Арбитражный суд Республики Алтай
649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Горно-Алтайск Дело № А02-346/20 21 июля 2020 года
Резолютивная часть оглашена 16 июля 2020 года. Полный текст решения изготовлен 21 июля 2020 года.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Черепановой И. В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Приваловым А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования "Усть-Коксинский район" Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес регистрации ул. Харитошкина, д. 3, с. Усть-Кокса, р-н. Усть-Коксинский, Респ. Алтай) к Контрольно-счетному органу муниципального образования "Усть- Коксинский район" Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес регистрации: ул. Харитошкина, д. 1, литер А, с. Усть-Кокса, р-н. Усть-Коксинский, Респ. Алтай) об оспаривании Акта № 1 по результатам контрольного мероприятия от 04.02.2020г., а также представления № 1 от 10.02.2020г,
при участии:
от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 25.05.2020, сроком на 1 год (в деле), диплом ВСВ № 0642977 от 23.06.2006 (в деле); ФИО2 представителя по доверенности от 22.06.2020, сроком на 1 год (в деле), диплом ФВ № 590179 от 24.04.1992 (в деле);
от ответчика – ФИО3, председателя контрольно-счетного органа МО «Усть-Коксинский район», решение о назначении на должность № 24-25 от 27.03.2020 (в деле);
установил:
Администрация муниципального образования "Усть-Коксинский район" Республики Алтай (далее – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Контрольно-счетному органу муниципального образования "Усть-
Коксинский район" (далее – КСО МО «Усть-Коксинский район», ответчик) Республики Алтай об оспаривании Акта № 1 по результатам контрольного мероприятия от 04.02.2020г., а также представления № 1 от 10.02.2020г.
Контрольно-сченый орган МО «Усть-Коксинский район» представил письменный отзыв (л.д. 2327 т.1), согласно которого ответчик с заявленными требованиями не согласен в полном объеме. Кроме этого, акт и представление не содержат мер принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством, в связи с чем не нарушают права заявителя, не являются ненормативными правовыми актами, которые могут быть оспорены в арбитражном суде.
От заявителя поступило дополнение к заявлению, в котором последний указывает на нарушение своих прав оспариваемыми актами. Согласно указанными дополнениями заявитель просит признать недействительными акт № 1 от 04.02.2020г. и Представление № 1 от 10.02.2020 в части содержащихся в них выводов:
- о «выявленных фактах неисполнения обязательств по достижению показателей социально-экономической эффективности бизнес-проектов в общей сумме 928,46 тыс. рублей (стр. 14-15 Акта № 1 от 10.02.2020г.);
- о выявленных фактах неисполнения обязательств по достижению целевых показателей развития предпринимательской деятельности, создание рабочих мест, по возмещению части затрат СМСП, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), что является неэффективным расходованием средств бюджета в сумме 176,67 тыс. рублей»( стр. 14015 Акта № 1 от 10.02.2020г.;
- о неэффективном расходовании бюджетных средств в сумме 252,87 тыс. рублей (стр. 16 Акта № 1 от 10.02.2020г.);
- о неправомерном расходовании бюджетных средств в сумме 252, 89 тыс. рублей (стр. 16 Акта от 10.02.2020г.).
Обязать Контрольно-счетный орган муниципального образования «Усть- Коксинский район» Республики Алтай:
- внести изменения в Акт № 1 в части исключения из акта формулировок, которые истец оспаривает;
- внести изменения в производный от Акта № 1 от 10.02.2020 документ: Представление № 1 от 10.02.2020г., в части исключения из него формулировок, изложенных в пунктах 1,2,3:
- «в ходе проверки установлено неправомерное расходование бюджетных средств в общей сумме 252,87 тыс. рублей в связи с неправомерными действиями конкурсной комиссии и Администрации»,
- «установлены нарушения неэффективного расходования бюджетных средств в общей сумме 1 105,13 тыс. рублей в связи с неисполнением обязательств получателями субсидий»,
- «администрацией контроль, предусмотренный условиями заключенных соглашений не обеспечивался, что повлекло к допущению выявленных нарушений и недостатков»;
- опубликовать в газете «Уймонские Вести» опровержение ранее размещенной в этой газете от 13.03.2020г. № 11 (1479) на странице 14 в статье «Работа депутатов», абзац 3, информации о выявленных КСО МО «Усть-Коксинский район» многочисленных нарушениях в реализации Администрацией МО «Усть-Коксинский район» муниципальной программы «Экономическое развитие МО «Усть-Коксинский район» за 2016-2018г.г.».
