ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-410/09 от 23.06.2009 АС Республики Алтай


 Автоматизированная
 копия
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
 649000, <...>. Тел. <***>, 2-56-00 (факс)
 e-mail:arbsyd@arb.gorny.ru
h ttp : // w
 ww . a ltai . a rbitr . r u /
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
 г.Горно-Алтайск Дело № А02-410/2009г.
 29.06.2009г.
 Резолютивная часть объявлена 23.06.2009г.
 Полный текст решения изготовлен 29.06.2009г.
 Арбитражный суд РА в составе судьи Кулаковой Л.А., при ведении протокола
 судебного заседания секретарем Приваловым А.Ю., рассмотрев в судебном заседании
 дело по заявлению Главы крестьянского хозяйства «Ельбедей» к Управлению
 Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Алтай о
 признании незаконным решения об отказе в постановке на кадастровый учет и об
 обязании осуществить кадастровый учет земельных участков
 При участии представителей:
 Заявителя – ФИО1
 Ответчика – ФИО2
 УСТАНОВИЛ:
 Глава крестьянского хозяйства «Ельбедей» ФИО3
 (далее – Глава к/х «Ельбедей») обратился в арбитражный суд с заявлением о
 признании незаконным решения Управления Федерального агентства кадастра
 объектов недвижимости по Республике Алтай (далее - Управление) от 28.01.2009г. №
 74 об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости (далее –
 решение от 28.01.2009г. № 74). В заявлении Глава к/х «Ельбедей» также просил обязать
 Управление осуществить кадастровый учет земельных участков из земель

 сельскохозяйственного назначения: земельного участка площадью 16,58 га,
 расположенного в 3720 метрах от села Катанда по направлению на северо-восток;
 земельного участка площадью 8,5 га, расположенного в 4120 метрах от села Катанда по
 направлению на северо-восток; земельного участка площадью 1,3 га, расположенного
 в 4410 метрах от села Катанда по направлению на северо-восток; земельного участка
 площадью 6,7 га, расположенного в 3880 метрах от села Катанда по направлению на
 северо-восток.
 В заявлении заявитель указал, что 24.12.2008г. он обратился в
 территориальный отдел Управления в Усть-Коксинском районе с заявлением о
 постановке на кадастровый учет вышеназванных земельных участков общей площадью
 33,08 га, расположенных в урочище Ближний Ельбидей, в урочище Кызыльское седло.
 Данные земельные участки были выделены членами крестьянского хозяйства
 «Эльбедей» в порядке, предусмотренном статьей 13 Федерального закона от
 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее
 – Федеральный закон № 101), в счет земельных долей из земельной доли в землях
 реорганизованного совхоза им. Петра Сухова.
 Заявитель указал, что на основании выписок из решения Малого Совета Усть-
 Коксинского районного Совета народных депутатов Республики Алтай от 22.12.1992г.
 № 159 «О приватизации земель Товарищества с ограниченной ответственностью
 «Сельхозпредприятие имени П.Ф.Сухова», постановления Главы администрации Усть-
 Коксинского района от 19.02.1996г. № 34 «О перерасчете фонда перераспределения в
 сельскохозяйственных предприятиях» члены к/х «Ельбедей» имеют право на
 земельную долю в размере 12,58 га каждый. С целью выделения земельных участков в
 счет принадлежащих им земельных долей члены к/х «Ельбедей» 07.08.2008г.
 поместили объявление в газете «Уймонские вести».
 Решением от 28.01.2009г. № 74 от 05.04.2008г. Управление отказало в
 осуществлении кадастрового учета земельных участков. Основанием для отказа
 Управление указало пункт 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007г. №
 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон о
 государственном кадастре недвижимости). В решении от 29.01.2009г. № 74 Управление
 указало, что объявление в газете «Уймонские вести» не соответствует пункту 2 статьи
 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации, так как ФИО3 в 2000 году
 выделил в счет принадлежащей ему земельной доли 2,33 га для их передачи в к/х
 «Ельбедей».

