649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Горно-Алтайск
15 февраля 2022 года
Дело № А02-296/2021
Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2022 года. Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Якшимаевой Ф.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Таюшевой Е.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя – Главы К(Ф)Х ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, с. Соузга, р-н. Майминский, Республика Алтай) к Министерству экономического развития Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. В.И.Чаптынова, д. 24, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: пр-кт. Коммунистический, д. 83/2, г. Горно-Алтайск), Казенного учреждения Республики Алтай "Управление капитального строительства Республики Алтай" (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Чорос-Гуркина Г.И., д. 27, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай), Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Ленкина, д. 12, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай), Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Папанинцев, д. 105, г. Барнаул, край Алтайский, 656049) – о признании недействительным отказа, выраженного в письме от 23.12.2020 № 07/9604, о заключении договоров купли-продажи земельных участков.
при участии представителей:
от заявителя – ФИО2 (доверенность, диплом в деле);
от ответчика – не явился, уведомлен;
от третьих лиц – не явились, уведомлены,
установил:
индивидуальный предприниматель – Глава К(Ф)Х ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Министерству экономического развития Республики Алтай (далее – Минэкономразвития РА) о признании недействительным отказа заключении договоров купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Основанием заявленных требований указываются обстоятельства нахождения у заявителя в аренде шести земельных участков сельскохозяйственного назначения, возникновения у них права на выкуп арендованных земель без торгов и незаконного отказа ответчика в заявлениях ФИО1 на заключение договоров купли-продажи.
Заявление индивидуального предпринимателя – Главы К(Ф)Х ФИО1 принято к разрешению определением суда от 01.03.2021.
В предварительное судебное заседание, состоявшееся 12.04.2021, представитель ответчика не явился, отзыва по иску от ответчика в суд не поступало.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд провел подготовку к судебному разбирательству без участия ответчика. Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме и пояснил, что основания отказа необоснованны, т.к. не могут быть подтверждены доказательствами.
К судебному заседанию по первой инстанции от ответчика – Минэкономразвития РА в суд поступил отзыв по заявлению ИП – главы К(Ф)Х ФИО1 Из отзыва следует ходатайство о прекращении судопроизводства в Арбитражном суде Республики Алтай, т.к. во всех договорах аренды земельного участка арендатором значится ФИО1 как физическое лицо, но не индивидуальный предприниматель или глава КФХ.
В судебном заседании по первой инстанции 18.05.2021 представитель ответчика поддержал свое ходатайство и просил передать дело на рассмотрение в суд общей юрисдикции. Представитель истца возражал удовлетворению ходатайства, указывая на статус заявителя, зарегистрированный в ЕГРИП.
Мотивированным определением от 18.05.2021 суд отказал ответчику в ходатайстве о передаче дела в суд общей юрисдикции. Определение суда не обжаловалось ответчиком.
08.06.2021 в суд для приобщения к материалам дела поступил отзыв Минэкономразвития РА по существу заявленных требований ИП ФИО1 с обоснованием законности отказа в заключении договора купли-продажи в отношении заявленных земельных участков сельскохозяйственного назначения.
К отзыву на иск ответчиком приложены письменные доказательства своих доводов.
В судебном заседании 15.06.2021 представитель ответчика поддержал доводы своего отзыва и указывал на невозможность выкупа земельных участков, в т том числе:
- с кадастровым номером 04:01:010701:241 – находится в границах водного объекта реки Катунь;
- с кадастровым номером 04:01:010712-178 и 04:01:010712-195 – находятся в границах санитарной зоны водозаборного сооружения (скважины Г19/12, Г20/12) микрорайона Алгаир в с. Майма;
- земельный участок с кадастровым номером 04:01:010712-191 зарезервирован в целях реализации федерального проекта « Строительство и ремонт» автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт»;
- земельный участок с кадастровым номером 04:01:010712-192 – предназначен для геологического изучения, разведки и добычи строительного камня;
- земельный участок с кадастровым номером 04:01:010712-193 – предназначен для размещения объектов регионального значения.
