ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-741/08 от 28.07.2008 АС Республики Алтай

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ 

  649000, г.Горно-Алтайск, ул.Э.Палкина, 1. Тел. 8-38822 2-23-02

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Горно-Алтайск Дело № А02-741/2008г.

28 июля 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2008 года. Решение в окончательной форме изготовлено 31 июля 2008 года.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Микьянец Л.Я., при ведении протокола помощником судьи Чертковым С.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, судебному приставу исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Прохоровой Яне Владимировне, при участии в деле третьего лица Индивидуального предпринимателя Ловчиковой Ирины Сергеевны о признании незаконными решения о взыскании исполнительского сбора и постановления о взыскании исполнительского сбора от 11.07.2008г.,

при участии представителей:

заявителя – Кречетовой Н.Ю., главного специалиста-эксперта, доверенность в деле, Федотова С.Н., начальника отдела правового обеспечения, доверенность в деле,

ответчика – Прохоровой Я.В., судебного пристава-исполнителя, сл. удостоверение № ТО 101176, Ходневой О.П., представителя, доверенность в деле, Харетоненко А.Д., представитель, доверенность в деле,

третьего лица – Солодюк В.А., представитель, доверенность в деле,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай (далее по тексту – УФРС по РА, должник) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с требованиями к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай (далее УФССП по РА), судебному приставу-исполнителю Прохоровой Я.В. о признании незаконными решения о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 руб. и постановления о взыскании исполнительского сбора от 11.07.2008г.

В заявлении УФРС по РА указало, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Алтай от 01.02.2008г. по делу № А02-1205/2007 на заявителя была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ловчиковой И.С. путем проведения на основании вступившего в законную силу судебного акта государственной регистрации прав в порядке и сроки, установленные Федеральным Законом № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о регистрации). Фактически указанное решение было исполнено. По смыслу Закона о регистрации в целях исполнения решения суда государственный регистратор должен принять документы от заявителя, провести их правовую экспертизу, и принять решение о государственной регистрации права или об отказе в регистрации права. Так, государственным регистратором Чойского сектора Майминского отдела Управления были приняты от Ловчиковой И.С. документы на государственную регистрацию права собственности на земельнывй участок. При приеме документов Ловчикова в соответствии со статьей 53 Административного регламента исполнения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минюста России от 14.09.2006г. № 293, была предупреждена о причинах, установленных государственным регистратором, неустранение которых в месячный срок может явиться основанием для отказа в государственной регистрации заявленного права. При проведении правовой экспертизы для проверки достоверности сведений, указанных в представленных Ловчиковой И.С. документах были направлены запросы о наличии водоохраной зоны на вышеуказанном земельном участке. В результате проведенной правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию и документов, представленных в качестве приложений к ответам на запросы, установлено, что Ловчиковой И.С. на государственную регистрацию был представлен кадастровый план земельного участка № 03/07-202 от 28.03.2007г. не отвечающий требованиям Закона о регистрации и не содержащий сведений о наличии на участке водоохраной зоны. Также было установлено, что в договоре купли-продажи земельного участка не указаны сведения о наличии данного ограничения. Ввиду изложенного результатом проведения функции по государственной регистрации явился отказ в государственной регистрации права, о чем Ловчикова И.С. была надлежащим образом уведомлена сообщением от 05.04.2008г. В связи с этим заявитель считает решение суда от 01.02.2008г. исполненным надлежащим образом.

Заявитель также указал, что в соответствии со статьей 2 Закона о регистрации зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд, арбитражный суд. Какой-либо иной порядок отмены решения, принятого государственным регистратором, действующее законодательство не предусматривает. Поэтому в настоящее время отменить решение об отказе в государственной регистрации от 05.04.2008г. можно только в судебном порядке. Данные обстоятельства были известны ответчику, однако 11.07.2008г. судебным приставом-исполнителем было принято решение о взыскании исполнительского сбора в сумме 5000 руб., которое мотивировано тем, что, по мнению пристава, решение суда от 01.02.2008г. не исполнено.

