ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-588/09 от 23.07.2009 АС Республики Алтай


 Автоматизированная
 копия
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
 649000, г.Горно-Алтайск, ул.Э.Палкина, 1. Тел. (388-22) 2-35-51, 2-56-00 (факс)
 e-mail:arbsyd@arb.gorny.ru
h ttp : // w
 ww . a ltai . a rbitr . r u /
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
 г.Горно-Алтайск Дело № А02-588/2009
 24 июля 2009 года
 Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2009 года. Полный текст
 решения изготовлен 24 июля 2009 года.
 Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Кулаковой Л.А., при
 ведении протокола судебного заседания секретарем Приваловым А.Ю., рассмотрев в
 судебном заседании дело по заявлению Общины коренного малочисленного народа
 села Кебезень «Тура» к Администрации муниципального образования «Турочакский
 район» о признании незаконным бездействия по созданию территории традиционного
 природопользования местного значения для членов Общины
 при участии представителей:
 заявителя – Евичекова С.Н., председателя Правления (Совета), Кащеева А.В.
 (доверенность от 05.03.2009);
 ответчика – Осипова В.В. (доверенность от 19.07.2006),
 установил:
 Община коренного малочисленного народа села Кебезень «Тура» (далее –
 ОКМН «Тура», Община «Тура») обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с
 заявлением к Администрации Муниципального образования «Турочакский район»
 (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия по созданию
 территории традиционного природопользования местного значения для членов
 Общины на территории Турочакского района Республики Алтай, обязании внести
 проект решения «Об организации территории традиционного природопользования
 местного значения на территории Турочакского района» на очередное заседание

 Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» до 01.07.2009г.,
 обязании подготовить и предоставить председателю правления (совета) ОКМН
 «Тура» проект границ территории традиционного природопользования местного
 значения в границах муниципального образования «Турочакский район» в месячный
 срок.
 Заявитель указал, что в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2001 №
 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных
 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» Община «Тура»
 неоднократно обращалась в Администрацию по вопросу создания территории
 традиционного природопользования местного значения, в том числе, определения
 размера и утверждения границ такой территории. ОКМН «Тура» был подготовлен
 проект «Создания особо охраняемой территории в границах территории
 природопользования коренного малочисленного народа тубаларов в Республике
 Алтай», который был одобрен Ассоциацией коренных малочисленных народов
 Республики Алтай. Указанный проект был направлен для согласования в
 Администрацию. Однако по прошествии трех лет орган местного самоуправления
 бездействует, в результате чего нарушаются права и законные интересы Общины.
 Заявление обосновано ссылками на статьи 8, 9 Федерального закона от 07.05.2001 №
 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных
 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», статьи 197-199
 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 Администрация отзыв на заявление не представила.
 В судебном заседании представители заявителя требование поддержали в
 полном объеме. Указали, что бездействие Администрации противоречит статье 24
 Конституции Российской Федерации, статье 11 Земельного кодекса Российской
 Федерации, статье 8 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях
 традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера,
 Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», статье 8 Федерального закона от
 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской
 Федерации», а также статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О
 порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которой
 обращение Общины «Тура» должно было быть рассмотрено Администрацией в
 течение 30 дней со дня регистрации обращения. Однако все ответы были даны
 Администрацией без приглашения представителя Общины «Тура» и учета его мнения.
 Представители заявителя уточнили, что требования об обязании Администрации

