ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-505/19 от 12.08.2019 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/                                  http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Горно-Алтайск

Дело № А02-505/2019

Резолютивная часть объявлена 12.08.2019. Полный текст решения изготовлен 19.08.2019.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Кириченко Е. Ф., при ведении протокола секретарем судебного заседания Малетиной А.Б., рассмотрел в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДАБЛ-Ю КЭЙ ВОСТОК ЭНЕРГО» (ОГРН 1130411003612, ИНН 0411165591, пр-кт  Коммунистический, д. 88/1, пом. 1, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) к Муниципальному образованию «Майминский район» в лице Администрации муниципального образования «Майминский район» (ОГРН 1030400667769, ИНН 0408008253, ул. Ленина, д. 22, с. Майма, Майминский район, Республика Алтай), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по тарифам Республики Алтай (ОГРН 1020400756925, ИНН 0411087777, пр-кт Коммунистический, д. 182, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай),

о взыскании убытков с Муниципального образования «Майминский район» в лице Администрации муниципального образования «Майминский район» за счет казны Муниципального образования «Майминский район» в сумме 531391 рубль 76 копеек.

В судебном  заседании участвуют:

от истца – ФИО1, доверенность от 13.02.2019;

от ответчика – ФИО2 , доверенность от 08.10.2018 г.

от третьего лица - ФИО3, представитель по доверенности №3 от 11.02.2019.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью "ДАБЛ-Ю КЭЙ ВОСТОК ЭНЕРГО" (далее – ООО «ДАБЛ-Ю КЭЙ ВОСТОК ЭНЕРГО», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Администрации муниципального образования «Майминский район» (далее – Администрация МО «Майминский район», ответчик) о взыскании убытков в сумме 531391 рубля 76 копеек.

В обоснование заявленных требований истцом в иске указано, что в соответствии концессионным соглашением №1 от 12.08.2016, заключенным между сторонами концедент передал концессионарию тепловые сети, принадлежащие концеденту на праве собственности.

В целях подготовки к отопительному сезону и недопущению его срыва, в октябре-ноябре 2017 года ООО «ДАБЛ-Ю КЭЙ ВОСТОК ЭНЕРГО» произвело капитальный ремонт теплотрасс, в соответствии с локальными сметными расчетами составленными истцом, на следующих участках:

- <...> (замена участка теплосети) на сумму 451007 рублей;

- <...> (замена участка теплосети) на сумму 130985 рублей;

- <...> (замена участка теплосети) на сумму 73467 рублей.

Общая сумма расходов общества согласно локальным сметным расчетам составила 655459 рублей.

19.06.2018 в адрес Администрации МО «Майминский район» было направлено сопроводительное письмо с просьбой подписать локальные сметные расчеты на ремонт и оплатить расходы, однако письмо было оставлено ответчиком без удовлетворения.

После проведенных истцом работ в техническую документацию были внесены изменения, фактические затраты составили 531391 рубль 76  копеек, в т.ч.:

- по теплотрассе, распложенной в <...> (замена участка теплосети) на сумму 365632 рубля 44 копеек;

- по теплотрассе, распложенной в <...> (замена участка теплосети) на сумму 104451 рубль 24 копеек;

- по теплотрассе, распложенной в с Кызыл-Озёк, ул. Советская, 59-61 (замена участка теплосети) на сумму 61308 рублей 08 копеек.

В целях досудебного урегулирования спора 28.02.2019, истец направил в адрес ответчика  претензию о возмещении вышеуказанных затрат. 07.03.2019 от Администрации МО «Майминский район» получен ответ из которого следует, что ответчик отказывает в удовлетворении требований в связи с тем, что данные затраты необходимо было включить при формировании тарифа на 2019 год, денежные средства в бюджете района на указанные цели не предусмотрены.

Считая необоснованным бездействие ответчика, выразившиеся в отказе от возмещения расходов концессионера в сумме 53139 рубль 76 копеек, истец обратился в суд с настоящим иском.

Исковые требования обоснованы ссылками на статьи 15, 210, 307, 309,  Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 15.04.2019 исковое заявление было принято к производству.

В судебном заседании 27.05.2019 суд по ходатайству ответчика и с согласия представителя истца привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по тарифам Республики Алтай.

Представитель истца ходатайствовал об уточнении исковых требований в части уточнения наименования ответчика, заявил о взыскании убытков с Муниципального образования «Майминский район» в лице Администрации муниципального образования «Майминский район» за счет казны Муниципального образования «Майминский район».

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд принял уточнение исковых требований в части наименования ответчика.