Судебное заседание откладывалось по ходатайству представителя заявителя для подготовки правовой позиции по доводам и доказательствам Минэкономразвития РА.
05.08.2021 поступили для приобщения к материалам дела письменные возражения представителя заявителя по отзыву, доводам и доказательствам ответчика в отношении каждого заявленного земельного участка.
В судебном заседании 11.08.2021 суд по ходатайству заявителя, руководствуясь статьей 51 АПК РФ, привлек к участию в деле Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в целях получения кадастровых дел и квалифицированных пояснений, заключений от его специалистов в случае возникновения таковой необходимости.
В судебном заседании 31.08.2021 суд по ходатайству заявителя, при отсутствии возражений от представителя ответчика, руководствуясь статьей 130 АПК РФ, выделил в самостоятельное судопроизводство требования о заключении договора купли-продажи в отношении земельного участка с кадастровым номером 04:01:010701:241 (с присвоением делу № А02-1473/2021 с вынесением мотивированного определения).
По ходатайству заявителя суд обязал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» представить в суд кадастровые дела по спорным земельным участкам по делу № А02-296/2021.
По ходатайству представителя Минэкономразвития РА суд приобщил к материалам дела как доказательство – фотокопии арендуемых ФИО1 земельных участков с актом обследования от 11.08.2021 как доказательства неиспользования земельных участков, невыполнения обязанностей по улучшению земель и охране почв, приведения в непригодное состояние и нецелового использования (возведение строений).
14.09.2021 для приобщения к материалам дела в суд поступили письменные возражения ФИО1 по доказательствам ответчика, касающимся доводов о нарушении земельного законодательства в отношении арендуемых земель со ссылками на письма Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай.
20.09.2021 во исполнение запроса суда от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» в суд поступили копии правоустанавливающих документов и кадастровые дела по заявленным земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения (том 2 л/д 37 – 155, том 3, том 4, том 5 л/д 1 – 44).
Судебное заседание 21.09.2021 суд откладывал с предоставлением возможности представителям сторон ознакомиться с поступившими документами – кадастровыми делами.
В судебных заседаниях 16.11.2021, 09.12.2021 суд, руководствуясь статьей 51 АПК РФ привлек к участию в деле лиц, прав и законных интересов которых может коснуться разрешение спора – Казенное учреждение Республики Алтай "Управление капитального строительства Республики Алтай", Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства".
К судебным заседаниям, назначенным на 20.01.2022, 09.02.2022, от третьих лиц: КУ РА «Управление капитального строительства», Министерства природных ресурсов – отзывов по иску, документов – доказательств в суд от них не поступало. В судебные заседания представители не явились.
От ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" поступил отзыв по заявлению. Из отзыва и приобщенных документов третьего лица следует, что в составе утвержденной Росавтодором проектной документации содержится документация по планировке и проект межевания территории «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» …на участке обхода Майма. Из земельного участка с кадастровым номером 04:01:010712-191 – общей площадью 594534 кв.м. – 56176 кв.м. необходимо для временного пользования на период проведения работ по реконструкции автодороги...».
Сбор и исследование доказательств окончены судом с учетом мнения сторон об их полноте, достаточности.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы и доказательства заявителя и ответчика по правилам статьи 71 АПК РФ, суд признает требования ИП – главы КФХ ФИО1 подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Из материалов дела следует:
На основании договора от 15 мая 2017 года (дата регистрации в управлении Росреестра - 25.05.2017г.) уступки прав и обязанностей по договору аренды № 261 земельного участка, находящегося в государственной собственности республики Алтай от 12 ноября 2015 года, заключенного между ООО «Чуйское» и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай (с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями), ФИО1 на праве аренды принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Республика Алтай, Майминский район, Майминское сельское поселение, общей площадью - 148465 кв. м., кадастровый номер 04:01:010712:178, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование (назначение) — для сельскохозяйственного производства.