 Заявитель считает, что Управление незаконно сделало ссылку на пункт 2
 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации. Право собственности к/х
 «Ельбедей» на какие-либо земельные участки не зарегистрировано в установленном
 порядке. Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона № 101 размер земельного
 участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных,
 указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом,
 участник долевой собственности на земельный участок вправе выделить из земель
 сельскохозяйственного назначения в счет своей доли земельный участок, площадь
 которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих
 право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого
 земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной
 для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный
 участок.
 В заявлении заявитель указал, что Управление превысило свои полномочия,
 предоставленные ему статьей 27 Федерального закона о государственном кадастре
 недвижимости. В решении от 29.01.2009г. № 74 не указано, каким требованиям
 вышеназванного Федерального закона не соответствуют по форме и содержанию
 документы, представленные Главой к/х «Ельбедей». У Управления отсутствует право
 на проведение правовой экспертизы документов.
 В отзыве на заявление Управление не признало требования заявителя и
 указало, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества
 осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона о
 государственном кадастре недвижимости и Порядком ведения государственного
 кадастра недвижимости, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской
 Федерации от 20.02.2008г. № 35 (далее – Порядок ведения кадастра недвижимости). В
 соответствии со статьей 3 Федерального закона о государственном кадастре
 недвижимости Управление является органом кадастрового учета, который имеет право
 на вынесение решение об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов
 недвижимости. При принятии решения Управлением проверяются сведения об
 объектах недвижимости на предмет выявления отсутствия оснований для
 приостановления и отказа в осуществлении их кадастрового учета.
 Глава к/х «Ельбедей» 24.12.2008г. обратился в Управление с заявлением о
 постановке на кадастровый учет земельных участков общей площадью 33,08 га,
 выделенных им в счет земельных долей. При проверке представленных документов
 было установлено, что в 2000 году ФИО3 был выведен из состава учредителей

 сельскохозяйственного предприятия им П.Ф.Сухова по его заявлению. При этом, ему в
 счет причитающейся земельной доли был выделен земельный участок площадью 2,33
 га из земель сельскохозяйственного назначения данного предприятия.
 По данным Государственного кадастрового учета за к/х «Ельбедей» числятся
 земельные участки с кадастровыми номерами: 04:08:080403:33, площадью 6 га ( на
 праве пожизненного наследуемого владения) и 04:08:080403:34, площадью 2.33 га ( на
 праве собственности), т.е. члены к/х «Ельбедей» ФИО3, ФИО4
 ( бывший Глава к/х «Ельбедей») и ФИО5 (ныне умершая) уже выделили в счет
 своих земельных долей земельные участки общей площадью 8,33 га. Земельный
 участок площадью 6 га из земель Сельскохозяйственного предприятия им. П.Ф.Сухова
 был выделен ФИО4 при создании к/х «Ельбедей» в 1993г. При выделении
 этого участка была учтена доля ФИО5, о чем прямо указано в решении Малого
 Совета Катандинского сельского совета народных депутатов Усть-Коксинского района
 от 08.01.1993г. № 41 «О выделении земельного участка для ведения крестьянского
 хозяйства». Земельный участок площадью 6 га указан в свидетельстве о праве
 пожизненного владения к/х «Ельбедей».
 В отзыве на заявление Управление также указало, что Федеральный закон №
 101 не предусматривает возможность неоднократного выделения земельных участков в
 счет частей причитающейся доли. В соответствии с пунктом 2 статьи 11.5 Земельного
 кодекса Российской Федерации после получения земельных участков общей площадью
 8,33 га в счет причитающихся им земельных долей, члены к/х «Ельбедей» утратили
 право на получение земельных участков в счет остатка своих долей.
 В отзыве на заявление Управление указало, что на момент подачи объявления в
 газету «Уймонские вести» ФИО3 и ФИО4, ФИО5 (умершая к
 тому времени) уже не являлись участниками долевой собственности на земли
 сельскохозяйственного назначения бывшего сельскохозяйственного предприятия им.
 П.Ф.Сухова, так как в 1993г. и 2000г. воспользовались правом на получение земельных
 участков в счет своих земельных долей для ведения крестьянского хозяйства. В
 соответствии со статьей 13 Федерального закона № 101 такое объявление может быть
 подано только участниками долевой собственности.
 В дополнении к отзыву на заявление Управление указало, что земельные
 участки общей площадью 8,33 га числятся на кадастровом учете за к/х «Ельбедей».
 Данные участки являются ранее учтенными земельными участками, кадастровый учет
 которых был осуществлен до вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000г. «
 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». В соответствии с частью 2 статьи 7