Судом приняты к сведению и рассмотрению дополнительные основания заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ.
В настоящем судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, указанные в заявлении, считают содержание оспариваемого акта не соответствующим действительности и, что на основании указанного акта вынесено представление, что является негативным последствием для Администрации.
Представитель ответчика заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению, указывал на то, что акт и представление не подлежат оспариванию и не могут повлечь негативные последствия для Администрации, поскольку акт не является ненормативным правовым актом, а представление является промежуточным актом и носит рекомендательный характер. Более того, никаких публикаций в газету ответчик не давал, автором публикации не является, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по размещению опровержения в порядке статьи 201 АПК РФ. Представил дополнительный отзыв.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Субъект предпринимательской и иной экономической деятельности в равной мере наделен возможностью осуществлять защиту своих нарушенных прав в порядке административного судопроизводства - посредством обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (незаконными) соответствующих
ненормативных правовых актов, решений, действия (бездействия) государственных органов (п. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По правилам распределения бремени доказывания, установленным статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что Контрольно-счетным органом Муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай в соответствие с планом работы на 2019-2020 годы проведена проверка законности и результативности (эффективности) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников на реализацию подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы «Экономическое развитие МО «Усть-Коксинский район» за 2016-2018гг.».
По результатам проверки 04.02.2010 составлен Акт № 1 и 10.02.2020 вынесено Представление № 1 об устранении условий, повлекших установленные нарушения.
Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных
органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В соответствие с положениями части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:
10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций (часть 2 статьи 10 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ).
Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ).
Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (ч. 3 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены в Положении о контрольно-счетном органе МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, Стандарте внешнего муниципального контроля КСО МО «Усть-Коксинский район» РА, регламенте КСО МО «Усть-Коксинский район» РА (л.д. 29-62 т. 2).
В соответствие с п. 5.1.6 Стандарта внешнего муниципального контроля КСО МО «Усть-Коксинский район» РА, доказательства и иные сведения, полученные в ходе проведения контрольного мероприятия, соответствующим образом фиксируются в актах и рабочей документации, являющихся основой для подготовки отчета о его результатах.
При отражении выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков в акте следует указывать:
- выявленные факты нарушений законодательства в деятельности проверяемого объекта с указанием конкретных статей, пунктов, подпунктов законов и иных законодательных актов, требования которых нарушены, недопоступления средств в доходы бюджетов различных уровней, нецелевое использование средств с указанием (при возможности) конкретных должностных лиц, допустивших нарушения;
- виды и суммы выявленных нарушений (в разрезе проверяемых периодов, видов средств, объектов муниципальной собственности МО «Усть-Коксинский район» РА, форм использования и других оснований);
- причины допущенных нарушений и недостатков (по пояснен6иям проверяющей стороны);
- виды и суммы возмещенных в ходе контрольного мероприятия нарушений;
- конкретных должностных лиц, допустивших нарушения;
- принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты (п. 5.2 Стандарта).
Внесение изменений в Акт не допускается (п. 45 Стандарта).
В зависимости от результатов контрольных мероприятий КСО МО подготавливает при наличии соответствующих установленных полномочий следующие документы:
- представление;
- предписание;
- информационное письмо;
- обращение в правоохранительные органы (п. 6.3 Стандарта).
