АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
649000, г.Горно-Алтайск, ул.Э.Палкина, 1. Тел. (388-22) 2-31-50, 2-56-00 (факс)
e-mail:arbsyd@arb.gorny.ru http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Горно-Алтайск
25 июля 2011 года Дело № А02-681/2011
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Боркова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Часовниковой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела внутренних дел по городу Горно-Алтайску (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 649000, <...>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Империя» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: Республика Алтай, <...>) к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей:
Отдела внутренних дел по городу Горно-Алтайску – не явился, уведомлен;
общества с ограниченной ответственностью «Империя» – не явился, уведомлен;
установил:
Отдел внутренних дел по городу Горно-Алтайску (далее – ОВД по г. Горно-Алтайску) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Империя» (далее – ООО «Империя», общество) к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование своего заявления ОВД по г. Горно-Алтайску указал на нарушение обществом требований Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и ведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о государственном регулировании деятельности по организации и ведению азартных игр).
ООО «Империя» в отзыве на заявление требование ОВД по г. Горно-Алтайску не признало, указав, что заявителем не проверялись обстоятельства соответствия, либо не соответствия осуществляемой обществом деятельности порядку проведения Всероссийской негосударственной лотереи «Парад Лото». Общество считает, что доводы заявителя о квалификации как деятельности по проведению азартных игр противоречат фактическим обстоятельствам дела, поскольку действие Закона о государственном регулировании деятельности по организации и ведению азартных игр не распространяется на деятельность общества по организации и проведению лотерей.
В судебное заседание представители сторон не явились, хотя о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство общества о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя. Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным провести судебное заседание в отсутствии представителей сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 23.03.2011 на основании сообщений граждан, ОВД по г. Горно-Алтайску была проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего деятельность по организации и проведению азартных игр в развлекательном клубе «Феникс», принадлежащем ООО «Империя», расположенном по адресу: <...>. В ходе проверки установлено, что под видом распространения лотерейных билетов Всероссийской негосударственной комбинированной лотереи «Парад Лото» по указанному адресу обществом осуществлялась деятельность по организации азартных игр с использованием видеотерминалов (электронных аппаратов с видеоиграми без денежных выигрышей с различным программным обеспечением) визуально и функционально схожих с игровыми автоматами и работающими по принципу игровых автоматов без специального разрешения (лицензии).
По результатам проверки составлен протокол осмотра места происшествия от 23.03.2011, видеотерминалы в количестве 14 штук были изъяты.
Усмотрев в действиях ООО «Империя» признаки административного правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, ОВД по г. Горно-Алтайску составил протокол об административном правонарушении от 30.05.2011 и обратился в суд с заявлением о привлечении ООО ««Империя» к административной ответственности.
Оценивая процедуру привлечения к административной ответственности, суд отмечает следующее.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательна.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, посягающие на установленный государством порядок осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
В силу пункта 77 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), подлежит лицензированию.
На основании пункта 3 части 1 статьи 3 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
В соответствии со статьей 4 указанного закона азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
В соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон о лотереях):
- лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (пункт 1 статьи 2);
- выигрыш - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи; (пункт 2 статьи 2);
- розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши (пункт 4 статьи 2);
- проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (пункт 8 статьи 2);
- лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами (пункт 14 статьи 2).
Исходя из изложенных положений, определяющих понятие лотереи и азартной игры, а также, определяющих понятия лотерейного оборудования и игрового автомата суд приходит к следующим выводам.
Игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями являются прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша. Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры, их функции ограничены продажей лотерейных билетов и (или) выдачей денежного приза по выигрышным билетам.
В отличие от игрового автомата, на лотерейном автомате нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш, он определяется до проведения лотереи по правилам организатора лотереи.
Игровой автомат предполагает непосредственное участие игрока, его управление процессом игры, комбинацией символов. Суть азартной игры состоит в случайном выпадении последовательности условных символов, в зависимости от комбинации которых клиент либо теряет денежные средства, зачисленные на его баланс, либо его баланс увеличивается, то есть клиент получает выигрыш. Лицо самостоятельно управляет игрой при помощи нажатия клавиши клавиатуры. Сумма, оставшаяся на балансе клиента после окончания игры, выплачивается оператором клиенту. Клиент имеет право забрать зачисленные им средства в любое время, если на счете будет положительный баланс.
Напротив, проведение лотереи не допускает участие физического лица в качестве лица, определяющего условия выпадения выигрышной комбинации, данное лицо не может влиять на проведение лотереи, не может управлять лотерейным оборудованием.
Игровой автомат предполагает наличие в его корпусе устройства, определяющее выигрыш случайным образом без участия организатора азартных игр или его работников.
Из материалов дела видно, что в развлекательном клубе «Феникс», принадлежащем ООО «Империя» по адресу: <...> клиент самостоятельно определяет денежную сумму, подлежащую внесению в автомат, в качестве бонусных балов по соотношению 1 рубль - 1 балл. Введение в развлекательный терминал бонусных баллов осуществляется работниками общества, после чего определение выигрышной комбинации символов и размера выигрыша не зависит от работников общества. Физическое лицо после зачисления бонусных баллов лично путем манипуляций клавишами на развлекательном терминале может фиксировать определенные комбинации, увеличивать количество бонусных баллов и суммы выигрыша.
В случае выигрышной комбинации на мониторе развлекательного терминала высвечиваются определенные цифровые символы, обозначающие сумму набранных баллов, которые работники общества выплачивают посетителю наличными денежными средствами в соотношении 1 рубль- - 1 цифровой символ (балл).