На основании договора от 15 мая 2017 года (дата регистрации в Управлении Росреестра - 24.05.2017г.) уступки прав и обязанностей по договору аренды № 296 земельного участка, находящегося в государственной собственности республики Алтай от 19 сентября 2016 года, заключенного между ООО «Чуйское» и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай (с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями), ФИО1 на праве аренды принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Республика Алтай, Майминский район, Майминское сельское поселение, общей площадью - 594534 кв. м., кадастровый номер 04:01:010712:191, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование (назначение) – для сельскохозяйственного производства.
На основании договора от 15 мая 2017 года (дата регистрации в Управлении Росреестра – 24.05.2017) уступки прав и обязанностей по договору аренды № 297 земельного участка, находящегося в государственной собственности республики Алтай от 19 сентября 2016 года, заключенного между ООО «Чуйское» и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай (с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями), ФИО1 на праве аренды принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Республика Алтай, Майминский район, Майминское сельское поселение, общей площадью - 2035278 кв. м., кадастровый номер 04:01:010712:192, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование (назначение) – для сельскохозяйственного производства.
На основании договора от 15 мая 2017 года (дата регистрации в Управлении Росреестра – 05.06.2017г.) уступки прав и обязанностей по договору аренды № 298 земельного участка, находящегося в государственной собственности республики Алтай от 19 сентября 2016 года, заключенного между ООО «Чуйское» и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай (с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями), ФИО1 на праве аренды принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Республика Алтай, Майминский район, Майминское сельское поселение, общей площадью - 888285 кв.м., кадастровый номер 04:01:010712:193, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование (назначение) — для сельскохозяйственного производства.
На основании договора от 15 мая 2017 года (дата регистрации в Управлении Росреестра - 25.05.2017г.) уступки прав и обязанностей по договору аренды № 324 земельного участка, находящегося в государственной собственности республики Алтай от 21 марта 2017 года, заключенного между ООО «Дубровское» и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных: отношений Республики Алтай (с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями), ФИО1 на праве аренды принадлежат земельный участок, расположенный по адресу: Республика Алтай, Майминский район, Майминское сельское поселение, общей площадью - 40887 кв. м., кадастровый номер 04:01:010712:195, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование (назначение) – для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с п.п.9 п.2 ст.39.3 Земельного Кодекса РФ у ФИО1 возникло право на выкуп земельных участков без торгов в следующие сроки:
- земельные участки с кадастровыми номерами 04:01:010712:191 и 04:01:010712:192 – 25 мая 2020 года;
- земельные участки с кадастровыми номерами 04:01:010712:178; 04:01:01071:241 и 04:01:010712:195 – 26 мая 2020 года;
- земельный участок с кадастровым номером 04:01:010712:193 – 06 июня 2020 года.
23 июня 2020 года Заявитель обратилась к Ответчику с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 04:01:010712:193.
17 июля 2020 года Заявитель обратилась к Ответчику с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 04:01:010712:178.
31 июля 2020 года Заявитель обратилась к Ответчику с заявлением о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 04:01:01071:241; 04:01:010712:191; 04:01:010712:192 и 04:01:010712:195.
23 декабря 2020 года Министерством в адрес Заявителя был направлен ответ 07/9604, согласно которому Заявителю было отказано в выкупе всех земельных участков. Основаниями отказа указаны:
- земельный участок с кадастровым номером 04:01:010712:191 – зарезервирован под строительство и реконструкцию автомобильной дороги «Чуйский тракт»,
- земельные участки с кадастровыми номерами 04:01:010712:178 и 04:01:010712:195 находятся в границах санитарной зоны водозаборного сооружения,
- земельный участок с кадастровым номером 04:01:010712:192 предназначен для добычи строительного камня,
- земельный участок с кадастровым номером 04:01:010712:193 предназначен для разрешения объектов регионального назначения.
Из материалов дела следует также, что в защиту своих прав ИП ФИО1 обращалась с просьбой Прокурору Республики Алтай. С признанием ее прав на выкуп земельных участков Прокурор Республик Алтай предложил обратиться в случае необходимости за судебной защитой восстановления прав на выкуп земельных участков.
