ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-543/2022 от 25.05.2022 АС Республики Алтай

[A1]




Арбитражный суд Республики Алтай
649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

город Горно-Алтайск Дело № А02-543/2022  26 мая 2022 года 

Резолютивная часть решения объявлена 25.05.2022. Полный текст решения  изготовлен 26.05.2022. 

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Окуневой И. В., при  ведении протокола секретарем судебного заседания Кедечиновой Э.В., рассмотрел в  судебном заседании дело по заявлению Военного прокурора Бийского гарнизона (ул.  Иркутская, д. 1/14, 1-й военный городок, г. Бийск, край Алтайский) в интересах  Российской Федерации о привлечении Профессионального образовательного  учреждения "Региональный учебно-технический центр" регионального отделения  общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество  содействия армии, авиации и флоту России" Республики Алтай (ОГРН <***>,  ИНН <***>, пер. Проточный, д. 2, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) к  административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

при участии представителей:

Военного прокурора Бийского гарнизона - ФИО1, личность и  полномочия установлены на основании служебного удостоверения; 

Профессионального образовательного учреждения "Региональный учебно-технический центр" регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и  флоту России" Республики Алтай - ФИО2, руководитель, действует без  доверенности, личность установлена на основании паспорта, 

установил:

 Военный прокурор Бийского гарнизона (далее – прокурор, заявитель) в  интересах Российской Федерации обратился в арбитражный суд с заявлением к  Профессиональному образовательному учреждению "Региональный учебно-


[A2] технический центр" регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и  флоту России" Республики Алтай (далее – ПОУ «РУТЦ» РО ДОСААФ России РА,  учреждение, ответчик) о привлечении к административной ответственности по части 4  статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее - КоАП РФ). 

Требования мотивированы тем, что ПОУ «РУТЦ» РО ДОСААФ России РА  осуществляет образовательную деятельность с грубым нарушением условий,  предусмотренных лицензией. 

Ответчик, в нарушение статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ), отзыва не представил. 

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении  заявления о привлечении ответчика к административной ответственности по части 4  статьи 14.1 КоАП РФ, и просил назначить наказание в виде предупреждения. 

Представитель ответчика признал заявленное требование. 

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к  следующему. 

ПОУ «РУТЦ» РО ДОСААФ России РА осуществляет образовательную  деятельность на основании лицензии № 10380 (серия 04Л01 № 0000395), выданной  Министерством образования и науки Республики Алтай 21 ноября 2016 г., согласно  которой образовательному учреждению предоставляется право оказывать  образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам  образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям,  направлениям подготовки (для профессионально образования), по подвидам  дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии. 

В соответствии с Приложением № 1 Лицензии учреждение имеет право  осуществлять профессиональное обучение. 

Прокуратурой проведена проверка исполнения учреждением законодательства о  лицензировании, в ходе проверки установлено, что образовательная деятельность  учреждения осуществляется с нарушением условий, предусмотренных лицензией. 

Так, в помещении по адресу: пер. Проточный, д. 2, г. Горно-Алтайск,  Республика Алтай, в котором ответчик осуществляет образовательную деятельность,  отсутствуют пандус, отсутствуют информационная, тактильная и тактильнозвуковая  мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, а также 


[A3] наружное вызывное устройство, обеспечивающие возможность вызова персонала  автомобильной школы маломобильными гражданами. 

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в  арбитражный суд с требованием о привлечении ПОУ «РУТЦ» РО ДОСААФ России РА  к административной ответственности. 

Суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно подпункту 40 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ образовательная  деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными  образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»)  подлежит лицензированию. 

 Частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что исчерпывающий  перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого  лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании  конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных  требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение  угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям,  окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры)  народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного  характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан,  причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда  животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия  (памятникам 4 истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение  чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным  интересам граждан, обороне страны и безопасности государства. 

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой  образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а  также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных  предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно,  закреплен в Положении о лицензировании образовательной деятельности,  утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №  1490 (далее – Положение № 1490). 


[A4] Пунктом 9 Положения № 1490 предусмотрено, что к грубым нарушениям  лицензионных требований относятся нарушение лицензионных требований и условий,  предусмотренных подпунктами «а» - «ж» пункта 7 и подпунктами «б», «д» и «е»  пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные  частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов  деятельности». 

В соответствии с подпунктом «е» пункта 7 Положения № 1490 лицензионными  требованиями к лицензиату являются, в том числе наличие у профессиональной  образовательной организации, образовательной организации высшего образования,  организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным  программам профессионального обучения, специальных условий для получения  образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии  с частями 1, 3, 8, 10 и 11 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской  Федерации». 

Статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) регламентирована  организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями  здоровья. 

Частью 1 названной статьи предусмотрено, что содержание образования и  условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой,  а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации  инвалида. 

Согласно части 3 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ под специальными  условиями для получения образования обучающимися с ограниченными  возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия  обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя  использование специальных образовательных программ и методов обучения и  воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,  специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального  пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего  обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и  индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,  осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых 


[A5] невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с  ограниченными возможностями здоровья. 

В соответствии с частью 8 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ  профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных  программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. 

В силу части 10 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональными  образовательными организациями и образовательными организациями высшего  образования, а также организациями, осуществляющими образовательную  деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть  созданы специальные условия для получения образования обучающимися с  ограниченными возможностями здоровья. 