Представление КСО МО – это документ, содержащий обязательные к рассмотрению предложения КСО МО органами местного самоуправления, руководителям объектов контрольного мероприятия о принятии мер по устранению выявленных в ходе его проведения нарушений и недостатков, возмещению причиненного муниципальному образованию ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушение законодательства Российской Федерации, республики Алтай и МО «Усть-Коксинский район» РА (п. 6.3 Стандарта).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с
осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Под ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Изучив оспариваемый заявителем акт проверки № 1 от 04.02.2020г., суд приходит к выводу, что он соответствует по своему содержанию требованиям Положения о контрольно-счетном органе МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, Стандарту внешнего муниципального контроля КСО МО «Усть-Коксинский район» РА, регламенту КСО МО «Усть-Коксинский район» РА и не отвечает признакам ненормативного правового акта, указанным в статье 13 ГК РФ, а лишь фиксирует ход и результаты осуществленной проверки, проведенной КСО МО «Усть-Коксинский район» РА.
Указанный акт не содержит сведений о применении к заявителю конкретной меры ответственности, не имеет признаков предписания, не создает каких-либо препятствий для осуществления им предпринимательской деятельности и не относятся к числу властно-распорядительных документов, которыми нарушаются права либо охраняемые интересы заявителя в экономической либо предпринимательской деятельности.
Следовательно, акт проверки не может быть оспорен самостоятельно в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы заявителя об обратном являются несостоятельными, основаны на неверном толковании норм права.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
На основании изложенного, требование заявителя в части оспаривания заявителем акта проверки № 1 от 04.02.2020, составленный КСО МО «Усть-Коксинский район» РА, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.
Рассматривая требования об оспаривании представления № 1 от 10.02.2020г., суд исходит из положений п. 6.3 Стандарта, который указывает на обязанность рассмотрения предложений КСО МО, закрепленные в представлении, органами местного самоуправления, руководителями объектов контрольного мероприятия и принятия мер по устранению выявленных в ходе его проведения нарушений и недостатков, возмещению причиненного муниципальному образованию ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушение законодательства, а также статьи 17 Регламента КСО МО «Усть-Коксинский район» РА, утвержденного распоряжением от 31.10.2016 № 30, положения которого не исключают права объекта контрольного мероприятия оспаривать в судебном порядке как предписание, так и представление.
Доводы ответчика, что представление адресовано должностному лицу, а не Администрации, в связи с чем жалоба Администрации не может быть рассмотрена АС РА, не состоятельна в виду того, что представление адресовано на имя председателя, а фактически содержит требования к администрации и конкурсной комиссии.
Как установлено в судебном заседании оспариваемое представление выдано на основании проведенной плановой проверки.
Нарушения порядка проведения проверки судом не установлено. КСО МО «Усть- Коксинский район» РА действовало на основании плана, в пределах своих полномочий.
По результатам проверки было установлено, что в целях развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Усть-Коксинский район» в соответствие со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Администрации МО «Усть-Коксинский район» от 26.12.2013г. № 1009 утверждена муниципальная программа «Экономическое развития» на 2013-2018 года», которая включает в себя подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства».
В целях реализации мероприятий подпрограммы по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Администрации разработан ряд документов, в том числе Постановлением № 984 от 12.09.2018 утверждено Положение
о порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в муниципальном образовании «Усть-Коксинский район».
Указанное Положение не соответствует Постановлению Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 (ред. от 26.12.2019) "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", а именно подпункту «г» пункта 4 Общих требований в соответствие с которым при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения.
Положение о порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в муниципальном образовании «Усть-Коксинский район», утвержденное Постановлением МО «Усть-Коксинский район» № 984 от 12.09.2018 не содержит информации, обосновывающей размер субсидии (формулы расчета, порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидий).
Данный факт на оспаривается заявителем и подтверждается содержанием Положения.