В отзыве на иск от 17.05.2019 (том 2, л.д. 21-25), поступившем в суд 22.05.2019 Администрация МО «Майминский район» исковые требования не признала, ссылаясь на то, что теплотрассы, ремонт которых произвел истец входят в состав объекта соглашения, следовательно их модернизация, замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, осуществление мероприятий по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств этого имущества, должны быть компенсированы путем их включения в тариф, при этом, ответчик указал, что акты выполненных работ, на отсутствие которых концессионер ссылается, как на невозможность обратиться в регулирующий орган, не являются обязательным документом для такого обращения (ссылки на соответствующие нормативные акты приведены в тексте отзыва). По мнению ответчика, концессионер в результате своего бездействия  не обратился  в срок до 01.05.2019  в регулирующий орган за проведением корректировки тарифа.

Комитет по тарифам Республики Алтай в письменных пояснениях указал, что в тарифных делах по установлению тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые котельными истца на территории МО «Майминский район» на 2016-2019 годы отсутствуют предложения по включению внеплановых затрат на капитальный ремонт теплотрасс на участках <...>, <...> на заявленную истцом сумму.

При этом, в тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые обществом на территории МО «Майминский район» на 2016-2019 годы включены плановые затраты на текущий ремонт и содержание основных средств.

По мнению третьего лица, для обеспечения бесперебойной работы объектов основных средств необходимо не только систематически наблюдать за их состоянием в процессе эксплуатации (смазка, осмотр и т.п.), но и периодически их восстанавливать путем проведения ремонта, модернизации и реконструкции.

По объему и характеру производимых ремонтных работ различают текущий и капитальный ремонты основных средств. Под текущим ремонтом понимают исправление или замену отдельных узлов или деталей для поддержания объекта в рабочем состоянии; под капитальным ремонтом - одновременную смену всех износившихся узлов и деталей с разборкой ремонтируемых объектов. Восстановление основных средств проводится в соответствии с планом исходя из системы планово-предупредительного ремонта.

Система планово-предупредительных ремонтов (ППР) это комплекс организационных и технических мероприятий по уходу, надзору, эксплуатации и ремонту технологического оборудования, направленных на предупреждение преждевременного износа деталей, узлов и механизмов и содержание их в работоспособном состоянии (Приказ Минжилкомхоза РСФСР от 06.04.1982 года №214).

Таким образом, затраты на приобретение сырья и материалов, затраты на ремонт основных средств для общества включены в тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые им на территории МО «Майминский район» в соответствии с требованиями действующего законодательства. Включение в тарифы дополнительных расходов на капитальный ремонт возможно лишь в случае разработки и утверждения инвестиционной программы на проведение капитального ремонта для общества, вместе с тем такая программа не утверждена.

Представитель истца в настоящем судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика в удовлетворении иска просил суд отказать, по основаниям, указанным в отзыве на иск. Представитель третьего лица поддерживает позицию ответчика.

Рассмотрев и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, третьего лица, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с  частю 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» (далее - Закона о концессионных соглашениях) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из названного Федерального закона или существа концессионного соглашения (часть 2 статьи 3).

В целях названного закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (часть 3 статьи 3).

Срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению (статья 6).

Как следует из материалов дела, между ООО «ДАБЛ-Ю КЭЙ ВОСТОК ЭНЕРГО» (концессионер) и МО «Майминский район»  в лице Администрации МО «Майминский район» (концедент) 12.08.2016 года было заключено концессионное соглашение №1 в отношении объектов теплоснабжения МО «Майминский район» (том 1, л.д. 15-22).

Концессионное соглашение подписано уполномоченными представителями сторон, скреплено печатями; зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай 01.03.2017, о чем свидетельствуют отметки о государственной регистрации (том 1, л.д. 154-155).

Пунктом 1 соглашения предусмотрено, что концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать имущество, описание которого приведено в разделе II соглашения (далее – объект соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать после создания концеденту, и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно пункту 2 соглашения объектом являются объекты теплоснабжения, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящего соглашения, подлежащие реконструкции и созданию. Объект соглашения, подлежащий реконструкции, принадлежит конценденту на праве собственности на основании документов о государственной регистрации прав собственности концендета в отношении каждого объекта недвижимого имущества, входящего в состав объекта соглашения. Копии документов, удостоверяющих право собственности концендента на объекты теплоснабжения, подлежащие реконструкции, указаны в приложении №1 к соглашению.

Истец представил для приобщения к материалам дела копии свидетельств, подтверждающих право собственности концедента на объекты теплоснабжения – газовые котельные (том 1, л.д. 116-119об).