 названного Федерального закона государственный кадастровый учет земельных
 участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской
 Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является
 юридически действительным. Сведения об участках к/х «Ельбедей» были внесены в
 Единый государственный реестр земель (в настоящее время Государственный кадастр
 недвижимости) на основании правоустанавливающих документов. В соответствии с
 частью 2 статьи 16 и частью 3 статьи 20 Федерального закона о государственном
 кадастре недвижимости Глава к/х «Ельбедей» имел право на подачу заявления о
 кадастровом учете изменений данных земельных участков. Фактически им было
 подано заявление о постановке на кадастровый учет 4 земельных участков площадью
 33,08 га без учета уже выделенных участков площадью 8,33 га. При этом в объявлении
 вновь указан уже выделенный участок площадью 2,33 га. Члены к/х «Ельбедей» имеют
 право на выделение земельных участков общей площадью 37,74 га (3х 12.58 га).
 Фактически Глава к/х «Ельбедей» претендует на выделение земельных участков общей
 площадью 41,41 га.
 В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное
 требование и перечислил доводы, изложенные в заявлении. Представитель
 дополнительно указал, что в объявлении, которое было дано в газете «Уймонские
 вести» ФИО5 была указана, так как её земельная доля не была переведена на
 ФИО4 в установленном порядке. Поэтому в объявлении ФИО5 была
 указана лишь как лицо, имевшее право на земельную долю, и за счет доли которой
 крестьянское хозяйство «Ельбедей» желает выделить земельный участок.
 Представитель заявителя также пояснил, что земельный участок площадью 2,33 га с
 кадастровым номером 04:08:080403:34 не входит в состав земель, в отношении которых
 было дано объявление в газету «Уймонские вести». По этому участку полностью
 проведены межевание и кадастровый учет. Участок площадью 6 га зарегистрирован на
 праве пожизненного наследуемого владения за ФИО4 как за физическим
 лицом и не относится к крестьянскому хозяйству «Ельбедей».
 Представитель заявителя также указал, что в объявлении в газете «Уймонские
 вести» было сообщено о выделении вышеназванными лицами земельного участка
 общей площадью 33, 08 га, несмотря на то, что на основании имеющихся выписок
 члены к/х «Ельбедей» имеют право на выделение 37, 41 га. Поскольку земельный
 участок площадью 2,33 га уже был выделен ранее в счет доли ФИО3, он не
 был включен в площадь, указанную в объявлении. Земельный участок площадью 6 га
 был выделен при создании к/х «Ельбедей» не в счет паев, причитающихся ФИО4

 и ФИО5, а из фонда перераспределения земель Усть-Коксинского района
 на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 N 323 «О неотложных мерах по
 осуществлению земельной реформы в РСФСР», Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1
 «О земельной реформе» и Земельного кодекса РСФСР.
 В судебном заседании представитель заявителя указал, что члены
 крестьянского хозяйства «Ельбедей» не реализовали свое право на получение
 земельного участка в счет земельных долей, указанных в выписках Администрации
 Усть-Коксинского района. В полном объеме земельные участки в счет долей ещё не
 выделены. Федеральным законом № 101 не запрещено производить выделение
 земельных участков в счет причитающихся долей в несколько приемов. Члены к/х
 «Ельбедей» имели право неоднократно обращаться за выделением земельных участков
 в счет причитающейся им земельной доли до тех пор, пока не получат их в полном
 объеме.
 Представитель также указал, что от других участников долевой собственности
 не поступало возражений на объявление о выделении ФИО3, ФИО4
 и ФИО5 в счет своих долей земельных участков площадью 33,08 га в
 урочище Ближний Ельбедей и урочище Кызыльское седло. Проводя правовую
 экспертизу документов, представленных для постановки земельных участков на
 кадастровый учет, Управление вышло за рамки своих полномочий, так как правовую
 экспертизу уполномочены проводить только государственные регистраторы
 Управления Федеральной регистрационной службы России.
 Представитель заявителя пояснила, что отказ не соответствует части 8 статьи
 27 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости, согласно которой
 решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину
 отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие
 основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если
 такое решение принято на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона, оно должно
 содержать также рекомендации о доработке представленных документов. Ссылка на
 статью 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации, указанная в решении об отказе
 от 29.01.2009г. № 74, является необоснованной.
 Представитель ответчика в судебном заседании требование заявителя не
 признал, перечислил доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнении к
 отзыву. Заявил, что статья 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации не
 предусматривает возможности выдела земельного участка в счет части земельной доли.
 Участок можно выделить лишь в счёт всей доли. То есть, право на выделение