Ответчик в отзыве на заявление требование заявителя не признал, указал, что 10.06.2008г. на основании исполнительного листа Арбитражного суда Республики Алтай № 032080 от 05.03.2008г. было возбуждено исполнительное производство. Должник о возбуждении исполнительного производства был уведомлен. 26.06.2008г. судебным приставом-исполнителем было получено определение о разъяснении судебного акта, в котором четко указано судом, что в решении от 01.02.2008г. по делу № А02-1205/2007г. установлена обязанность УФРС по РА устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ловчиковой И.С. Данная обязанность выражается в проведении УФРС по РА государственной регистрации права собственности Ловчиковой И.С. на земельный участок в месячный срок путем внесения записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно судебного решения возможность повторного отказа в государственной регистрации права не предусмотрена. Поэтому решение суда от 01.02.2008г. УФРС по РА не исполнено и постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено приставом правомерно, в соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Третье лицо – индивидуальный предприниматель Ловчикова И.С. в лице уполномоченного представителя просила в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на то, что решение суда не исполнено, а действия судебного пристава правомерны.

В судебном заседании представители заявителя настаивали на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы заявления. Представители ответчика требования заявителя не признали. Представитель третьего лица просил в удовлетворении требований заявителя отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявление УФРС по РА удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ и статьями 197-200, 329 АПК РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) могут быть признаны судом недействительным, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Из материалов дела видно, что решением от 1 февраля 2008 года по делу № А02-1205/2007 года Арбитражный суд Республики Алтай признал незаконным решение Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай об отказе в государственной регистрации права собственности Ловчиковой Ирины Сергеевны на земельный участок: кадастровый номер 04:02:060201:0001, площадью 2.0 га, расположенный по адресу: Республика Алтай, Чойский район, урочище Уймень, туристическая база «Альбаган», изложенное в сообщении от 20.11.2007г. № 02/037/2007-144, а также обязал Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ловчиковой Ирины Сергеевны путем проведения на основании вступившего в законную силу судебного акта государственной регистрации прав в порядке и сроки, установленные Законом о регистрации. Решение суда вступило в законную силу. Заявителю был выдан исполнительный лист № 032080 от 05.03.2008г.

10.06.2008г. по указанному исполнительному документу постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела УФССП по РА Прохоровой Я.В. в отношении должника – УФРС по РА было возбуждено исполнительное производство № 12/1711/458/8/2008. Предмет исполнения: обязание Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ловчиковой Ирины Сергеевны путем проведения на основании вступившего в законную силу судебного акта государственной регистрации прав в порядке и сроки, установленные Законом о регистрации. Указанное постановление было вручено должнику под расписку 10.06.2008г.

11.07.2008г. судебным приставом – исполнителем было вынесено постановление о взыскании с УФРС по РА исполнительского сбора в размере 5000 руб.

Не согласившись с данным постановлением УФРС по РА обратилось в Арбитражный суд РА с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 200 частью 4 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с частью 11 указанной статьи судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Из указанных норм следует, что основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является неисполнение требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Исполнительский сбор не подлежит взысканию, является предоставление должником доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112).

Оценивая доводы заявителя о фактическом исполнении требований исполнительного документа суд отмечает следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ в случае удовлетворения требований заявителя в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Как следует из судебного акта по делу № А02-1205/2007г., суд при вынесении решения от 01.02.2008г. пришел к выводу о неправомерности отказа в государственной регистрации права собственности Ловчиковой И.С. на земельный участок по изложенным в оспариваемом акте мотивам и признал решение об отказе в государственной регистрации прав незаконным. Каких-либо иных доводов в обоснование невозможности проведения государственной регистрации права собственности Ловчиковой И.С. ответчиком суду представлено не было, поэтому суд в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Ловчиковой И.С. суд в порядке статьи 201 АПК РФ обязал Управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Ловчиковой И.С. путем проведения на основании вступившего в законную силу судебного акта государственной регистрации прав в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

23 мая 2008 года по заявлениям судебного пристава-исполнителя Чойского районного отдела УФССП по РА Терехиной Л.А. и Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай судом вынесено определение о разъяснении судебного акта. В данном определении сторонам разъяснено, что государственная регистрация права собственности Ловчиковой И.С. на земельный участок: кадастровый 04:02:060201:0001 площадью 2,0 га категория земель – земли особо охраняемых территорий, расположенный по адресу: Республика Алтай, Чойский район, урочище Уймень, туристическая база «Альбаган» должна быть проведена в месячный срок путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав и совершения надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Суд также учитывает, что согласно статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В силу части 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 12 Закона о регистрации). Порядок проведения государственной регистрации установлен статьей 13 Закона о регистрации. Согласно указанной статьи государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

1) прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

2) правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

3) внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

4) совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации.