 внести проект решения «Об организации территории традиционного
 природопользования местного значения на территории Турочакского района» на
 очередное заседание Совета депутатов муниципального образования «Турочакский
 район» и об обязании подготовить и предоставить председателю правления (совета)
 ОКМН «Тура» проект границ территории традиционного природопользования
 местного значения в границах муниципального образования «Турочакский район» в
 месячный срок заявлены в целях восстановления нарушенного права и не являются
 самостоятельными. Представители также уточнили, что просят обязать
 Администрацию внести проект решения на очередном заседании Совета депутатов, а
 не до 01.07.2009, как указано в заявлении. Представители заявителя также указали,
 что Община «Тура» состоит из Евичековых, которые являются тубаларами и имеют
 право требовать организации территории традиционного природопользования в
 местах, которые традиционно принадлежали их роду до 1917 года. Бездействие
 Администрации лишает членов Общины «Тура» возможности пользоваться
 имеющимися у них льготами, так как данные льготы могут быть использованы только
 на территории, официально признанной территорией традиционного
 природопользования.
 Представитель ответчика требование не признал, указал, что порядок
 образования территорий традиционного природопользования законодательством
 Российской Федерации и Республики Алтай не установлен. Администрацией такой
 порядок также не устанавливался. Представитель указал, что бездействия по
 обращениям Общины «Тура» со стороны Администрации не было, что подтверждается
 многочисленными ответами на указанные обращения. Данные ответы направлялись
 заявителю с 2006 года. Администрацией вынесено распоряжение о проекте решения
 Совета депутатов муниципального района «Турочакский район» «Об организации
 территории традиционного природопользования местного значения на территории
 Турочакского района Республики Алтай». Данное распоряжение передано в Совет
 депутатов муниципального образования «Турочакский район». До настоящего
 времени решение об организации территории традиционного природопользования не
 принято, не утверждено Советом депутатов. Представитель ответчика также указал,
 что статья 8 Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях
 традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера,
 Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» предусматривает принятие
 решения о создании территории традиционного природопользования по обращениям
 коренного малочисленного населения органами местного самоуправления. Данный

 Федеральный закон не конкретизирует каким именно органом и в каком порядке такое
 решение должно приниматься. Согласно Уставу МО «Турочакский район» к органам
 местного самоуправления относятся Совет депутатов, Администрация и Глава
 поселения. Требование предъявлено к администрации. Заявитель не называет
 нормативный акт, которым на Администрацию возложена обязанность на принятие
 такого решения.
 Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что
 требование заявителя удовлетворению не подлежит.
 Как следует из материалов дела, ОКМН «Тура» зарегистрирована
 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Алтай
 02.06.2004.
 06.12.2006 Община «Тура» обратилась с письмом в Администрацию о создании
 особо охраняемой природной территории в Турочакском районе.
 На данное письмо Администрацией направлен письменный ответ за № 1051 от
 25.12.2006, в котором сообщалось о поддержке желания Общины по созданию особо
 охраняемой природной территории в Турочакском районе Республики Алтай. Также в
 письме было указано, что для создания особо охраняемой природной территории
 отделу экономики и управления имуществом Администрации поручено подготовить
 нормативную базу и проект решения о создании особо охраняемой природной
 территории местного значения в границах Турочакского района.
 14.05.2007 Администрацией было принято распоряжение № 172-р/с «О проекте
 решения Совета депутатов муниципального образования «Об организации территории
 традиционного природопользования местного значения на территории Турочакского
 района Республики Алтай». Указанный проект решения получен председателем
 ОКМН «Тура» 14.05.2007.
 Письмом от 31.10.2007 № 2354 Администрация сообщила, что при создании
 территорий традиционного природопользования будут учитываться пожелания
 Общины «Тура», исходя из возможности и целесообразности.
 На очередное обращение ОКМН «Тура» от 19.11.2007 Администрацией
 направлен письменный ответ от 27.11.2007. Из содержания данного письма следует,
 что вопрос создания территории традиционного природопользования законодательно
 не проработан, является достаточно сложным и требует временных и финансовых
 затрат, в связи с чем установить конкретные сроки окончания создания территории
 традиционного природопользования не представляется возможным. В письме
 Администрация указала, что представленные Общиной «Тура» материалы не