 земельной доли может быть использовано только один раз. Члены к/х «Ельбедей»
 реализовали свое право на получение земельных участков в счет причитающихся долей
 в тот момент, когда им были выделены земельные участки площадью 6 га и 2,33 га.
 При этом действия членов к/х «Ельбедей» соответствовали
 положениям статьи 13
 Федерального закона № 101, предусматривающей возможность выделения земельного
 участка в меньшем размере, чем причитающая земельная доля.
 Представитель ответчика также пояснил, что в 1993г. земельный участок был
 выделен ФИО4 для ведения крестьянского хозяйства. В соответствии с
 Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» земельные участки
 предоставлялись в счет причитающихся паев. Согласно приложению к постановлению
 Администрации Усть-Коксинского района от 18.01.1993г. № 32 был произведен расчет
 земельной доли и фонда перераспределения по хозяйствам Усть-Коксинского района
 Республики Алтай. Из данного расчета усматривается, что у Сельхозпредприятия им.
 П.Ф.Сухова отсутствовали земли из фонда перераспределения района. Земельная доля
 выделялась только из земель, закрепленных за сельхозпредприятием, а следовательно,
 в счет причитающихся земельных долей. Таким образом, ФИО6 и ФИО5
 получили 6 га для ведения к/х «Ельбедей» именно в счет причитающейся им
 земельной доли из земель Сельхозпредприятия им. П.Ф.Сухова.
 Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что
 заявленное требование удовлетворению не подлежит.
 Из материалов дела следует, что 29.09.1992 года бывший совхоз им. П.Сухова
 был преобразован в Товарищество с ограниченной ответственностью
 «Сельхозпредприятие им. П.Ф.Сухова» (далее – Сельхозпредприятие им. П.Ф.Сухова).
 Решением Малого Совета Усть-Коксинского районного Совета народных
 депутатов Республики Алтай от декабря 1992 года № 159 «О приватизации земель
 Товарищества с ограниченной ответственностью «Сельхозпредприятие им.
 П.Ф.Сухова» были утверждены материалы приватизации земли в бывшем совхозе им.
 П.Сухова. Постановлением Администрации Усть-Коксинского района от 18.01.1993
 года № 32 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в
 собственность граждан» были утверждены расчеты земельных долей и фонда
 перераспределения по хозяйствам района согласно Приложения № 1. В соответствии с
 пунктом 7 названного Приложения № 1 земельная доля в Сельхозпредприятии им.
 П.Ф.Сухова на человека была установлена в размере 10,7 га. В том числе: пашня – 2,3
 га, сенокос – 1,2 га, пастбища – 7,2 га. При этом, земельная доля подлежала выделению

 из земель Сельхозпредприятия им. П.Ф.Сухова, поскольку земли перераспределения в
 данном Сельхозпредприятии отсутствовали.
 Малый Совет Катандинского сельского Совета народных депутатов Усть-
 Коксинского района 08.01.1993 года принял решение № 41 «О выделении земельного
 участка для ведения крестьянского хозяйства» по заявлению ФИО4 о
 выделении земельного участка для ведения крестьянского хозяйства в урочище
 Ближний Ельбедей в размере 6 га пашни и включении в земельный пай ФИО5
 – пенсионерки.
 Постановлением Администрации Усть-Коксинского района от 04.10.1993 года
 № 160 «О предоставлении земельного участка ФИО4 для
 организации крестьянского хозяйства» из земель Сельхозпредприятия им. П.Ф.Сухова
 был изъят земельный участок площадью 6,0 га пашни, расположенный в урочище
 Ближний Ельбедей и предоставлен ФИО4 в наследуемое владение по её
 заявлению для организации крестьянского хозяйства. Главой крестьянского хозяйства
 была утверждена ФИО4, членом крестьянского хозяйства – ФИО5
.
 Решением Усть-Коксинского районного Совета народных депутатов от
 04.10.1993 года № 160 был зарегистрирован Устав крестьянского хозяйства
 «Ельбедей». 06.05.1995 года Администрацией Усть-Коксинского района Главе
 крестьянского хозяйства «Ельбедей» (с. Катанда) было выдано свидетельство № 137-Р
 о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок размером 6.0 га.
 Данный земельный участок стоит на учете в государственном кадастре недвижимости с
 кадастровым номером 04:08:080403:33 и числиться за крестьянским хозяйством
 «Ельбедей».
 Постановлением Администрации Усть-Коксинского района от 19.02.1996 года
 № 34 «О перерасчете фонда перераспределения в сельскохозяйственных
 предприятиях» постановление Администрации Усть-Коксинского района от 18.01.1993
 года № 32 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в
 собственность граждан» было отменено, установлен новый размер земельной доли в
 сельскохозяйственных предприятиях Усть-Коксинского района. Земельная доля в
 Сельхозпредприятии им. П.Ф.Сухова составила 12,58 га. В том числе пашни – 2,33 га,
 сенокосы – 1,26 га, пастбища – 8,99 га.
 21.04.1997 года ФИО5 скончалась. Данный факт подтверждается
 свидетельством о смерти, выданным Катандинской сельской администрацией Усть-