По смыслу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
Так из материалов дела следует, что в целях реализации муниципальной целевой программы «Развитие, малого и среднего предпринимательства на территории МО «Усть-Коксинский райо» РА на 2013-2018г.г.», на основании Соглашения от 08.02.2016 г. № 3-16 «О предоставлении субсидии муниципальному образованию «Усть- Коксинский район» для софинансирования муниципальной программы (подпрограммы) развития малого и среднего предпринимательства», заключенного с Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай (далее - Соглашение Минтуризма РА), на основании Протокола от 14.03.2016 № 1, Распоряжения от 18.03.2016 № 54 Администрацией МО «Усть-Коксинский район» с ИП Калбуковым В Л., в целях реализации бизнес-проекта «Создание объектов сельского туризма», заключено соглашение от 18.03.2016г. № 1 «О предоставлении субсидии начинающему хозяйствующему субъекту, являющемуся победителем конкурса» (далее - Соглашения от 18.03.2016г. № 1) и предоставлена субсидия в размере 100000 рублей, в том числе:
- за счет средств республиканского бюджета 95000 рублей перечислено с кода бюджетной классификации (КБК) 011 0412 0135064 810 242, дополнительная классификация 260;
- за счет средств местного бюджета - 5000 рублей с КБК 011 0412 0131001 810 242.
Указанные факты не оспариваются заявителем.
Одним из условий Соглашения ФИО4 является достижение значений показателей результативности, а именно количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных ИП) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку не менее 2 единиц.
При этом целью предоставления ИП ФИО6 субсидии являлась реализация бизнес-проекта «Создание объекта сельского туризма», что прямо прописано в соглашении «О предоставлении субсидии начинающему хозяйствующему субъекту, являющемуся победителем конкурса» от 18.03.2016г. № 1. Срок реализации бизнес-проекта 2016-2017гг. От реализации бизнес-проекта ожидалось поступление в бюджет налогов 107600 руб. ежегодно и создание 2-х рабочих мест, что следует из экспертного заключения и соглашения.
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
Законом N 209-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность проведения анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию. Они также должны осуществлять прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований, оказывать содействие деятельности некоммерческих организаций (в том числе и их структурных подразделений), которые выражают интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствие с разделом V, VII программы «Экономическое развитие на 2013- 2018годп», утвержденной Постановление № 1009 от 26.12.2013 Администрацией МО «Усть-Коксинский район», в рамках соглашений муниципальные районы осуществляют контроль за выполнением целевых индикаторов, за использованием субсидий, осуществляют оценку эффективности деятельности местного самоуправления. К внутренним рискам реализации муниципальной программы относится неэффективность управления и организации процесса реализации программы, а также неэффективное использование бюджетных средств.
ИП ФИО7 прекратил свою деятельность 07.12.2016 года, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Дата формирования выписки 17.01.2020 № ИЭ9965-20-637898.
Данное обстоятельство повлекло за собой уменьшение объема поступлений в бюджет, сокращение рабочих мест, ожидаемый экономический эффект не получен и цель предоставления субсидии не достигнута.
При этом, в соответствие с п.п. 3.3.4. п. 3.3. Соглашения от 18.03.16г. № 1, заключенного между ИП ФИО5 и Администрацией МО в лице первого заместителя главы администрации ФИО8, предусмотрено, что получатель субсидии при прекращении деятельности ранее, чем по истечении одного года с момента перечисления субсидии на счет получателя обязан вернуть субсидию в бюджет.
В нарушение условий Соглашения от 18.03.16г. № 1 Администрация МО «Усть- Коксинский район» претензию на возврат денежных средств субсидии в размере 100,00 тыс. рублей ИП ФИО7 не выставила.
Таким образом, факт неэффективного расходования бюджетных средств в размере 100 000 рублей подтвержден совокупностью установленных контрольно- счетным органом обстоятельств.
Более того, в нарушение Регламента № 639, а также положений статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации первым заместителем Администрации ФИО8 было подписано соглашение о переуступке прав и обязанностей от 01.12.2016 года по Соглашению № 1 от 18.03.2016 года «О предоставлении субсидии начинающему хозяйствующему субъекту, являющемуся победителем конкурса». Предметом соглашения является переуступка субсидии ИП ФИО9,
При этом ИП ФИО9 не являлся участником конкурса и по условиям конкурса не мог быть таковым, поскольку не подходит для оказания грантовой поддержки, так как не имел рабочие места и его срок регистрации предпринимательской деятельности в 2016 году составлял 7 лет, что не соответствует требованиям п.14 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление субсидий на грантовую поддержку проектов, направленных на развитие предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства», утвержденного Постановлением № 639 от 12.09.204г. Администрацией МО «Усть-Коксинский район».