Из указанных норм следует, что государственной регистрацией является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество посредством внесения соответствующих записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Поэтому о проведении государственной регистрации можно говорить только в случае внесения соответствующих записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, а не в случае отказа в регистрации права.

При таких обстоятельствах единственным доказательством исполнения решения суда от 01.02.2008г. по делу № А02-1205/2007г. в виде устранения допущенных нарушения прав и законных интересов Ловчиковой Ирины Сергеевны путем проведения на основании вступившего в законную силу судебного акта государственной регистрации прав в порядке и сроки, установленные Законом о регистрации, является внесение соответствующей записи о праве Ловчиковой И.С. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Поэтому доводы должника о том, что решение об отказе в государственной регистрации права собственности Ловчиковой И.С. от 05.04.2008г. за № 02/037/2007-144 подтверждает фактическое исполнение решения суда от 01.02.2008г., суд во внимание не принимает, как несостоятельные.

Из смысла пунктов 19 – 25 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утвержденных Приказом Росрегистрации от 07.06.2007г. № 112, и которые использует в работе УФРС по РА, следует, что в случае признания отказа в государственной регистрации незаконным, государственную регистрациюю следует осуществлять на основании имеющихся в деле документов, при этом решение суда следует указывать в качестве одного из оснований для государственной регистрации. Возможность повторного отказа в государственной регистрации методическими рекомендациями не предусмотрена.

Судом также дана оценка доводам УФРС по РА о том, что должник не имеет возможности исполнить решение суда, поскольку принятое им решение об отказе в государственной регистрации права от 05.04.2008г. согласно статьи 20 Закона о регистрации может быть отменено только в судебном порядке.

В силу статьи 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно статье 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Согласно части 5 статьи 320 Кодекса в исполнительном листе указывается резолютивная часть судебного акта.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм судебный пристав исполнитель в процессе принудительного исполнения судебного акта должен требовать исполнения его в точном соответствии с выданным исполнительным листом.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Согласно статьи 14 указанного закона решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Указанный закон не содержит конкретных оснований, при которых исполнение исполнительного документа невозможно, поэтому при оценке доводов УФРС по РА суд руководствуется общими положениями гражданского законодательства.

Как было указано выше, исполнение решения суда по делу № А02-1205/2007г. состоит в проведении государственной регистрации права собственности Ловчиковой И.С. путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

Наличие повторного отказа в государственной регистрации права от 05.04.2008г. не свидетельствует о невозможности исполнения судебного акта о регистрации права собственности и не освобождает должника от совершения указанных действий, поскольку данное решение об отказе в государственной регистрации вынесено самим должником, а не вызвано какими-либо обстоятельствами, не зависящими от воли сторон (статья 416 ГК РФ), либо чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами (непреодолимая сила) согласно статьи 401 ГК РФ.

Доводы заявителя о том, что в резолютивной части определения Арбитражного суда Республики Алтай от 23 мая 2008 года о разъяснении судебного акта по делу № А02-1205/2007г. следует возможность вынесения отказа в регистрации права при выявлении других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав суд признает несостоятельными, поскольку в решении об отказе в государственной регистрации от 05.04.2008г. УФРС по РА указано то же самое обстоятельство, которое были предметом рассмотрения суда по делу № А02-1205/2007г. дополнив ссылками на вновь полученные документы, каких-либо иных оснований для отказа в государственной регистрации Управлением не приведено.

Какие-либо доказательства подтверждающие уважительность причин неисполнения судебного акта должник в соответствии с пунктом 7 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 13-П от 30.07.2001 не представил.

Прочие доводы заявителя суд не оценивает ввиду их несущественности.

На основании изложенного суд отказывает Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай в удовлетворении заявленного требования.

Вопрос о судебных расходах суд не разрешает, поскольку данная категория дел пошлиной не облагается в соответствии со ст. 329 ч.2 АПК РФ и ст. 333.36 п.1.7 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 201, 329 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, судебному приставу исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Прохоровой Яне Владимировне о признании незаконными решения о взыскании исполнительского сбора и постановления о взыскании исполнительского сбора от 11.07.2008г. отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Алтай

Судья Л.Я. Микьянец