 Коксинского района. Документы о наследовании её права на земельную долю в составе
 земель бывшего совхоза им. П.Сухова не оформлялись в установленном порядке.
 Из материалов дела также следует, что 06.05.2000 года правлением
 Сельхозпредприятия им. П.Ф.Сухова было рассмотрено заявление ФИО3
 о выходе из состава учредителей Сельхозпредприятия им. П.Ф.Сухова и
 предоставлении ему земельного участка. Было принято решение вывести ФИО3
 из состава участников и предоставить ему в счет земельного пая земельный
 участок площадью 2,33 га пашни в урочище ближний Ельбедей.
 Постановлением администрации Усть-Коксинского района от 29.08.2000 года
 № 297 «О дополнительной передаче земельной доли ФИО3 крестьянскому
 хозяйству «Ельбедей» ФИО3 была выделена земельная доля в собственность
 для передачи крестьянскому хозяйству «Ельбедей» площадью 2,33 га пашни в урочище
 Ближний Ельбедей. ФИО3 считать членом крестьянского хозяйства
 «Ельбедей». Земельный участок площадью 2,33 га в урочище Ближний Ельбедей стоит
 на учете в Государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером
 04:08:080403:34 и числиться за крестьянским хозяйством «Ельбедей».
 06.03.2006 года в Единый государственный реестр индивидуальных
 предпринимателей была внесена запись в связи со сменой главы крестьянского
 хозяйства. Главой крестьянского хозяйства «Ельбедей» с этого времени является
 ФИО3, членом крестьянского хозяйства «Ельбедей» - ФИО4
 22.12.2006 года Администрацией Муниципального образования «Усть-
 Коксинский район» ФИО3. ФИО4 и ФИО5 были выданы
 выписки из решения Малого Совета Усть-Коксинского районного Совета народных
 депутатов Республики Алтай от декабря 1992 года № 159 «О приватизации земель
 Товарищества с ограниченной ответственностью «Сельхозпредприятие им.
 П.Ф.Сухова» и постановления Администрации Усть-Коксинского района от 19.02.1996
 года № 34 «О перерасчете фонда перераспределения в сельскохозяйственных
 предприятиях» о земельных долях каждого в размере 12,58 га.
 07.08.2008 года ФИО3, ФИО4 и ФИО5 (умерла
 21.04.1997г.) опубликовали в газете «Уймонские вести» объявление, в котором
 известили о своем намерении выделить земельные участки в счет своих земельных
 долей из земель бывшего СПК «Катанда» (Сельхозпредприятие им. П.Ф.Сухова) для
 ведения крестьянского хозяйства «Ельбедей» общей площадью 33,08 га. Из них: 2,33 га
 пашни, 5,49 га пашни, 2,18 га пашни, 21,48 га пастбищ, 1,6 га сенокосов в урочище

 Ближний Ельбедей и урочище Кызыльское седло. На данное объявление претензии не
 были заявлены.
 Судом установлено, что 24.12.2008 года ФИО3 обратился в
 Управление с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет
 земельных участков общей площадью 33,08 га из земель сельскохозяйственного
 назначения: земельного участка площадью 16,58 га, расположенного в 3720 метрах от
 села Катанда по направлению на северо-восток; земельного участка площадью 8,5 га,
 расположенного в 4120 метрах от села Катанда по направлению на северо-восток;
 земельного участка площадью 1,3 га, расположенного в 4410 метрах от села Катанда
 по направлению на северо-восток; земельного участка площадью 6,7 га,
 расположенного в 3880 метрах от села Катанда по направлению на северо-восток. К
 заявлению ФИО3 приложил описания земельных участков, выполненные ООО
 «Флокс». В качестве правоустанавливающего документа на межевание земельных
 участков указано объявление в газете «Уймонские вести» № 63-64 от 07.08.2008 года.
 Решением 28.01.2009 года № 74 Управление отказало в осуществлении
 кадастрового учета земельных участков на основании пункта 2 части 2 статьи 27
 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости. В решении от
 28.01.2009г. № 74 Управление также указало, что необходимые для кадастрового учета
 документы, по содержанию не соответствуют требованиям пункта 2 части 2 статьи 27
 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости. В соответствии с
 пунктом 2 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации ФИО3
 утратил право долевой собственности в СПК «Катанда», так как им в 2000 году в счет
 земельной доли уже был выделен земельный участок площадью 2,33 га для передачи в
 Крестьянское хозяйство «Ельбедей». Данный отказ является предметом настоящего
 спора.
 Суд считает, что отказ Управления в осуществлении кадастрового учета
 вышеназванных земельных участков является законным.
 Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
 Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд
 с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов,
 незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов
 самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный
 правовой акт, решение, действие не соответствуют закону или иному нормативному
 правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере
 предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на