Фактически грантовая поддержка по договору уступки прав и обязанностей ИП ФИО9 представлена вне конкурса в нарушение указанного Административного регламента, что не соответствует требованиям нормативно- правовых актов, регулирующих порядок предоставления субсидий начинающему
хозяйствующему субъекту, в связи с чем выводы контрольно-счетного органа о неправомерном предоставлении субсидии в размере 100 000 рублей Калбукову А.Л. обоснованы и нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Таким образом, Администрация допустила неправомерное и неэффективное расходование бюджетных средств в размере 100 000 рублей, предоставленных ФИО7 и по уступке прав и обязанностей ФИО9
Далее, администрация заключила соглашение и предоставила субсидию ИП ФИО10 (протокол № 3 от 15.11.2016г.) о предоставлении субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитным договорам на текущий ремонт помещения от 24.11.2011г. № 35.01-11/321 (размер субсидии 86,74 тыс. рублей) и от 07.12.2011г. № 35.01-11/328 (размер субсидии 66,13 тыс рублей), тем самым допустив неправомерное расходование бюджетных средств в общей сумме 152,87 тыс. рублей.
Предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства кредитам, регулируется Постановлением № 02/1 от 15.01.2014 об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Усть-Коксинский район» на возмещение части процентной ставки по привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства кредитам» и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Субсидирование из бюджета МО «Усть- Коксинский район» РА на возмещение части процентной ставки, по привлеченным субъектам малого и среднего предпринимательства кредитам в российских кредитных организациях», утвержденного Постановлением главы Администрации МО «Усть- Коксинский район» РА № 221 от 03.06.2016г.
Согласно п. 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Субсидирование из бюджета МО «Усть-Коксинский район» РА на возмещение части процентной ставки, по привлеченным субъектам малого и среднего предпринимательства кредитам в российских кредитных организациях», утвержденного Постановлением главы Администрации МО «Усть-Коксинский район» РА № 221 от 03.06.2016г., субсидия на возмещение части процентной ставки, по привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства кредитам в российских кредитных организациях предоставлялась СМСП, включая крестьянские (фермерские хозяйства), осуществляющие деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), на строительство для собственных нужд производственных зданий, строений, сооружений, приобретение оборудования и (или) основных средств производства в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства
товаров (работ, услуг), получившие кредиты в российских кредитных организациях в период 2010-2016 годы.
Изменение в п. 2 Регламента № 221 (дополнен словами «ремонт, реконструкцию») было внесено Постановлением от 27.11.2017г. № 965 и правоотношения его распространялись с 1.01.2017 года.
Таким образом, предоставление субсидии ИП ФИО10 на возмещение части процентной ставки для текущего ремонта, не соответствует требованиям нормативного правого акта, действовавшего на момент предоставления субсидии, в связи с эти выводы контрольно-счетного органа о неправомерном (незаконном) расходовании бюджетных денежных средств обоснованы.
Доводы заявителя о том, что текущий ремонт входит в понятие «строительство для собственных нужд производственных зданий, строений, сооружений» основан на неверном толковании закона.
Таким образом, Администрацией МО «Усть-Коксинский район» неправомерно (незаконно) была предоставлена субсидия ИП ФИО10 в размере 152 807 рублей и фактически предоставлена субсидия ИП ФИО9 в размере 100 000 рублей, лицу, которое не принимало участие в конкурсе на предоставление субсидии и не подпадает под субъект предпринимательства, который вправе претендовать на предоставление государственной поддержки.
Возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) осуществлялось по следующим видам оборудования: оборудования, устройств, механизмов, транспортных средств (за исключением легковых автомобилей и воздушных судов), станков, приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, за исключением оборудования, предназначенного для осуществления оптовой и розничной торговой деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства (п. 2 Административного регламента № 221).
