ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-391/2021 от 30.06.2021 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/                                  http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Горно-Алтайск

07 июля 2021 года

       Дело № А02-391/2021

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2021 года. В полном объеме решение изготовлено 07 июля 2021 года.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Соколова А. Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Букачаковой В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Расчетно-информационный центр "Твой дом" (ОГРН 1190400003089, ИНН 0400012850, адрес регистрации: ул. Ленина, д. 8А, офис 309, с. Майма, Майминский р-н, Респ. Алтай) к Министерству цифрового развития Республики Алтай (ОГРН 1080411004410, ИНН 0411139376, ул. В.И.Чаптынова, д. 2, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) о признании незаконным бездействия по не рассмотрению заявления о внесении изменений в реестр лицензий Республики Алтай в связи с заключением договоров управления многоквартирными домами.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью "Расчетно-информационный центр "Твой дом"-Балакина А.Ф., представителя по доверенности от 15.01.2021;

от Министерства цифрового развития Республики Алтай – Быкиной Г.С., представителя по доверенности от 01.02.2021, сроком до 30.09.2021, копия диплома ВСА 0470317, рег.№ 458 от 04.07.2007,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Расчетно-информационный центр «Твой дом»  (далее – общества, ООО «РИЦ «Твой дом») обратилось в арбитражный суд с заявлением  к Министерству цифрового развития Республики Алтай (далее – Министерство, Минцифра) о признании незаконным бездействия не рассмотрению заявления о внесении изменений в реестр лицензий Республики Алтай в связи с заключением договоров управления многоквартирными домами.

Министерством представлен отзыв на заявление, где указано на  пропуск трехмесячного срока для обращения в арбитражный суд по главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Министерства приобщил материалы проверки по факту утраты заявления общества с приложением документов, согласно которым такое заявление в Министерство не поступало, подпись, стоящая на входящем штампе, не принадлежит сотрудникам Министерства. Предложил обществу повторно подать документы.

Представитель общества указал, что факт подачи и приема заявления подтверждается входящим штампом и материалами прокурорской проверки.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению.

ООО «РИЦ «Твой дом» имеет лицензию №37 от 31.08.2020 по управлению и текущему ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования «Майминский район».

02 декабря 2020 года Общество представило в Министерство заявление №01-2020/РИЦ о внесении изменений в реестр лицензий республики Алтай в связи с заключением договоров управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Маймиснкий район, с. Майма, ул. Березовая роща, д. 11, ул. Д.Климкина, 20, корп.3, 4.

Ввиду отсутствия на 13.01.2021 ответа по результатам рассмотрения заявления и приложенного к нему пакета документов, общество направило в адрес Министерства претензию.

Впоследствии общество обратилось в Прокуратуру Республики Алтай с жалобой на нарушение Министерством сроков рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Республики Алтай.

02.03.2021 от Прокуратуры Республики Алтай был получен ответ, где указано, что в результате  проведенной проверки, доводы общества нашли свое подтверждение. В адрес Министерства направлено представление.

Считая бездействие Министерства по не рассмотрению заявления незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании должен осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также установить, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, Министерство  на основании полученных подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений вносит изменения в реестр лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в течение десяти рабочих дней.

Согласно части 4 статьи 198 Жилищного кодекса лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

Как следует из материалов дела, 02 декабря 2020 года Общество представило в Министерство заявление №01-2020/РИЦ о внесении изменений в реестр лицензий республики Алтай в связи с заключением договоров управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Маймиснкий район, с. Майма, ул. Березовая роща, д. 11, ул. Д.Климкина, 20, корп.3, 4.

Указанное заявление было принято, о чем свидетельствует входящий штамп на заявлении.

Вместе с тем, указанное заявление и приложенный к нему пакет документов не были рассмотрены Министерством.

 Не дождавшись результата рассмотрения своего заявления, общество обратилось в Министерство с письмом №18-2020 от 13.01.2021, где указано на отсутствие ответа по заявлению от 02.12.2020. Указанное письмо было получено министерством 13.01.2021.

В судебном заседании представителем Министерства был представлен ответ на указанное выше письмо о не поступлении заявления №01-2020/РИЦ в адрес Министерства. 

Суд оценил возражения Министерства и пришел к следующему.

Как следует из  Инструкции по делопроизводству в Министерстве цифрового развития Республики Алтай, утвержденной приказом и.о. министра от 24.12.2020 №698, подтверждением факта поступления документа является отметка о поступлении, включающая дату поступления и подпись лица, принявшего документ.

Входящий штамп на заявлении общества содержит все указанные в инструкции атрибуты. Доводы  представителя Министерства об имеющейся возможности  у любого лица заказать через сеть Интернет изготовление любого штампа, а также  об отсутствии в штате Министерства лица, имеющего подпись, проставленную на входящем штампе, являются некорректными и необоснованными. О фальсификации указанного штампа, а также подписи в нем,  суду не заявлено.

Ссылки на акт от 18.03.2021 об отсутствии документов в Министерстве, заключение по результатам служебной проверки, книгу входящей корреспонденции, справку делопроизводителя судом не принимаются, поскольку составлены работниками Министерства, заинтересованными в результатах проверки, и не опровергают факта поступления заявления с приложением в адрес Министерства.