 них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления
 предпринимательской и иной экономической деятельности.
 Как следует из статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской
 Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов,
 действий или бездействия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого
 акта или его отдельных положений, действий (бездействия) и устанавливает их
 соответствие закону или иному нормативному правовому акту. Устанавливает наличие
 полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также нарушает
 ли оспариваемый акт или совершенное действие, права и законные интересы заявителя
 в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
 Таким образом, для признания недействительными актов и действий необходимо
 наличие трех условий в совокупности: акт должен быть ненормативным, действие
 совершенным, они не должны соответствовать закону и нарушать права и законные
 интересы конкретного лица.
 В соответствии с пунктом 13 статьи 27 Федерального закона о
 государственном кадастре недвижимости отказ в осуществлении кадастрового учета
 может быть обжалован в суд.
 Анализ решения Управления от 28.01.2009 года № 74 позволяет сделать вывод
 о том, что оно является тем актом, который подлежит обжалованию в арбитражном
 суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской
 Федерации, так как содержит в себе информацию об отказе в осуществлении
 кадастрового учета конкретных земельных участков, на которые претендует заявитель
 и порождает для него определенные юридические последствия.
 Суд оценил решение Управления от 28.01.2009 года № 74 и считает его
 законным и обоснованным.
 Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в
 соответствии с требованиями Федерального закона о государственном кадастре
 недвижимости и Порядком ведения государственного кадастра недвижимости,
 утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от
 20.02.2008г. № 35.
 Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона о государственном кадастре
 недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием
 объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением
 уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 -

 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте
 недвижимости.
 В соответствии со статьей 3 Федерального закона о государственном кадастре
 недвижимости Управление является органом кадастрового учета, который имеет право
 на вынесение решения об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов
 недвижимости. При принятии решения Управлением проверяются сведения об
 объектах недвижимости на предмет выявления отсутствия оснований для
 приостановления и отказа в осуществлении их кадастрового учета.
 Согласно статье 20 Федерального закона о государственном кадастре
 недвижимости с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в
 частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители,
 действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной
 доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то
 государственного органа или органа местного самоуправления. С заявлениями о
 постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких
 объектов недвижимости или любые иные лица.
 Перечень документов, которые должны быть представлены для кадастрового
 учета содержится в статье 22 Федерального закона о государственном кадастре
 недвижимости. Анализ данного перечня позволяет сделать вывод о том, что к
 заявлению ФИО3 о кадастровом учете земельных участков должен быть
 приложен межевой план. Иные документы, перечисленные в статье 22 названного
 Федерального закона, не подлежали приобщению.
 Судом установлено, что ФИО3 выполнил требование статей 20, 22
 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости. К заявлению об
 осуществлении кадастрового учета земельных участков, им было приложено описание
 земельных участков (межевой план).
 Основания для отказа в проведении государственного кадастрового учета
 земельных участков установлены статьей 27 названного Федерального закона. В
 частности, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении
 кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для
 кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют
 требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»
 ( пункт 2 части 2 статьи 27 названного Федерального закона).
 В соответствии с письмом Федерального Агентства кадастра объектов
 недвижимости от 30.05.2008 года № ВК/2370 «О форме и содержании заявления и

 документов, необходимых для государственного кадастрового учета» под формой
 документа понимается совокупность и порядок расположения реквизитов в документе.
 Содержание документов определяется наличием сведений, необходимых для
 проведения государственного кадастрового учета. При этом необходимо учитывать,
 что наличие определенных сведений зависит от выполняемых кадастровых процедур.
 Решение об отказе в проведении кадастрового учета на основании пункта 2 части 2
 статьи 27 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости
 принимается в случае, если форма и содержание представленных документов не
 позволяют осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
 Замечания, не влияющие на возможность осуществления государственного
 кадастрового учета, могут устраняться в рабочем порядке (при наличии контактного
 адреса или телефона заявителя) либо путем приостановления кадастрового учета на
 основании пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона о государственном
 кадастре недвижимости.
 Согласно пункту 34 Порядка ведения государственного кадастра
 недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской
 Федерации от 20.02.2008г. № 35, основаниями для принятия решения об отказе во
 внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением
 сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений
 в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного
 взаимодействия) являются:
 противоречие сведений об объектах недвижимости в документах,
 поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся
 о таких объектах в ГКН (за исключением случаев поступления документов для учета
 изменений объектов недвижимости);
 отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для
 внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.
 Анализ вышеназванных норм позволяет сделать вывод о том, что при
 рассмотрении заявлений об осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости
 Управление вправе давать оценку представленным документам и имеющимся
 сведениям об объекте недвижимости на предмет осуществления кадастрового учета
 объекта или отказа в постановке его на учет.
 Суд считает, что Управление правомерно сделало ссылку на пункт 2 части 2
 статьи 27 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости.
 Представленный межевой план по своему содержанию не позволял осуществить