02.03.2021 ИП – Глава КФХ ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с разрешаемым заявлением.
Делая вывод о законности и обоснованности заявленных требований ИП – Главы КФХ ФИО1, суд руководствуется нижеследующим:
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Основания возникновения прав на земельные участки регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, в частности, статьей 39.1.
Согласно подпункта 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
По общему правилу продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно в случае предоставления земельных участков сельскохозяйственной организации на основании Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (пункт 8 часть 2 статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предоставление земельных участков в аренду должно соответствовать категории земель и виду разрешенного использования земельного участка.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу, при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, в случае если этим гражданином или юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявленные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения находятся в аренде у ИП - Главы КФХ ФИО1 свыше трех лет. В пределах действия срока аренды (все договоры заключены на срок до 01.02.2062) ИП - Глава КФХ ФИО1 обратилась к уполномоченному органу с заявлениями о выкупе.
Признавая возникновение и подтверждая права ИП - Главы КФХ ФИО1 на выкуп арендуемых земельных участков, суд исследует законность и обоснованность отказа в отношении заявленных земельных участков.
Правила составления заявления и перечень документов, которые заявителю необходимо приложить к нему, урегулированы статьей 39.17. ЗК РФ. Согласно пункту 5 данной статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает соответствующие действия, предусмотренные названным пунктом.
Из материалов настоящего дела следует, что по заявлениям ИП – Главы КФХ ФИО1, поданным в июне/августе 2020 года ответ дан в декабре 2020 года - за пределами установленного срока.
- по земельному участку с кадастровым номером 04:01:010712:192:
В обоснование отказа в предоставлении в собственность данного участка ответчиком указано на то обстоятельство, что участок в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай № 734 от 07.12.2015 предназначен для геологического изучения, разведки и добычи строительного камня (Каменный -2, Майминский район). Ответчик, отказывая в предоставлении участка, ссылался на норму подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Суд признает необоснованность и незаконность отказа в отношении данного земельного участка.
Земельный участок под кадастровым номером 04:01:010712:192, согласно сведениям ЕГРН относится к категории земель: - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: - для сельскохозяйственного производства.
При этом, предметом договора (№297) аренды участка является так же предоставление в аренду участка с категорией земель: - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: — для сельскохозяйственного производства.
В силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в названной статье, в том числе, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории.
До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением.
Поскольку земельный участок под кадастровым номером 04:01:010712:192 относится к категории земель: - земли сельскохозяйственного назначения, и в отношении него не принято решение об изменении правового режима, он передан в аренду сроком на 49 лет.
Отказ заявителю незаконен.
- по земельному участку с кадастровым номером 04:01:010712:193:
В обоснование отказа в предоставлении в собственность данного участка ответчиком указано на то обстоятельство, что участок предназначен для размещения объектов регионального значения. Ответчик, отказывая в предоставлении участка, ссылался на норму пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ.
Подпунктом 3 пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ. В соответствии с которым в том числе приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В силу части 1 статьи 26 ГК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Из изложенных правовых положений следует, что если участок предназначен для размещения каких-либо объектов регионального значения (о чем утверждает ответчик), то для этих целей необходимо наличие утвержденных по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации документов территориального планирования и (или) документации по планировке территории, в соответствии с которыми испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Однако, в отношении участка с кадастровым номером 04:01:010712:193 не представлено ответчиком утвержденных документов территориального планирования, которые бы устанавливали на участке обозначения в виде размещения каких - либо объектов регионального значения.
Данный земельный участок также передан в долгосрочную аренду. Отказ в выкупе данного земельного участка необоснован и незаконен.
- по земельным участкам с кадастровыми номерами: 04:01:010712:178, 04:01:010712:195:
В обоснование отказа в предоставлении в собственность данных участков ответчиком указано на те обстоятельства расположения участков в границах зоны санитарной охраны водозаборного сооружения (скважины г19/12 и г20/12) в микрорайоне Алгаир - 2 в селе Майма, Республики Алтай.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В подтверждение своей законности, Минэкономразвития РА не представило суду надлежащих доказательств нахождения на заявленных участках водозаборных сооружений. В таком случае, следует признать отказ в заявлении незаконным.