В соответствии с пунктом 5 соглашения сведения о составе и описании объекта соглашения, в том числе о технико-экономических показателях, техническом состоянии, начальной (балансовой) и остаточной стоимости передаваемых объектов теплоснабжения объекта соглашения, подлежащих реконструкции, приведены в приложении №2, подлежащих созданию, приведены в приложении №3. Указанные приложения имеются в материалах дела (том 1, л.д. 121-122), при этом суд отмечает, что состояние объекта соглашения в данных приложениях указано как рабочее.

Концендент обязуется передать концессионеру, а концессионер обязуется принять указанные в приложении №2, №3 и приложении №5 объекты движимого и недвижимого имущества, а также права владения и пользования этими объектами в срок, установленный в разделе IX соглашения. Передача объектов осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому сторонами, а обязанность по его передаче считается исполненной с момента подписания акта приема-передачи.

16.08.2016, а также 10.02.2017, 14.02.2017, 25.12.2017, 05.02.2018 сторонами подписаны акты приема-передачи имущества объектов  теплоснабжения, подлежащих реконструкции, в актах приведены состав и описание объекта соглашения, общая балансовая и остаточная стоимости передаваемого имущества (том 1, л.д. 156-159, 165-171).

Концедент обязан предоставить концессионеру во временное владение и пользование имущество, которое предназначено для использования по общему назначению с объектом соглашения в целях осуществления концессионером деятельности, указанной в пункте 1 соглашения (далее - иное имущество). Состав иного имущества и его описание, в том числе технико-экономические показатели, приведены в приложении № 5 (пункт 7 соглашения).

17.08.2016  подписан акт приема-передачи имущества, которое предназначено для использования по общему назначению с объектом соглашения, в котором также приведены состав и описание объекта соглашения, общая балансовая и остаточная стоимости передаваемого имущества (том 1, л.д. 160-164).

Таким образом, судом установлено, что в понятие объект соглашения (пункт 2 соглашения) включается имущество, перечисленное в приложениях №№ 2, 3, 5 соглашения, в материалах дела имеются доказательства его передачи концедентом концессионеру.

Концессионер обязан за свой счет создать и реконструировать объект соглашения, состав и технико-экономические показатели которого установлены в приложениях № 2, №3, в сроки, указанные в разделе IX соглашения (пункт 11 соглашения).

Перечень создаваемых и реконструируемых объектов, входящих в состав объекта соглашения, устанавливается в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и является приложениями №2, №3 (пункт 12 соглашения).

Кроме того, согласно пункту 16 соглашения концессионер обязан за свой счет осуществлять в отношении объектов иного имущества модернизацию, замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, осуществить мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств этого имущества на основании дополнительных  соглашений к настоящему соглашению.

Истец в обоснование требований ссылается на акты осмотра поврежденного трубопровода и элемента тепловой сети от 11.10.2017 02.11.2017 (том 1, л.д. 92-97), указывая, что данными актами подтверждается аварийное состояние тепловых сетей, повлекшее необходимость их срочного ремонта.

Судом указанные акты исследованы, при этом установлено, что они составлены в отношении районов теплосетей по ул. Гидростроителей в с. Майма Республики Алтай, в районе домов 12-14, 17А, в актах содержатся сведения о месте нахождения  соответствующих участков теплотрассы, грунте, типе поверхности земли над трассой, наличии вблизи коммуникаций, кабелей и прочая информация, необходимая для последующего выполнения работ, кроме этого в актах отражено общее состояние теплосетей, включающее описание разрушения и частичного разрушения гидроизоляционной конструкции, наличии коррозии и причин коррозионного повреждения трубы, в подпунктах 10 разделов 36 актов указаны намеченные мероприятия по данным осмотра – замена участка трубопровода отопления и ГВС. Таким образом, сведений об аварийных происшествиях на вверенных истцу участках теплосетей акты не содержат, в них лишь приведена информация о предстоящих работах, которые, с учетом дат составления актов, можно охарактеризовать, как подготовительные работы  к отопительному сезону.

Завершение концессионером работ по созданию и реконструкции объектов, входящих в состав объекта соглашения, оформляется подписываемым сторонами актом приема-передачи, который является документом, подтверждающим выполнение  концессионером своих обязательств по созданию и реконструкции и основанием  для регистрации права собственности концедента (пункт 31).

Фактические затраты истца на капитальный ремонт теплотрасс, расположенных по адресам: <...>, в <...> составили 531391 рубль 76 копеек. Расчет суммы требований обоснован локальными сметами, счетами, счетами-фактурами, актами выполненных работ (том 1, л.д. 23-58).