Довод представителя Министерства об отсутствии в системе ГИС ЖКХ сведений о подаче заявления, судом отклоняется, поскольку указанный факт является основанием для      отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов, чего сделано не было.

Оснований сомневаться в поступлении заявления с приложением в Министерство у суда не имеется. Кроме того, факт поступления заявления в Министерство и бездействия Министерства установлен  в рамках проверки , проведённой прокуратурой по обращению общества.

При таких обстоятельствах, оспариваемое бездействие не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд оценил доводы Министерства о пропуске обществом срока для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 4 названной статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.

Вводя такой порядок исчисления срока для обращения в суд, законодатель учитывал, что относящиеся к сфере правоприменительной деятельности решения и действия органов публичной власти и их должностных лиц оказывают не всегда непосредственное - в том числе во временном проявлении - влияние на интересы субъектов, статус которых они затрагивают. Иными словами, они могут проявлять свое регулятивно-правовое воздействие на заинтересованных лиц (независимо от их статусной принадлежности к частноправовой или публично-правовой сфере) и становиться известными не сразу, а спустя определенное, порой весьма продолжительное время после их принятия (совершения). Соответственно, исчисление в данном случае сроков для обращения в суд возможно с учетом особенностей этих отношений и имея в виду, в конечном счете, необходимость восстановления нарушенных прав участников правоотношений и недопустимость отказа в этом исключительно по формальным основаниям вопреки требованиям Конституции Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2; статья 46, части 1 и 2).

 В рассматриваемом случае, бездействие Министерства  является длящимся.

Кроме того, с заявлением  №01-2020/РИЦ о внесении изменений в реестр лицензий Республики Алтай  общество обратилось в Министерство  02.12.2020, о чем свидетельствуем входящий штамп на заявлении.

Всоответствии с пунктами 4 и 11 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года № 938/пр (далее - Порядок), рассмотрение заявления и документов и принятие одного из решений осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявленияи документов.

Таким образом, последним днем по вынесению решения является 16 декабря 2020 года.

 Согласно пункту 11 Приказа N 938пр (в редакции, действующей в спорный момент) на орган государственного жилищного надзора возложена обязанность в течение трех рабочих дней информировать лицензиата о принятом решении по результатам рассмотрения заявления о включении многоквартирного дома в реестр лицензий.

Согласно действующей редакции, решение органа государственного жилищного надзора направляется заявителю посредством системы в день принятиясоответствующего решения органа государственного жилищного надзора.

Следовательно, общество могло узнать об отсутствии результата рассмотрения его заявления с 16 по 21 декабря 2020 года.

Трехмесячный срок, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, истекал 21 марта 2021 года.

Согласно пункту 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Согласно части 5 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.

В соответствии с частью 6 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным. Указанная норма подлежит применению и в случае, если заявление, жалоба, другие документы были поданы через систему подачи документов в электронном виде "Мой арбитр". При этом датой подачи документов через систему "Мой арбитр" считается дата поступления документов в систему, которая определяется по дате, содержащейся в уведомлении о поступлении документов в систему, а момент подачи документов данным способом определяется по московскому времени.

Из материалов дела следует, что Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением посредством почтовой связи 10.03.2021, о чем свидетельствует штамп на почтовом конверте, то есть в пределах трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет заявленное требование общества и признает  незаконным бездействие Министерства по не рассмотрению заявления общества от 02.12.2020.

При рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов судам необходимо учитывать, что в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем

В соответствии со  статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд возлагает на Министерство, как, лицо, не пользу которого принят судебный акт.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным бездействие Министерства цифрового развития Республики Алтай (ОГРН 1080411004410, ИНН 0411139376, ул. В.И.Чаптынова, д. 2, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) по не рассмотрению заявления общества с ограниченной ответственностью "Расчетно-информационный центр "Твой дом" (ОГРН 1190400003089, ИНН 0400012850, адрес регистрации: ул. Ленина, д. 8А, офис 309, с. Майма, Майминский р-н, Респ. Алтай) №01-2020/РИЦ от 02.12.2020 о внесении изменений в реестр лицензий Республики Алтай в связи с заключением договоров управления многоквартирными домами, находящимися по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Д.Климкина, 20, копр.3, ул. Д.Климкина20, копр.4, ул. Березовая Роща,11.

Обязать Министерство цифрового развития Республики Алтай (ОГРН 1080411004410, ИНН 0411139376, ул. В.И.Чаптынова, д. 2, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Расчетно-информационный центр "Твой дом" (ОГРН 1190400003089, ИНН 0400012850, адрес регистрации: ул. Ленина, д. 8А, офис 309, с. Майма, Майминский р-н, Респ. Алтай) №01-2020/РИЦ от 02.12.2020 о внесении изменений в реестр лицензий Республики Алтай в связи с заключением договоров управления многоквартирными домами.

Взыскать с Министерства цифрового развития Республики Алтай (ОГРН 1080411004410, ИНН 0411139376, ул. В.И.Чаптынова, д. 2, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Расчетно-информационный центр "Твой дом" (ОГРН 1190400003089, ИНН 0400012850, адрес регистрации: ул. Ленина, д. 8А, офис 309, с. Майма, Майминский р-н, Респ. Алтай) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через Арбитражный суд Республики Алтай

Судья                                                                                             А.Н. Соколова