 содержат данных о разработках, обосновывающих экологическую направленность и
 природоохранную составляющую хозяйственной деятельности в соответствии с
 заявленными целями проектов, учет и совмещение прав других пользователей.
 Администрация также предложила ОКМН «Тура» направить в ее адрес предложения о
 правовом режиме предлагаемой к созданию территории традиционного
 природопользования, поскольку законом предусмотрено прямое участие коренных
 малочисленных народов при утверждении соответствующего положения.
 31.03.2009 Община «Тура» вновь обратилась к главе Администрации с
 просьбой указать сроки реализации предложения ОКМН «Тура» по созданию
 территории традиционного природопользования на территории муниципального
 образования «Турочакский район».
 Письмом за № 22 от 13.04.2009 Администрация сообщила, что по созданию
 территорий традиционного природопользования на территории района ведется работа.
 ОКМН «Тура», считая, что Администрация своим бездействием создает
 препятствие для осуществления законного права членов Общины «Тура» на создание
 территории традиционного природопользования в Турочакском районе, обратилась в
 арбитражный суд с настоящим заявлением.
 Суд оценил требование заявителя и считает, что оснований для его
 удовлетворения не имеется.
 В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса
 Российской Федерации заинтересованное лицо, а в случаях, предусмотренных
 настоящим Кодексом, и иные лица, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой
 своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке,
 установленном Кодексом.
 Особенности порядка рассмотрения дел об оспаривании ненормативных
 правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов
 местного самоуправления, иных органов, должностных лиц содержатся в главе 24
 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального
 кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться
 в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных
 правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных
 органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если
 полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
 (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и

 нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной
 экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,
 создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной
 экономической деятельности.
 Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса
 Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных
 правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов
 местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в
 судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных
 положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их
 соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие
 полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или
 совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают
 ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы
 заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
 В соответствии с частью 5 данной статьи обязанность доказывания
 соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному
 нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения,
 совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица
 надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение
 оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших
 основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых
 действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение
 или совершили действия (бездействие).
 Предметом настоящего спора является бездействие Администрации по
 созданию территории традиционного природопользования местного значения для
 членов Общины «Тура» на территории Турочакского района Республики Алтай.
 Следовательно, в предмет доказывания по делу входит:
 - установление правовых норм, нарушенных Администрацией при
 несовершении указанных действий;
 - полномочия Администрации по совершению требуемых действий.
 Законодательство в области регулирования и защиты прав национальных
 меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации
 представляет собой совокупность правовых актов и норм, действующих в сфере
 обеспечения и защиты прав лиц, относящих себя к различным этническим общностям,

 признаваемым в качестве национального меньшинства и коренного малочисленного
 народа. Оно относится к сфере комплексного регулирования прав и свобод человека
 и гражданина и является его составной частью.
 Основы национальной политики заложены в Конституции Российской
 Федерации. Также Конституцией Российской Федерации установлены разграничения
 предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в области
 регулирования и защиты прав национальных меньшинств, защиты исконной среды
 обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
 Защита прав национальных меньшинств и вопросы владения, пользования и
 распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами в
 соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации находятся в
 совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 Согласно статье 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях
 прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» малочисленные
 народы имеют право безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного
 проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями
 различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного
 хозяйствования и занятия традиционными промыслами, в порядке, установленном
 федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской
 Федерации.
 Статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает
 полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, в том
 числе: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков
 для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства
 Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и
 сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и
 реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные
 полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и
 охраны земель.
 В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О
 территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов
 Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» с учетом особенностей
 правового режима территорий традиционного природопользования такие территории
 относятся к особо охраняемым природным территориям федерального, регионального
 и местного значения.

