки) на общую сумму 2713 руб. 50 коп.;
- сейф (2 штуки) на общую сумму 1488 руб. 80 коп.;
- шкаф книжный (4 штуки) на общую сумму 2309 руб. 20 коп.
Руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд принял уточненное исковое заявление к рассмотрению.
Ответчики представили заявления о признании исковых требований с учетом состоявшихся уточнений.
Признание исковых требований принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Судом установлено, что Распоряжением Правительства Республики Алтай от 23.01.2012 № 28- осуществлена безвозмездная передача в собственность МО «Майминский район» Республики Алтай 13 объектов недвижимого имущества согласно приложению № 1 к распоряжению и 133 объекта движимого имущества согласно приложению № 2 к распоряжению, в том числе, административно-бытовой корпус общей площадью 565,4 кв. м. по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, полигон по переработке ТБО мощностью 32,5 тысяч тонн в год с расположенным в нем технологическим оборудованием (состав указан в приложении № 2 строки с 75 по 133).
29.12.2017 между Администрацией Майминского района (как концедент) и ООО «Коммунальщик» (как концессионер) было заключено концессионное соглашение № 1 в отношении объектов, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов МО «Майминский район», в соответствии с которым концедент предоставляет концессионеру права владения и пользования объектом – полигоном по переработке твердых бытовых отходов (далее – полигон ТБО), расположенный по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, полигон по переработке ТБО мощностью 32,5 тысяч тонн в год, а концессионер обязался за свой счет и /или за счет привлеченных средств реконструировать и модернизировать объект и осуществлять с использованием полигона ТБО обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов.
Концессионное соглашение было заключено на основании Решения Администрации МО «Майминский район» от 05.12.2017 №- о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса.
В соответствии с пунктом 61 соглашения оно вступает в силу с момента подписания сторонами и действует в течение 10 лет.
31.01.2018 произведена государственная регистрация соглашения.
Согласно пункту 2 соглашения переданный по соглашению полигон ТБО состоит, в том числе, из административно-бытового корпуса общей площадью 565,4 кв. м. с расположенным в нем технологическим оборудованием (приложение № 2 к концессионному соглашению), среди которого спорное имущество, отраженное в строках №№ 28-33, а именно:
- стол письменный однотумбовый (4 штуки) на общую сумму 1829 руб.;
- стол письменный двухтумбовый стоимостью 829 руб. 50 коп.;
- кресло рабочее (2 штуки) на общую сумму 297 руб. 60 коп.;
- стул полумягкий (22 штуки) на общую сумму 2713 руб. 50 коп.;
- сейф (2 штуки) на общую сумму 1488 руб. 80 коп.;
- шкаф книжный (4 штуки) на общую сумму 2309 руб. 20 коп.
На основании части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Применительно к указанным нормам, сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Указанные правовые позиции приведены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25.
Учитывая, что объекты движимого имущества, указанные прокурором в уточненном исковом заявлении, с осуществлением ООО «Коммунальщик» деятельности регионального оператора по обработке и размещению твердых коммунальных отходов не связаны, реконструкция и модернизация этого имущества не проводится, уточненные требования прокурора являются законными и обоснованными, поскольку передача этого имущества нарушает требования действующего законодательства и публичные интересы, в том числе, МО «Майминский район».
Ответчики признали уточненный иск.
Суд принял признание иска.
В соответствии с частью 4 статьи 170 АПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (часть 1 статья 180 ГК РФ).
Таким образом, признание недействительным концессионного соглашения в части передачи ООО «Коммунальщик» спорного движимого имущества не влечет недействительности других условий соглашения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
С учетом недействительности условий соглашения в части передачи спорного имущества, в порядке применения реституции имущество подлежит возврату муниципальному образованию.
В связи с удовлетворением иска, руководствуясь статьей 110 АПК РФ, суд взыскивает с общества в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., что составляет 50 % от размера государственной пошлины по иску прокурора о применении реституции в порядке приведения сторон по ничтожной сделке в первоначальное положение.
Руководствуясь статьей 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать недействительным в силу ничтожности концессионное соглашение № 1, заключенное 29.12.2017 между Администрацией муниципального образования "Майминский район" и Обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальщик", в части передачи муниципального имущества «Технологическое оборудование административно-бытового корпуса», указанного в приложении № 2 к концессионному соглашению в строках №№ 28 – 33.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно: обязать Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" передать администрации муниципального образования «Майминский район» муниципальное имущество, указанное в приложении № 2 к концессионному соглашению в строках №№ 28 – 33:
- стол письменный однотумбовый (4 штуки) на общую сумму 1829 руб.;
- стол письменный двухтумбовый стоимостью 829 руб. 50 коп.;
- кресло рабочее (2 штуки) на общую сумму 297 руб. 60 коп.;
- стул полумягкий (22 штуки) на общую сумму 2713 руб. 50 коп.;
- сейф (2 штуки) на общую сумму 1488 руб. 80 коп.;
- шкаф книжный (4 штуки) на общую сумму 2309 руб. 20 коп.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Трудовая, д. 34, пом. 2, с. Майма, р-н. Майминский, Республика Алтай) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья О.Л. Новикова