На основании Распоряжения Администрации от 14.09.2018 № 366 был объявлен конкурс среди сельскохозяйственных производителей на затраты по выполнению мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом сооружений, а также на приобретение оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции. Была утверждена конкурсная комиссия в составе 9 человек.
По результатам конкурса в 2018 г. были предоставлены субсидии ООО «Стройторгсервис» - 300 000 рублей, ИП Иродовой - 228460 рублей, ИП Кочеткову А.А. – 300 000 рублей, ИП Кыпчакову А.Н. – 26850 рублей, ИП Половинкину А.Г – 86170 рублей, ИП Попову М.А. – 63500 рублей. Всего на сумму 1 005 130 рублей.
Исходя из бизнес-проектов, от ООО «Стройторгсервис» ожидалось создание 3 рабочих места, поступлений в бюджет 1 393 700 рублей ежегодно. В то время как за период 2016-2018 годы в бюджет поступило 82190 рублей, рабочие места сокращены.
Проект ИП ФИО11 расчитан на 5 лет с 2017 по 2021 гг. От реализации проекта ожидалось получить ежегодный доход 64 800 000 руб. Вместе с тем ИП ФИО11 закрыл деятельность индивидуального предпринимателя 13.12.2019г. Закрытие деятельности повлекло сокращение 5 рабочих мест. Отчисления в бюджет за период деятельности составил 545 890 рублей.
Проект ИП ФИО15 расчитан на 2016-2019гг., в бюджет должно было поступить от реализации проекта 361 800 рублей. За проверяемый период поступило 72190 рублей, сокращено одно рабочее место. С марта 2018 года деятельность приостановлена в связи с рождением ребенка.
Указанные факты заявителем не оспорены, доказательств обратному не предоставлено.
Вместе с тем установленные комиссией обстоятельства подтверждают факт неэффективности расходования бюджетных средств, поскольку целевые показатели развития предпринимательской деятельности и уже не могут быть достигнуты с учетом прекращения или приостановления деятельности.
В силу указанного выводы о неэффективном использовании бюджетных средств обоснованы, подтверждаются представленными в материалы дела соглашениями, экспертными заключениями.
Также подтверждаются факты неисполнения обязательств по достижению целевых показателей развития предпринимательской деятельности, создание рабочих мест по возмещению части затрат СМСП, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), что является неэффективным расходованием средств бюджета в сумме 176,67 тыс. рублей, в том числе:
- по ИП ФИО12 выявлен факт сокращение рабочих мест (1 единицы);
- по ИП ФИО14 выявлен факт сокращения рабочих мест (1 единицы);
- по ИП ФИО13 выявлен факт непредставление отчетности за 2, 3 квартал 2018 года, в отчете на 01.01.2019 г. выручка от реализации нулевая, то есть
производство не работает, соответственно вложение государственных средств неэффективно.
На основании изложенного выводы контрольно-счетного органа по итогам контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности (эффективности) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников на реализацию подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы «Экономическое развитие МО «Усть-Коксинский район» за 2016-2018гг.» об установлении нарушений в размере 1 358,00 тыс. рублей, в том числе:
- неэффективное расходование бюджетных средств в сумме 1 105,13 тыс. рублей;
- неправомерное (то есть не основанное на нормах права, предусматривающих
предоставление субсидий из бюджета) расходование бюджетных средств в сумме
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как указывалось выше, в соответствие с разделом V, VII программы «Экономическое развитие на 2013-2018годп», утвержденной Постановление № 1009 от 26.12.2013 Администрацией МО «Усть-Коксинский район», в рамках соглашений муниципальные районы осуществляют контроль за выполнением целевых индикаторов, за использованием субсидий.
Соглашениями о предоставлении субсидий, заключенными с вышеуказанными субъектами малого и среднего предпринимательства также предусмотрен контроль Администрации МО «Усть-Коксинский район» за целевым использованием субсидий, который представляет собой, в том числе предъявление требований к получателям субсидий о возврате субсидий в бюджет.