 В силу статьи 8 названного Федерального закона образование территорий
 традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями
 органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к
 малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных
 представителей.
 Суд, исходя из системного толкования статьи 8 Федерального закона от
 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской
 Федерации» и статьи 8 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях
 традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера,
 Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», пришел к выводу, что данные
 нормы гарантируют коренным малочисленным народам право на создание территорий
 традиционного природопользования. При этом данные нормы являются нормами
 дозволительного характера, позволяющими представителям коренных малочисленных
 народов и их общинам создавать территории традиционного природопользования.
 Анализ вышеназванных норм позволяет сделать вывод о том, что порядок
 образования территорий традиционного природопользования в настоящее время не
 установлен ни федеральным законодательством, ни республикой Алтай, ни
 муниципальным образованием «Турочакский район». Отсутствует нормативный
 правовой акт, определяющий порядок принятия органом местного самоуправления
 решений по образованию территорий традиционного природопользования,
 устанавливающий сроки их принятия, и возлагающий обязанность по совершению
 конкретных действий при принятии такого решения на конкретный орган местного
 самоуправления. Судом установлено, что согласно Уставу МО «Турочакский район» к
 органам местного самоуправления относится Совет депутатов, Администрация и Глава
 поселения. Каждый из данных органов наделен определенными полномочиями по
 решению вопросов местного значения.
 Заявитель не представил доказательств того, что конкретные действия по
 принятию решения о создании территории традиционного природопользования
 обязана совершить Администрация, как конкретный орган местного самоуправления.
 Таким образом, доказательств того, что бездействие Администрации по
 созданию территории традиционного природопользования местного значения для
 членов Общины «Тура» на территории Турочакского района Республики Алтай
 противоречит конкретному нормативному правовому акту суду не представлено. В
 материалах дела имеются сведения о принятии Администрацией мер по установлению
 правовых основ и регламентации порядка образования территорий традиционного

 природопользования коренных малочисленных народов на территории Турочакского
 района Республики Алтай.
 Суд также учитывает, что в соответствии со статьями 94, 95 Земельного
 кодекса Российской Федерации территории традиционного природопользования
 относятся к особо охраняемым природным территориям. Согласно действующему
 земельному и лесному законодательству вопросы регулирования режима особо
 охраняемых природных территорий и оборота земельных участков, в пределах
 которых расположены территории традиционного природопользования, находятся в
 ведении Российской Федерации. Перевод земель различных категорий в земли особо
 охраняемых природных территорий при организации территории традиционного
 природопользования, а также установление особого режима охраны, предполагает
 выполнение определенных процедур, в том числе проведение экологических и
 этнологических экспертиз, проектирование территорий и землеотводов. Заявления
 Общины «Тура» и приложенные к ним документы не содержат данные о разработках,
 обосновывающих экологическую направленность и природоохранную составляющую
 хозяйственной деятельности в соответствии с заявленными целями, а также учет и
 совмещение интересов прав других пользователей.
 Порядок перевода земель иных категорий в земли особо охраняемых
 территорий и объектов устанавливается федеральными законами. Порядок создания и
 использования особо охраняемых природных территорий регулируется Федеральным
 законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
 Данный Федеральный закон не предусматривает порядка образования территорий
 традиционного природопользования.
 Суд считает, что подача Общиной «Тура» обращения о создании территории
 традиционного природопользования автоматически не порождает у ответчика
 обязанности по принятию такого решения без учета вышеуказанных обстоятельств.
 Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения
 требования заявителя о признании незаконным бездействия Администрации по
 созданию территории традиционного природопользования местного значения для
 членов Общины на территории Турочакского района Республики Алтай, обязании
 внести проект решения «Об организации территории традиционного
 природопользования местного значения на территории Турочакского района» на
 очередное заседание Совета депутатов муниципального образования «Турочакский
 район», обязании подготовить и предоставить председателю правления (совета)

 ОКМН «Тура» проект границ территории традиционного природопользования
 местного значения в границах муниципального образования «Турочакский район».
 Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской
 Федерации судебные расходы по делу остаются за заявителем.
 На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201
 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:
 Отказать Общине коренного малочисленного народа села Кебезень «Тура» в
 удовлетворении требования к Администрации муниципального образования
 «Турочакский район» о признании незаконным бездействия по созданию территории
 традиционного природопользования местного значения для членов Общины на
 территории Турочакского района Республики Алтай, обязании внести проект решения
 «Об организации территории традиционного природопользования местного значения
 на территории Турочакского района» на очередное заседание Совета депутатов
 муниципального образования «Турочакский район», обязании подготовить и
 предоставить председателю правления (совета) Общины коренного малочисленного
 народа «Тура» проект границ территории традиционного природопользования
 местного значения в границах муниципального образования «Турочакский район» в
 месячный срок.
 Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в
 Седьмой арбитражный апелляционный суд.
 Судья Л.А.Кулакова
?? " +????