 кадастровый учет описанных в нем земельных участков, так как не совпадал со
 сведениями, уже имеющимися в государственном кадастре недвижимости в отношении
 земельных участков, выделенных к/х «Ельбедей», в счет причитающихся долей и
 стоящих на государственном кадастровом учете.
 Суд считает, что имеющиеся у Управления сведения о земельных участках к/х
 «Ельбедей», выделенных ФИО4, ФИО5, ФИО3 для
 организации и ведения крестьянского хозяйства в 1993г. и 2000г. и объявление от
 07.08.2008г. о выделении в счет земельных долей земельных участков площадью 33.08
 га, содержат противоречия между собой, противоречия с межевым планом описанных
 земельных участков, а также противоречия со сведениями, внесенными в
 государственный кадастр недвижимости.
 Из материалов дела следует, что за к/х «Ельбедей» числятся земельные участки
 площадью 8,33 га, выделенные в счет причитающихся земельных долей из земель
 Сельхопредприятия им. П.Ф.Сухова. Сведения о земельном участке площадью 6 га
 были внесены в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу
 Федерального закона от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном
 кадастре» и в соответствии с частью 2 статьи 7 названного Федерального закона
 являются действительными.
 В межевом плане, представленном ФИО3 в Управление, описаны
 четыре земельных участка общей площадью 33,08 га. Согласно объявлению в газете
 «Уймонские вести» ФИО3, ФИО4 и ФИО5 уведомили о
 своем желании выделить в счет причитающихся долей 33,08 га. Согласно выписок
 Администрации Усть-Коксинского района бывшие члены Сельхозпредприятия им.
 П.Ф.Сухова имеют право на земельную долю в размере 12,58 га. С учетом этого,
 ФИО3, ФИО4 и ФИО5 по выпискам в совокупности имели
 право на получение в счет своих земельных долей земельных участков общей
 площадью 37,74 га. Учитывая ранее полученные земельные участки общей площадью
 8,33 га, можно сделать вывод о том, что ФИО3, ФИО4 и ФИО5
 в совокупности претендуют на получение земельных участков общей площадью
 41,41 га (37,74 + 8.33 га).
 Суд также учитывает, что ФИО5 к моменту подачи объявления
 скончалась (в 1997 году), право наследования на её земельную долю не было
 переоформлено в установленном порядке, в соответствии со статьей 1146
 Гражданского кодекса Российской Федерации. Выписка о её праве на земельную долю
 в размере 12,58 га была выдана Администрацией Усть-Коксинского района в 2006 году,

 то есть после её смерти. Выдача выписки в 2006 году противоречит Федеральному
 закону от 11.06.2003г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и
 Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
 Суд считает, что заявителем не доказано, что ФИО5 в 2008 году имела
 право на выделение в счет своей доли земельных участков из земель
 сельскохозяйственного назначения Сельхозпредприятия им. П.Ф.Сухова. ФИО3
 и ФИО4 к моменту подачи объявления не приобрели в порядке
 наследования право на земельную долю ФИО5 и не доказали наличие права у
 них или у к/х «Ельбедей» на выделение земельного участка в счет земельной доли
 ФИО5 Суд учитывает, что ФИО5 на момент подачи объявления в
 газету «Уймонские вести» скончалась и не могла являться участником долевой
 собственности на земли сельскохозяйственного назначения бывшего
 Сельхозпредприятия им. П.Ф.Сухова. В связи с этим, включение ФИО5 в
 объявление от 07.08.2008г. о выделении земельных участков в счет её земельной доли,
 является неправомерным. Межевание земельных участков с учетом доли ФИО5
 также является неправомерным.
 Суд принимает во внимание доводы Управления о том, что 6 га было получено
 ФИО4 и ФИО5 в счет причитающихся им земельных паев из
 земель Сельхозпредприятия им. П.Ф.Сухова. Данный факт подтверждается
 Постановлением Администрации Усть-Коксинского района от 04.10.1993 года № 160
 «О предоставлении земельного участка ФИО4 для
 организации крестьянского хозяйства из земель Сельхозпредприятия им. П.Ф.Сухова»,
 решением Малого Совета Катандинского сельского Совета народных депутатов Усть-
 Коксинского района 08.01.1993 года № 41 «О выделении земельного участка для
 ведения крестьянского хозяйства», свидетельством № 137-Р.
 В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от
 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в
 РСФСР» руководители хозяйств в течение одного месяца со дня подачи заявления о
 создании крестьянского (фермерского) хозяйства обязаны были выделить земельные
 доли работника и членов его семьи в натуре. Выделенный земельный участок
 оформляется местной администрацией в соответствии с действующим
 законодательством. ФИО4 и ФИО5 получили земельный участок во
 исполнение названного Указа Президента Российской Федерации.
 Право на получение ими земельного участка в счет земельной доли
 реорганизованного совхоза для организации крестьянского хозяйства также было