Истец, считая необоснованным отказ Администрации  МО Майминский район от возмещения понесенных им затрат, обратился в Прокуратуру Майминского района (письмо исх. № 490 от 16.05.2018  - том 1, л.д.59). Из ответа на обращение следует, что Администрацией Майминского района принято решение об оплате работ по капитальному ремонту, ответ Администрации №5909 от 15.06.2018  в адрес прокурора является приложением к письму № 2294ж-2018 от 19.06.2018 (том 1, л.д. 60-61).

19.06.2018 ООО «ДАБЛ-Ю КЭЙ ВОСТОК ЭНЕРГО» направило в адрес ответчика локально-сметные расчеты на аварийный ремонт и требование об оплате работ обратился, впоследствии, в связи с тем, что указанное требование не было исполнено, истец направил в адрес Администрации Майминского района претензию исх.№ 383 от 28.02.2019 (том 1, л.д. 63-64).

В ответе на претензию (том 1, л.д. 65-67) ответчик со ссылкой на отдельные пункты соглашения указал, что обязанностью истца, как концессионера по соглашению является осуществление в отношении объектов иного имущества модернизации, замены оборудования новым, а также осуществление иных мероприятия по улучшению производится согласно инвестиционным программам  концессионера, а также за счет выручки, получаемой им от регулируемой деятельности, плата предусмотренная в соответствии с пунктом 26 соглашения части расходов (приложение № 8 соглашения в редакции дополнительных соглашений №№ 1-3) концедентом произведена в полном объеме, при этом, обществом проигнорировано предложение о включении затрат на ремонт теплотрасс при формировании тарифа на 2019 год.

Неподписание актов выполненных работ и оставление ответчиком претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании убытков.

Исследовав доводы сторон в указанной части, а также изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истец не подтвердил факт выполнения им заявленного объема работ на сумму 531391 рубль, 76 копеек именно в рамках исполнения пункта 16 соглашения: не представлены доказательства того, какие именно новые технологии применены, какое более производительное оборудование установлено при произведенных истцом ремонтных работах, какие конкретно мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения им произведены.

Также судом приняты во внимание возражения ответчика и третьего лица о  необходимости включения спорных работ в инвестиционную программу и бездействии концессионера при изменении тарифа на его услуги в 2019 году.

Концессионер обязан при осуществлении деятельности, указанной и пункте 1 соглашения, осуществлять реализацию услуг теплоснабжения населения по регулируемым ценам (тарифам) и (или) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам).

Пункт 113 соглашения  предусматривает, что соответствии с законодательством о концессионных соглашениях органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в соответствии законодательством РФ в сфере регулирования цен (тарифов) на оказываемые концессионером услуги устанавливают цены (тарифы) и (или) надбавки к ценам (тарифам) исходя из определенных  соглашением объема инвестиций, предусмотренного пунктом соглашения, и сроков их осуществления, предусмотренных пунктом 68 соглашения, на создание и реконструкцию  объекта соглашения, объема инвестиций, предусмотренного пунктом 29 настоящего и сроков их осуществления, предусмотренных пунктом 68 соглашения, на модернизацию, замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, осуществление мероприятий по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств - иного имущества указанного в Приложении №5, долгосрочных параметров регулирования, указанных в приложение №12.

В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 названной статьи существенными условиями должно содержать обязательства по привлечению инвестиций в объеме, который концессионер обязуется обеспечить в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения в течение всего срока действия концессионного соглашения, а также порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения (часть 1.1 статьи 10).

В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течение срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций, привлекаемых для создания и (или) реконструкции этих объектов, устанавливаются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) (часть 5 статьи 10).

Суд считает обоснованной позицию Комитета по тарифам Республики Алтай (том 2, л.д. 115-117), согласно которой затраты на приобретение сырья и материалов, затраты на ремонт основных средств для общества включены в тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые истцом на территории МО «Майминский район» в соответствии с требованиями действующего законодательства. Включение в тарифы расходов на капитальный ремонт выше установленного планового уровня возможно лишь в случае разработки и утверждения инвестиционной программы на проведение капитального ремонта для общества.

Суд исследовал инвестиционную программу по строительству и модернизации газовых котельных на территории Муниципального образования «Майминский» район» (том 2, л.д. 2-20) и установил, что ремонт спорных тепловых сетей в указанном документе не предусмотрен.

Таким образом, истец не воспользовался своим правом и не включил затраты на ремонт спорных теплотрасс при формировании тарифа на 2019 год согласно действующему законодательству.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 8 Закона о концессионных соглашениях при исполнении концессионного соглашения концессионер, в том числе, обязан: поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением, аналогичное правило закреплено в пункте 41 соглашения.

