ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-547/08 от 17.06.2008 АС Республики Алтай

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ 

  649000, г. Горно-Алтайск, ул. Э. Палкина, 1. Тел. 8-38822 2-31-50

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Горно-Алтайск

  17 июня 2008г. Дело№А02-547/2008

Судья Арбитражного суда Республики Алтай Масалова А.Н., рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Иверия-ломбард» к Межрегиональному Управлению Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 04-02/08-84П от 05 мая 2008г.

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, директора, ФИО2 представителя по доверенности (в деле); ФИО3, доверенность в деле

ответчика – не явился, уведомлён;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Иверия - ломбард» (далее по тексту - ООО «Иверия-ломбард», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному Управлению Росфинмониторинга по СФО (далее по тексту – Росфинмониторинг, Управление) об отмене постановления о назначении административного наказания № 04-02/08-84П от 05 мая 2008г. о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения предусмотренным ст.15.27 КоАП РФ, и наложении административного штрафа в размере 50000 руб. и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Заявитель указал, что основанием наложения административного наказания является тот факт, что на момент проверки ООО «Иверия-ломбард» на учёте в Росфинмониторинге не состояло, правила внутреннего контроля утверждены генеральным директором, однако в установленном законодательством порядке не согласованы с Росфинмониторингом. В постановлении по делу об административном правонарушении отмечено, что на момент рассмотрения административного дела Обществом устранены выявленные нарушения (правила внутреннего контроля согласованы, осуществлена постановка на учёт). Ранее ООО «Иверия-ломбард» к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ не привлекалось. Заявитель считает, что с учётом характера и обстоятельств, способствующих совершению административного правонарушения, возможно в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ признать совершённое административное правонарушение малозначительным и освободить Общество от административной ответственности. Просит на основании вышеизложенного и в связи с тем, что другие ломбарды в Горно-Алтайске за аналогичные административные правонарушения были освобождены от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ изменить решение МРУ Росфинмониторинга по СФО отменив постановление № 04-02/08-84П от 05.05.2008г. и принять новое решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Ответчик представил отзыв на заявление, в котором не согласился с доводамиОбщества, указав, что проверкой, проведённой Прокуратурой г. Горно-Алтайска, установлено, что Общество осуществляет деятельность ломбарда, то есть предоставляет краткосрочные кредиты под залог движимого имущества, что подтверждается залоговыми билетами. В соответствии со ст. 5, п.9 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путём, и финансированию терроризма», пп. «д» п. 2 Положения о постановке на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 г. № 28 постановка таких организаций на учёт осуществляется в течение 30 дней с даты её государственной регистрации. На момент проведения проверки ООО «Иверия-ломбард» на учёте в Росфинмониторинге не состояло. Кроме того, согласно пункту 2 указанного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правили реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 г. № 6 определено, что правила внутреннего контроля в организациях осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца со дня их государственной регистрации в установленном порядке и представляются на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. В ходе проверки было установлено, что в организации правила внутреннего контроля утверждены генеральным директором, однако, в установленном законодательством порядке не согласованы с Росфинмониторингом. Указал, что состав указанного правонарушения является формальным, не предусматривающим наступление каких-либо вредных последствий, кроме того, при вынесении обжалуемого постановления было принято во внимание устранение организацией выявленных нарушений законодательства в результате чего, Общество было привлечено к ответственности с назначением административного наказания в виде минимального административного штрафа.

В судебное заседание представитель ответчика, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, не явился. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в деле доказательствам.

Заявитель в настоящем судебном заседании подтвердил факт наличия правонарушения, однако указал, что срок выполнения предусмотренных законом обязательств нарушен незначительно, так как фактически Общество начало осуществлять свою деятельность с 1 марта 2008г. и на момент проверки документы о постановке на учёт и согласовании правил внутреннего контроля находились в МРУ Росфинмониторинга по СФО. На основании перечисленных обстоятельств Общество считает, что несмотря на наличие в его действиях формальных признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ, тем не менее, имеются основания для вывода о малозначительности допущенного правонарушения и применении статьи 2.9 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, заслушав заявителя, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению.

Как видно из материалов дела 24 марта 2008 года Прокурором города Горно-Алтайска вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ и передано для рассмотрения в МРУ Росфинмониторинга по СФО, которым установлено, что общество как организация, осуществляющая ломбардную деятельность, в нарушение статьи 5, пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ и Постановления Правительства РФ N 6, Положения о постановке на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 г. № 28 не согласовало с соответствующим надзорным органом правила внутреннего контроля, на учёте в Росфинмониторинге не состояло. Поэтому 05052008г. Управлением принято постановление № 04-02/08-84П, которым ООО "Иверия-Ломбард" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 500 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 50000 руб.