Частью 11 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что при  получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья  предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная  литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная  мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской  Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет  бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет  бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной  поддержки является расходным обязательством Российской Федерации. 

Согласно пункту 5.1.14 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для  маломобильных групп населения» СП 59.13330.2016 (далее – СП 59.13330.2016)  лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина  непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%).  При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса  следует применять подъемные устройства – подъемные платформы или лифты,  доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН. 

В силу пункта 6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном  здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с  поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного  уровня, соединенного с этим зданием. 

 Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в  общественные здания следует применять, с учетом принятой организации  обслуживания посетителей, по заданию на проектирование. 


[A6] В соответствии с пунктом 8.1.6 СП 59.13330.2016 при входах в здания массового  посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения,  торговые предприятия, административно-управленческие учреждения,  многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть  установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема,  отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку  посетителей. 

Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2  до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на  проектирование обустраиваются направляющие тактильноконтрастные указатели,  шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм. 

Из представленных в материалы дела документов следует, что в нарушение  требований статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ, пунктов 5.1.14, 6.1.1, 8.1.6 СП  59.13330.2016 на момент проверки в помещении ответчика по адресу: пер. Проточный,  д. 2, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай, в котором учреждение, осуществляет  образовательную деятельность, отсутствуют: пандус, соответствующий установленным  государственным требованиям; информационная, тактильная и тактильнозвуковая  мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании. Наружное вызывное  устройство, обеспечивающее возможность вызова персонала учреждения  маломобильными гражданами. 

Указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра здания от 03.03.2022 и в  фототаблице (л.д. 24-27). 

Допущенное ответчиком нарушение лицензионных требований не обеспечивает  реализацию гражданами с ограниченными возможностями здоровья права на  доступную среду и получение образовательной услуги на равных с иными гражданами  основаниях, что является недопустимым. Отсутствие пандуса, отсутствие наружного  вызывного устройства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан с  ограниченными возможностями, поскольку граждане, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, воспользовавшись «общим» входом в здание, подвергают себя  риску получения травм. 

При таких обстоятельствах суд считает доказанным факт нарушения  ответчиком лицензионных требований, установленных подпунктами «а» - «ж» пункта 7  и подпунктами «б», «д» и «е» пункта 8 Положения № 1490, что является грубым  нарушением. 


[A7] Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за  осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий,  предусмотренных специальным разрешением (лицензией). 

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении  которых установлена его вина. 

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него  имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых  настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена  административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие  от него меры по их соблюдению. 

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16.1 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, в  тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к  административной ответственности за административное правонарушение ставится в  зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь  установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения  правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная  ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их  соблюдению. 

Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим  лицам установлению не подлежат. 

По смыслу приведенных норм с учетом предусмотренных статьей 2  Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской  деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица  характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил,  либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих. 

Основанием для освобождения ответчика от ответственности могут служить  обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми, либо непредвиденными  препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при  соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях  выполнения законодательно установленной обязанности. 


[A8] Учреждение в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации не представило доказательств, подтверждающих, что  оно предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований  действующего законодательства и недопущению совершения административного  правонарушения. 

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность  соблюдения действующих норм и правил, не установлено. 

Вина ответчика подтверждена материалами дела, поскольку у него имелась  возможность для соблюдения установленных законами и иными нормативными  правовыми актами требований в области лицензирования отдельных видов  деятельности, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их  соблюдению, в данном случае меры по соблюдению специальных условий для  получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в  соответствии с частями 1, 3, 8, 10 и 11 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ. 

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в действиях ПОУ «РУТЦ» РО  ДОСААФ России РА имеется состав вменяемого правонарушения. 

Нарушений процессуальных норм в ходе привлечения ответчика к  административной ответственности административным органом не допущено. 

Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную  ответственность для юридических лиц - наложение административного штрафа от ста  тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности  на срок до девяноста суток. 

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении  административного наказания подлежат учету характер совершенного  административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица,  привлекаемого к ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие  ответственность. 

 Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и  среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, за впервые совершенное  административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления  государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если  назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено  соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта  Российской Федерации об административных правонарушениях, административное 


[A9] наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при  наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.2 настоящего Кодекса, за  исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. 

 На основании части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за  впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения  вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам  животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия  (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности  государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а  также при отсутствии имущественного ущерба. 

 Судом установлено, что совершенное ПОУ «РУТЦ» РО ДОСААФ России РА  правонарушение не повлекло причинение вреда жизни и здоровью людей, объектам  животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия  (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности  государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 

В связи с этим, суд приходит к выводу о возможности назначения ПОУ «РУТЦ»  РО ДОСААФ России РА административного наказания в виде предупреждения. 

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

решил:

удовлетворить заявление Военного прокурора Бийского гарнизона.

 Привлечь Профессиональное образовательное учреждение "Региональный  учебно-технический центр" регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и  флоту России" Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, пер.  Проточный, д. 2, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, назначить наказание в виде предупреждения. 

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в  Седьмой арбитражный апелляционный суд (г.Томск) через Арбитражный суд  Республики Алтай в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления его в  полном объеме). 

Судья И.В. Окунева

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 21.03.2022 2:31:00

Кому выдана Окунева Ирина Владимировна