Таким образом, в отношении спорных теплотрасс, являющихся иным имуществом, концессионер должен выполнять указанную обязанность, при этом его ссылки на положения статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что понесенные им расходы на ремонт теплотрасс должны быть возложены на собственника имущества – Муниципальное образование, отклоняются, как противоречащие приведенным выше нормам Федерального закона и пункта соглашения.

По этим же основаниям подлежит отклонению довод истца о необходимости применения положения пункта 22 соглашения, согласно которому концендетн обязуется оказать концессионеру содействие при выполнении работ по модернизации замене морально устаревшего и физически изношенного оборудовании новым, более производительным оборудованием, осуществлении мероприятий по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств в отношении иного имущества путем принятия соответствующих распорядительных актов по определению ответственных со стороны концедента лиц по предоставлению всей необходимой информации и по финансированию необходимых мероприятий, поскольку действия истца по капитальному ремонту теплотрасс, охватываются содержанием его обязанностей, урегулированных соглашением.

 В этой связи указанные затраты не подлежат возмещению за счет концедента.

ООО «ДАБЛ-Ю КЭЙ ВОСТОК ЭНЕРГО» обратилось в суд, обосновав свои исковые требования необходимостью взыскания с ответчика причиненных ему убытков.

Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Факт причинения убытков истец подтверждает локально-сметными расчетами и актами выполненных работ на сумму 531391 рубля 76 копеек.

В качестве противоправного поведения ответчика приведено неисполнение им условий соглашения.

Судом исследованы соответствующие пункты соглашения, устанавливающие обязанности концедента.

Обязанностью концедента, помимо передачи концессионеру имущества, входящего в объект соглашения, является в соответствии с пунктом 24 соглашения, несение им части расходов на создание и реконструкцию, на подготовку к отопительному сезону объекта соглашения и направление концессионеру средств, в размерах и сроки, указанных в приложении № 8 к соглашению.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, концедентом условия концессионного соглашения по передаче объектов истцу на оговоренный в концессионном соглашении срок, а также по осуществлению финансирования в части, предусмотренной в приложении № 8 к соглашению (в редакции дополнительных соглашений №№1-3 (том 3, л.д. 4-12) исполнены, что подтверждается платежными поручениями №181479 от 07.07.2017, №379575 от 28.09.2017, №635605 от 22.12.2017 (том 3, л.д. 13-15), доказательства непригодности имущества, а также недостаточности финансирования  не представлены.

Как следует из материалов дела, концессионер, производя капитальный ремонт иных (линейных) объектов концессионного соглашения в целях подготовки к очередному отопительному сезону, использовал их для оказания услуг потребителям по передаче тепловой энергии, начислял и собирал соответствующие платежи с потребителей за коммунальные услуги, при этом концессионную плату за пользование муниципальным имуществом истец не вносил, поскольку пункт 78 соглашения не предусматривает ее взимание.

Встречным предоставлением со стороны концедента следует признать передачу муниципального имущества в пользование для оказания концессионером коммунальных услуг потребителям на возмездной основе, таким образом, убытки на стороне концедента отсутствуют, а действия общества фактически направлены на взыскание денежных средств с бюджета при отсутствии на то правовых оснований.

Ссылки истца на возможность использования денежных средств из резервного фонда в соответствии с подпунктами «б», «м», «с» пункта 3.1. Постановления Администрации МО «Майминский район» №61 от 17.06.2016 «Об утверждении порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации МО «Майминский район», отклоняются судом, поскольку такой порядок использования бюджетных средств применяется в случаях, не связанных с концессионной деятельностью. Также отклоняются доводы и доказательства, подтверждающие возмещение в иные периоды Администрацией МО «Майминский район» расходов истца (том 2, л.д.135-137, том 3, л.д. 1-3, 16-18), поскольку они не относятся к ремонту спорных теплотрасс.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что истцом не доказан факт причинения ему убытков, а понесенные им расходы произведены при исполнении обязанностей, возложенных на него концессионным соглашением, суд  отказывает в удовлетворении требований ООО «ДАБЛ-Ю КЭЙ ВОСТОК ЭНЕРГО».

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются  арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворение иска исключает возмещение судебных расходов.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ДАБЛ-Ю КЭЙ ВОСТОК ЭНЕРГО» (ОГРН <***>, ИНН <***>, пр-кт  Коммунистический, д. 88/1, пом. 1, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) к Муниципальному образованию «Майминский район» в лице Администрации муниципального образования «Майминский район» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Ленина, д. 22, с. Майма, Майминский район, Республика Алтай) о взыскании убытков за счет казны Муниципального образования «Майминский район» в сумме 531391 рубль 76 копеек оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в  Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.

Судья

Е.Ф. Кириченко