Считая, что оспариваемое постановление нарушает его права в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд оценил доводы Общества об отмене оспариваемого постановления и считает их необоснованными.

Статьёй 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путём, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Таким образом, состав указанного правонарушения является формальным, не предусматривающим наступление каких-либо вредных последствий.

Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок осуществления противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся ломбарды.

В силу ч.2 ст.7 указанного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях, правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 08.01.2003 г. № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» предусмотрено, что правила внутреннего контроля утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца со дня государственной регистрации организации в установленном порядке.

Согласно пункту 2 Постановления от 08.01.2003г. №6, правила внутреннего контроля представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций- в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения.

Судом установлено и заявителем не оспаривается, что правила внутреннего контроля были разработаны обществом и утверждены руководителем ООО «Иверия-ломбард» 20.12.2007г. Однако на согласование в Межрегиональное Управление Росфинмониторинга по СФО в установленный законом срок не были направлены.

Кроме того, и на момент проведения проверки указанные правила не были согласованы с надзорным органом. Только лишь на момент составления протокола (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) и вынесения обжалуемого постановления Общество направило в Росфинмониторинг документы для согласования, которые были согласованы 26.03.2008г.

В соответствии с п.9 ст. 7 вышеназванного Закона, контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок утверждён Постановлением Правительства РФ № 28 от 18 января 2003 г. «Об утверждении положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы». Пунктом 1 этого постановления определено, что ломбарды подлежат постановке на учёт, а пункт 3 устанавливает, что постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования настоящего Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

Судом установлено, что 07 ноября 2007 года ООО «Иверия-ломбард» выдано Свидетельство о государственной регистрации за основным государственным регистрационным номером 1070411004740. Таким образом, встать на учет общество должно было не позднее 07.12.2007г.

Однако, только 21 марта 2008г. Обществом были направлены в Росфинмониторинг заявления о рассмотрении и согласовании правил внутреннего контроля и постановке на учёт, как организации осуществляющей деятельность ломбарда. А 26.03.2008г. была осуществлена постановка общества на учет.

Таким образом, факт совершения Обществом вменяемого административного правонарушения, выразившегося в не постановке на учёт в Росфинмониторинге и не согласовании правил внутреннего контроля с этим органом подтверждён материалами дела и по существу Обществом не оспаривается.

Довод Общества о наличии оснований для освобождения его от административной ответственности в силу малозначительности правонарушения судом не принимается.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.27 КоАП РФ, посягает на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Принимая во внимание состав правонарушения, а также установленные судом фактические обстоятельства, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Факты утверждения правил внутреннего контроля приказом общества от 20.12.2007, направления указанных документов 21.03.2008г. в Росфинмониторинг для согласования, и постановки на учет, т.е. до вынесения постановления о привлечении компании к административной ответственности, не освобождает заявителя от административной ответственности за нарушение вышеуказанного законодательства, поскольку нарушение срока утверждения правил внутреннего контроля образует оконченный состав административного правонарушения.

Такие обстоятельства, как добровольное устранение последствий правонарушения, не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения. Оно в силу ст. 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания, а материалами дела подтверждается, что административным органом при принятии оспариваемого постановления были учтены все смягчающие вину обстоятельства и назначено наказание с учётом требований статьи 4.2 КоАП РФ.

Довод общества о том, что организация фактически начала осуществлять деятельность только с 1 марта 2008 года в связи с осуществлением ремонта помещений и иных организаторских работ, является несостоятельной, поскольку принятие мер, направленных на организацию внутреннего контроля должно предшествовать соответствующей деятельности. Ссылка ООО «Иверия-ломбард» на данный факт также не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку, согласно вышеуказанным нормам права, срок представления правил внутреннего контроля исчисляется со дня его утверждения руководителем организации, а срок постановки на учёт в Росфинмониторинге - со дня государственной регистрации организации в установленном порядке.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о правомерном привлечении ООО «Иверия-Ломбард» к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.03.2008 составлено в соответствии с предъявляемыми КоАП РФ требованиями, в присутствии директора ООО «Иверия-Ломбард» ФИО1, надлежащее уведомление директора общества о времени рассмотрения дела об административном правонарушении подтверждено материалами дела и не оспаривается заявителем, срок давности привлечения общества к административной ответственности административным органом не нарушен).

В соответствии с ч. ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Вопрос о судебных расходах суд не разрешает, поскольку данная категория споров госпошлиной не облагается в соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Иверия-ломбард» о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального Управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу № 04-02/08-84П от 05 мая 2008г. о назначении административного наказания в виде наложения на ООО «Иверия-Ломбард» штрафа в размере 50000 рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Судья А.Н. Масалова