- по земельному участку с кадастровым номером 04:01:010712:191:
В обоснование отказа в предоставлении в собственность данного участка ответчиком указано на то обстоятельство, что участок попадает в перечень резервируемых в целях реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-256", в соответствии с Распоряжением Росавтодора от 02.06.2020 №1645-р.
Согласно статье 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в| случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7).
В силу статьи 70.1. ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса.
Резервирование земель допускается в установленных документациях по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территории.
Земли для государственных и муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу указанного Постановления (п. 2-4) решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленном сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование.
Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.
Пунктом 6 Постановления предусмотрено, что к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Решение о резервировании земель принимается поотношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.
Пунктом 7 Постановления предусмотрено, что решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта РФ, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решения о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Пунктом 8 Постановления предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости.
По настоящему делу государственным органом, который уполномочен принимать решение о резервировании государственных земель для федеральных нужд (федеральная автодорога Р-256 «Чуйский тракт») является Федеральное дорожное агентство Росавтодор, – им утверждены документы по планированию объекта «Строительство и ремонт автомобильной дороги Р-256 Чуйский тракт …. на участке обхода Майма».
Самого решения о резервации земель, в том числе и части земельного участка 04:01:010712–191, как и сведений о публикации данного решения суду не представлено. Согласно сведениям ЕГРН – сведений о резервации в кадастровом деле земельного участка с кадастровым номером 04:01:010712–191 нет. Из пояснительного отзыва данного суду третьим лицом - ФКУ "Управлением федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" следует из земельного участка кадастровый номер 04:01:010712–191 с общей площадью – 594534 м. кв. – требуется отвод 56176 м. кв. для "временного пользования при строительстве автодороги в обход с. Майма". При указанных обстоятельствах суд признает, что и по данному заявлению ИП – Главы КФХ ФИО1 для отказа не было достаточных законных оснований.
Дополнительный довод ответчика, заявленный в суде о ненадлежащем использовании земель, как основания для отказа в их выкупе при направлении письма № 07/9604 от 23.12.2020 не указывался. Доказательства ответчика, представленные суду -фотографии и акт осмотра, не могут быть признаны достаточными, бесспорными и надлежащими доказательствами заявленных фактов.
Заявителем к исковому материалу по заявлению приложены письма Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай за 2020 год, из которых следует осмотр и проверка службой надлежащего использования ИП – Главы КФХ ФИО1 арендуемых земель и отсутствие замечаний.
Исходя из вышеуказанного, суд признает заявление ИП - Главы КФХ ФИО1 обоснованным, подлежащим удовлетворению. В целях восстановления прав ИП – Главы КФХ ФИО1 – уполномоченный орган – ответчик по делу должен в заявленный срок, после вступления в законную силу решения суда, направить проекты договоров купли-продажи в отношении указанных земельных участков.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным отказ Министерства экономического развития Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. В.И.Чаптынова, д. 24, г. ГорноАлтайск, Республика Алтай) – изложенный в письме от 23.12.2020 № 07/9604 индивидуальному предпринимателю – главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, с. Соузга, р-н. Майминский, Республика Алтай) в предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами:
- 04:01:010712–178,
- 04:01:010712–191,
- 04:01:010712–193,
- 04:01:010712–195,
- 04:01:010712–192
в собственность за плату.
Обязать Министерство экономического развития Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. В.И.Чаптынова, д. 24, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) в течение пяти календарных дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения:, принять решения о предоставлении земельных участков в собственность за плату и направить в адрес индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, с. Соузга, р-н. Майминский, Республика Алтай) проекты договоров купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами:
- 04:01:010712–178,
- 04:01:010712–191,
- 04:01:010712–193,
- 04:01:010712–195,
- 04:01:010712–192,
расположенных по адресу: Республика Алтай, Майминский район.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня изготовления полного текста решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья
Ф.Ю. Якшимаева