 закреплено в Положении о реорганизации колхозов и совхозов, утвержденном
 постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992г. № 708.
 В связи с этим, суд не принимает довод представителя заявителя о том, что
 право пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью 6 га
 зарегистрировано за ФИО4 как за физическим лицом и не имеет
 отношения к к/х «Ельбедей». При этом суд учитывает, что ФИО4 является
 Главой к/х «Ельбедей», земельный участок выделялся ей и ФИО5 для
 организации крестьянского хозяйства.
 Суд принимает во внимание доводы Управления о том, что межевой план и
 объявление от 07.08.2008 года по содержанию не соответствовали пункту 2 статьи 11.5
 Земельного кодекса Российской Федерации.
 В соответствии со статьей 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации
 выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из
 земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного
 участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный
 участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах
 (измененный земельный участок).
 При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по
 заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право
 собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой
 собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный
 участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой
 собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их
 долей в праве долевой собственности. Особенности выдела земельного участка в счет
 земельных долей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель
 сельскохозяйственного назначения».
 Статья 13 Федерального закона от 11.06.2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском
 (фермерском) хозяйстве» предусматривает, что гражданин, являющийся участником
 общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного
 назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли,
 возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу
 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель
 сельскохозяйственного назначения», для создания или расширения фермерского
 хозяйства. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли,
 возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей,

 указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным
 законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного
 назначения».
 Согласно статье 15 Федерального закона «Об обороте земель
 сельскохозяйственного назначения» земельная доля, полученная при приватизации
 сельскохозяйственных угодий до вступления в силу этого Закона, является долей в
 праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного
 назначения.
 В соответствии со статей 13 названного Федерального закона участник или
 участники долевой собственности на земельный участок из земель
 сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей
 земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного
 подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для
 передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не
 нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона.
 Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется
 на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную
 долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель
 сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли
 земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в
 документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или
 уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах
 кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах
 которых образуется данный земельный участок.
 Анализ статей 13, 15 Федерального закона «Об обороте земель
 сельскохозяйственного назначения» и статьи 11.5 Земельного кодекса Российской
 Федерации позволяют сделать вывод о правомерности вывода Управления об утрате
 ФИО3, ФИО4, ФИО5 права на оставшуюся часть
 земельной доли после получения земельных участков площадью 2,33 га и площадью 6
 га.
 В связи с изложенным, суд не находит оснований для признания
 недействительным решения Управления от 28.01.2009г. № 74.
 Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального
 кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:
 Отказать Главе крестьянского хозяйства «Ельбедей» ФИО3
 в удовлетворении требования к Управлению Федерального агентства
 кадастра объектов недвижимости по Республике Алтай о признании незаконным
 решения от 28.01.2009г. № 74 «Об отказе в осуществлении кадастрового учета
 объектов недвижимости» и обязании осуществить кадастровый учет земельных
 участков из земель сельскохозяйственного назначения:
 земельного участка площадью 16,58 га, расположенного в 3720 метрах от села
 Катанда по направлению на северо-восток;
 земельного участка площадью 8,5 га, расположенного в 4120 метрах от села
 Катанда по направлению на северо-восток;
 земельного участка площадью 1,3 га, расположенного в 4410 метрах от села
 Катанда по направлению на северо-восток;
 земельного участка площадью 6,7 га, расположенного в 3880 метрах от села
 Катанда по направлению на северо-восток.
 Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд
 в месячный срок с момента его принятия.
 Судья Л.А.Кулакова
�� " +����3��