Таким образом, управление процессом определения выигрышной комбинации участником лотереи, а не работником общества, зачисление баллов в автомат, которые в последующем формируют сумму выигрыша и непосредственно влияют на его размер, а также возможность участника забрать выигрыш в любой момент, свидетельствуют о наличии признаков азартной игры.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что деятельность, которую фактически осуществляет ООО «Империя» не соответствует понятию лотереи, установленному Законом о лотереях.
В соответствии со статьей 3 Закона о лотереях:
тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей;
бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет;
комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи;
Вместе с тем, посетители заведения ООО «Империя», играют за определенную плату на развлекательных терминалах, что дает право получить денежный выигрыш при использовании установленного в помещении оборудования. При посещении указанного клуба оператор-кассир предлагает посетителям приобрести полиграфическую продукцию - лотерейные билеты, стоимость которых является количеством баллов в соотношении 1 рубль-1 балл. Указанные цифровые символы являются количеством баллов, которые работником общества зачисляются в видеотерминалы, которые выбрали для игры посетители.
В материалах дела имеется протокол исследования Федерального государственного учреждения «Новосибирского центра стандартизации, метрологии и сертификации» от 22.04.2011, согласно которому все единицы оборудования, изъятые в ходе осмотра места происшествия, представляет собой аппаратно- программные комплексы лотерейного назначения, в которых установлено программное обеспечение, принцип работы которого основан на программной генерации случайных чисел, без участия оператора с последующей визуализацией результата на видеомониторе аппаратно- программных комплексов.
Таким образом, основными признаками, позволяющими отличить игровое оборудование от лотерейного, являются его использование для проведения азартных игр и случайное определение материального выигрыша без участия организатора азартных игр или его работников.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что фактически ООО «Империя» осуществляет деятельность по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов под прикрытием деятельности по проведению стимулирующей лотереи.
Оборудование, использованное обществом, имеет блок управления с заложенной программой, определяющей результаты игры на нем. Участник игры, используя оборудование при помощи специальной компьютерной программы, играя, определяет свои призовые очки. Фактически возможность стать участником лотереи обусловлена внесением наличных денежных средств и заключением соглашения о возможности выигрыша, основанном на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры.
Судом установлено, что находящееся развлекательном клубе ООО «Империя», расположенном по адресу <...>, оборудование используется обществом для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом с помощью устройства, находящегося внутри корпуса оборудования без участия организатора азартных игр или его работников, в связи с чем, названное оборудование по своей сути является игровыми автоматами и не может считаться устройствами для проведения стимулирующей лотереи.
Данный факт свидетельствует об осуществлении обществом в нарушение требований законодательства деятельности по организации и проведению азартных игр с помощью игрового оборудования без выданного в установленном порядке специального разрешения (лицензии), что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доказательств того, что ООО «Империя» предпринимались зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат, что указывает на наличие вины в совершении административного правонарушения.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, суд не может привлечь общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с тем, что к моменту рассмотрения настоящего заявления административного органа истек срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ.
В пункте 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.07.2010 № 15-п указано, что впредь до внесения федеральным законодателем – в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных в настоящем постановлении, - необходимых изменений в действующее правовое регулирование давность привлечения к административной ответственности в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 4.5 КоАП РФ, должна исчисляться со дня совершения (обнаружения) правонарушения.
Аналогичная позиция изложена в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2010 № 140 «О некоторых вопросах, возникших в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.04.2010 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».
Днем обнаружения вменяемого обществу административного правонарушения является дата проведения проверки, то есть 23.03.2011 (протокол осмотра места происшествия).
Поскольку последним днем окончания срока давности для привлечения общества к административной ответственности является 23.06.2011, предусмотренный статьей 4.5 КоАП трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент рассмотрения спора судом истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования заявителя.
В силу части 3 статьи. 26.6 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, по окончании рассмотрения дела обязаны принять решение о вещественных доказательствах.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 15.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд возвращает видеотерминалы в количестве 14 штук; ключи от лотерейных терминалов в количестве 1 шт., системный блок в количестве 1 шт., изъятые по протоколу осмотра места происшествия от 23.03.2011, следует возвратить законному владельцу.
Вопрос о судебных расходах суд не разрешает, поскольку данная категория споров государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления Отдела внутренних дел по г. Горно-Алтайску (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 649000, <...>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Империя» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: Республика Алтай, <...>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Империя» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: Республика Алтай, <...>), изъятые по протоколу осмотра места происшествия от 23.03.2011:
- лотерейный терминал, серийный номер 090604864;
- лотерейный терминал, серийный номер 090602022;
- лотерейный терминал, серийный номер 090602019;
- лотерейный терминал, серийный номер 090602024;
- лотерейный терминал, серийный номер 090602013;
- лотерейный терминал, серийный номер 090602025;
- лотерейный терминал, серийный номер 090602070;
- лотерейный терминал, серийный номер 090602021;
- лотерейный терминал, серийный номер 090602079;
- лотерейный терминал, серийный номер 090602029;
- лотерейный терминал, серийный номер 091100616;
- лотерейный терминал, серийный номер 100502187;
- лотерейный терминал, серийный номер 100502188;
- лотерейный терминал, серийный номер 091100619;
- ключи от лотерейных терминалов;
-системный блок;
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья Борков А.А.