На основании вышеизложенного судом установлено, что 252 870 рублей Администрацией МО «Усть-Коксинский район» предоставлено субъектам предпринимательской деятельности незаконно, в связи с чем выводы контрольно- счетного органа о неправомерном расходовании бюджетных средств на эту сумму
обоснованы; предоставленные в качестве субсидий денежные средства на общую сумму 1 105 130 рублей не получили результата для достижения которого предоставлялись (план по пополнению бюджета выполнен мене чем на 30%, а кроме этого произошло сокращение рабочих мест и прекращение деятельности), в связи с чем выводы о неэффективном использовании бюджетных средств также обоснованы. Кроме этого Администрацией МО «Усть-Коксинский район» контроль, предусмотренный условиями заключенных соглашений, не обеспечивался, что повлекло за собой допущенные нарушения и недостатки. Доказательств обратному суду не представлено.
Именно эти нарушения содержатся в оспариваемом представлении, в связи с чем оснований для признания его незаконным не имеется.
С учетом установленных нарушений контроль-счетным органом правомерно предложено конкурсной комиссии рассматривать и оценивать заявки на предоставление финансовой поддержки в соответствие с требованиями нормативных актов; Администрации рекомендовано привести в соответствие с Постановлением Правительства РФ Положение о порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в муниципальном образовании «Усть- Коксинский район», а также осуществлять контроль за надлежащим исполнением обязательств по заключенным соглашениям.
Указанные требования основаны на положениях Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 (ред. от 26.12.2019) "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", Муниципальной целевой программы «Развитие, малого и среднего предпринимательства на территории МО «Усть-Коксинский райо» РА на 2013-2018г.г.» и принятыми в соответствии с этой программой административными регламентами, положениями, регулирующими порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства.
Доводы заявителя о несоответствии содержащихся в оспариваемом акте выводов фактическим обстоятельствам суд находит необоснованными, поскольку опровергаются установленными по делу обстоятельствами. Независимо от причины
прекращения предпринимательской деятельности ИП Калбуковым В.А., цель реализации бизнес-проекта «Создание сельского туризма» достигнута не была. Строительство бани не является объектом сельского туризма, Калбуков В.А. туристическим бизнесом не занимается. В итоге Администрацией в нарушение правил предоставления субсидии, вопреки положениям соглашения меры по возврату денежных средств в бюджет не предприняты, а заключено соглашение о переуступке права и обязанностей с лицом, не имеющим право на получение такой поддержки.
Несмотря на тот факт, что ИП ФИО10 осуществляет предпринимательскую деятельность, субсидия на возмещение части процентной ставки ей предоставлена в нарушение регламента № 221, которые не предусматривал субсидии по кредитам, взятым на текущий ремонт.
По остальным субъектам малого и среднего бизнеса, несмотря на тот факт, что срок программы по некоторым еще не окончен, уже на момент проведения проверки установлен факт сокращения рабочих мест и недополучение денежных средств в бюджет.
Принцип эффективности использования бюджетных средств, который подразумевает достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) не обеспечен.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
производство по делу по заявлению Администрации муниципального образования "Усть-Коксинский район" Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес регистрации ул. Харитошкина, д. 3, с. Усть-Кокса, р-н. Усть- Коксинский, Респ. Алтай) в части признания недействительным Акта № 1 Контрольно- счетного органа муниципального образования "Усть-Коксинский район" Республики Алтай от 04.02.2020 года прекратить.
Администрации муниципального образования "Усть-Коксинский район" Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес регистрации ул. Харитошкина, д. 3, с. Усть-Кокса, р-н. Усть-Коксинский, Респ. Алтай) в требованиях к Контрольно-счетному органу муниципального образования "Усть-Коксинский район"
Республики Алтай (ОГРН 1180400000010, ИНН 0400007138, адрес регистрации: ул. Харитошкина, д. 1, литер А, с. Усть-Кокса, р-н. Усть-Коксинский, Респ. Алтай) о признании недействительным представления № 1 от 10.02.2020 года отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Черепанова